Материалы выступления на цикловой методической комиссии
учебно-методический материал по литературе на тему

Косарева Маргарита Вячеславовна

Материалы выступления на цикловой методической  комиссии :  "Применение  современных образовательных технологий для оптимизации учебного  процесса на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_tema.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Областное  государственное бюджетное  профессиональное  образовательное учреждение  «Смоленский  политехнический техникум»

                                          Д О К Л А Д

 

   «Применение  современных образовательных технологий для оптимизации учебного процесса на уроках русского языка и литературы».

                                                               Подготовила: Косарева М.В.

                                                               преподаватель русского языка и

                                                               литературы                            

 

                                                                                                                                                                             

                                                                                                     

                                Смоленск

                                  2016

                           

     В условиях  реализации ФГОС СПО к современному  образованию сегодня  предъявляются новые требования, основной целью которых  является  создание  условий  для самореализации личности  каждого  обучающегося, удовлетворения  его  образовательных  потребностей в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями.

Следовательно, в процессе  обучения  необходимо   создать такие  условия, чтобы  учебное  содержание  стало  предметом  активных  действий  обучающегося, усвоение  знаний было прочным и осознанным. При  этом  организовать не эпизодические  действия, а систему  учебных  действий, разрабатывая  задания дляобучающихся, ориентировать их на цель, организовать действия по мотивации  учебной  деятельности, включить в задания  самоконтроль и самооценку, чтобы обеспечить  организацию  учения как самоуправляемой  деятельности.

Поэтому передо мною  встала  проблема поиска  технологии  обучения, которая помогла  бы  решить  эти задачи. Такой технологией  считаю  модульное обучение, которое  базируется  на  деятельном  подходе к  обучению (П.А. Юцявичене, С.Я. Батышев, К.Я. Вазина и др.)

Технология проблемно-модульного обучения предполагает использование на практике полученных теоретических знаний.

Модульное обучение - дидактическая основа множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники; оно представляет собой разбивку учебных дисциплин на относительно небольшие составляющие - модули. Сущность модульного обучения рассматривается как метод, способ, тип обучения, а также как система и педагогическая технология.

При модульном обучении обучающийся является активным субъектом обучения, полноправным участником учебного процесса; также он активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям.

Модульное обучение является дидактической основой множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники и содержанием обучения.

Эффективность технологии модульного обучения связана с качеством учебного модуля и организационно - дидактической системой обучения.

Технология проблемно-модульного обучения позволяет сократить затраты на обучение, повысить гибкость организации учебного процесса и профессионально-педагогическую компетентность педагога; снизить зависимость качества обучения от уровня квалификации педагога, сократить затраты на разработку программ и учебных пособий,' повысить практическую направленность коммуникативного образования учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществить отбор и получение будущими квалифицированными рабочими и специалистами наиболее необходимой для будущей профессиональной деятельности информации.

Деятельностные педагогические технологии

Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию, активную или пассивную, в процессе овладения профессией/специальностью, занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Поэтому овладение профессиональными компетенциями требует организации непосредственной деятельности самих обучающихся. Решение этой проблемы связано с применением деятельностных педагогических технологий, которые можно классифицировать следующим образом:

репродуктивные педагогические технологии - предполагают организацию деятельности репродуктивного характера: алгоритмические действия или действия по точно описанным правилам, инструкциям, в известных условиях. Организационными формами обучения при этом являются: урок - лекция, комбинированный урок, урок - экскурсия, урок - семинар, типовой урок практического  обучения. Методы репродуктивного обучения: словесные, наглядные, практические; алгоритмизированное, программированное обучение, задания по инструкциям; самостоятельные работы на воспроизведение знаний, умений; самостоятельные работы на применение знаний на практике и т.д.

проблемно - развивающие педагогические технологии - технологии, которые требуют сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (применение методов проблемно - развивающего обучения) и переноса известных знаний и способов деятельности в новые ситуации. Организационными формами обучения являются: лекция - беседа, комбинированный урок, урок-экскурсия, урок - конференция, интегративный урок. Методами обучения являются: методы проблемно - развивающего обучения, методические приемы формирования творческого мышления, задания на применение знаний в нетиповых ситуациях; на изменение, дополнение, составление алгоритмов, инструкций, задания на перенос способов деятельности в новые условия, на составление таблиц и схем классификации, сравнения и систематизации; на анализ и обобщение. Задания проблемно - производственного характера.

