Материалы выступлений с заседаний методических объединений
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку

Тарасова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Об опыте работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ Тарасова Елена Владимировна ,учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №10»

Слайд 2

Управление качеством образования Совещания при директоре «Пробники» (ноябрь, январь, март) Заседания МО и ГМО Малый педсовет Постоянно действующий ИКТ-семинар

Слайд 3

Моделирование экзаменационной ситуации «пробники» Адаптация к «стрессовому» режиму работы Опыт распределения экзаменационного времени Минимизация технических ошибок заполнения бланков Материал для анализа готовности и планирования работ

Слайд 4

Учет результатов «пробников»

Слайд 6

Учет результатов «пробников»

Слайд 7

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Сборники И.П.Цыбулько Интернет-ресурсы РЕШУ ЕГЭ ФИПИ Видеоканалы Видеоканал Рособрнадзора ЕГЭ. Яндекс -Просвещение Центр онлайн-обучения « Фоксфорд »

Слайд 8

Тарасова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СШ№10». Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Подготовка к ЕГЭ Составитель: Тарасова Е.В..

Слайд 2

2. Определите смысловые отношения , которые выражают следующие средства связи. 1. Сочетание слов «прежде всего» означает «в первую очередь, сначала» . Оно употребляется тогда, когда предыдущая мысль (предыдущие мысли) намечает общую идею или тему и подошло время для раскрытия конкретных сторон или обстоятельств этой идеи или темы. 2. Слово «однако» употребляется тогда, когда содержанию предыдущего абзаца противопоставлено содержание следующего абзаца. 3. Сочетание слов « кроме того» означает «к тому же, помимо, сверх всего того, что уже сказано». Оно употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами. 4. Сочетание «иными словами» означает, что автор хочет высказать уже имеющуюся в предыдущем параграфе мысль по-другому, другими словами, и вместе с тем несколько дополнить и обобщить сказанное. 5. Сочетание слов «несмотря на это» означает «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста». 6. Слово «например» означает, что автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли. 7. Сочетание слов «таким образом» означает следствие, итог, заключение из того, что сказано в предыдущей части текста.

Слайд 3

3. Лексическое значение слов, многозначные слова Чтобы определить лексическое значение многозначного слова, необходимо обратиться к контексту , в котором оно употреблено. При толковании может помочь как общая тема текста, так и ближайший контекст заданного слова .

Слайд 4

4. 1. В отличие от некоторых других языков ( например, французского, польского ), в русском языке ударение разноместное — оно не закреплено за определенным по счету слогом: све́тлый , светле́ть , светлячо́к . 2. Иногда вызывает сомнения постановка ударения в кратких прилагательных . ( напр ., бл Е дна или бледн А ) (Чтобы установить место ударения, определите род , в форме которого употреблено прилагательное. В кратких прилагательных в форме женского рода ударение в сомнительных случаях падает на окончание: бледн А , молод А . Исключение составляет слово красИва . В других формах рода и во множественном числе ударение в большинстве случаев падает на первый слог: г О лоден . ) 3. В глаголах прошедшего времени , особенно в формах женского и среднего родов, место ударения не всегда очевидно . ( Определите род , в котором употреблен глагол прошедшего времени. Если перед вами глагол в форме женского рода , то ударение в сомнительных случаях чаще всего будет падать на окончание : брал А , звал А . Если глагол стоит в форме мужского, среднего рода или употреблен во множественном числе , то ударение падает на основу , преимущественно на первый слог: пр И нял , бр А ло , н А чали . В глаголах жать, класть, красть, ржать ударение всегда падает на основу , в том числе в женском роде ( ж А ла , кл А ла , кр А ла , рж А ла )

Слайд 5

4. Можно допустить ошибку в постановке ударения в кратких причастиях. (В большинстве кратких причастий ударение падает на приставку , в том числе в женском роде ( н А звано , И збрана, пр Е рвана ). В словах без приставки , а также в некоторых кратких причастиях с приставкой , употребленных в форме женского рода , ударение падает на окончание : вит А , взят А , начат А , принят А , прожит А ) 5. Чтобы избежать ошибок, связанных с употреблением слов-паронимов , необходимо запоминать их значения, не пропускать трудные случаи, обращаться к толковым словарям, пытаться вспомнить как можно больше сочетаний слов с каждым из паронимов, чтобы очевиднее проступило их различие . военная форма- воинственное племя- воинствующий безбожник- враждебная сила живой-живительная –живучий.

Слайд 6

Прилагательные на …-СК- ИЙ часто образованы от слов, имеющих значение лица , и толкуются через эти слова ( в отличие от прилагательных на -НЫЙ ): зрительский — относящийся к зрителям ( ср. зрительный ), исполнительски й — относящийся к исполнителям ( ср. исполнительный ), воинский — относящийся к воинам ( ср. военный ), горский — относящийся к горцам ( ср. горный ) : Прилагательные на …-ЧЕСКИЙ обозначают прямую отнесенность к какой-либо области деятельности, предмету , а однокоренные прилагательные на …-ЧНЫЙ имеют значение «не относящийся напрямую к данному предмету (области), но обладающий некоторыми его признаками». Экономический — экономичный; гигиенический — гигиеничный; артистический — артистичный; технологический — технологичный; дипломатический — дипломатичный; демократический — демократичный .

Слайд 7

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных с окончанием – нулевым англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган, турок; партизан, солдат, гусар, драгун, кирасир; валенок, сапог, чулок, ботинок, погон, эполет; ампер, ватт, вольт, ом, аршин, микрон, герц, рентген; колен, плеч, чисел, кресел, брёвен, полотен, волокон, рёбер, ядер, розог, кухонь, кочерёг, ставен (ставня), басен, песен, сплетен, домен (домна), черешен, боен (бойня), барышень, боярышень, деревень, одеялец, полотенец, блюдец, вафель, туфель, кровель, оглобель, свадеб, усадеб, нянь, дел; брызг, брюк, бус, каникул, макарон, денег, потёмок, носилок, салазок с окончанием - ов (-ев) киргизов, казахов, узбеков, монголов, таджиков, якутов; платьев, устьев, подмастерьев, носков; метров, граммов, килограммов, гектаров, рельсов; апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, лимонов; болотцев, копытцев, корытцев, кружевцев, оконцев; заморозков, клавикордов, лохмотьев, отрепьев.

