Статья на тему: Домашние задания как средство повышения мотивации учения в 5 – 6 классах
статья по математике (5, 6, 7 класс)

Ковалёв Сергей Дмитриевич

В работе рассматривается проблема низкой мотивации у современных подростков. Описаны отличия современных подростков и их предшественников в процессе обучения. Приводятся аргументы,почему сейчас можно услышать от детей фразу,что учиться не интересно или даже не нужно.В качестве мотивации обучения мной предлагается, один из составляющих процесса обучения - домашние задания.

С учетом возрастных особенностей подростков , предлагаются виды различных домашних заданий,чтобы сделать учебный процесс гораздо интереснее.  Все домашние задания были лично опробированы и показали положительные результаты,после их использования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ковалёв Сергей Дмитриевич,

Учитель математики ГБОУ гимназия № 524

Московского района Санкт – Петербурга

Домашние задания как средство повышения мотивации

учения в 5 – 6 классах

В.А. Сухомлинский говорил: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

Сложно не согласиться с высказыванием известного педагога. Уже приходя на первые педагогические практики в школу, будущие учителя моментально убеждаются в этом. Молодой учитель быстро начинает замечать следующее. Как бы интересно и разнообразно не был выстроен урок, какие бы приемы донесения знаний до каждого ребенка не были бы задействованы, пока сам ученик не осознаёт, что образование и получение знаний — это личностно важный жизненный этап, который необходимо преодолеть, положительная мотивация учения не проявляет себя.  

В современном обществе происходят непрерывные и стремительные изменения. Такие изменения касаются всех сфер, в том числе, и образования. В связи с этим ярко и по-новому проявляют себя многие проблемы. Среди этих проблем остро стоят такие проблемы, как: низкая успеваемость, отрицательное, а порой даже негативное отношение к учёбе, нежелание узнавать новое и просто отсутствие личностного роста и развития, а, главное, заинтересованности в этом. В условиях низкой мотивации учения невозможно достижение высоких образовательных результатов. Это особенно важно по той причине, что сегодня отдельно выделяется группа личностных образовательных результатов, которые непосредственно обусловлены развитием внутренней глубинной мотивации учения у школьников. Поэтому и современные учёные уделяют изучению проблемы мотивации учения особое значение, стремясь учесть современный контекст проблемы. Мотивацию учения можно рассматривать в качестве важнейшего основания для достижения высокого уровня всех групп образовательных результатов.

В отечественной науке мотивация учения рассматривается как динамический и развивающийся сложный психический конструкт, состоящий из побуждения, смысла, мотива, цели, интереса, их качественных характеристик и отношения, проявляющихся в специфической деятельности – учении.

Проблема мотивации учения активно рассматривается не только отечественными, но и зарубежными учёными. Занимаясь данной проблематикой, большинство учёных подчёркивают следующие важнейшие аспекты проблемы. Отношение детей к учению напрямую зависит от сформированности готовности и способности к осуществлению учебной деятельности в целом. Если ребенок элементарно не умеет учиться, то сложно говорить о серьезных изменениях в его учебной мотивации. Особенности такой мотивации зависят также и от многих других обстоятельств, например, конкретного учебного предмета, конкретной ситуации. Однако исследователи отмечают: следует помнить, что способность учиться характерна для любого ученика. А вот, в какой мере она проявится и будет развита, зависит не только от ученика, но и действий, предпринимаемых учителем. При этом очень важно предоставлять ребенку определенную степень свободы и самостоятельности. Также при поиске путей повышения учебной мотивации необходимо учитывать особенности возраста ребенка. Особенности учебной мотивации в различные возрастные периоды отличаются. В младшем школьном возрасте, например, происходит преобразование просто познавательных мотивов в учебно-познавательные, среди социальных мотивов на первое место выходит желание получить одобрение от взрослых. Для среднего старшего возраста характерно укрепление учебно-познавательных мотивов, на первый план выходят мотивы общения со сверстниками, деятельность подростка приобретает способность быть многозадачной. В старших классах учебно-познавательные мотивы укрепляются уже за счет усложнения и усиления методологической составляющей обучения, на первый план выходят мотивы самообразования, которые обусловлены значимостью выбора профессии и соответствующего дальнейшего образовательного маршрута.

Роль учителей в этом процессе всё более и более сводится к помощи ученику, его сопровождению. При этом, акцент необходимо делать не только и не столько на получении знаний, но, главным образом, на становлении и развитии личности и индивидуальности учащихся.  

Отличия учебной мотивации у нынешних учеников и учеников прошлого тысячелетия очень легко просматриваются. Большинство из них связаны с тем, что в системе школьного образования ожидают новые результаты, а именно: в национальном проекте «Образование»,отмечается, что за период 2019-2024 годов российское школьное образование должно выполнить следующие задачи. Первая задача — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, в частности, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Вторая — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. 