эвристические педагогические технологии - предполагают организацию деятельности продуктивного характера, применение системы методов проблемно - развивающего обучения, заданий, направленных на поиск новых способов деятельности, требующих самостоятельности в принятии решений, проявлении творчества. Организационными формами обучения здесь являются: комбинированный урок, урок - конференция, творческое задание, конкурсная работа.  Методами обучения являются: методические приемы развития творческого мышления, задания на поиск информации для решения проблем, на самостоятельный поиск путей достижения цели, задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, в нетиповых ситуациях.

Поскольку любая педагогическая технология (технологии) как инструментарий достижения целей обучения связана с организационной формой, обусловлена особенностями личности, квалификацией педагога, совокупностью методов и методических приемов, то все эти факторы определяют выбор деятельностных педагогических технологий.

В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, одна из них – технология блочно-модульного обучения.

Важным условием перехода на модульное обучение считаю обучающихся работать самостоятельно. Только в этом случае модульные уроки будут проходить эффективно. Поэтому в своей работе использую элементы модульной технологии при изучении отдельных тем  курса, формируя у них тем самым навыки самостоятельной работы.

Обучающиеся  учатся самоорганизации и самоконтролю, учатся общаться и помогать друг другу. Эффективность обучения будет намного выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Мотивация обучения повышает интерес к предмету. 

Из положительных аспектов  данной технологии, я выделила для себя то, что в качестве  конечных результатов  учебно-воспитательного процесса  модульная технология  предполагает  развитие  познавательных, социальных, коммуникативных и профессионально-направленных  способностей  личности, формирование у каждого  обучающегося  необходимых  умений и навыков к самообразованию.

      Изучив  теоретические  основы  модульного обучения, разработала  методический  материал  для  проведения  занятий по модульной  технологии  с использованием  активных  форм и методов обучения, способствующих  активизации  познавательной  деятельности, реализовала и апробировала  модульные  занятия по русскому  языку, проанализировала  результативность  методической  системы.                                                                          

  Обоснование  актуальности  проблемы:

Ежегодно, в  первые  учебные  дни наравне с входным  контролем  знаний, провожу диагностику  познавательной  активности  обучающихся. Результаты  наблюдений  показывают, что у большинства  обучающихся  низкая  познавательная  активность, недостаточная  мотивация к обучению и тем более к самообразованию и как показывают результаты  входного контроля  знаний – низкий  уровень  знаний  по русскому  языку.

        Анализируя  результаты  входного контроля знаний и диагностику  познавательной деятельности  можно сделать  выводы о том, что качество  знаний  зависит от уровня  познавательной активности.

        Дальнейшим этапом  решения  педагогической  проблемы, активизации  познавательной  деятельности  обучающихся, стало  внедрение  технологии  модульного  обучения с использованием  активных  форм и методов  обучения в образовательный  процесс.

      Цель  модульного  обучения:  обеспечение  качества  знаний на уровне  государственного  стандарта  путём  активизации  познавательной  деятельности  обучающихся  в  условиях  реализации  модульного  обучения.

   

 Задачи:

1.        Создать условия  для повышения  мотивации к обучению;

2.        Создать условия, направленные  на саморазвитие  личности, создание  благоприятного  микроклимата  на занятиях;

3.        Активизировать  познавательную деятельность  обучающихся, что способствовало  бы  повышению  качества знаний.

Основная идея  модульного  обучения: обучающийся  должен  учиться сам, а преподаватель  обязан осуществлять  управление  его  учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Сердцевина модульного обучения – это учебный модуль, включающий блок информации, целевую программу действий обучающегося и рекомендации  преподавателя по ее реализации, формы контроля.

       В  модульной технологии используется  не только  самоконтроль, но и взаимный контроль  обучающихся и контроль  преподавателя.