Слайд 8

с окончанием –ей руж ей , джоул ей , свеч ей ( но: Игра не стоит свеч); кегл ей , саклей, распрей, рикшей, пашей, юношей; будней, клещей, яслей, дрожжей, дровней, людей, отрубей, саней. Возможные трудности в употреблении грамматических форм существительных Заимствованные слова , оканчивающиеся на –ер, –ёр , образуют форму именительного падежа множественного числа с окончанием –ы : тренер ы , инженер ы , офицер ы , шофер ы Одушевленные существительные, оканчивающиеся на –ор , имеют в одних случаях окончание –а, в других — - ы . Слова, получившие широкое распространение и утратившие книжный характер, обычно имеют окончание –а : доктор а , директор а , профессор а . Слова, сохраняющие книжный оттенок, имеют окончание –ы: лектор ы , диктор ы . Окончание –ы имеют слова торт ы , возраст ы , госпитал и , месяц ы , ударение в которых, как и в других словах с тем же окончанием, падает на первый слог.

Слайд 9

Трудно бывает установить, в какой форме следует употребить существительное мужского рода в родительном падеже множественного числа. В большинстве случаев употребляется форма с окончанием –ОВ : много лесов, пара носков. Однако некоторые существительные имеют в данной форме НУЛЕВОЕ окончание: сапог, чулок, солдат, грузин, партизан . Основные группы таких существительных . 1) нулевое окончание имеют названия парных предметов: (без) ботинок, валенок, сапог, варежек, чулок, погон, эполет (но носков!!!) 2) нулевое окончание имеют названия некоторых национальностей (в основном с основой на –Р и –Н): ( много) англичан, армян, грузин, болгар, турок, цыган, башкир, осетин. 3) нулевое окончание имеют названия некоторых воинских групп: ( отряд) солдат, партизан. 4) нулевое окончание имеют названия некоторых единиц измерения: ( сто) ампер, ватт, вольт . Нормативные формы: ( сто) килограммов, граммов (хотя допустимы разговорные варианты килограмм, грамм). Существительные, имеющие в форме р.п . мн.ч . окончание –ОВ : (пять) абрикосов, апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов.

Слайд 10

Нельзя использовать две степени сравнения одновременно. Количественное числительное – склоняется каждое слово. Порядковое числительное – склоняется только последнее.

Слайд 11

7. Как правильно выполнить задание : 1) Смотрим, есть ли в предложенных вариантах глагол-сказуемое в повелительном наклонении. 2) Есть, следовательно, это верный вариант. 3) На случай, если бы не оказалось: 4) Убираем предложения, которые начинаются со слов мне, вам, нам и т.п. Другими словами, безличные предложения. 5) Ищем подлежащее в оставшихся предложениях. Необходимо найти такое, которое выполняет, кроме основного, добавочное действие, речь о котором идет в деепричастном обороте. Помним, что это подлежащее может быть легко восстановлено (определенно-личные, неопределенно-личные предложения). Обработав статистические данные, 1 ) учёные определили, насколько быстро изменяется язык. 2) была выявлена интересная закономерность развития языка. 3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов. 4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

Слайд 12

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой Что нужно запомнить: 1. Выбор правильного падежа и предлога • Производные предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО , ВОПРЕКИ «дружат» только с Дательным падежом. Например: согласно расписани Ю , вопреки прогноз У , благодаря наставник У 2. Предлог ПО употребляется с дательным, винительным и предложным падежами. Например: уехать по истечн ИИ , по окончан ИИ лекции, по приезд Е в Москву • Предлог ПО при местоимениях МЫ и ВЫ употребляется в предложном падеже. Например : скучать по ваС , тосковать по наС 3. Управление в предложении с однородными членами •Часто в предложении при двух или нескольких однородных членах имеется общее дополнение . Такие конструкции правильны, если управляющие слова требуют одного падежа и предлога . Например: читать и конспектировать книгу; подбирать и готовить кадры … • Стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при однородных членах, требующих разного управления . Например: Трест организовал (что?) и руководил (чем?) предприятием .

Слайд 13

4. Ошибки при употреблении предложений с однородными членами • Парные союзы КАК…ТАК И, НЕ ТОЛЬКО…НО И . Составлять пары типа не только, а также, не только…но, не только…а нельзя ! • Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи. Например: Главный герой полюбил войну и рисковать жизнью – или глаголом и прилагательным: Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая . 5. Ошибки при употреблении конструкций с прямой речью . Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. Неправильно строить такие конструкции: Пушкин писал, что « в свой жестокий век восславил Я свободу». Правильно : « в свой жестокий век восславил» ОН свободу. 6.Распространенной ошибкой является неправильное употребление приложения в названиях книг, фильмов и т.д. Неправильно: В романе Л. Н. Толстого «Войне и мире» рассказывается… Правильно: В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» рассказывается… или В «Войне и мире» Л. Н. Толстого рассказывается… 7 .

Слайд 14

7. Нередко вызывает сомнения форма сказуемого при подлежащем , выраженном сочетанием существительного со словами большинство, меньшинство, несколько . (напр., Большинство учеников нашего класса уч ат(- ит ) ся хорошо ). При подлежащем, выраженном сочетаниями н еодушевленного существительного с указанными словами , сказуемое употребляется преимущественно в форме единственного числа : Несколько деревьев росло перед домом. При подлежащем , выраженном сочетаниями одушевленного существительного с указанными словами, сказуемое употребляется преимущественно в форме множественного числа: Большинство учеников нашего класса уч ат ся хорошо. 8. Иногда в распространенном определении при существительном или местоимении в косвенном падеже допускаются ошибки в согласовании. (напр., Одним из российских обычаев, ценивших(-ими) ся многими старыми москвичами, было устное рассказывание). Все согласованные определения должны выступать в предложении в том же падеже , что и определяемое слово . Для этого нужно поставить вопрос к определяемому слову и сверить с ним окончание прилагательного или причастия : обычаев (каких?) ценившихся. 7.

Слайд 15

9. Ошибки в сложноподчиненных предложениях. Пример: Все , кто пришел в музей, знал об Островском. ( Все знал И ) 7.

