Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по литературе «О подвигах, о доблестях, о славе…» (по теме «Устное народное творчество. Былины». 7 класс)
    методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

    Приданникова Елена Михайловна

                Данное мероприятие «О подвигах, о доблестях, о славе…» проводится в рамках внеклассной работы по литературе в 7 классе после изучения темы «Устное народное творчество. Былины» по программе по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. М.:«Просвещение». 2009год.

                Целями мероприятия является обобщение и расширение изученного по теме «Былины»; знакомство учащихся с интерпретацией былинного эпоса в русской живописи и музыке; определение основной идеи былин – защиты святой Руси, богатырского подвига.

                Используются следующие методы и формы работы: словесный, наглядный, метод самостоятельной работы. Основным методом является метод проектной деятельности. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие по литературе

     «О подвигах, о доблестях, о славе…»

     (по теме «Устное народное творчество. Былины». 7 класс)

    Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1»

    Чистопольского муниципального района РТ

    Приданникова  Е.М.

    Цель мероприятия:

    • обобщить и расширить изученное по теме «Устное народное творчество. Былины»;
    • познакомить учащихся с интерпретацией былинного эпоса в русском искусстве: живописи и музыке;
    •  совершенствование устной речи уч-ся, обучение сжатому пересказу;
    •  дать понятие мужества, силы духа русского человека на основе былин, картины Васнецова “Богатыри» и музыкальных образов героев Бородина и Римского-Корсакова;
    •  обучение словесному рисованию, которое способствует овладению эмоционально-образной речью;
    •  воспитание эстетического вкуса учащихся;
    • воспитание бережного отношения к национальной культуре, любви к Родине

            Методы: словесный, наглядный, метод самостоятельной и групповой работы, проектный (защита проектов).

    Наглядность:

     а) репродукции картин (Васнецова “Богатыри”,
    “Витязь на распутье”, И. Е. Репина “Садко”, Билибина “Дружина Вольги”;
    б) иллюстрации на сюжеты былин И. Билибина, В. Васнецова,
    в) иллюстрации учащихся к былинам.
    Оборудование: а) запись 2-й картины оперы “Садко” Римского-Корсакова, б) запись 1 части “Богатырской симфонии” Бородина

    Подготовительный этап.

             Перед изучением темы «Былины» учащимся дается задание разработать проект «Богатырское служениеРодине». Учащиеся распределяются по группам, составляют план проекта; проводится работа с информацией, словарями, специальной литературой.


    Содержание проекта

    1. Былина как жанр фольклора.
    2. Поэтика былин
    3. Былинные герои (Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко)
    4. Доспехи русских воинов (кольчуга, панцирь, шлем, латные доспехи, щит, палица).

    Ход мероприятия

            Гусляр:

    Во стольном во городе во Киеве,

    У ласкового князя у Владимира,

    Заводился пир, право, почестен стол…

    Ведущий:

            Конец Х века — знаменательное время в истории Руси. После многих лет борьбы с внешним врагом, после междоусобных раздоров Русь обрела относительный покой. С 986 года начал княжить Владимир Святославич. Под властью Киева отдельные княжества были объединены, а в 988 году Русь приняла христианство. Киев стал центром Руси, здесь задумывались и решались государственные дела, обсуждались новые походы, вершились

    судьбы земли русской. И происходило это на княжеских пирах в кругу друзей, с верной дружиной и знатными мужами города. Славились княжеские пиры не только обильным угощением и деловыми беседами, но и искусством певцов-сказителей, которые под аккомпанемент гуслей слагали величальные песни- славы, вспоминали были давних лет.

            За что мог славить гусляр Владимира Красно Солнышко?

            (Сумел расширить границы Руси, при нем Русь приняла христианство, укрепила Русь городами-заставами).
            На княжеском пиру и сам князь, и его гости будут ждать, когда же начнет гусляр свой рассказ о славных русских богатырях.
            А как же мы называем эти рассказы - песни о богатырях?
     (Былины).

    Выступление 1 группы учащихся «Былины как жанр фольклора»

            Одним из направлений фольклора являются былины - древние сказания, которые исполнялись нараспев под аккомпанемент гуслей. Былинами они стали называться только с XIX века – до этого их называли старинами. В основном, жанр повествовал о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси.
            Былины исполнялись особым образом: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли, соответственно, сказителями.