       Для качества  усвоения знаний  в управлении процессом  обучения  объединила  два  взаимосвязанных  процесса:  организацию и контроль  учебной деятельности обучающихся. При организации учебной   деятельности на занятии:

- чётко ставлю  цели  обучения на каждом  занятии в соответствии с требованиями  государственного стандарта;

- содержание  обучения  представляю в объёме, достаточном для  достижения целей;

- учитываю  потребности  обучающихся;

- процесс обучения  строю  в соответствии с уровнем  подготовленности  обучающихся.

Процесс обучения  разбиваю  на несколько этапов:

1.        определение  исходного уровня  знаний  обучающихся, уточнение целей  обучения;

2.        выяснение  мотивации личности;

3.        усвоение  обучающимися общего плана учебной деятельности;

4.        собственно  учебная  деятельность;

5.        обобщение  изученного  материала;

6.        определение  итогового уровня знаний.

            После  завершения  работы с модулем  осуществляется  выходной  контроль, применяю  различные методы: письменные задания, тестирование, учебные карточки контроля самостоятельной и домашней работы, дифференцированные  задания  или задания различного уровня, чтобы стимулировать  деятельность всех  обучающихся.

          Реализуя, таким образом, принцип  модульного обучения, обеспечиваю достижения  обучающимися, поставленных целей через  интеграцию  различных видов и форм  обучения внутри  модуля.

           Особое внимание при изучении нового материала, закреплении и обобщении знаний уделяю  разнообразию форм самостоятельной  работы.

           В модульное  обучение  хорошо  вписывается вся система методов, приёмов и форм организации  учебно- познавательной деятельности  обучающихся.

        Это лекции, семинары, графические диктанты, практические работы, дидактические игры, обучающего и контролирующего характера.

       Введение  модулей  в учебный  процесс я осуществляю  постепенно. При  изучении первых тем курса  использую  традиционную  технологию обучения с  элементами  модульного  обучения.  Тему «Функциональные  стили речи», - изучаю  по модульной технологии. Мною  также разработаны  уроки-модули по темам: «Лексика и фразеология»,  «Самостоятельные части речи», «Сложные предложения».

Применяю  и по литературе  уроки  по блочным модульным технологиям, так как эти уроки становятся по-настоящему обучающими, развивающими и  и воспитывающими, так как для преподавателя становится главным не выявление уровня незнания учащихся, а формирование у них опыта управления собой в ходе учебной деятельности, в основном самостоятельной.

Блочно-модульная технология на уроках литературы по творчеству Ф.М.Достоевского.

Цели и задачи модуля:

1. Познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути писателя. 
2. Провести анализ художественного своеобразия
романа «Преступление и наказание».
3.
Рассмотреть социальные и филисифские истоки бунта Раскольникова. 
4. Дать анализ художественного и композиционного своеобразия романа
 «Преступление и наказание». Определить смысл теории Раскольникова и причины её краха.
5. Помочь
обучающимся  сформировать представление о значении образа «вечной Сонечкт».
6. Проверить полученные знания
обучающихся...

Ф.М. Достоевский (10ч) Жизнь и творчество.

1

Комбинированный урок.(2)

Знать о личности и судьбе писателя.

Уметь делать сообщение.

(презентацию)

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ

Социальные и философские истоки

Бунта Раскольникова

1

Комбинированный урок(2)

Знать содержание текста романа.

Уметь выявлять социальную и философскую основу романа.

Свободная работа с текстом произведения.

Смысл теории Раскольнткова; проблема

«сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и её опровержение в романе.

1

Комбинированный урок(2)

Знать сущность теории Раскольникова и причины её краха.

В чём заключено наказание преступника,

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации .

Подготовка вопросов для проведения дискусси «Личность Раскольникова».

1

Драматичность характера и судьбы Раскольникова.Сны Раскольнткова в раскрытии его характера.

1

Комбини рованный урок(2)

Знать содержание текста, жизненную позициюРаскольникова.

Уметь показать, как проходит герой путь испытания преступлением.

Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика .

«Их воскресила любовь». Страдание и очищение в романе. Символическое значение «вечной сонечки».

Зачётная работа по творчеству Ф.М.Достоевского.

1

Комбинированный урок(1)

Урок контроля(1)

Знать особенности анализа эпизода в произведении.