Слайд 16

8. Проверочные слова, безударные гласные в корне 1. К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что оно вышло (выходит) из активного употребления. Н.. гие поля — н А г (то есть не одет) 2. Гласную в слове можно проверить разными ударными корнями. Разв … ваться — в И лся , в Е ял . Зап … вать — п Е ть , п И ть . Обратите внимание на значение корня (его легко узнать по контексту ). Выберите проверочное слово, близкое по значению. 3. К одному и тому же безударному корню иногда можно подобрать два проверочных однокоренных слова с разными ударными гласными. Г..лова — г О ловы , двугл А вый . Г.. родской — г О род , гр А д. Зас ..делся — с Е сть , с И дя . Разбр …сал – бр О сил , разбр А сывает . ( явление полногласия и неполногласия) Не проверяйте корни с полногласными сочетаниями – оло - и – оро - однокоренными словами с неполногласными сочетаниями –ла- и – ра - . 4. Коварный корень – сид - / -сед- . Запомните правописание слов с этим корнем: сидеть, посидеть, засидеться ( с И дя ), но: седло, заседание, председатель ( с Е сть ). 5. Можно ошибочно отнести орфограмму «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» к слову с чередующимся корнем и наоборот. При мир ить ( м И р ) друзей, за мир А ть

Слайд 17

Корни с чередующимися гласными корни правило примеры исключения 1. ударение г а р - г о р под ударен.- а без ударен .-о заг а р - заг о реть выгарки пригарь з о р - з а р без ударен .- а под ударен.- что слышится З а ря - з о рька зорянка зоревать кл а н – кл о н тв а р - тв о р без ударен. -о под ударен.- что слышится Скл о нить – кл а няться утварь пл а в - пл о в Без ударен . -а спл а влять пловец, пловчиха 8.

Слайд 18

р а ст ( р а щ ) - р о с Р А СТ ( р а щ ) р о с р а ст ение р о с ли отр а сль р о сток р о стовщик Р о стов-на-Дону Р о стислав ск а к- ск о ч ск а К - ск о Ч ск а к ать - вск о ч ить ск а чок ск а чу ск а чи 3.Значения корней р а вн-р о вн р а вн - «р а вный»; «одинаковый». р о вн - «гладкий» уравнять подровнять равнина равнение поравняться м а к-м о к м а к- « погружатьв жидкость»; м о к- « пропускать жидкость» обм а кнуть вым о кнуть ______ 2.Последующая согласная 8.

Слайд 19

4.Наличие суффикса -А- л а г-л о ж к о с- к а с л а г А к а с А л о ж _ кос __ изл а г а ть -изл о ж е ние к а с а ться- к о с ну ться _____ б е р-б и р д е р- д и р м е р-м и р п е р-п и р т е р-т и р бл е ст-бл и ст ж е г-ж и г ст е л- ст и л ч е т- ч и т … И .. А …е… А соб е ру-соб и р а ть прид е русь- прид и р а ться зам е реть-зам и р а ть зат е реть-зат и р а ть ст е реть-ст и р а ть бл е стеть-бл и ст а ть выж е г-выж и г а ть расст е лить-расст и л а ть выч е сть-выч и т а ть сочетание 8.

Слайд 20

9.

Слайд 21

Приставки пре- и при- Приставка ПРЕ- пишется в случаях: Приставка ПРИ- придает словам значения: придает словам значение предельной степени действия, превосходящего какую-либо меру, или высшей степени качества; имеет значение приставки пере-. пространственной близости ; прибавления, приближения, присоединения ; неполноты действия; доведения действия до конца. Необходимо различать: презирать ( ненавидеть ), призирать ( давать приют ), преклонить ( голову ), приклонить ( ветку к земле ), претворить ( мечту в реальность ), притворить ( дверь ), претерпеть ( неудобства ), притерпеться ( к неудобствам ), преходящий ( изменяемый ), приходящий ( почтальон) , предать (выдать кого-либо), придать (добавить), преступить (нарушить) , приступить (начать), пребывать (находиться где-либо), прибывать (приезжать), предел (граница), придел (пристройка), претворить (реализовать) притворить (закрыть) 9.

Слайд 22

Запомнить правописание: предмет, преимущество, прекословить, прельщать, преминуть, (знаки) препинания, препона, препятствие, пререкаться, пресловутый, пресыщаться, претить, преткновение (камень преткновения) , преамбула, превалировать, президент, президиум, препарат; прибор, привередливый, пригожий, приказать, приличный, примитивный, притязание, причащаться, причина, приязнь, приватный, примадонна, привилегия, примитив, приоритет. 9.

Слайд 23

9 .

Слайд 24

Исключение: Здесь, Здание, Здоровье, Ни зги 9.

Слайд 25

10. Правописание суффиксов глаголов – ива-, - ыва -, - ова -, - ова - С ударным суффиксом – ва -. Поставить в форму 1 лица Поставить в форму совершенного вида -ива; - ыва - ова ; - ева Прицел … ваться - я прицел ива юсь Команд … вать - я команд ую Нап е -ва ́- ть (перед суффиксом – ва - пишется та же гласная , что и под ударением в однокоренном глаголе без суффикса - ва -: нап Е ть ) Запомнить глаголы : 1. Застрева́ть , затмева́ть , продлева́ть , намерева́ться , недоумева́ть 2. Таять, сеять, веять, реять , лаять, надеяться, маяться, затеять, слышать, ненавидеть, видеть, зависеть, обидеть, отчаяться, чуять, выздороветь, опротиветь, опостылеть, обессилеть (самому), обессилить (кого-либо), клеить, верить, обессмертить, приблизиться, встревожиться

Слайд 26

Суффиксы прилагательных 1. - ив Под ударением: крас ив ый 1. - ев Без ударения: дожд ев ой Исключение: милост ив ый, юрод ив ый 2. - лив, - чив Всегда : совест лив ый, улыб чив ый 2. - л е в, - ч е в Нет в русском языке 10.

Слайд 27

Д С . Н.В. П.В. - УЩ -ЮЩ -АЩ -ЯЩ От гл. 1спр. От гл. 2спр. -ЕМ (-ОМ) -ИМ От гл. 1спр. От гл. 2спр. -ВШ -Ш -ЕНН -НН -Т 11.

Слайд 28

1. От глаг. на - ить - - енн - 2.От глаг. на - еть - - енн - 3.От глаг. на – А ТЬ- А +-НН- - А НН- 4.От глаг. на – Я ТЬ- Я +-НН- - Я НН- Образование страдательных причастий прошедшего времени. 11.

Слайд 29

Частицы не и ни ни не 1.Частица ни используется для усиления отрицания, которое уже есть или подразумевается в предложении ( не, нет, нельзя ): Он никогда не был ни хорошим, ни прекрасным… Ночь проходит, нет дороги ни вперед, ни назад. На Неве ни шороха, ни плеска. Частица не пишется в безличных предложениях: Мне его не жаль. 12 .

Слайд 30

2 . а) Ни всегда пишется в уступительных придаточных (вопрос- несмотря на что?): Как ни трудно, как ни худо, не сдавайся, вперед иди. ( куда ни , где ни , сколько ни , когда ни и т.п .) Главная часть может отсутствовать, но ее смысл сохраняется в контексте: Чего бы ни стоило. б) В простых восклицательных предложениях ни пишется только в значении «все равно». Кто вам это сказал? А кто бы ни сказал! 2. Не пишется: В главной части сложноподчиненного предложения: Как не прийти на вокзал, когда он уезжает. В придаточных предложениях (кроме уступительных): «Каждая пядь земли, куда не ступала нога Маргариты, казалась ему остатком пустыни». В простых восклицательных и вопросительных предложениях: Кто не писал об этом! Куда не обращался!