            Передавались героические песни от поколения к поколению, и известны целые семьи, в которых хранились такие традиции. Знаменитая семья Рябининых, мать и дочь Крюковы - все это известные северные сказители.
            Былины рассказывают нам о диковинной «старинушке», когда народ ещё не знал предела своей «силушке» и ещё не умел употребить её на пользу родине.
            Былины отразили различные стороны многосторонней жизни нашего народа в прошлом. Многообразны поэтому и темы былин. По своей художественной силе былины могут быть поставлены в ряд с величайшими шедеврами словесного искусства.
            Но былины рассказывают о непобедимых русских богатырях — и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в отроках-юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам. Пример непобедимых богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести. И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары!
            Для былин всегда важна не столько правда отдельного факта, отдельного события, сколько правда жизни. Именно поэтому создатели былин не стремились к буквальной точности в воспроизведении исторических событий, дат, имен, географических названий. Народ верил, в существование богатырей в прошлом, верил, что всё рассказываемое действительно было. В исторических записях и летописях сохранилось многое, указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно совершились, только народ переделал по-своему эти сказания, разукрасил их и преувеличил.  И эти сказания, пройдя определенный путь развития, обработки, насыщения художественным вымыслом, фантазией, эмоциональной образностью — превратились в песни «о доблестях, о подвигах, о славе» необыкновенных людей, героев, богатырей.
            Итак, былины — это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага.

    Ведущий:
            В Древней Руси было два крупнейших культурных центра: Киев и Новгород. Между городами возникло невольное соперничество, которое сказывалось во многом: а в 1037 году в Киеве заложен Софийский собор, а через несколько лет начали строить свой Софийский собор и новгородцы; Киев славился былинами, и Новгород имел свои
    былины или, как их на севере называли, старины. Исполнялись они обычно на пирах-братчинах. Братчины собирали людей одного ремесла, одного достатка и были намного демократичнее  княжеских пиров Киева. По таким вот братчинам ходил гусляр Садко.

            Гусляр:

             Во славном в Ново-граде
             Как был Садко купец, богатый гость..

             А прежде у Садка имущества не было:

             Одни были гусельки яровчаты:

             По пирам ходил-играл Садко.

    Звучит фрагмент из оперы «Садко» Римского-Корсакова.

     Ведущий:         Опера помогает нам ощутить особый былинный речитатив - условно-уставный былинный сказ или распев.

            Музыканты считают, что гусли – самый подходящий инструмент для подыгрывания словам; мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины.

            Былины имеют особый художественный мир. Все, о чем в них поется, отличается от обычной жизни. Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значительного. Былинный стих особенный. Сказитель сказывает (то есть говорит нараспев) былину не торопясь. Плавно, величаво льется его голос. Иногда он останавливается, как бы припоминая подробности. В былинах много эпитетов, сравнений, сказочных метафор, преувеличений. Чтобы усилить впечатление слушателей, сказитель часто использует повторы слов, фраз, целых картин, Былины написаны живым народным языком. И как разнообразен этот язык! Какая палитра чувств передается в былине!

    Выступление 2 группы учащихся «Поэтика былин»

                    Для былины, как и прочих произведений фольклора, форма имеет очень больше значение, и, соответственно, былина строится по определенной схеме: сначала идет зачин, затем основное содержание, после чего - исход, концовка (например, "Тут Добрыне и славу поют").  Запевы поэтичны, красивы, эмоциональны. Они настраивают слушателей на определенный лад.

            Высота ль, высота поднебесная,

            Глубота, глубота – окиян-море,

            Широко раздолье по всей земле,

            Глубоки омуты днепровские…

            Исход имеет общий смысл окончания высказывания. Это – заключение, которое подводит итог, вносит элемент тишины и успокоения, или же веселая прибаутка.

            Как зачин и концовка, так и постоянно встречающиеся эпитеты являются стандартными, характерными для данного жанра, в частности, эпитеты употребляются постоянные – то есть прочно закрепленные за одним явлением. В былине почти всегда поле – чистое, конь – добрый, море – синее, дуб – сырой, лебедь- белая, богатырь- сильный, могучий, вражья сила – поганая, неверная, стрела – каленая, сабля – вострая, Русь – святая, Киев – стольный, палаты – белокаменные. При помощи эпитетов создавался особый – былинный героический – поэтический мир.

