Материалы для выступления на заседании методического объединения "Искусство"
материал по теме

Нефедова Татьяна Александровна

"Человек по натуре своей - художник.

Он всюду, так или иначе, стремится

Вносить  в  свою   жизнь   красоту"

                    М.Горький

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskoe_vospitanie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы выступления на заседании методического объединения «Искусство» ГБОУ СОШ №1929

Учитель технологии: Нефедова Т.А.

Тема «Эстетическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности»

«Человек по натуре своей – художник.

Он всюду, так или иначе, стремится

                                                                                              Вносить в свою жизнь красоту»

                                                                                                                         М. Горький.

Эстетическое воспитание

В Основных направлениях Реформ общеобразовательной и профессиональной школы отмечено, что в настоящее время одной из важных задач является «значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу».

Термин «эстетика» происходит от греческого слова asthetikos – чувственный.

Эстетическое воспитание направлено на развитие эстетических чувств, способности к переживаниям, оценкам, суждениям, пониманию прекрасного. Это – воспитание способности восприятия и понимания прекрасного.

Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всесторонне развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств.

Впервые это понятие было введено немецким теоретиком искусства А. Баумгартеном в XVIII веке. Сущность же эстетики существовала задолго до этого. С древних времен человек стремился к красоте, находя ее в окружающих предметах и видоизменяя окружающую среду соответственно своим понятиям о красоте.

Способность к эстетическому восприятию мира доступна уже с раннего детского возраста. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Нельзя себе представить эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности, от желания показать свое понимание прекрасного, запечатлеть его в каких-то образах.

Эстетический вкус является производной от выработанных у человека представлений о прекрасном и безобразном, комическом и трагическом и т.д. Каждый человек должен воспитывать и совершенствовать эстетический вкус. Школа же должна заложить его основы.

К.Д.Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка.

Развивая эстетический вкус, пытаюсь научить школьников видеть и оценивать прекрасное. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность.

Задача учителя – заложить основы формирования личности ребенка, воспитать из него не только сознательного гражданина, но и человека с развитым эстетическим вкусом.

Практически все темы программы по предмету «Технология» позволяют осуществлять эстетическое воспитание школьников на уроках.

Так, на занятиях по кулинарии, учитель формирует у учащихся навыки сервировки стола, его украшения; поведения за столом. Он проводит беседы о том, как должны сочетаться посуда, украшения стола и скатерть, интерьер комнаты; дает советы по сервировке повседневного и праздничного столов.
Обучающиеся учатся фигурной нарезке фруктов и овощей с помощью различных приспособлений; украшению блюд зеленью лука, петрушки и укропа; овощами, составляющими блюдо. В процессе подобных работ девочки приобретают умение сочетать полезное с красивым.

При изучении раздела «Материаловедение» ученицы оформляют коллекции образцов тканей, учатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из сказок, фигуры животных и т.д.

Во время изучения темы «Конструирование и моделирование», рассказываю о свойствах, цвете и рисунках тканей, демонстрирую фотоматериалы,  которые показывают, как они влияют на зрительное ощущение пропорций в одежде. Особенно следует остановиться на  конструктивных линиях, на элементах отделки, зависящих от фасона, цвета, назначении изделия.
Со школьных лет нужно приучать детей к чувству меры в одежде и украшениях к ней. Они часто склоняются к излишнему украшательству одежды, поэтому необходимо постараться  объяснить, что это нарушает красоту, гармонию, изящество.
Очень полезны беседы о соответствии материала и модели одежды индивидуальным особенностям человека: росту, фигуре, цвету его волос и глаз, полноте, возрасту.

Если фасон выбран неправильно, то одежда даже из дорогой, красивой ткани может сделать девушку неизящной, неловкой. Умелым сочетанием цветовых тонов с моделью платья можно зрительно улучшить фигуру; можно добиться элегантности путем использования элементов отделки и украшений, учитывая при этом возраст человека и особенности его фигуры.


Поддержание порядка и чистоты окружающей среды тоже является частью эстетического воспитания. При организации работы необходимо обращать внимание на конечный результат, отмечать красоту и опрятность. Следует затрагивать темы экологии, обращая внимания на то, что земля – наш дом, и мы должны заботиться о его состоянии, поддержании в нем чистоты и гармонии.

Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках технологии должна быть систематической и целенаправленной.

Но чтобы добиться результатов и воспитать ребенка эстетически развитым, нужно помнить, что «эстетическое воспитание непрерывно - оно осуществляется всеми учителями, на всех занятиях, все время».

Примечание: при  подготовке  использованы материалы из Интернета