Слайд 31

3 . Рядом со словом только всегда пишется НЕ : Где только не побывал. 4. В отрицательных предложениях пишется НИ : Никто другой (иной0 Ничто другое Ни при ком , как… Ничем иным, кроме… Ничто другое, кроме… «Просто ты умела ждать, как никто другой». 4.а) В утвердительных предложениях пишется не: Не что иное, как… Не кто иной(другой), как… Не кто иной, как Иван, был у нас сегодня. б) Двойное отрицание – в 1-ой и 2- ой части составного глагольного сказуемого (предложение получает утвердительный смысл.

Слайд 32

5. Если имеется союз И , пишется НИ : Именно он и ни кто другой. 5 . Если имеется союз А , пишется НЕ : Именно он, а не кто другой. 6. НИ один = никто НИ разу = никогда 6. НЕ один = много Не раз = много раз 7. Всегда пишется НИ в устойчивых оборотах : Ни бе ни ме Ни жив ни мертв Ни ответа ни привета … Куда ни шло Во что бы то ни стало Как ни в чем не бывало 7.Всегда пишется НЕ в оборотах: Не кто иной, как Не что иное, как

Слайд 33

НЕ с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО 1. не употребляется без НЕ: Пример: н еб ылица, н ер яха 3. можно заменить СИНОНИМОМ или СИНОНИМИЧНЫМ выражением: Пример: н еп равда (ложь), н ев нимательность (отсутствие внимания) 2. ЕСТЬ противопоставление с союзом А : Пример: Это не_ правда, а ложь. НЕ с ГЛАГОЛАМИ и ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО 1. не употребляется без НЕ: Пример: н ен авидеть (гл., не уп . без НЕ) н ев злюбив ( деепр ., не уп . без НЕ) 2 . употребляется без НЕ: Пример: не_ читают (гл., уп . без НЕ) не_ услышав ( деепр ., уп . без НЕ)

Слайд 34

НЕ с ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, НАРЕЧИЯМИ НА -0 -Е СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО 1. не употребляется без НЕ: Пример: н ел епый, н ев зрачный 5. можно заменить СИНОНИМОМ или СИНОНИМИЧНЫМ выражением: Пример: н ев есёлый (грустный), н ев ысокий (низкого роста) 2 .ЕСТЬ противопоставление с союзом А : Пример: не_ вежливый, а грубый 3. ЕСТЬ слова, усиливающие отрицание: ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ и др.: Пример: отнюдь не_ знакомые песни 4. если наречие не оканчивается на О-Е Пример: поступил не по-дружески

Слайд 35

НЕ с ПРИЧАСТИЯМИ СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО 1. не употребляется без НЕ: Пример: н ед оумевающий (прич., не уп . без НЕ) 5 . НЕТ противопоставления с союзом А и зависимых слов Пример: н ез асеянное поле (нет а, з.слова ) 2. с краткими причастиями: Пример: не_ закрыт 3. ЕСТЬ противопоставления с союзом А : Пример: не_ законченное, а начатое собрание 4. ЕСТЬ зависимые слова : Пример: не_ засеянное вовремя поле

Слайд 36

Союзы, которые пишутся всегда одинаково однако же пока что то есть как будто как бы так что не то…,не то… при этом так как почти что потому что 13.

Слайд 37

Союзы. Всегда слитно. Другие части речи. Раздельно . тоже также Заменяются друг другом и союзом и. то же ( местоим . + частица) так же (наречие + частица) 1.Не заменяются друг другом. 2.Частицу же можно отбросить. 3.Если есть формальные показатели : то же самое; и так же; то же, что ; так же, как ; одно и то же; точно так же, как ; всё то же; всё так же. Что бы ( местоим . + частица) Частицу можно отбросить, перенести в другое место предложения. Местоим . можно заменить сущ - ым . чтобы(чтоб) Имеет значение цели или изъяснительное 13.

Слайд 38

зато = но за то ( предлог+указат.мест .) местоимение можно заменить существит . или прилагат . при чём при том от чего от того по тому по чему за чем местоимение можно заменить существительным или прилагательным. причём притом отчего оттого потому почему зачем Каждый из этих союзов и союзных слов может быть синонимичен другому и легко заменяться им. 13 .

Слайд 39

13.

Слайд 40

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры на месте которых пишется н/ нн ? Имя прилагательное 1. сущ. Н + Н - ОНН ; -ЕНН Исключение : ветр ен ый, ( + Без ветр енн ый) - АН - ИН - ЯН Исключени е: стекл янн ый, дерев янн ый, олов янн ый В кратких прилагательных столько, сколько в полной форме (Н/НН).

Слайд 41

Полное причастие -НН- Отглагольное прилагательное -Н- Есть приставка, кроме Не- (загруж енн ый) 2 . Есть зависимое слово (груж ённ ый песком ) 3. Оканчивается на – ованный , ёванный ; - ированный (марин ованный ) Исключение : кованый, жёваный (если + ; зависимое слово = НН ) 4. Образовано от глагола совершенного вида (реш ённ ая задача) Исключение : ран ен ый (если + ; зависимое слово = НН ) В кратких причастиях –Н- 1 . Нет приставки, кроме Не- (груж ён ый ) 2. Нет зависимого слова 3. Не оканчивается на – ованный ; - ёванный ; - ированный 4. Образовано от глагола несовершенного вида 14.

Слайд 42

Однородные члены предложения 1. () , а, но, да(=но), зато, однако () 2. …то () , то () , то () …не то () , не то () , не то () …ни () , ни () , ни () 3. … и () , и () , и () , и () … () , и () , и () , и () 4. () и () , () и () , () и () 5. … не только () , но и () .. … как () , так и () … … сколько () , столько () … … столько () , сколько () … 15 . 1. () и () да (= и ) или либо 2. Устойчивые сочетания Ни то ни се, ни свет ни заря …

Слайд 43

Выделяется запятыми с одной стороны или с двух сторон любое обособленное определение, если оно… Определение не выделяется запятыми с одной или с двух сторон , если оно… 1.Лич.мест. , любое опред . , , любое опред . , личн.мест. 2. сущ. , причаст.оборот. , Сущ. , прилаг.с завис.словами , определ . сущ. (не имеет добавоч . обстоят. знач.) Так тесно связано с существ., что последнее без него не выражает нужного значения. Людей автор изображает приёмами слишком упрощёнными. 16.