            Важным художественно-изобразительным средством являются и сравнения, которые использовались при изображении богатыря, а также врага. Богатырь выезжает на своем коне как ясен сокол; как бы белой кречет. У Идолища головищо что ведь люто лохалищо.        
            Среди художественных приемов, которые часто используются в былинах для характеристики богатырей, часто встречается гипербола - от греческого "излишек", "преувеличение": художественный прием, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, явление, предмет для того, чтобы усилить художественное впечатление, то есть особенности и качества героев преувеличены, их поступки и подвиги показаны выше человеческих возможностей. Гиперболы изображали тяжесть богатырского оружия. Богатыри подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, их шлемы весят по нескольку пудов, мечи у них такие, что никому их смертных их не поднять. И не только богатыри таковы. С помощью гипербол рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь. Гиперболы передавали чудовищный облик врага, они показывали его отвратительно безобразным, жадным, уродливым:

            - Как есть у нас погано есть Идолищо

            В долину две сажени печатных,

            А в ширину сажень была печатная,

            А головищо что водь люто лохалищо,

            А глазища что пивныи чашища…

            Поэтизация степной воли, молодецкой удали, всего облика богатыря переносила слушателей в мир Древней Руси с ее военными схватками с врагами, отразившими реальные общественные и семейно-бытовые отношения.

    Ведущий:         Основная идея былин – идея защиты святой Руси, земли отцов и дедов, идея богатырского подвига. Как вы думаете, что помогает богатырям в борьбе с врагами русской земли? (Сила, Богом данная)

            Могучих богатыри, всегда готовы встать на защиту родной Русской земли.

    Русский богатырь, воплощающий в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине, — Илья Муромец.

    Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьем-разбойником, с захватчиком Идолищем поганым, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром.

    С ним вместе на заставе богатырской смелый и добрый, но любящий прихвастнуть Алеша Попович и умный, образованный по тому времени Добрыня Никитич.

    Все они — настоящие защитники Киевского государства.

    Выступление 3 группы учащихся «Былинные богатыри»

    1.Святогор.
            Уже первые исследователи русского эпоса обратили внимание на то, что былинные герои делятся на два типа. Тогда же было введено разделение на старших и младших богатырей. «Образ этого огромного богатыря,— писал Константин Аксаков о Святогоре в заметках к первому выпуску «Собрания народных песен П. В. Киреевского»(1860),— которого обременила, одолела собственная сила, так что он стал неподвижен,— весьма значителен». Старшие — это Святогор, Волх Всеславьевич и Михайло Потык (древнейшая былинная «троица», предшествовавшая Добрыне, Алеше Поповичу и Илье Муромцу). Образы титанические, сохранившие прямые отголоски языческих представлений, мифов, легенд.
            Несколько иная, мифологическая трактовка образа Святогора принадлежит А. Н. Афанасьеву. «Если бы даже мы,— пишет он, — не имели никаких иных данных, кроме поэтического сказания о Святогоре, то одно это сказание служило бы неопровержимым доказательством, что и славяне, наравне с другими родственными народами, знали горных великанов. В колоссальном, типическом образе Святогора ясны черты глубочайшей древности. Имя его указывает не только на связь с горами, но и на священный характер этих последних...»


    Как на далече-далёче во чистом во поле,
    Тута
     куревка да поднималаси,
    А
     там пыль столбом да поднималаси,—

    Оказался во поли  добрый молодец,
    Русский могучий Святогор-богатырь.
    У Святогора конь да будто лютой зверь,
    А богатырь сидел да во косу сажень,
    Он едет в полк, да спотешается,
    Он бросает палицу
    булатную

    Выше лесу стоячего,

    Ниже  облаку да ходячего,

    Улетает эта палица

    Высоко да по поднебесью;

    Когда палица да вниз спускается,

    Он  подхватывает да одной рукой
                       «Святогор и Илья Муромец»

    2. Илья Муромец

    (Инсценирование отрывка из былины « Илья Муромец и Соловей разбойник»)

    Сказитель:

    Из того ли то из города из Мурома,
    Из того села да с Карачарова
    Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
    Он стоял заутрену во Муроме,
    А й к обеденке поспеть хотел он в стольный град
    Киев-град.

