Особенности поэтического мира А.А.Фета
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Матвеева Светлана Сергеевна

Урок-презентация и конспект урока литературы в 10 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности поэтического мира А.А.Фета И пока святым искусством Радуется свет, Будет дорог нежным чувством Вдохновенный Фет.

Слайд 2

Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, - Я ничего не пойму…

Слайд 3

Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица.

Слайд 4

На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. И подушка её горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон…

Слайд 5

Дом-музей А.А.Фета. Орловская губерния.

Слайд 6

Последний сборник стихов Фета «Вечерние огни» состоял из четырех выпусков. Первый вышел из печати в 1883г. Второй – в 1885г. Третий - в 1889г. Четвертый – за год до смерти, в 1891г. Редактором сборника был Владимир Сергеевич Соловьев, поэт-символист, сын философа Сергея Соловьева .

Слайд 7

А.А.Фет. 1845 год. Военная служба.

Слайд 8

Сотрудники журнала «Современник»

Слайд 9

Мария Лазич

Слайд 10

М.Е.Салтыков-Щедрин Салтыков-Щедрин писал: « Фет спрятался в деревне. Там, на досуге, он отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает : сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает , потом опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает »

Слайд 11

Физкультминутка Спал цветок и вдруг проснулся Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. приседания ходьба на месте туловище вправо, влево туловище вперед назад руки вверх, потянуться руки вверх, вправо, влево п окружиться А в лесу растет черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. Нагулялся я в лесу. Корзину с ягодой несу.

Слайд 12

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, — но только песня зреет. 1843

Слайд 13

Работа с таблицей Что вы узнали нового о А.А.Фете с урока? Что не совпало с вашими представлениями и ожиданиями? Какие стихотворные строки вам особенно запомнились и почему? Какие вопросы возникли?

Слайд 14

- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно. - Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно. - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

Слайд 15

- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно. - Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно. - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.



Предварительный просмотр:

Конспект урока-презентации по литературе в 10-м классе.

Урок с применением информационно-коммуникационных технологий

Матвеева Светлана Сергеевна,  учитель первой категории

 русского языка и литературы ГБОУ гимназия  №70

Петроградского района г. Санкт-Петербурга

"Особенности поэтического мира А. А. Фета"

Тема: «Особенности поэтического мира А. А. Фета»

Учебно-методическое обеспечение:

        - учебник «Литература. 10 класс», Ю.В.Лебедев

- сборник стихотворений А.А.Фета

Цели урока:

образовательная: познакомить учащихся с творчеством  А. А. Фета.

развивающая: помочь ученикам увидеть своеобразие сложной личности поэта; развить умение анализировать произведения поэта, способность логически излагать свои мысли.

воспитательная: воспитывать познавательный интерес учащихся к культурному наследию своей страны и мотивацию к изучению русской поэзии; воспитывать уважение к мнению других и умение слушать.

Технология: информационно-коммуникационная

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Форма работы: индивидуальная, классно-урочная

Оборудование: портрет А. А. Фета на доске, проектор, экран, компьютер, раздаточный материал.

Эпиграф к уроку:

                                И пока святым искусством

                                Радуется свет,

                                Будет дорог нежным чувством

                                Вдохновенный Фет.

                                                                                К.Фофанов

Ход урока.

I.  Слово учителя. (8 минут)

(Слайд №1). Сегодня на уроке мы будем говорить о поэтическом мире А.А.Фета. Поэте «чистого искусства», чье творчество оказало достаточно сильное влияние на мировоззрение многих русских поэтов. Лирика Фета тематически не очень богата: красота природы и женская любовь – вот главные его темы. Но в этих узких пределах поэт достиг потрясающей выразительности. Давайте познакомимся с лирическими произведениями Фета. (Учащиеся выразительно читают отрывки из стихотворений по слайдам.) (Слайд №2, №3).

        Необыкновенную музыкальность стихов Фета чувствовали композиторы, современники поэта. П.И.Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». (Слайд №4). А теперь слушаем романс Варламова на стихи Фета «На заре ты ее не буди». (Звучит романс.)

II. Проверка домашнего задания. Вопрос к классу. (14 минут)

        Почему, прожив 72 года в страданиях и обидах, борьбе за место под солнцем, Фет всегда старался в своей поэзии найти идеал любви и красоты.  (Слайд №5).