Слайд 44

Сущ. , 2 и более одиночн. согл .. опред , Сущ ., несоглас.определ.в косв. падеже исключение Сущ. , одиночное опред, имеющее добавочн знач.(прич.,уступ.,врем.) Распростр. опр ., имеющ . Сущ. добавочн.обстоят.значен . , 16.

Слайд 45

Обособленные обстоятельства Выделяются запятыми Не выделяются запятыми обстоятельства, если выражены деепричастным оборотом или одиночным деепричастием 2. два одиночных деепричастия, если они выступают в роли однородных обстоятельств деепричастия, перешедшие в наречия, стоящие, как правило, в конце предложения (нехотя, не спеша, стоя, молча и т. д.) 2 . фразеологические обороты наречного типа (сломя голову- «очень быстро» и т. п.) 16.

Слайд 46

3. обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на. 4. обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, ввиду, согласно, вследствие, при условии,при наличии, вопреки. 3. группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия . 4. сравнительные обороты, ставшие фразеологическими сочетаниями. 5 . обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, начинающимися союзами как, словно, точно, что, как будто, чем и т.п. 16.

Слайд 47

17. Вводные слова Часто трудно бывает отличить вводные слова от служебных частей речи, а также от некоторых слов – членов предложения. 1. Список слов и выражений , которые никогда не выступают в функции вводных слов и не выделяются запятыми: авось, буквально, будто, вдобавок, в завершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.

Слайд 48

2. Слова вообще, кстати, собственно, короче, по правде, в сущности, точнее являются вводными и выделяются запятыми в том случае, если к ним можно добавить слово говоря , например: Вам, кстати , можно было бы и не торопиться. (кстати говоря) 3. а) Не всегда очевидна роль в предложении слова наконец Наконец может быть обстоятельством времени в значении «напоследок», «под конец», «в результате все­го» . В этом случае оно не выделяется запятыми. Шли они, шли и наконец вышли к лесу. В подобных случаях к слову наконец можно прибавить частицу -то Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец дож­дался. (Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец-то дождался). Б) Наконец может быть вводным словом , которое не является членом предложения и отражает порядок подачи материала говорящим . В этом случае оно выделяется запятыми. Во-первых, он стар, во-вторых, слаб , наконец, у него плохая память . 17 .

Слайд 49

4. а) Слово значит является вводным и выделяется запятыми, если его можно заменить словами «стало быть», «следовательно» : Над уроками ты сидишь редко , значит, вряд ли следует ждать хо­роших результатов. Ты , значит, к поезду не успел? б) Если значит заменить словом означает или оно стоит между подлежащим и сказуемым , то оно не выделяется запятыми: Твое доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое. Отвечать грубо — значит показывать свою невоспитанность. 1. Уверенность конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, действительно и др. 2. Предположение, неуверен­ность очевидно, вероятно, кажется, может быть, наверное, должно быть 3. Чувство радости, огорчения, удивления к счастью, к сожалению, к несчастью, к удивлению и др. 4. Источник мысли по-моему, по-твоему, по словам, говорят, по сообщению и др. 5. Порядок изложения мыслей во-первых, во-вторых, наконец и др. 6. Связь данной мысли с предыдущей итак, следовательно, значит, таким образом, например, между прочим 7. Вежливость, привлечение внимания собеседника извините, простите, пожалуйста, позвольте, допустим и др. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ 17.

Слайд 50

18. Где следует ставить запятые в следующем случае? Я увидел деревенский дом _ напротив _ которого_ находилась рубленая банька В подобного рода предложениях есть соблазн поставить запятую непосредственно перед союзным словом (которого) либо после него. Союзное слово может находиться не на границе частей, а внутри придаточного предложения ( в нашем примере граница частей проходит после слова дом. Там и нужно ставить запятую).

Слайд 51

19. Следует ли ставить на месте пропуска запятую. Не бывает скучно в лесу , и _ если вы взгрустнёте , повниматель­нее взгляните на самую обыкновенную берёзу , которая встретится на вашем пути. ? И если ……….., то, так, но , если хотя ……. то , так, но Если то, так, но ЕСТЬ , …. Запятой НЕТ ? И, если ……….., то, так, но , если, хотя ……. то , так, но Если то, так, но НЕТ , … Запятая ЕСТЬ

Слайд 52

СПП с несколькими придаточными 1. Последовательная связь , , . 2.Однородная связь , , . какой? какой? который который , и который который который и , . . 19.

Слайд 53

Бессоюзное сложное предложение 1. подобрать синонимичное союзное предложение 2. определить смысловые отношения Последовательность событий, одновременность действий = И части не осложнены , части осложнены ; 1.Пояснение а именно : 2.Причина потому что, т.к. : 3.Дополнение что, гл.+что : 1.Быстрая смена обстоятельств 2.Противопоставление но, а - 3. Время когда - 4.Условие если - 5.Следствие так что - 6.Сравнение

Слайд 54

Как отличить производный предлог от существительного с предлогом или наречия? Разряды местоимений: личные (я, ты, он (она, оно, они), мы, вы, Вы вежливое ); возвратное (себя) — указывает на того, о ком говорят ; вопросительные (кто?, что?, какой? чей?, каков?, который?, сколько?) — употребляются в вопросительных предложениях для выражения вопроса ; относительные (кто, что, какой, чей, каков, который, сколько) — служат для связи частей в составе сложного предложения; 5) неопределённые (кто-то, что-то, какой-нибудь, некоторый, чей-то, кое-какой и др.) — образуются от вопросительных и указывают на неопределённость предмета, признака или количества; 6) отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, нисколько) — образуются от вопросительных и указывают на отсутствие предмета, признака или количества; 7) притяжательные (мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой) — указывают на принадлежность говорящему, слушающему, постороннему или любому лицу (предмету) ; 8) указательные (этот, тот, таков, такой, столько) — указывают на близкий или далёкий предмет, на известное из ситуации качество или количество; 9) определительные (весь, всякий, каждый, любой, сам, самый , иной, другой) — указывают на все предметы, на другой предмет из некоторого количества или на этот же самый предмет . 23.

Слайд 55

23. Средства связи предложений в тексте Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой. Лексические средства связи: Лексический повтор – повторение одного и того же слова Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам . 2) однокоренные слова Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. ( В.Белов ) 3) Синонимы. В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. 4) Антонимы. У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше. 5) Описательные обороты Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей . ( Ф.Абрамов )

Слайд 56

Грамматические средства связи: 1) личные местоимения 1 . А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2 . Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи . Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. ( Л.Леонов ). 2) указательные местоимения (такой, тот, этот) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. ( В.Астафьев ). 3) местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал ( Л.Н.Толстой «Война и мир»). 4)союзы ( преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. ( А.Алексеев ). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» ( Л.Н.Толстой ) 5) частицы 6) вводные слова и конструкции ( одним словом, итак, во-первых,… и др.) 7) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. 9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. 23.

