Конспект урока по литературе «Поэтический образ Родины. А. Блок «На лугу», «Ворона». И.Бунин «Сказка».(учебник-хрестоматия Авт.-составит. Т.Ф. Курдюмова)
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Аржановская Татьяна Александровна

*Урок направлен на расширение знаний учащихся о великих русских поэтах 20 века;

*обучить частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование исследуемого текста;

*совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок литературы61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 5 класс

Тема: «Поэтический образ Родины. А. Блок «На лугу», «Ворона». И.Бунин «Сказка».

Цели урока:

  1. Расширить знания учащихся о великих русских поэтах 20 века; обучить частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование исследуемого текста; совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения.
  2. Развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия стихотворения; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся.
  3. воспитывать эстетическое отношение к действительности явлениям искусства, способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру; формировать патриотические чувства.

Оборудование: Компьютер, мульти медийный проектор, карточки для самостоятельной работы, учебник.

План урока:

I . Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сейчас урок литературы, проведу его у вас я – зовут меня Татьяна Александровна. Тема нашего урока «Поэтический образ Родины в поэзии А.Блока и И.Бунина. Сегодня мы вместе с вами узнаем новые факты о поэзии 20 век, будем анализировать поэтическое произведение, проводить исследование текста, попробуем синтезировать поэзию с искусством. Всё это вам нужно для того, чтобы вы были грамотными, эстетически воспитанными людьми.

II . Актуализация опорных знаний.

- Ребята, каких поэтов 20 века вы знаете? (Есенин, Бальмонт, Блок, Бунин)

- Какие произведения этих поэтов вы помните?

- Давайте разгадаем кроссворд, который определит тему нашего урока.

О

Л

И

Ц

Е

Т

В

О

Р

Е

Н

И

Е

М

Е

Т

А

Ф

О

Р

А

С

Р

Е

Д

С

Т

В

А

Э

П

И

Т

Е

Т

В

Е

С

Н

А

С

К

А

З

К

А

- Вспомним всё, что может относиться к литературе.

Вопросы:

  1. Троп, перенос свойств человека на неодушевленные предметы?
  2. троп, неназванное сходство одного предмета или явления с другим?
  3. Приёмы, которые делают художественную речь ярче и выразительней?
  4. Троп, слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности.
  5. Часто авторы многих стихотворений сравнивают это время года с молодой девушкой?
  6. какие произведения начинаются словами Жили – были?

- Ребята, вы очень хорошо справились с заданиями. Прочитайте слово, которое получилось по вертикали РОДИНА. Правильно. Тема Родины звучит в стихах А.Блока. и И.Бунина. сейчас мы в этом убедимся.

Ш. Работа по теме урока.

  1. А.Блок «На лугу»

 А) Чтение стихотворения А.Блока «На лугу» учителем.

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение «На лугу». После того. Как вы прослушаете ответьте мне на вопрос: «О каком времени года идёт речь?»

       (Прочитала. Повторить вопрос.)

- О каком времени года идёт речь? (О весне)

  Б) Работа над текстом стихотворения.

- Как рисует поэт приход весны?

- Какими приёмами пользуется автор? (Олицетворение – «..весна идёт сторонкой..», эпитеты: «виднее, синее небеса и детские звонче»

- Ребята, показывает ли автор саму весну, или только её приближение. Докажите свой ответ.

- какие чувства испытывает автор, когда говорит о природе?

Вывод:  автор испытывает чувство печали. Ему тоскливо. Он, наверное вспоминает о Родине.

        В) Чтение стихотворения учащимися.

  1. А.Блок «Ворона»

А) Чтение стихотворения «Ворона»

- Сейчас мы прочитаем ещё одно стихотворение А.Блока «Ворона».Как вы думаете о чём будет это стихотворение? (Ответы учащихся) Правы вы или нет мы сейчас и проверим.

- О чём же это стихотворение? (О весне)    

Б) Словарная работа

-Какие слова вам не понятны?

- Объясните следующие слова и выражения:

  • Покатая крыша
  • Вешние звоны
  • Дух занялся у вороны
  • Дышать ей привольно

                В) Работа по прочитанному.