    Да и подъехал он ко славному ко городу к
    Чернигову.
    У того ли города Чернигова
    Нагнано-то силушки черным-черно,
    А й черным-черно, как черна ворона.
    Так пехотою никто тут не прохаживат
    На добром коне никто ту не проезживат
    Птица черный ворон не пролетыват,
    Серый зверь да не прорыскиват.
    А подъехал как ко силушке великоей,
    Он как стал-то эту силушку великую,
    Стал конем топтать да стал копьем колоть
    А й побил он эту силу всю великую.
    Он подъехал-то под славный под Чернигов-град
    Выходили мужички да тут черниговски
    И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
    А и зовут его в Чернигов воеводою.
    Говорит-то им Илья да таковы слова:
    - Ай же мужички да вы черниговски!
    Я не иду к вам во Чернигов воеводою.
    Укажите мне дорожку прямоезжую,
    Прямоезжую да в стольный Киев-град.
    Говорили мужички ему черниговски:
    - Ты, удаленький дородный добрый молодец,
    Ай ты, славный богатырь да святорусский!
    Прямоезжая дорожка заколодела,
    Заколодела дорожка, замуравела.
    Ай по той ли по дорожке прямоезжею
    Да и пехотою никто да не прохаживал,
    На добром коне никто да не проезживал.
    Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
    Да у той ли у березы у покляпыя,
    Да у той ли речки у Смородины,
    У того креста у Леванидова
    Сидят Соловей Разбойник во сыром дубу,
    Сидят Соловей Разбойник Одихмантьев сын,
    А то свищет Соловей да по-соловьему,
    Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.
    И от его ли то от посвиста соловьего,
    И от его ли то от покрика звериного
    Те все травушки-муравы уплетаются,
    Все лазоревы цветочки осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются,-
    А что есть людей - то все мертвы лежат.
    Прямоезжею дороженькой - пятьсот есть верст,
    Ай окольноей дорожкой - цела тысяча.
    Сказитель:
    Он спустил добра коня да и богатырского,
    Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

            С младших богатырей начинается новая страница в истории русского эпоса — его героический период, когда на первый план выдвигается глубоко народная идея защиты родной земли.

            Илья Муромец — самый известный, но в то же время самый загадочный герой былин.
            Наши предки ХVI — начала ХIХ вв. не сомневались в том, что Илья Муромец реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм ХIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильей Русским.
            Илья почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры.
            Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе.

    3. Добрыня Никитич
            Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь
    русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня отличается не только храбростью, но и дипломатическими способностями.
            Историческим прототипом Добрыни Никитича считают Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Добрыня играл большую роль в сказаниях, связанных с Владимиром, выступая в роли мудрого советника и главного помощника князя.

    4.Алеша Попович

    Говорит тут удалый добрый молодец:
    Меня зовут Алешей да Поповичем,
    Сын я попа Леонтия Ростовского,

    Да другой-то - Еким, мой паробок.
    Говорит тут Владимир стольнокиевский:
    «Давно про тебя весточка прохаживала —

    Случилося Алешу во очи видети;
    Да первое тебе место - подле меня,
    Другое тебе место - супротив меня,
    Третье тебе место - куда сам хочешь!»
    Говорит как Алешенька Попович:
    Не сяду я на место подле тебя,
    Не сяду я на место супротив тебя,
    Да сяду я на место, куда сам хочу:
    Да сяду я на печку на муравленху,
    Под красное под трубное окошечко»…
                                                 «Алеша Попович и Тугарин»

             Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем.
            Алёша Попович — сын ростовского попа. Алёшу Поповича отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой; он хвастлив, излишне лукав и увёртлив; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность. Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве

                    Исторический прототип: Александр (Олеша) Попович
    Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол, Юрия Всеволодовича.

    5. Садко.

            Садко, Богатый гость — герой былин новгородского цикла.
            По наиболее полному варианту (Сорокина), Садко был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды играл на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера и своей игрою приобрел расположение царя Водяного. В некоторых вариантах Садко разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже— золото или булат, и решает его в пользу булата.