Слайд 57

24. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ Термины Значение Примеры Антонимы, Контекстные антонимы Слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противополож­ными. Вне кон­текста эта противо­положность теряется. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.) Синонимы, Контекстные синонимы Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать. Омонимы Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц. Омографы Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)

Слайд 58

Паронимы Близкие по звучанию, но различные по значению слова. Геройский — героический. Слова в переносном значении В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. Меч правосудия, море света. Диалектизмы Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности Драники , шанежки, буряки Жаргонизмы Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква... Профессиона - лизмы Слова, употребляющиеся людьми одной профессии Камбуз, боцман, акварель, мольберт Термины Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч. Грамматика, хирургический, оптика Книжная лексика Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать...

Слайд 59

Просторечная лексика Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера Болван, вертихвостка, вихлять Неологизмы (новые слова) Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы. Будет буря — мы поспорим И помужествуем с ней. Устаревшие слова (архаизмы) Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец Заимствован - ные слова Слова, перенесённые из слова других языков. Парламент, сенат, депутат, консенсус Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Слайд 60

Разговорная. Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. Грязнуля, крикун, бородач Эмоционально окрашенные слова Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. Прелестный, чудный, отвратительный, злодей Слова с суффиксами эмоциональной оценки. Слова с суффиксами эмоциональной оценки. Миленький, зайчонок, умишко, детище Экспрессивно – эмоциональная лексика


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ по русскому языку Подготовка к написанию сочинения Е.В.Тарасова., учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 10»

Слайд 2

Критерии оценивания сочинения (К1-К3) К1: формулировка проблем исходного текста Проблема = ВОПРОС, который волнует автора К2: комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Комментарий = ОБЪЯСНЕНИЕ того, как автор эту проблему раскрывает К3: отражение позиции автора исходного текста Позиция автора = ОТВЕТ на вопрос, волнующий автора, ВЫВОД

Слайд 3

Определите стиль текста Стиль текста Публицистический Художественный Цель – прямое воздействие, убеждение Цель – косвенное воздействие через образы, композицию, речевое оформление Проблема обычно формулируется прямо Автор «прячется» за образы героев и события Часто затрагивается только одна проблема Как правило, в тексте поднимается несколько проблем К1

Слайд 4

Обратите внимание на: К1

Слайд 5

Повторы слов в тексте: ОДИНОЧЕСТВО ЛЮБОВЬ СЧАСТЬЕ ПРОБЛЕМА … К1

Слайд 6

1. Сделайте анализ изобразительно-выразительных средств в тексте «Чтобы наиболее ярко и точно передать чувства персонажа-рассказчика, автор использует тропы. Это __________ («скиталец» в предложении 6, «пустота» в предложении 7) и _________ (« бесприютный » в предложении 6, « чужие », « холодные » в предложении 7, « черных » в предложении 8). Беспокойство о душевном состоянии главного героя и желание дать родительский совет выражены в письме его матери при помощи такого синтаксического средства, как ________ (в предложениях 11, 13), и приема _________ (в предложениях («одинок» в предложениях 17-18)». Список терминов: метафора парцелляция риторический вопрос эпитет лексический повтор ряды однородных членов восклицательные предложения вводные слова сравнение К1

Слайд 7

Соотнесите выразительные средства с понятиями: изобразительно-выразительные средства: ОДИНОЧЕСТВО ЛЮБОВЬ – + бесприютный скиталец лучи любви светят и греют покинут и забыт струи ответной любви пустота бескорыстная любовь дальний город теплый голос чужие люди сердце цветет и благоухает холодные сердца дарит любовь так, как цветок запах черные дни земное блаженство К1

Слайд 8

Сформулируйте проблему текста: К1 В виде предложения: Философ И.А. Ильин в своем тексте поднимает проблему (чего?) … . 2. В виде риторических вопросов: Почему человек чувствует себя (каким?)… ? Как можно избавиться от чувства (чего?) … ? Именно эти вопросы волнуют русского философа И.А. Ильина. 3. В виде предложения-цитаты: «Человек одинок, когда он никого не любит», – пишет И.А. Ильин, раскрывая проблему (чего?) … . 4. В виде назывных предложений: … (Что?) человека. Об этой проблеме размышляет русский философ И.А. Ильин. Как сформулировать проблему?

Слайд 9

Комментарий к сформулированной проблеме: К2 Чтобы получить высший балл (3 балла) по данному критерию, необходимо привести два примера (иллюстрации) из прочитанного текста. Примерами-иллюстрациями могут быть: элементы цитирования (в виде прямой или косвенной речи); ссылки на номера предложений (даются в скобках); ссылки на абзацы текста. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пример-иллюстрация может быть не только в комментарии к проблеме, но и после формулировки авторской позиции. В этом случае пример подтверждает и иллюстрирует мнение автора.

Слайд 10

Языковые конструкции: К2 автор обращает внимание читателей на … стремится выявить причины … напоминает, что … упоминает о … рассказывает историю о … с горечью замечает … обращается к … объясняет, почему … позволяет читателю увидеть … не случайно автор приводит слова …

Слайд 11

2. Найдите соответствия: 1) замена комментария пересказом исходного текста А) Чтобы наиболее ярко и точно передать чувства персонажа-рассказчика, автор использует тропы. Это метафора («скиталец» в предложении 6, «пустота» в предложении 7) и эпитеты («бесприютный» в предложении 6, «чужие», «холодные» в предложении 7, «черных» в предложении 8). 2) замена комментария описанием собственных впечатлений или рассуждением-выражением собственной позиции Б) Автор описывает чувства рассказчика, которые тот пережил однажды перед Рождеством. Он ощущает себя покинутым и забытым, пока не вспоминает о пачке старых писем, среди которых он находит письмо своей матери, написанное двадцать семь лет назад… 3) замена комментария цитатой из текста В) Русский философ и писатель И.А. Ильин пишет о том, как однажды перед Рождеством он почувствовал себя одиноким. 4) замена комментария текстом рецензии задания 24 или рассказом о средствах выразительности Г) Мне текст понравился. Проблема одиночества очень актуальна и сейчас. Я думаю, что автор прав, утверждая, что любящий человек никогда не будет чувствовать себя одиноким. 5) выделена одна проблема, а комментируется другая Д) И.А. Ильин пишет: «Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает , и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. Такой человек не чувствует себя одиноким ». 6) не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик» Е) Размышляя о проблеме счастья, автор утверждает, что оно заключается в умении человека жить для других.