 Другой фактор, который позволяет говорить, что нынешняя мотивация учения подростков отличается от мотивации учения подростков прошлых лет, заключается в том, что современный школьник – это другой школьник, и что у него другие причины мотивации учения или отсутствия её, другие увлечения и интересы, иначе выстроены взаимодействия между сверстниками, родителями и учителями, и изменён процесс обучения. Как педагоги, так и психологи, отмечают, что одной из проблем современных школьников является так называемая проблема отчуждения учебной деятельности. Причем, эта проблема усугубляется в процессе взросления ребенка. Даже у современных первоклассников наблюдается стремительный процесс углубления проблемы отчуждения. Это обстоятельство также важно учитывать в процессе изучения путей повышения учебной мотивации школьников.

Одним из возможных способов повышения учебной мотивации у современных подростков могут выступать домашние задания. Основным назначением которых является углубление знаний и умений, полученных на уроках, а также предотвращение их забывания, развитие индивидуальных склонностей, дарований и способностей учеников. Помимо этого, разнообразие домашних заданий по их видам, формам организации и дидактическим целям, на наш взгляд, влияет и на становление таких сторон личности, как самодисциплина, чувство долга, силы воли и ответственности. При правильном подходе к формированию и выдаче домашнего задания, использование разнообразных их форм и видов, а так же учет возрастных особенностей подростков и того окружения, в котором они растут, может оказаться действенным инструментом повышения учебной мотивации учащихся.

Анализ педагогических и методических источников позволяет охарактеризовать основные дидактические составляющие домашнего задания, которые соответствуют основным компонентам образовательного процесса: цель, содержание, средства, методы выполнения, ожидаемые результаты и способы диагностики и контроля результативности.

Для нас представляет интерес рассмотрение видов домашних заданий в зависимости от их ведущей цели. Такую классификацию предлагает О.А. Аракелян. В зависимости от цели исследователь называет следующие виды домашних заданий по:

-  закреплению практического и теоретического материала, объясненного учителем в классе;

 - повторению, дополнению и углублению полученной информации;

 - корректировке неусвоенного материала;

- по обобщению и систематизации учебного материала .

Н.Н. Поспелов [50] классифицирует виды домашних заданий, взяв за основу такой классификации цель учебной деятельности (Таблица 1):

Таблица 1. Классификация видов домашних заданий по Н.Н. Поспелову (основа классификации – цель учебной деятельности)

Цель учебной деятельности

Виды домашних заданий

Усвоение учебного материала

Изучение материала учебника с целью пересказа.

Изучение дополнительной информации (или из источников, или непосредственно из окружающей среды)

Усвоение знаний в их системе

Самостоятельное составление учебного плана и дальнейшее изложение материала по этому плану.

Задание на установление функциональной зависимости между событиями и фактами.

Формирование обобщения

Выделение в тексте главного и второстепенного материала, установление закономерностей,

Задания по составлению различных числовых и буквенных выражений, а также практическое их применение. Самостоятельное обобщение материала.

Применение знаний

Домашние эксперименты; практические, исследовательские работы.

Практические задания по материалам урока, направленные на использование материала современности, требующие от учащихся творчества.

Формирование научного мировоззрения и нравственное воспитание учащихся

Конкретизация и иллюстрация сформулированного положения.

Изучение явлений в развитии.

Выдвижение идеи и ее аргументация.

Контроль знаний учащихся

Устные и письменные ответы на вопросы.

Составление рецензий и аннотаций.

Домашние сочинения.

Решение нетипичных и нестандартных задач.

Исследователи, изучающие проблему домашних заданий, отмечают также и то, что феномен домашних заданий ценен еще и тем, что при их выполнении ученик получает возможность выполнить целый ряд видов работ, которые в условиях урока в принципе не выполнимы (например, длительная учебно-исследовательская деятельность, наблюдение за явлениями и предметами в реальной обстановке, подготовка докладов и сообщений, предполагающих знакомство с различными источниками информации и т.д.). Часто такие виды работ носят исключительно индивидуальный характер и требуют необходимости варьирования времени на их выполнение в зависимости от особенностей ребенка.

В своей статье предложен практический вариант решения проблем реализации возможностей домашних заданий в процессе повышения учебной мотивации выполнение на материале учебного предмета «математика». Ниже представлены виды домашних заданий для урока математики, с пояснениями, почему полезно их использовать учителям в своей практике

Таблица №2. Виды домашних заданий для повышения мотивации учения

Виды домашних заданий, способствующие повышению мотивации учения

Аргументация

1

Изучение фактов из дополнительных источников или из окружающей среды

Учащиеся сами добывают нужную информацию и перерабатывают её в рамках поставленного задания; тем самым учащиеся проявляют больше интереса к зданию, чем простому заданию по шаблону;

2

Самостоятельное составление заданий по различным предметным темам

Учащимся представляется возможность самостоятельно отобрать и создать задания для своего класса или микро группы, задания могут быть абсолютно разного типа, что что позволяет учащимся проявить фантазию, различные свои умения и способности, в том числе и творческие

3

Сочинение

Написание рассказа, повести или сочинения на любую тематику по предмету, например, «Математика в профессии моих родителей». Учащиеся проявляют фантазию, творчество, вкладывают свои души, мечтают. Предложенное задание в основном имеет положительные отклики от учащихся, так как эти задания позволяют выполнить его так, как желает сам ученик.