        Ожидаемый ответ учащихся:                  

И личность, и судьба, и творческая биография Фета необычны и полны загадок. Жизнь поэта полна драматизма и противоречий, и то, что все эти противоречия и парадоксы переплелись в одном человеке, вызывало к Фету неоднозначное отношение. А началось все буквально с момента его рождения. Мать Фета Шарлотта Фет была женой немецкого чиновника Фета, но сбежала с орловским помещиком Шеншиным в Россию. Тогда это был неслыханно дерзкий поступок, который долго обсуждали в гостиных. Уже в России в 1820 году в Орловской губернии Шарлотта Фет родила сына Афанасия. Мальчик получил фамилию Шеншин, именно поэтому мы указали в теме вторую фамилию Фета, эти две фамилии он носил всю жизнь. Но когда мальчику было 14 лет, Орловская духовная консистория установила, что на момент рождения Фета брак Шарлотты Фет и Шеншина не был зарегистрирован, поэтому их сына посчитали незаконнорожденным. Мальчика лишили фамилии Шеншин, всех привилегий, связанных со званием дворянина, и права на получение наследства. Для Фета это был удар, последствия которого он испытывал на протяжении всей жизни. С этого момента у Фета возникла идея-фикс, вернуть себе титул дворянина во что бы то ни стало. Образование Фет получил в немецком пансионе и в Московском университете на факультете философии. В студенческие годы у Фета возникла дружба с Аполлоном Григорьевым, который познакомил Фета с Владимиром Соловьевым, Яковом Полонским и другими литераторами. (Слайд №6).

Именно в это время у Фета возник интерес к поэзии и в 1840 году выходит первый поэтический сборник «Лирический пантеон». В 1845 году Фет оканчивает университет, но вместо того, чтобы полностью отдаться творческой деятельности, он идет на военную службу. (Слайд №7).

Служить он идет не по призванию, а потому что в то время определенный военный чин мог возвратить Фету дворянское достоинство. Но и здесь судьба будто играет им, стоит Фету дослужиться до определенного звания, как тут же выходит указ, дающий право зваться дворянином тем, кто находится выше в иерархии военных званий, чем сам Фет; стоит Фету дослужиться до этого высшего звания, как тут же выходит аналогичный указ. Так и не вернув себе дворянское достоинство, в 1858 году Фет оставляет военную службу. Следует сказать, что за время службы Фет не оставляет свою литературную деятельность, он печатается в «Современнике», «Отечественных записках», «Москвитянине». (Учитель обращает внимание на портрет сотрудников журнала «Современник»). (Слайд №8).                     

В период службы Фет пережил тяжелую личную драму. Он познакомился с Марией Лазич и страстно полюбил ее, это чувство было взаимным. Мария сначала влюбилась в стихи Фета, а затем и в самого поэта. Как ни странно, Фет не предложил ей руку и сердце. Он объяснял это тем, что Мария была бедна, да и он не может ей ничего предложить в материальном плане. Следует сказать, что Фет особо относился к материальному достатку. Целью своей жизни он считал возвращение дворянского титула и богатство, которое даст ему независимость. Видимо, эта расчетливость, стремление к независимости взяло верх над его чувствами. Фет не решился на брак и порвал отношения  с Марией, которую все же любил. (Слайд №9).                     

       А спустя некоторое время произошла трагедия: Мария Лазич сгорела. Официальная версия была такова, что это был пожар от неосторожно брошенной спички (на Марии было легкое капроновое платье, которое моментально вспыхнуло), но те, кто знал, как она переживала разрыв с Фетом, считали, что это было самоубийство.

Фет очень тяжело переживал смерть Марии Лазич, он чувствовал себя виновным в ее смерти. Образ Марии в ореоле трогательного чистого чувства и мученической смерти приковал поэтический талант Фета до последних дней, был источником вдохновения, но и раскаяния, грусти. Поэтому фетовская тема любви часто имеет трагический оттенок.

Позже Фет женился на некрасивой, но богатой  Марии Боткиной, купил имение, развернул свой талант хозяина-практика, делового, расчетливого человека. Сбылась в какой-то мере его мечта: Фет стал богатым и независимым человеком. Нужно отметить, что по своим взглядам Фет был крайне консервативным человеком. Накануне отмены крепостного права Фет писал публицистические заметки, в которых защищал права помещиков.  Салтыков-Щедрин писал: «Фет спрятался в деревне. Там, на досуге, он отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает: сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает, потом опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает». Таким образом, между Шеншиным- человеком и Фетом – поэтом существовала пропасть. Эта двойственность поражала всех. Но, наверное, эту психологическую загадку в какой-то мере можно разгадать, если обратиться к взглядам Фета на назначение поэзии. (Слайд №10).