                - В каких словах прослеживается очертания весны? Подтвердите текстом.

                - Какое настроение создаёт это стихотворение?

 - Попробуйте нарисовать портрет вороны пользуясь только строками из     стихотворения.

                  ВОРОНА

  1. Горбатая
  2. Глядит боком
  3. Ворона довольная
  4. Дышит привольно
  5. Прыгает глупым скоком.

- Ребята, мы познакомились с двумя стихотворениями А.Блока. Что вы видите  общего в описании двух разных весенних картин природы?

- Какие чувства испытываете вы? (ответы учащихся)

Вывод: А.Блок объединил в этих двух разных стихотворениях одну тему родной природы, своей Родины.

                                                                 

  1. И.Бунин «Сказка».

А) Чтение стихотворения «Сказка»

- Сейчас вы послушаете стихотворение «Сказка». С каким периодом жизни у вас ассоциируется сказка?

- Кто вам читал сказки?

Вывод: Детство каждого человека, пора, когда закладываются основы впечатлений, когда переживания ослепительно ярки, а только что распахнувшийся мир чист, сверкающий и заманчивый.

- Каким настроением, чувством проникнуто стихотворение?

- Слова: сказка, Лукоморье – вы чувствуете созвучие с А.С. Пушкиным? Давайте вспомним пролог к поэме «Руслан и Людмила».

- В центре макрообраз – СКАЗКА. По краям микрообразы, которые разрастаются в отдельную сказку.

 

- И.Бунин ещё ребёнком назвал вступление ворожбой из кругообразных движений.

Б) Самостоятельная работа в микро группах.

- Перечитайте самостоятельно стихотворение Бунина и создайте подобную модель. Разделимся на 5 групп. Каждой группе по строфе, т.е. 1 куплет

(детям раздаются шаблоны, в которые они вписывают макро и микро образы.)

- Макрообраз  - это сказка, сон.

(2 минуты)

Обобщение: Макрообраз – сказка, сон. Микрообраз – картины природы, необычайной красоты, которые превратились в сказку.

В) Работа над выразительным чтением.

- Давайте поучимся читать выразительно Стихотворение И.Бунина «Сказка». Обязательно нужно помнить, что это стихотворение – сон, значит, читаем не громко.

 -Обратите внимание на знаки, которые вам помогут прочитать стихотворение выразительно.

         

      - Очень длинная пауза                                                  Повышение голоса

     

     - Длинная пауза

                                                                                            Понижение голоса

     - Короткая пауза

  1. Чтение учителем.
  2. вместе с учащимися в пол голоса 1 куплет
  3. Читают дети (1 – 2 человека)

IV . Итог урока.

     - С какими произведениями вы сегодня познакомились?

     - Кто автор?

     - Какой общей темой они объединены?

 Вывод: В поэтическом мире И.Бунина, А.Блока – живёт душа ребёнка, которая познаёт тайны мироздания, радость жизни.

Оценки с комментированием.

V . Домашнее задание.

  - Выучить стихотворение И.Бунина «Сказка», учитывая отметки пауз, которые мы с вами поставили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по литературе"Поэтическое мастерство А.С. Пушкина." Песнь о вещем Олеге".

План- конспект урока по литературе "  Поэтическое мастерство А.С. Пушкина."Песнь о вещем Олеге"....

План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».

Цель урока - познакомить учащихся  с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено  поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...

Технологическая карта урока литературы "Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина"

Технологическая карта урока позволяет учителю  коррекционной школы реализовать требования к уроку в условиях введения ФГОС...

Конспект открытого урока по литературе: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве А. Блока.

Место и значение образа Родины в творчестве Блока; связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства. Анализ стихотворений «Русь», «Россия», «На поле Куликовом». Очен...

Разработка урока по литературе по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Данный методический материал - разработка урока по литературе для 5 класса  по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева». Данный урок - урок изучени...

Конспект урока по литературе на тему "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон" (8 класс)

Урок литературы в 8 классе "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон". Цель: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мист...