Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Андреева Алла Юрьевна

 

Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Раскрыть его во всей полноте на одном-двух уроках, - да еще на относительно ранней стадии эстетического развития  школьников, - вряд ли осуществимая задача. Поэтому я, педагог-практик, предпочитаю сосредоточить внимание учащихся преимущественно  на какой-либо одной стороне этого смысла, открывающей возможности для того, чтобы увлечь их сопереживающим размышлением над вопросами, особенно значимыми как для собственных интересов детей, так и для перспектив их духовного роста. Некоторые другие грани идейно-художественного богатства текста затрагиваются попутно – и таким образом, чтобы оставить след в душе школьников, побудить к самостоятельному периодическому перечитыванию произведения и к раздумьям над «недоговоренным» на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mudrost_starca.docx42.75 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева Алла Юрьевна,

преподаватель ГБОУ СОШ № 353

им. А.С. Пушкина г. Москвы

Тема урока: Мудрость старца. («Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина

Цели урока:

развивающие:  

-пробуждать  активность каждого ученика, создавая на уроке проблемные ситуации, актуализирующие изучаемый материал;

-формировать навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания;

- уметь делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать свою точку зрения по этому поводу;

воспитательные:

-способствовать пониманию того, что дружба и верность  друзей – главные достоинства человека;

-побуждать учеников вникать в субъективные и объективные причины тех или иных поступков людей, попадающих в ситуацию нравственного выбора;

-воспитание  культуры дискуссионной беседы: уважительного отношения к собеседникам, толерантности в решении проблем.

образовательные:

-обеспечить знание текста, композиции  и системы образов пушкинской баллады;

-обеспечить знание историко-культурных сведений о времени, описанном в «Песне о вещем Олеге» - периоде Средневековья конца  IX – начала X века;

-обеспечить понимание особенностей мышления и ценностей людей того  времени;

осмысление того, что вопросы, поднимаемые русской классикой, поднятые Пушкиным в его балладе,  актуальны до сих пор.

-обеспечить в ходе урока повторение и закрепление литературоведческих понятий: строфа, эпитет, частотность словоупотребления.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Методы обучения:  работа с поэтическим текстом:  беседа по проблемным вопросам, комментированное чтение и элементы поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Методическое оснащение урока: презентация, подготовленная учителем.

Ход  урока

        I. Проверка домашнего задания.

        Выразительное чтение баллады наизусть (по частям). Опрос 2-3 учащихся  

        II. Осмысление названия темы «Мудрость старца» по проблемным вопросам. (Слайд 2)

        -Какой вопрос возникает у вас при осмыслении названия темы урока?

         -Мудрость – к а к о г о старца?

         - Естественно – кудесника.

-Но в  балладе  появляется (не случайно – уже поседевший!) ещё один старик . Кто он?

        -Сам князь Олег. Прозревший, запоздало  раскаявшийся.

         Вопрос (по ситуации – от самих учеников или от учителя), уточняющий основные проблемы урока.

         – В чём именно  состоит «мудрость старца»? Если это о волхве, то в том ли только его мудрость, что он предсказал, какая смерть постигнет князя? А если речь идёт о самом князе, то в том ли его мудрость, что он решил обезопасить себя, расставшись с конем, от которого ему была предсказана гибель?

                      Размышления над житейскими этическими ситуациями.                     (Слайд 3)

        Ситуация первая:

        – Вам сказал сторонний человек, что ваш давний друг способен вам навредить. Ваша реакция?

        Ситуация вторая:

         – Не исключено, что ваша прочная дружба с кем-то может стать для вас источником какой-либо угрозы для вас. Ваше поведение?

         Доверительная беседа: обдумывание, обсуждение, сомнения…

        Экспресс-анкетирование  с целью выявление  некоторых сторон первичного восприятия пушкинского творения. ( Записать ответы  максимально сжато.)                                  (Слайд 4)

             1. Назовите положительных героев «Песни…».

2. Кратко охарактеризуйте решение Олега выделить коню отборное зерно, княжеские луга, дорогие попоны  и другие блага.

