Развитие познавательной активности при изучении «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина в седьмом классе
статья по литературе (7 класс) на тему

Статья посвящена сравнению фольклорного материала о вещем Олеге и стихотворения А. С. Пушкина. Целью написания является развитие творческой активности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности при изучении «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина в  седьмом классе

Древнерусские летописи  -  интересный материал для художественных произведений. Что же выбрать для урока? На мой взгляд, познавательную активность учащихся можно плодотворно развивать при работе с воплощением летописного сюжета в поэтическом произведении, поэтому благодарным материалом для работы можно считать балладу А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и летописное сказание о вещем Олеге.

Начинается урок с демонстрации замечательных иллюстраций В.М.Васнецова к произведению «Песнь о вещем Олеге».  Ребята любуются шедеврами русской живописи  и выполняют задание: озаглавить представленные четыре иллюстрации, согласно которым они выбирают слова из летописного изложения истории  князя Олега и соответствующих им  строк в произведении А.С.Пушкина. Анализируя художественный текст, ученики делают вывод о том, что иллюстрации изображают ключевые моменты летописи:

 «Но примешь ты смерть от коня своего!», «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга…», «Спи, друг одинокий!», «Бойцы вспоминают минувшие дни…»

 Умение анализировать выразительные средства художественного текста и произведения изобразительного искусства и умение почувствовать в их соединении силу эмоционально-образного воздействия на личностное восприятие способствуют развитию познавательной активности.

Ответ на вопрос, что же им интереснее было читать: летопись или стихотворное произведение – учащиеся аргументировали так. С одной стороны – исторический    документ, написанный строгим, лаконичным языком, отражающий фактический материал. С другой стороны – особые художественные средства выразительности двух видов искусств: изобразительного и литературного. Ребята высказали мысль о том, что  языки изобразительного искусства и художественной литературы несравненно богаче, чем исторический документ.

Восприятие поэтического текста и живописного образа, мастерски созданных А.С.Пушкиным и В.М.Васнецовым, значительно усиливают эмоциональное впечатление и восприятие исторических фактов. Таким образом, ребята констатировали взаимодействие исторического документа и художественных произведений, отмечая их положительное влияние на познавательную активность.  

Обращаясь к поэтическому тексту литературного произведения, учащиеся декламируют полюбившиеся фрагменты пушкинского произведения и ощущают всю прелесть слова великого поэта, его языка, который они предпочли «сухому» языку летописи.

Особое внимание мы уделяем работе  над словом в контексте самого литературного произведения, когда ребята познают толкование слов «Перун», «волхвы», «жребий», «тризна»,  вспоминают все известные названия Царьграда, слушают и учатся произносить строки из произведения так, как говорили в старину (чуть нараспев, с мягкой, спокойной интонацией).  Это позволяет охарактеризовать тонкости произношения древнерусского языка и передать эти особенности ученикам.

Летопись, проанализированная учителем-филологом, помогает учащимся не только с удовольствием  разобраться в премудростях  древнерусского языка, но и погрузиться в  мир исторического документа. Такая форма работы, безусловно, способствует

 развитию познавательной активности учащихся.

Пока ребята увлечены текстом пушкинского произведения, им предлагается новый вид работы -  словесное рисование, благодаря которому они создают устные портреты князя Олега и кудесника и характеризуют  «нарисованные» ими образы с помощью красочных эпитетов. Ученикам хочется творить, они с удовольствием «защищают» свои маленькие художественные произведения, опираясь на знание исторического и литературного текстов и иллюстрации В.Васнецова.

По мнению учащихся, Олег – мудрый, бесстрашный князь. В эмоционально-словесном портрете, созданном учениками, присутствуют сила, уверенность и могущество.

Ребята сожалеют, что вещий Олег забыл, что от судьбы не уйдешь, и отказался от верного коня, за что  впоследствии поплатился. Ученики красочно «рисуют» кульминационную сцену встречи Олега с «почившим» конем и его гибель от «роковой» змеи.

Поэтический мир баллады художественно богат, он необыкновенно насыщен красками, звуками, ощущениями. Такую красоту можно создать лишь при помощи особых выразительных средств языка. Мы беседуем с ребятами о тех  литературных тропах, которые использовал А.С.Пушкин и которых нет в летописи: это метафоры ( «…и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы»), сравнения( «как черная лента, вкруг ног обвилась…»), эпитеты(вещий, обманчивый, вдохновенный).

Детский ум готов к восприятию всего нового, и, повторяя уже изученный материал, мы приходим к выводу, как глубоко и многогранно поэтическое пушкинское произведение.

Ученики увлечены уроком, и это наглядно ощущается в их познавательной активности  на протяжении всего занятия.

Что же задать на дом, чтобы не растерять тот драгоценный багаж интеллектуального развития учеников? Новые знания необходимо сочетать с эмоциональным восприятием, только в таком гармоничном «аккорде» заключается залог успешной деятельности, следовательно, ребята продолжат свое пребывание в художественном мире изобразительного и поэтического искусства, иллюстрируя в красках запомнившиеся сюжеты и  подбирая к ним цитаты.

Мы предложили ребятам использовать волшебный по своему богатству материал баллады для театральной инсценировки по трем ключевым сценам, которые они должны выучить, продекламировать и сценически «защитить» перед классом.

 Благодаря  творческому общению с миром поэзии, изобразительного искусства и летописного документа нами достигнута основная задача – развивать познавательную активность учащихся через погружение в художественную ткань произведений искусства.

                                                                         Ю.В.Бахмат

                                                                         

                                                                         ГБОУ  школа № 356 Московского района

                                                                         г. Санкт-Петербурга  

 

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)

Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...

Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".

В ряду многих  задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное  рассмотрение нравственных вопросо...

Урок литературы в 6 классе. "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина

Познакомить учащихся с летописным источником произведения А.С. Пушкина, развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческ...

Конспект урока литературы "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения", 7 класс

Конспект урока литературы, 7 класс  "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения"....