Слайд 12

Проверьте свои ответы: 1 2 3 4 5 6 Б Г Д А Е В К2

Слайд 13

Найдите грамматические ошибки и исправьте их: К2 А) Поставленная проблема в тексте заставляет задуматься о многом. Б) Часть людей рассуждают так же, как и автор текста. В) Главный герой текста вспоминает, что «я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах». Г) Читая письмо матери, на глазах рассказчика появились слезы.

Слайд 14

4. Сформулируйте комментарий: К2 Для этого разбиваем текст на смысловые части и анализируем, ЧТО ДЕЛАЕТ в каждом отрывке автор, чтобы читатель мог увидеть аспекты проблемы. Закончите высказывания: (1)Это было несколько лет тому назад. (2)Все, собираясь праздновать Рождество , готовили ёлки и подарки . ( З)Витрины магазинов и окна домов сияли праздничными огнями . ( 4)Повсюду были развешаны гирлянды и большущие цветные шары. (5) Толпа горожан , пёстрая, шумная и весёлая, заполняла улицы. Автор повествует о событиях, которые произошли с главным героем (когда?)… . (6)А я, бесприютный скиталец , был одинок в чужой стране — ни семьи, ни друга, и мне казалось , что я покинут и забыт всеми. ( 7)Вокруг была только пустота , и не было любви: дальний город, чужие люди, холодные сердца . (8)Как-то раз в тоске и унынии я вдруг вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания чёрных дней. ( 9)Я в первые за минувший год достал её из чемодана , развязал ... Рассказчик передает свое чувство (чего?) … среди «чужих людей » (предл. 7). Пытаясь избавиться от ощущения (чего?) «… и …», он перечитывает письмо, полученное от матери.

Слайд 15

4. Сформулируйте комментарий: К2 Потом развернул первое из писем — это было письмо моей матери , написанное двадцать семь лет тому назад. ( 11)« Дорогое дитя моё, Николенька ! (12)Ты жалуешься мне на своё одиночество , и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. (13)С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким ! (14)Но ты, конечно , знаешь , что я не могу покидать папу, так как он очень страдает и постоянно нуждается в моём уходе. (15)А тебе надо готовиться к экзаменам , чтобы успешно окончить университет . (16)Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночества . ( 17)Видишь ли, сынок, человек одинок тогда, когда он никого не любит. (18) А если любит, то ему и в голову не приходит размышлять о том, одинок он или нет. (19)В любви человек забывает себя, он живёт в других . (20)А это и есть счастье . (21)Я уже слышу твоё возражение , что счастье не в том только , чтобы любить , но и в том, чтобы тебя любили . (22)Но кто действительно любит, тот не рассчитывает и не выпрашивает : а что мне принесёт моя любовь ?.. (23)Ждёт ли меня взаимность ? (24)Или, может быть, я люблю больше , а меня любят меньше ? ( 25)Человек , который меряет и взвешивает , не любит. ( 26)Отпусти свою любовь на свободу , пусть лучи её светят и греют во все стороны… Именно в нем он находит размышление о причинах одиночества: «…».

Слайд 16

4. Сформулируйте позицию автора: К3 (31)Я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах . (32)Из дали прошедших лет я снова услышал её тёплый голос, который принёс мне любовь и утешение , как « незаслуженное земное блаженство ». (33)И тогда я подумал , что наша любовь — это нить, которой мы привязаны к любимому человеку . (34)Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает , и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. (35)Такой человек не чувствует себя одиноким . Так, автору удается донести до читателя мысль о том, что только тот, кто (что делает?) …, «не чувствует себя … ».

Слайд 17

Типовые конструкции: К3 позиция автора такова: … автор текста считает, что … автор стремится донести до читателя мысль о том, что … автор убежден в том, что … в тексте доказывается мысль о том, что … основная мысль текста заключается в том, что … автор приходит к мысли, что … позицию автора, на мой взгляд, можно сформулировать таким образом: … автор осуждает (кого/что, за что) … по мнению автора, … автора волнует (удивляет / огорчает) … автор призывает нас к …

Слайд 18

К 4 Домашнее задание: изложит е свое мнение по сформулированной проблеме и аргументируйте его, опираясь на примеры из художественной литературы и/или из жизненного опыта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение. Работа над ошибками.

Слайд 2

. С чего начать? 1 Определим стиль и тип текста 2. Сформулируем тему в одном предложении. 3. Не нужно в первом предложении указывать проблему. 4. Вступление обязательно.

Слайд 3

Виды вступлений 1.Вопросно-ответное единство. 2. Цепочка вопросительных предложений. 3. Риторический вопрос. 4. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте. 5. Цитата. 6. Лирическое вступление. 7. Краткая справка о писателе. 8.Определение темы текста. 9.Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

Слайд 4

Проблема Непонимание проблемы Расширение или сужение проблемы Проблемный вопрос не предполагает ответа «да» или «нет» Подмена проблемы авторской позицией

Слайд 5

Вчитываемся в текст Кто? Что делает? Какие качества проявляются в поступках? Сравните начало и финал текста. Обратите внимание на повторы слов.

Слайд 6

Комментарий проблемы

Слайд 7

ПРОБЛЕМА – комментарий -ПОЗИЦИЯ АВТОРА Подмена комментария пересказом Подмена комментария цитированием Несоответствие комментария заявленной проблеме Отсутствие опоры на текст Что делает автор Умеренно цитируйте. Помните: цитата подтверждает мысль, а не заменяет её. Выделите ДВА предложения, на которых автор раскрывает проблему Не пишите об актуальности проблемы

Слайд 8

Типы информации, используемые в комментарии Фактуальная – это сообщение о фактах, событиях, упомянутых в тексте . Концептуальная – это субъективное понимание отношений между фактами и событиями, понимание причинно-следственных связей между событиями.

Слайд 9

Текст - зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль Трёхуровневая модель понимания текста Модель комментария Фактическая (события) Концептуальная (концепт-идея текста) Оценочная Содержание Идея Оценка

Слайд 10

Авторская позиция Проблемный вопрос Авторская позиция (ответ на вопрос) позиция (ответ на вопрос)

Слайд 11

1. Я согласен с автором… 2. Логический переход 3.Пример (автор, название произведения, герой) 4. Иллюстрация (эпизод из произведения) 5. Микровывод Аргументы

Слайд 12

Типичные ошибки 1. Примеры подменяются выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного текста 2.примеры не соотносятся с заявленным тезисом 3. Незнание текста художественного произведения, примитивность примеров 4. Отсутствие примеров Этически некорректное изложение доводов

Слайд 13

Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учётом плана и критериев оценивания 1 ) Формулировка проблемы Проблема - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является одной из главных, а не второстепенной; даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведет в доказательство своей точки зрения). Сформулировать проблему можно двумя способами: Способы формулировки проблемы Примеры 1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует решения), после которого делается отсылка к исходному тексту. Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоззренческих позиций? Именно этой сложной проблеме посвящён текст писателя NN. 2. Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема (чего?). В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?)