     3. Как вы думаете: почему кудесник изрек князю такое пророчество?

        Заслушивание трех-четырех ответов.

Углубленная работа с текстом баллады

 (Работа ведется поэтапно: сначала – над первой частью баллады, потом – над второй и третьей. Но отдельные детали извлекаются, если нужно, из всего текста баллады).

I этап

Каков он, «вещий Олег»?    ( Слайд 5)

        -Большинство назвали положительным героем самого князя Олега.         Попробуем убедиться, так ли это? Какими изобразительными средствами создается его образ?      

        Целевое  перечитывание  текста.

        –  Образ создаётся описанием. Портретом. Речевой характеристикой. Словами кудесника. Поступками. Взаимоотношением с окружающими…

        Уяснение способов  создания поэтического образа.

        – Начнём характеристику князя с  портрета и его деталей.

        Поисковое повторное перечитывание.

        – «Могучий Олег» – воин, во всеоружии.  Одет в грозную цареградскую броню…

        – Рядом – дружина, под ним – крепкий конь. Вид устрашающий!  «Не бойся меня», – говорит он старику.

        –А теперь попробуйте найти некоторые слова-ключи, приоткрывающие    авторское отношение к герою. 

        – «Чело», « взор» – так говорят об очень уважаемом, достойном человеке.

        –Иногда автор описывает его и как обыкновенного человека, с понятными любому смертному сомнениями, растерянностью, переживанием: «усмехнулся», «омрачился думой», «угрюмый», «гладит коня прощальной рукой»…

        Речевая характеристика героя

 Учителю на заметку: учащиеся должны почувствовать легкую иронию, таящуюся в словах  «На радость соседей-врагов»; снисходительность  и в то же время уважительное  отношение к собеседнику: «любимец богов»; щедрость Олега. «Скажи мне всю правду», – просит князь. Дети слышат за этой фразой и то, что князь, видно, привык к лести и подобострастию, а от кудесника он ждет иного -  искренности.  Когда он говорит о кудеснике «Ты лживый, безумный старик», он несправедлив, потому что  пытается свою вину  переложить на другого, а он когда-то сам сделал свой выбор.

        Задание:  дать  предварительную характеристику героя баллады.

        – Этот властный воитель обласкан судьбой. Им покорены народы, города, его щит – «на вратах Цареграда».  В принятии решений смел, решителен,  даже жесток. Сёла и нивы непокорных недругов «обрек он мечам и пожарам». Но он –  патриот, он всегда думает о своем княжестве, защищает его от «соседей-врагов», храбро сражается за его честь и славу.

Историко-культурные факты. Информация для учителя и учеников

Княжение  Олега относится к концу IX – началу  X века. Средневековье.  Славянские племена  исповедуют  язычество. Люди верят в то, что волхвы, колдуны умеют  угадывать судьбу, волю богов,  могут управлять силами природы.

Внимание – афоризм!

Обращаем  внимание учащихся на  крылатое выражение  – «Щит на вратах Цареграда» (чтобы ученики поняли  эту аллюзию). Во времена Пушкина, когда только что вышла «История государства Российского» Н. М. Карамзина, запечатлевшая  и  «бытие могущественное»  князя Олега, основоположника древнерусского государства, объединителя, покорителя, защитника, одна эта строка заменяла для любого образованного человека целую  главу  полулегендарного сказания.

Историческая справка

Константинополь (Царьград, впоследствии - Стамбул), столица Византии, в 907 году  впервые  признал поражение от варваров. Это был победоносный поход Киевского князя Олега. Греки были признательны князю Олегу за  рыцарское отношение к ним.  Город не был разрушен, а храмы не были осквернены. Словенский князь  был истинным рыцарем, чего не скажешь о "рыцарях" Запада, осквернивших святую Софию в 1204 году. Олег прибивает свой щит на Золотые Врата  Царьграда. В то время это означало  триумф победителя и право собственности на добычу в городе, взятом "на щит". Но князь Олег, объявляя   город своим трофеем, избавляет Царьград от разграбления.

Словарная работа.

 *Хазары – кочевой народ, обитавший тогда на юге Руси, их набеги не раз отражал могучий князь Олег.

             Ключевой эпитет в характеристике.

 -Вспомним, что Олега Пушкин называет … ( учащимся самим необходимо выделить и произнести пушкинское определение.)

 – …вещий!

         Учительское дополнение к сказанному:  летописные  источники говорят о том, что так почётно его поименовали  уже после смерти…

–  Ваше понимание слова «вещий»  в контексте первой части баллады?

Вещий  – предвидящий будущее. Да, Олег как воин именно вещий. Он, явно предвидя результаты, принимает победоносные решения.

–Здесь вещий – еще и мудрый, хитрый, проницательный.

         –Он побеждает только благодаря этому? Приведите факты текста.

– У него хорошая поддержка – могучая дружина.  И верный конь…

– Мы еще поговорим о коне. А пока обратимся ко второму герою  баллады

Вдохновенный кудесник  (Слайд 6)

        -Охарактеризуйте его.

        – Кудесник стар. Уйдя от мирской суеты в отшельничество, он живет напряженной духовной жизнью, насыщенной размышлениями о высоких богоугодных истинах. Он хорошо знает людей. Удалившись от них, он думает о них, о превратностях их судеб. Он знает весь доблестный путь князя Олега.

        -Случайна или нет встреча кудесника с Олегом?

        Перечитать текст и ответить аргументировано.

        -Скорее всего, встреча не случайна. Кудесник идет «навстречу ему». Идет вдохновенный.  То есть, скорее всего, уже настроенный на разговор с князем.

Вслед за выразительным эпитетом!

        - Людей каких профессий Пушкин мог охарактеризовать таким эпитетом?

        -Поэта… Певца… Художника… Композитора… Артиста….

        -Вслушаемся еще раз в первые строки речи кудесника, обращенной к князю:

«Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…»

Интригующая документальная справка (пытливым на заметку!)

        В  рукописи, предназначенной для типографического набора, Пушкин сделал указание: «В  «Песни о вещем Олеге» строфа «Волхвы не боятся…» и пр. <очее> должна быть означена «-» <знаком тире>. Это ответ кудесника, а не мои рассуждения».

        - Что вы думаете по этому поводу? Почему Пушкин уточнил пунктуацию?

                  Скорее всего, придётся ответить самому учителю:

        -Конечно, на самом деле слова кудесника выражали мысли и чувства, близкие самому Пушкину. Он считал, что настоящий, вдохновенный поэт, такой, как он сам, тоже не боится «могучих владык». И язык поэта – тоже правдивый, свободный и вещий. А примечание он сделал «для отвода глаз». Например, для жандармов, которые за ним следили, для цензуры, которая могла снова уличить автора в вольнолюбии. Ведь «Песнь о вещем Олеге» написана Пушкиным в 1822 году – в ссылке…

        -Дополните  характеристику  кудесника.

        -Это мудрый и вдохновенный старец. Он смел и независим, не боится «могучих владык» и говорит всё им прямо в лицо. Покорен он только верховному божеству – Перуну; а  перед земными властителями  он стоит, как сам Пушкин, с высоко поднятой «главою непокорной».  Он чувствует и осознаёт свое духовное величие («с волей небесною дружен»).

        -Свой язык он называет «вещим»… Смысл?

        -Он знает судьбу наперед…

        -Откуда у него это знание?                                                                                    (Слайд 7)

        -От Бога…

        -А может быть, он глубоко знает людскую психологию? И то, что испытание славой – «каверзная» вещь. Её ослепительный блеск  порой способен затмить многое жизненно важное для человека. Не на этом ли знании строится предвидение им человеческих поступков и возможной судьбы, зависящей от этих поступков?

II этап

(От слов «Олег усмехнулся…»  до  слов  «…князю другого коня подвели».)

Главное испытание     (Слайд 8)

        -Почему тогда мудрый старец   произносит хвалебные слова княжеским победам?

        -Потому что это реальность, историческая заслуга князя неоспорима. Кудесник не кривит душой.

        -Внимание! Тогда почему же, воздав должное славному князю, волхв перешел к хвале его коню?

         -Чтобы ещё  раз напомнить  князю, какой у него верный товарищ! Своей хвалой верности коня волхв как бы готовит князя к испытанию, возможно, предостерегает его от неверного решения.

        -Какому именно испытанию?

         Дискуссия о  том, что же было делать князю?

        Обычно происходит   размежевание на сторонников «самосохранения» князя и на не допускающих таких поступков подобной ценой.

        Вопрос, рассчитанный на сотворческое воображение:                             (Слайд 9)

        -А как князь представлял себе ту смерть, которую он будто бы мог «принять от коня своего»?

         -В разгаре битвы конь так рванулся, что князь не удержался и упал под его копыта…

        -Князь ранен, упал на землю, а конь по инерции продолжал свой бег, оставив хозяина на поле битвы…

        -Во время ночлега князь подошел к коню, но тот в темноте не узнал его и нанёс копытом смертельный удар…

Третий – центральный – герой баллады  

                

        -Во многих предложенных вами вариантах судьба князя целиком зависит от решения одного вопроса – каким же был его конь? На  вопрос -  какой? - в языке отвечают прилагательные-определения, а в художественной литературе , в поэтической речи,  они становятся  эпитетами.  В «Песни о вещем Олеге» чаще всего, пожалуй, характеризуется эпитетами именно конь  князя Олега! Найдите сначала те «его»  эпитеты, которые встречаются в стихотворении по одному разу.

        Результаты поиска:

        -«Смирный». «Ретивый». «Бурный». «Игривый». «Одинокий».

        - И даже о костях коня сказано автором – «благородные»…

        -Какой эпитет, характеризующий коня вещего Олега, повторяется несколько раз?

        -Верный!

        Работа с текстом. Привести строки с этим эпитетом. Где они встретились?

        -В  начале баллады: «Князь по полю едет на верном коне».

        -В момент прощания князя с конем: «И верного друга прощальной рукой / И гладит, и треплет по шее крутой».

        -В прощальном обращении князя к коню: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время…»

        Обобщение учителя.

        -Да, это очень точный эпитет. В русском фольклоре  у коня обычно был другой постоянный эпитет: добрый  конь. И в балладе о князе Олеге эпитет верный появился не сразу. Сначала, в черновике, у Пушкина было: «Он по полю едет на смирном коне». А найденное потом слово верный  стало сквозным мотивом всего стихотворения.

        На это  стоит  обратить внимание!

Историко-культурный комментарий

        Пушкин  показал особую роль коня в жизни кочевого воинствующего народа. Воина хоронили с конем – верным  спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле (обряд этот упомянут в «Песне…»).   В речи князя, обращённой к волхву, конь выступает как  высшая   ценность  в сознании людей того времени, как мера высочайшей княжеской щедрости! А затем он вообще оказывается в самом центре сюжета: от него, от его качеств, от его судьбы, от отношения князя к своему «верному товарищу» зависит разрешение конфликта, жизнь или смерть самого князя.

III этап

Трудное – и роковое – решение…       (Слайд 10)

        -Удовлетворён ли князь тем решением, которое, как ему кажется, он вынужден  принять?

        -Нет. Ему это сделать очень трудно. Он угрюм, говорит другу трогательные  слова, гладит друга прощальной рукой!                                                                             (Слайд 11)

Дополнительная  информация:

        Привязанность князя к коню действительно была свойственна пушкинскому Олегу. Поэт писал  А. Бестужеву: «Тебе, кажется, Олег не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия…»

        -Но насколько глубока привязанность князя к своему «верному товарищу»? Нет ли уже в первой части намека на то, что  он внутренне готов расстаться со своим конем?

        - Обещание кудеснику: «В награду  любого   возьмешь ты коня».

-Наверное, в этот момент князь и не подумал о  с в о е м  коне. Но «любой» - значит  и этот тоже. Княжеское слово  не произносится необдуманно…

            -А теперь вернёмся к тем вариантам возможной гибели от  коня, которые могли промелькнуть в сознании князя Олега? Мог ли бы так поступить  т а к о й   конь в подобных ситуациях?

        -Нет, «верный товарищ» так поступить не мог…

        -А как вы думаете: отчего умер конь князя Олега?

        -От старости?..

        -Нет. «Мой конь и доныне носил бы меня», - сожалеет князь.        Конь умер от бездействия, а главное – от тоски по хозяину, другу.

В творческой лаборатории поэта

        -У Пушкина в черновике прямо сказано: «Тоскуя заснул непробудным он сном». Потом автор изменил строку «Давно уж почил….». Видимо – в расчёте на то, что читатель задумается о судьбе «верного друга» князя и сам догадается о причинах смерти коня.

         -Имел ли князь основания для того, чтобы усомниться в друге?

        -Нет! Никогда. Сам князь называет его неоднократно верным другом: сначала – товарищ, а уж потом – «мой верный слуга».  И вот, по первому навету…

К выводам   (Слайд 12)

        -Итак, прощание было сердечным, а память стала сердечной болью…Подумаем: почему убелённый сединой князь в минуту торжественных воспоминаний вновь спрашивает о коне?

        -Он стар. Рядом нет боевого друга. Торжество боевых побед не заменили товарища.  Место коня в судьбе князя, видно, было значительно.  Грех предательства мучил его до старости…        

        -Пришло время старости, подведения итогов прожитой жизни. Пора вести счет её потерям.        

        -Представим себе душевную трагедию князя, когда он узнаёт о смерти своего коня.  Какие слова, может быть, находит он, чтобы осудить свой поступок?

        -  Откупился. Предал друга…

                Новое смысловое наполнение эпитета  «вещий».  (Вывод делается сообща)

В  свое время князь оказался очень недальновидным, усомнился  в очевидной верности друга. Но позже, с возрастной мудростью, пришло покаяние. Он опять произносит «вещие» слова, но направленные не на предвиденье будущего, а на прозрение  прошлого. И словно за предательство дружбы князь наказан роковой смертью:  не в бою, а бесславной - от укуса змеи.        

        Сформулируйте основную художественную идею баллады.

        -Пушкин утверждает ценность дружбы во всех проявлениях: будь то дружба человека с его четвероногим товарищем…

        -Автор утверждает: нет прощения и оправдания неверности в дружбе, предательству…

        -Хотя  слава  - отрада великим людям, но она не заменяет истинно человеческих чувств.

                Обобщение учителя:    

        -Это нравственный урок седой истории, запечатленный навек древними летописями и поэтически преображенный вдохновением великого художника слова…

        -Проверим по тексту справедливость наших суждений. Вдумаемся в смысл последней строфы.                                                                                                                           (Слайд 13)

        Мы вновь встречаемся на похоронной тризне Олега с его друзьями, дружинниками, верность которым князь сумел сохранить. Обратим внимание на то, что не его одного поминают бойцы, а «битвы, где ВМЕСТЕ рубились ОНИ»

        Память сподвижников сохраняет его как верного друга. А его поступок учит и сверстников его и потомков.

        Дом. зад.: написать эссе «Испытание верности»

                Методическая разработка участвовала

во Всероссийском  фестивале  педагогических идей

«Открытый урок» 2013 года

(сайт Первое сентября)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин "Песнь о Вещем Олеге"

Читаем, думаем, спорим – действия, составляющие основу урока литературы. Урок по теме «А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге » и её летописный источник» является одним из уроков в изучении творчества велик...

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

Презентация по литературе А.С. Пушкин " Песнь о вещем Олеге".

Презентация по литературе А.С.Пушкин " Песнь о вещем Олеге",в коррекционной (специальной) общеобразовательной школе-интернат I,II вида....

Тема судьбы в балладе А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге"

Урок литературы(с презентацией) в 7 классе.Рассчитан на 2 ч....

Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".

В ряду многих  задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное  рассмотрение нравственных вопросо...

План- конспект урока по литературе"Поэтическое мастерство А.С. Пушкина." Песнь о вещем Олеге".

План- конспект урока по литературе "  Поэтическое мастерство А.С. Пушкина."Песнь о вещем Олеге"....