План- конспект урока по литературе" В.Г.Распутин" Уроки французского": гуманистический пафос произведения".
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Гусарова Ирина Владимировна

План-конспект урока по литературе"В.Г.Распутин" Уроки французского":гуманистический пафос произведения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературе

«В.Г.Распутин «Уроки французского»: гуманистический пафос произведения».

Предварительная подготовка к уроку.

К уроку прочитать произведение, нарисовать его героев.

Цели:

- познакомить учащихся с главными темами творчества Распутина;

- найти ответ на вопрос: почему герой поступает так, а не иначе, по каким нравственным законам он живёт?

Задачи:

- развивать речь, умение анализировать художественное произведение, пересказывать сюжет, быстро и грамотно отвечать на вопросы;

- воспитывать у учащихся умение выражать своё мнение; противостоять трудностям.

                                                    Ход урока.

1.Вступительное слово

Учитель: Валентин Григорьевич Распутин- один из ярких представителей «деревенской прозы». Родился в 1937 году, в селе Усть-Уда Иркутской области. Провёл детские годы в Сибири. Детство будущего писателя было трудным, ведь родился он всего лишь за четыре года до начала войны, а значит, детство его совпало с войной и тяжёлыми послевоенными годами. Закончив филологическое отделение Иркутского университета, Распутин работал в газетах. В 1961 году опубликовали его первый рассказ» Я забыл спросить у Лёшки». Самые известные его произведения- повести»деньги для Марии»,»Последний срок»,»живи и помни»,»прощание с Матёрой».

Всё, о чём пишет Распутин, связано с судьбами народа, с самыми насущными проблемами общества. Та тема близка ему потому, что пишет он, прежде всего, о судьбе родной земли. И ему, как его известным героям с острова Матёра, пришлось переселяться с родного клочка земли и видеть, как уничтожает его вода. Поэтому ценность родины и родных людей для него незыблема.

2.Работа над новым материалом.

Учитель:

« Уроки французского» автор написал в 1973 году. Как говорил сам Распутин:»Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».

Как вы думаете, почему этот рассказ написан от первого лица?

Ученик: Рассказ ведётся от первого лица потому, что в нём очень много автобиографического. Распутин рассказал нам о себе, о событиях своей жизни, своего детства.

Учитель:

Давайте прочитаем определение автобиографии.

Ученик: Автобиография- это описание свое жизни; литературный жанр, близкий мемуарам, но отличающийся большей сосредоточенностью на личности и внутреннем мире автора.

Учитель:

О чём рассказ Уроки французского»?

Ученик:В рассказе «Уроки французского» описываются голодные послевоенные годы. Главный герой, одиннадцатилетний мальчик, уезжает из дома, чтобы учиться, в деревне его есть только начальная школа, а он теперь самостоятельно живёт в райцентре. У матери остаётся ещё двое детей. Они голодают и живут без отца:»Весной, когда пришлось особенно туго, я  глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зёрна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе,- тогда не придётся всё время думать о еде».

В районной школе мальчик очень тоскует по дому и матери, но понимает. Что делает большое дело- получает образование. И ему всё даётся, кроме французского языка- хромает произношение. Но не это замечает его учительница Лидия Михайловна. Она видит, что мальчик полуголодный и играет на деньги. Постепенно она понимает, что не ради конфет он это делает, а покупает на выигранные  монеты молоко для лечения – у героя малокровие. Тогда классная руководительница стала приглашать его в гости с целью накормить, но мальчик был горд и не мог принять это. Он не ел и стеснялся.

Учитель:

Как вы думаете, если бы мальчик не голодал, он продолжал бы игру на деньги?

Ученик: Нет, ведь это он делал из крайней необходимости, а не ради наживы. Ведь мы видим, что он не азартен:он выигрывал в «чику» рубль на молоко и уходил. Но игроки стали избивать мальчика за его выигрыш.

Учитель:

- Какой выход придумала Лидия Михайловна?

Ученик: Она, чтобы отвлечь мальчика от «чики», стала играть со своим учеником в «замеряшки»,» пристенок на деньги. Это был единственный способ подержать его материально, не унижая. Даже тогда, когда был найден этот выход. Мальчик всё равно строго следил за учительницей, чтобы она не подыгрывала ему, чтобы он выигрывал свои деньги честно.

Но этот человечный поступок директор счёл преступлением,ведь учитель не мог играть на деньги с учеником! Это было аморально с точки зрения советской  нравственности. Но если учительница преступила эту черту, заставила себя посмотреть на происходящее другими глазами. То директор не счёл нужным что- либо понимать: Лидия Михайловна была уволена. А ведь и сама она жила вдали от семьи, и, наверное. Трудно ей было найти эту работу. Но ради мальчика учительница пожертвовала своим более- менее стабильным положением в эти трудные голодные послевоенные годы, взяв вину на себя.

Учитель:

-Какова роль Лидии Михайловны в рассказе? Педагогичен ли её поступок?

Ученик:

-Учительница французского поступила непедагогично. Но она преподала герою и нам , читателям, самый важный жизненный урок- урок добра и милосердия. Она помогает в трудное время своему ученику и не винит его в своём увольнении, продолжая поддерживать героя и после.

Учитель:

- Как вы думаете, кроме мальчика, есть ли в этом рассказе реальные люди, которых знал писатель?

Да, правильно, есть: учительница французского, которая учила школьника Валентина Распутина.

Ещё раз вернёмся к началу рассказа.

Ученик читает первый абзац рассказа:»Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за что вовсе, что было в школе,- нет, а за то, что сталось с нами после».

Учитель:Есть ли за что чувствовать свою вину перед учителем Валентину Распутину как прототипу главного героя рассказа?

Ученик: Нет. Из маленького мальчика вырос замечательный человек, нравственный, благородный, с благодарностью вспоминающий свою учительницу.

3.Подведение итогов.

Мы прочитали рассказ, изучив в нём исторические и биографические моменты, узнали определение автобиографии, увидели. Как она проявляется в произведении.

4.Анализ и оценка итогов работы.

5.Домашнее задание.

Ответить письменно на вопрос: по каким нравственным законам живут герои В.Распутина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по французскому языку. Тема: "Par quoi commence la Patrie?"

План-конспект урока по французскому языку. Тема: "Par quoi commence la Patrie?"...

План-конспект урока на тему: работа над дикцией в музыкальном произведении.

Слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким. Для этого необходима  хорошая дикция, то есть четкое...

План-конспект урока французского языка во 2 классе

Тема: Je fais tout seul. Цель:  1) Закрепление пройденного лексико-грамматического материала в Unité 1-4 (“Faisons connaissance!”, “L’automne est là, tra-la-la-la!”, “Il pleut”, “Vive ...

План конспект урока с использованием ИКТ по французскому языку для 9 класса по теме

урок совершенствования лексических навыков по теме « Средства массовой информации»....

План-конспект урока по французскому языку. Класс: 6 Тема урока: Le meilleur patissier

цели и задачи  урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся,развитие умений иноязычного общения....

План-конспект урока французского языка языка Класс 7. Тема урока «Partons au moyen age!»

Урок-историческое путешествие в Средневековую Францию....

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....