4

Межпредметные задания с применением знаний из реальной жизни

Именно эти задания показывают применимость полученных знаний в реальных условиях, позволяют абстрагироваться от «шаблона»; показывают широту применимости;

Также подобные задания помогают учащимся, сфера интереса которых лежит за пределами математики, использования знаний из интересующей области для выполнения задания по математике.

5

Творческие задания – доклады, презентации, спектакли и т.д.

Позволяют продемонстрировать творческий характер ученика, показать предмет или его часть со всем с другой стороны – не строгой

6

Проектные и исследовательские задания в различных формах

Более детальное погружение в учебный предмет; ученик в роли – создателя, творца

7

Групповые

Развивают коммуникативные способности подростков, позволяют реализовываться подростку среди сверстников

8

Индивидуальные и дифференцированные

Исходя из особенностей каждого ученика предлагаются задания лично для него, которые позволяют ученика расти в плане предмета; сложность заданий зависит от уровня подготовки ученика

9

Задания, в которых необходимо что-либо сделать своими руками (моделирование, конструирование, оригами и т. д)

Творческий потенциал ученика и его личностное мировоззрение.  Ученик проявляет фантазию, демонстрирует желание выполнять данный вид работы

10

Задания с применением мобильных гаджетов и интернета

Современный потребность настоящего, в которой ученики находятся с раннего детства и для них эта сфера привычна и приятна

Ниже представлена таблица№3 с описаниями общих особенностей подросткового возраста и рекомендации по домашним заданиям, для каждого из критерия возраста. Продолжением данной таблицы идёт такой же материал, но для  особенностей современных подростков.

Таблица 3. Особенности подросткового периода и рекомендации по домашним заданиям, с учётом выявленных особенностей 

Возрастные особенности подростков 11 – 14 лет

Требования (рекомендации) к домашним заданиям с учётом особенностей подросткового возраста

Общая характеристика

1

Избирательность внимания

Необычные, захватывающие задания; создание ситуаций нестандартного типа и преодоление сложности

2

Критичность

Задания, в которых необходимо продемонстрировать свою точку зрения; задания на рефлексию и обратную связь, где нет правильного и неправильного решения – ответа

3

Несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением

Задания с проблемной ситуацией; на нахождение сходств и различий; определять причину и следствие

4

Возможность самовыражения и самореализации

Такие задания, в которых необходимо что-либо сделать (составить), организовать самостоятельно; иногда позволять быть «ведущим или режиссёром»

5

Не осознание важности процесса обучения в целом и конкретной темы в предмете в частном

Предлагать задания, связанные с реальной жизнью, а точнее с применение знаний в реальных условиях

6

Активный поиск для подражания

Сочинения, рассуждения, доклады о том, что является для ученика символом правды, идеала, человечности и т.п.

7

Чувство зрелости и независимости от взрослых

Самостоятельная организация и придумка заданий любого типа

8

Потребность в общении со сверстниками

Групповые формы заданий, желательно такие, где у каждого ученика будет своя задача и цель, но вместе – единая цель

9

Половое созревание

Задания отдельно для девочек и мальчиков. А также допустимы задания для смешанных гендерных групп.

Характеристики современного подростка

1

Технологическая грамотность и использование Интернета в повседневной жизни

Задания в стиле современности, с использованием интернета и всяческих мобильных приложений

2

Менее амбициозны, тяжелы для подъёма при решении или создании чего-либо нового

Предлагать необычные, нестандартные, интересные, творческие задания

3

Кооперация

Работа в группах

4

Непонимание применимости знаний в реальной жизни

Задания, связанные с реальной жизнью и применением знаний для реальности

5

Клиповость мышления

Задания, связанные с рассуждением, дискуссиями, просмотрами поучительных и образовательных фильмов, мультфильмов, написание сочинение, рассуждений; не моментальные по выполнению задания – задания, на которых необходимо «остановиться, задуматься»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся" (с презентацией)

Педагогический совет на тему:  "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся" (с презентацией, рефлексией, выпиской из Протокола)...

Статья на тему: «Активные формы обучения при подготовке домашнего задания как средство повышения мотивации учеников в условиях школы-интерната»

В статье рассказывается о методах и приемах, используемых при подготовке домашнего задания для повышения мотивации обучения. Формы работы способствуют развитию внимания, памяти, мышления, снижают утом...

Статья на тему «Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы»

Статья для учителей русского языка и литературы...

Домашнее задание как средство повышения качества образования

Домашнее задание как средство повышения качества образования...

Статья "Метапредметные задания как средство повышения мотивации к изучению английского языка"

Данная статья описывает опыт учителя по теме, с которой работал на протяжении нескольких лет. Содержит как некоторые теоретические положения, так и описание своего практического опыта....

Статья по теме: «Интернет-ресурсы как средство повышения эффективности процесса обучения»

В статье рассматривается классификация интернет-ресурсов. Возможности их использования на уроках химии. Преимущества использования интернет-ресурсов в процессе обучения. Предложены ссылки на некоторые...

Статья на тему: "Внеклассная работа, как средство повышения интереса к химии".

Статья содержит занимательную игру по химии «Что? Где? Когда?»...