Статья «Погружение в эпоху» как средство повышения мотивации к учению».
статья по литературе (9 класс) на тему

Трухина Елена Леонидовна

Погружение в историческую эпоху как средство повышения мотивации к учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                ГБОУ г. Москвы «Школа №1929»

                                                                Исмагилова Е.В.

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                ГБОУ г. Москвы «Школа №1929»

                                                                Трухина Е.Л.

«Погружение в эпоху» как средство повышения мотивации к учению».

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать.

                                                                                                             И.А.Гончаров

           Дети, как известно, энергичны и любопытны.  Правда, часто их энергия и интерес лежат в сферах, удаленных от культурных, исторических и литературных традиций.  При этом методика насильственного окультуривания редко приносит положительные результаты: объект воздействия категорически отказывается от всего, что ему кажется насаждаемым. Задача педагога заключается в том, чтобы превратить ученика из объекта обучения в субъекта познания, так сказать «HOMO POZNANIES».

           Четыре года назад нам пришла мысль использовать желание детей быть актерами, выступать на сцене и, как следствие, быть замеченными, оцененными и успешными. Причем практика показала, что участвовать хотят все: и те, кто об этом публично заявляет, и те, кто не менее публично от участия отказывается.  Из этого родилась идея провести весеннее (итоговое) мероприятие, которое обобщило бы все изученное за год. А так как работали мы на тот момент в девятых классах, то решено было «погрузиться» в эпоху первой половины 19 века. Первые приготовления, репетиции, собрания творческого коллектива показали, что участвовать в погружении желают не только наши девятиклассники, но и их разновозрастные приятели. Так мероприятие из камерного превратилось в общешкольное. Идею с удовольствием поддержали все наши коллеги.

 Сначала была создана общая концепция погружения, с учетом целей и задач данного мероприятия.  Каждый педагог выбрал для себя ту область науки, искусства, литературы, политики, обществознания, которая особенно близка и интересна лично ему (в определенных временных рамках).  После чего был написан сценарий «Люблю девятнадцатый век…» Работа закипела. Роли распределены,  репетиции начались, гримеры, костюмеры, декораторы, музыканты захлопотали…

В назначенный день вся школа превратилась в театр: в одном кабинете воспитанницы Института благородных девиц изучали правила хорошего тона, в другом мудрая тетушка учила своих юных племянниц  уму-разуму, в кабинете истории наполеоновские генералы строили не менее «наполеоновские» планы, а в рекреации в это время русская армии, народное ополчение и партизаны Дениса Давыдова готовились дать врагу отпор. На четвертом этаже был открыт филиал Царскосельского лицея, где воспитанники прилежно погружались в тонкости чистописания и каллиграфии и решали задачи из знаменитого учебника арифметики. Рядом располагался литературный кружок «Зелёная лампа», где передовая молодежь обсуждала только что вышедшие книги и статьи. На втором этаже работал салон  мадам Жюли, где всем желающим делали прически того времени. Из музыкального салона доносились прекрасные звуки русского романса. Всего и не перечислить. Кульминацией погружения стала литературно-музыкальная композиция «На балу». Отрывки из различных произведений 19 века стали единым сценарием. Учащиеся на только разыгрывали сцены из произведений, но и читали стихи авторов того времени, танцевали модные в то время танцы, демонстрировали моду 19 века. Артисты покорили зрителей своей грацией, манерами, знанием материала. А в танцах принимали участие все желающие, потому что заранее были проведены мастер-классы для всех.

Результат  мероприятия удивил всех: история, литература, музыка, живопись, политика девятнадцатого века вызвали неподдельный интерес учащихся, подтолкнули ребят к углубленному, самостоятельному изучению материала. Родителя, видя искреннюю увлеченность своих детей, сами заинтересовались происходящим и оказали большую помощь в организации праздника. Так родилась традиция ежегодного погружения в ту или иную эпоху.

В год семидесятилетия Победы состоялось масштабное погружение в суровые годы войны.  В мероприятии приняли участие не только ученики и учителя нашей школы, но и жители микрорайона, так как одной из сценических площадок стал школьный двор. Действие получилось трогательным, эмоционально насыщенным, вызвавшим искренний отклик всех присутствовавших.

           В этом году нами для погружения в эпоху были выбраны сложные тридцатые годы 20 века. Теперь уже нам не приходится искать артистов, уговаривать ребят изучать материал, делать презентации, мини-фильмы, рисовать декорации. От желающих нет отбоя. Чего только не увидели многочисленные зрители. Они посетили кинотеатр «Ударник», где посмотрели первые советские мультфильмы, посидели в буфете кинотеатра, угостились лимонадом и конфетами «Пионер», «Футбол» и «Рачки». Были в клубе Осоавиахима и познакомились с женщинами-летчицами тех лет. Вместе с Чкаловым совершили перелет в Америку, побывали даже в Чикаго. Старшеклассники поприсутствовали на виртуальной дискуссии между Н.Вавиловым и А.Лысенко. С удовольствием учащиеся 5-6 классов изучили тогдашние новинки военной техники. Не остались без внимания и грандиозные стройки первых пятилеток, и пионерское движение, и комсомол.

Итогом стала литературно-музыкальная композиция, написанная по произведениям писателей-сатириков 30 годов. На этот раз зрителей потрясли танцы (чарльстон и буги-вуги), которые ребята исполняли с большим мастерством.

           Тематика очередного погружения пока не определена, но то, что оно состоится – это, несомненно.  Уже сейчас учащиеся интересуются нашими планами и предлагают свои идеи.

Ян  Амос Коменский писал: «Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей».  На наш взгляд, погружение в эпоху и есть  такое средство, которое позволяет нашим учащимся ощутить вкус к учению, пробудить их души и сердца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики и информатики"

Работая учителем математики и информатики, применяя IT-технологии на уроках, добиваюсь хороших знаний по предмету, потому что признаю сквозное преподавание математики и информатики с 5-ого по 11-ые кл...

«Погружение в эпоху» как средство повышения мотивации к учению».

В статье дано краткое описание использования технологии "погружения в эпоху как средства повышения интереса учащихся к самостоятельному, углубленному изучению  предмета "...

Статья на тему "Игра как средство повышения мотивации в учебном процессе"

Методическая разработка на тему применения игровых технологий в образовательном процессе...

Статья «Использование QR-кода как средства повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка»

Использование QR- кода на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации обучающихся...

Статья на тему: Домашние задания как средство повышения мотивации учения в 5 – 6 классах

В работе рассматривается проблема низкой мотивации у современных подростков. Описаны отличия современных подростков и их предшественников в процессе обучения. Приводятся аргументы,почему сейчас можно ...