(«правда» Сони и «правда» Раскольникова)

 Анализ  эпилога.Знать текст романа,основные теретико-литературные понятия. Тест.

Анализ эпизода романа.

 

 

1

 

 

 

 

 

 Полностью переходить  на модульную  систему на 1 курсе  нельзя, так как обучающиеся  ещё недостаточно готовы к самостоятельной  учебно-познавательной  деятельности, имеют низкий уровень  необходимых  для этого знаний и ОУН. В своей  работе использую  информационно – компьютерные  технологии. ИКТ  открывает  совершенно новые технологические  варианты  обучения, связанные с уникальными  возможностями  техники. Тестирования,  презентации,  слайд – лекции – являются  мощным средством  повышения  эффективности обучения и воспитания. Использование  Интернет – ресурсов даёт  широкий  диапазон для  организации   проектной  деятельности обучающихся.

   Использование компьютерных технологий   способствует  развитию  самостоятельности  обучающихся  с учётом  индивидуального темпа их деятельности.

  Позитивная   динамика учебных  достижений  обучающихся. Для  оценивания  эффективности  модульного  обучения я использую  данные  анкетирования, сравнительные  результаты по качеству  образования. Обучающиеся  отметили, что работая по блочно-модульной технологии, они научились: самостоятельно конспектировать, работать сосхемам, таблицами – составлять  структурированный конспект исходя из текста модуля;

- определять уровень своих знаний;

- лучше ориентироваться в своих конспектах, т.к. они сами их составляли;

-систематизировать и углублять свои знания;

- осуществлять взаимопроверку и самопроверку знаний;

-рассуждать, делать выводы.

       Также  обучающие считают, что работая  по модульной технологии                              1) лучше  можно  подготовиться к контрольной работе, 2) приятно знать  материал на уровне С 3) не отставать от группы при болезни.

    Оценка  эффективности  модульного  обучения  через  психическое  состояние  обучающихся.

На занятиях  по блочно-модульной  технологии обучающимся нравится:

- самостоятельная  проработка  новых знаний; справедливая  оценка знаний; творческая атмосфера; доброжелательное  отношение со  стороны  преподавателя; быть в роли консультанта.

Эффективность  методической системы:

- динамика  роста  качества  знаний  каждого  обучающегося;

- сформированность положительной  учебной мотивации всей  группы  обучающихся;

- готовность  студентов к саморазвитию через  самостоятельную  деятельность;

- увеличилось  количество  обучающихся, работающих над мини-проектом,  повысился  уровень  работы в команде.

      Занятия  по русскому  языку  и литературе  проходят в рамках  обучающей и развивающей  среды, которая  формирует у обучающихся  общие  компетенции, которые  являются  фундаментом в развитии  профессиональных компетенций.

  Опыт  работы  по использованию  элементов  модульной  технологии был систематизирован и обобщён.

 

 Наряду с традиционной  технологией  обучения в дальнейшей  педагогической  деятельности  планирую продолжать  применять элементы  модульной технологии, личностно-ориентированную технологию, ИКТ и другие  современные технологии, постоянно  осуществляя  корректировку своей  деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ ЦИКЛОВОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Цикловая методическая комиссия является объединением преподавателей ряда родственных дисциплин. Цикловая методическая комиссия формируется в количестве не менее пяти человек из числа преподавателей, с...

Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема: «Методы оценивания»

Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы учителя МБОУ «Иозефовская ОШ» Петраковой Г.М....

Заседание цикловой методической комиссии экономических дисциплин

Заседание цикловой методической комиссии экономических дисциплин...

ПРОТОКОЛ № 2 заседания цикловой методической комиссии экономических дисциплин

ПРОТОКОЛ № 2 заседания цикловой методической комиссии экономических дисциплин...

ПРОТОКОЛ № 7 заседания цикловой методической комиссии экономических дисциплин

ПРОТОКОЛ № 7заседания цикловой методической комиссииэкономических дисциплин...

ПРОТОКОЛ № 2 заседания цикловой методической комиссии экономических дисциплин 05 сентября 2018 года

ПРОТОКОЛ № 2заседания цикловой методической комиссииэкономических дисциплин  05 сентября 2018 года...