        Во время ответов учащихся на экране проектора показываются слайды с портретами А.А. Фета и близких ему людей.

Физкультминутка (1 минута).         (Слайд №11)

        А в лесу растет черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

Нагулялся я в лесу.

Корзину с ягодой несу.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

приседания

ходьба на месте

туловище вправо, влево

туловище вперед назад

руки вверх, потянуться

руки вверх, вправо, влево

покружиться

III. Работа с классом. Анализ поэтического текста с использованием синквейна. (15 минут)

                               Обратить внимание класса взглядом Фета на назначение его поэзии на примере стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» (1843 год). Стихотворение наизусть читает учащийся. Выдается раздаточный материал с вопросами к этому стихотворению. (Слайд №12)

        1 вопрос. Почему стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом» можно считать поэтическим манифестом поэта?

        Предположительный ответ: Это стихотворение о счастье, оно несет энергию, свет, любовь. Его ведущий мотив – мотив радости и жизнелюбия.

        2 вопрос. Как соотносятся чувства лирического героя с внешним миром? Какие художественные приемы использует поэт?

        Предположительный ответ: Здесь три поэтических предмета – природа, любовь и «песня» - тесно сплетены и образуют Фетовскую вселенную красоту. Поэт использует прием олицетворения, одушевляет природу: «лес проснулся», «солнце встало, затрепетало». Сам поэт полон жажды любви и творчества: «Рассказать, что отовсюду на меня весельем веет…»

        3 вопрос. Сколько строф в стихотворении? Как поэту удается передать мелодию в стихотворении? Какой прием он использует?

        Предположительный ответ: В стихотворении четыре строфы; первые две – о пробуждении природы, вторые – о состоянии души лирического героя. Строфы выдержаны в строгом соответствии друг другу – этот прием называется психологическим параллелилизмом. Поэт подобрал слова так, что они создают мелодию – в каждом четверостишии свою: мелодии весны, счастья, радости, солнечного света. Они сливаются в одну – в мелодию души, окрыленной любовью.

        - У вас уже сложилось некоторое представление о творчестве А.А.Фета. Составьте синквейн, который отразил бы ваше восприятие личности поэта.

        Ученики пишут, а потом читают свои синквейны.

IV. Заключительная часть. Рефлексия. (5 минут)

        Работа с таблицей, представленной на экране проектора. (Слайд №13)

Что вы узнали нового о А.А.Фете с урока?

Что не совпало с вашими представлениями и ожиданиями?

Какие стихотворные строки вам особенно запомнились и почему?

Какие вопросы возникли?

        Чтение вопросов, записанных учениками.

- Ребята, я прошу Вас дать самооценку своей деятельности на уроке.(Каждому выдается смайлик, в который нужно пририсовать рот) (Слайд №14, №15)

V. Домашнее задание. (2 минуты)

        1) Составить список из 10 - 12 стихотворений А.А.Фета.

        2) Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» Выучить его наизусть.  

 (Слайд №16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности поэтического таланта А.А.Фета

Данная методическая разработка может быть использована на уроках литературы в 9 классе, на уроках МХК, на классном часе...

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА А. А. ФЕТА

ЦЕЛИ работы:             -  разгадать тайну мироощущения А.А. Фета...

Сложная судьба Марины Ивановны Цветаевой. Трагичность поэтического мира.

Тема: Сложная судьба Марины Ивановны Цветаевой. Трагичность поэтического мира.Цели урока:образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта...

Поэтический мир Тютчева и Фета

Расцвет творчества Тютчева и Фета приходится на 40-е годы XIX века, которые знаменовались растущей популярностью революционно-демократической идеологии, влекущей за собой социальную направленнос...

Пейзаж в поэтическом мире Ф.И.Тютчева

Урок литературы в 6-ом классе. Заочное путешествие в музей Ф.И.Тютчева....

Урок литературы в 6 классе Елабужской школы – интерната для детей с ОВЗ. Тема урока: анализ поэтического текста А.А. Фета«Весенний дождь»

Урок литературы в 6 классе Елабужской школы – интерната для детей  с ОВЗ. Тема урока: анализ поэтического текста А.А. Фета«Весенний дождь»...

Урок литературы в 10 классе «Трепет жизни» (Особенности поэтического стиля А.А. Фета).

Тип урока: изучение нового материала с использованием пректной технологии. Проекты – это опыт разнообразной деятельности. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять ...