План- конспект урока по литературе"Поэтическое мастерство А.С. Пушкина." Песнь о вещем Олеге".
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Гусарова Ирина Владимировна

План- конспект урока по литературе "  Поэтическое мастерство А.С. Пушкина."Песнь о вещем Олеге".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesn_o_veshchem_olege.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                 План- конспект урока по литературе

                               «Поэтическое творчество А.С.Пушкина.

                                « Песнь о вещем Олеге».

 Предварительная подготовка к уроку.

Прочитать стихотворение Пушкина, подготовиться к его выразительному чтению, найти и прочитать легенду о вещем Олеге в « Повести временных лет» Нестора, выяснить значения непонятных  устаревших слов.

Один из учеников готовит доклад о реальном князе Олеге, описанном в «Повести» Нестора.

Цель:

- показать исторические и легендарные истоки песни, эпическую традицию и поэтическое мастерство Пушкина.

Задачи:

-формировать кругозор ученика и его мировоззрение, основанное на восприятии традиций отечественной и мировой культуры;

- прививать интерес к слову;

-развивать способность работать с текстом, подключая справочный материал, читать с выражением;

-развивать речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся

- воспитывать интерес к прошлому страны посредством  чтения и анализа текста художественного произведения.

                                                  Ход урока.

1.Вспомним прочитанное.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем изучать знаменитое произведение А.С.Пушкина» Песнь о вещем Олеге» Расскажите, чем знаменит в русской истории князь Олег?

Ученик: О князе Олеге мы знаем преимущественно по народным сказаниям, где реальные события переплетаются с выдумкой .Князь жил в 9-10 веках , правил в 879-912 годах, был воеводой новгородского князя Рюрика. В «Повести временных лет» Нестора говорится о его таланте полководца и великой мудрости, за предусмотрительность современники и прозвали его Вещим. В 879 году Рюрик умер и завещал свой престол Олегу. После трёхлетнего правления Олег уехал из Новгорода покорять новые земли. Завоевал Смоленск и Любеч, хитростью взял Киев, коварно убив князей киевских Аскольда и Дира и провозгласив Киев матерью русских городов. Он завоевал многочисленные племена древлян, северян, радимичей и создал Киевскую Русь.

  В907 году Олег собрался идти войной на Царьград. Именно после этого удачного похода он и получил своё прозвище. Огромное войско по морю и по берегу шло к столице Византии. Император Лев Премудрый приказал запереть гавань железными цепями. Разорив предместья , Олег поставил корабли на специально сделанные колёса и таким образом перехитрил императора. Побеждённые византийцы пообещали выплачивать Олегу дань. Олег в честь победы укрепил на воротах Царьграда свой щит и заключил с византийцами мирный договор.

Учитель: Что говорится в легенде о смерти Олега?

Ученик: Говорят, что волхвы предрекли ему смерть от его  любимого коня. Олег приказал увести коня, беречь его, а сам решил больше на него не садиться. Через некоторое время он спросил о своём любимце и узнал, что конь уже три года как умер. Олег обвинил волхвов , что они солгали ему, захотел увидеть кости коня. Но только он тронул ногой его череп, его ужалила в ногу змея. От яда Олег умер. Эта легенда и стала основой « Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина.

2. Работа над новым материалом.

Учитель: Поговорим об эпической традиции в творчестве Пушкина. Запишите в тетрадь: Эпическая поэзия- это длинная повествовательная поэма, рассказывающая о героических деяниях, другое её название- героический эпос.

Через изображение Древней Руси Пушкин стремится к осмыслению истории, её преданий. Обращаясь к балладной лиро- эпической традиции, Пушкин создаёт «Песнь о вещем Олеге». Подумайте, есть ли в «Песни…» фантастика как таковая?

Ученик: Пушкин совсем отказывается в этом произведении от фантастического элемента и этим показывает драматические отношения человека  реальности. Непостижимый ход событий приводит к тому, что предсказание кудесника сбывается: конь, даже спустя три года после смерти , косвенно становится причиной  смерти князя. Это невозможно объяснить, но это так, и судьбу Олега ничто не в силах изменить. Тема противостояния неизбежному отвечала тогда мироощущению автора.

Учитель: В какой момент жизни предстаёт пред нами Олег?

Ученик: В» Песни…», так же как и в балладах, правитель предстаёт перед нами в критический момент: его испытывает судьба. Он перед ней равен всем остальным людям. Как и балладе, здесь есть предзнаменования рока, испытание героя, нагнетающий страх сюжет и неумолимый финал.

Учитель: Прочитайте выразительно « Песнь о вещем Олеге».( Ученик читает.)

Учитель : Многие слова, с которыми мы встречаемся в тексте произведения, передают атмосферу того времени, национальный колорит. Объясните значение слов «тризна»,» чело»,»кудесник»,»волхв»,»жребий»,»бранный»,»отрок».

Ученики: Тризна- часть погребального обряда у древних славян, поминки по умершим, сопровождающиеся пиршеством.

Чело-лоб

Кудесник, волхв- волшебник, предсказатель.

Жребий- так назывался раньше условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком- нибудь споре; в данном тексте слово служит синонимом слова «судьба».

Бранный- прилагательное от слова «брань»( битва).

Отрок- подросток, юноша или младший княжеский дружинник на Руси.

Учитель: Найдите , где в тексте встречаются эти слова, и прочитайте эти отрывки.( Ученики зачитывают)

3.Подведение итогов.

На уроке мы начали изучать «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, приоткрыли завесу поэтического мастерства Пушкина, узнали значение многих устаревших слов, используемых автором

4.Анализ и оценки итогов работы.