Слайд 14

Читательский опыт Уроки внеклассного чтения по литературе 20 века и нашего времени Объём произведений (малые жанры) Читательский дневник Индивидуальные задания по литературе

Слайд 15

Как закончить сочинение? Итог и обобщение сказанному. Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме. Может быть .?!...

Слайд 16

Сочинение - Диалог П К Ав.П А

Слайд 17

Вот люди, которые приходят ко мне, пишут мне поздравительные открытки, делают вид, что я такой же, как и все, и что всё будет в порядке, или не делают вид, а просто тянутся ко мне, может, верят в чудо, в моё выздоровление. Вот они. У них есть это самое сострадание. Чужая болезнь их тоже малость точит – одних больше, других меньше. Но немало таких, которые презирают чужую болезнь , они не решаются вслух сказать, а думают: ну зачем он ещё живёт, зачем он ползает? Так во многих медицинских учреждениях относятся к хроникам, так называемым хроническим больным. Бедные здоровые люди , они не понимают, что весь покой и здоровье их условны, что одно мгновение, одна беда – и всё перевернулось, и они сами уже вынуждены ждать помощи и просить о сострадании. Не желаю я им этого . Вот с такими я жил бок о бок несколько лет. Сейчас я вспоминаю об этом как о страшном сне. Это были мои соседи по квартире. Мать, отец, дочки. Вроде бы люди как люди. Работали исправно, семья у них была дружная, своих в обиду не дадут. И вообще всё как полагается: ни пьянства, ни измен, здоровый быт, здоровые отношения и любовь к песне. Как придут домой – радио на всю катушку, слушают музыку, последние известия, обсуждают международные события. Аккуратные до удивления люди. Не любят, не терпят беспорядка. Откуда взял, туда и положи! Вещи места знают. Полы натёрты, всё блестит, свет в общественных местах погашен. Копейка рубль бережёт. А тут я. И у меня костыли. И я не летаю, а тихо хожу. Ковыляю по паркету. А паркет от костылей – того, портится… Тут и начался наш с ними духовный разлад, пропасть и непонимание . Сейчас всё это шуточки, а была форменная война, холодная, со вспышками и нападениями. Нужно было иметь железные нервы, чтобы под их враждебными взглядами ковылять в ванную и там нагибать позвоночник, вытирать пол, потому что мокрый пол – это нарушение норм общественного поведения, это атака на самые устои коммунальной жизни.

Слайд 18

И начиналось: если вы больные, так и живите отдельно! Что я могу ответить? Я бы и рад отдельно, я прошу об этом, да не дают. Больным не место в нашей здоровой жизни. Так решили эти люди и начали против меня осаду, эмбарго и блокаду. И хуже всего им было то, что я не откликался, не лез в баталии, не давая им радости в словесной потасовке. Я научился искусству молчания. Клянусь, мне иногда хотелось взять хороший новенький автомат… Но это так, в кошмарных видениях. Автомат я бы не взял, даже если бы мы с ними оказались на необитаемом острове, в отсутствии народных районных судов. К тому времени я научился уже понимать цену жизни, даже их скверной жизни. Итак, я молчал . Я пытался быть выше и от постоянных попыток таким и стал. А потом мне становилось порой так плохо, что всё это уже не волновало меня. Меня не волновали их категории, я мыслил другими, и только когда я откатывался от бездны, я вспоминал о своих коммунальных врагах. Всё больше доставлял я им хлопот, всё громче стучал своими костылями, всё труднее мне становилось вытирать полы, не проливать воду, и всё нетерпимее становилась обстановка в этой странной обители, соединившей самых разных, совершенно не нужных друг другу людей. И я в один прекрасный момент понял совершенно отчётливо, что может быть самое главное мужество человека в том, чтобы преодолеть вот такую мелкую трясину, выбраться из бытовых гнусностей, не поддаться соблазну мелочной расплаты, карликовой войны, копеечного отчаяния. Потому что мелочи такого рода с огромной силой разъедают множество людей, не выработавших себе иммунитет к этому. И вот эти люди всерьёз лезут в дрязги, в дурацкую борьбу, опустошаются, тратят нервы, уже не могут остановиться. Когда они постареют, они поймут всю несущественность этой возни, но будет уже поздно, уже слишком много сил отдано мышиной возне, так много зла скоплено внутри, так много страстей потрачено, которые могли бы питать что-то важное, которые должны были двигать человека вперёд.

Слайд 19

Проблема сострадания к больному человеку. (Как нужно относиться к больному человеку?) Проблема невнимательного, враждебного отношения к больному человеку( Допустимо ли к больному человеку относиться невнимательно, враждебно?) Проблема бытовой вражды (Чем грозит бытовая вражда?) Проблема мужества в повседневной жизни (В чём заключается мужество в повседневной жизни?)

Слайд 20

Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Д.С.Лихачёв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК .

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК на тему:  «Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возраст...

Информация о выступлениях на заседаниях методического объединения, педагогического совета и на родительском собрании

В этой таблице отражены мои выступления на методических объединениях, педагогических советах и на родительском собрании...

Материалы для выступления на заседании методического объединения "Искусство"

"Человек по натуре своей - художник.Он всюду, так или иначе, стремитсяВносить  в  свою   жизнь   красоту"...

Справка о выступлении на заседании методического объединения

справка о выступлении сдокладом на заседании МО школы...

Выступление на заседании Методического Объединения учителей иностранного языка (круглый стол) 2015 по теме Электронная форма учебника (ЭФУ)

Данный материал представляет собой краткий обзор о понятии ЭФУ и такого вида активной деятельности на уроке и дома, как "интеллект-карта" , который возможно применять, используя электронную форму учеб...

Выступление на заседании методического объединения учителей естественных наук

Науки о Земле имеют безусловную практическую значимость. Значение природного ресурсного потенциала для развития экономики трудно переоценить.  Роль  геологии  в  жизни  соврем...

Выступление на заседании методического объединения школы по теме Проектирование урока в современной иформационной среде.Интернет ресурсы и методике преподавания столярного дела.

В докладе раскрываются основные принципы пректировани в информационной среде и значение иртернета в работе учителя.Перечислены основные дидактические принципы пректирования урока в ИОС....