    4 группа «Боевые доспехи русских богатырей»

    1. Кольчуга — доспех вроде рубашки из мелких плотно сплетённых железных колец. Её делали с разрезом впереди у шеи и подола. На груди кольчуги круглые бляхи.

    2 Шлем — для чего он нужен? для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.
    3. Латы — доспехи из металлической чешуи, нашитые на кожу, которые защищают руки, ноги.
    4.
    Щит — воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа, меди, дерева, иногда обтягивался кожей.
    По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.
    5. Копьё — оружие воина с тремя или четырьмя гранями из булата, стали или железа. Разновидность копья — острое оружие с острыми оконечностями вверху и внизу.
    6. Меч — носили в ножнах, которые привязывались к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными, украшались серебром, золотом.
    7.
    Панцирь — старинный доспех в виде рубахи — обычно сделанный из плотно сшитых мелких металлических колец — для защиты от поражения холодным оружием.
    8. Палица — оружие дробящего типа, происходящее от обычной деревянной палки.

    Изображение богатырей, витязей в живописи В.М.Васнецова

            Ведущий:        Былины вдохновляли не только писателей, но и художников на создание произведений, воспевающих мощь и силу русского народа. М.В.Васнецов – один из известнейших русских живописцев, в творчестве которого особенно ярко и неповторимо звучат исторические и народные темы. Рассмотрим картину «Богатыри». Это самая крупная, самая значительная картина, картина, призванная выразить дух русского народа. Художник работал над ней более 17 лет, создавая собирательный образ русских богатырей. В основу положен былинный сюжет о «Заставе богатырской».

            - Кто эти богатыри? Каким изобразил художник Илью Муромца? Каким вы увидели Добрыню Никитича? Что вы можете сказать об Алеше Поповиче?

    Ученик:         Стоя на холме, охраняя границу земли Русской, богатыри на картине В.М.Васнецова наделены неисчерпаемой силой, уверенностью, надежностью. Несмотря на общие черты, образы богатырей различны. Ключевая фигура – сильный и смелый Илья Муромец, самый старший из богатырей. Он прост и могуч, в нем чувствуется спокойная и уверенная сила и умудренность жизненным опытом. По правую руку Ильи на гнедом коне – Добрыня Никитич, сильный и грозный. Тонкие черты лица подчеркивают его культурность, вдумчивость и предусмотрительность. По левую руку Ильи – лукавый и смекалистый Алеша Попович – самый младший их богатырей. Полный отваги и смелости, он большой выдумщик, певец и гусляр.

            Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально.

            Богатырская застава зорко наблюдает за окрестностями границ, не пропуская через них ни конного, ни пешего, ни зверя рыскучего, ни птицы летучей.

            Несмотря на то, что все они изображены во всеоружии – в кольчугах и шлемах, с мечами, щитами – картина проникнута настроением благости, великодушия и добродушия.

            Богатыри воплощают спокойную и уверенную в себе силу пославшего их народа. Но эта сила чужда злых намерений. Ее назначение  охранять, но не нападать.

    Ведущий:         А сейчас послушайте начало 2-й симфонии Бородина (1 часть)

            - Что вы услышали в этой музыке? (великанскую силу, мужество, несокрушимую мощь...)
            - Под каким названием вошла эта симфония в историю музыки? (“Богатырская”, над ней композитор работал 7 лет).
             - Что общего в картине Васнецова и в музыке Бородина?
    (Когда слушаешь симфонию и смотришь на картину Васнецова, чувствуешь силу духа русского человека... Эти произведения навеяны исполинским духом русских былин).
            

    «Витязь на распутье»

    Ученик:          В 1877 году Васнецов с брата Аркадия пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
            В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI передвижной выставке 1878 года.

            Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
            Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:
            
    На камне написано: «Как пряму ехати живу не бывати нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: направу ехати женату быти; налеву ехати - богату бытии» на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.
            
    В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя.         В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.


    «После побоища Игоря Святославича с половцами»

    Ученик:         Впервые образы былинного сказа нашли художественное воплощение в 1880-м году в работе «После побоища Игоря Святославича с половцами». Заимствовав сюжет из знаменитого «Слова о полку Игореве», В.М. Васнецов создал произведение самостоятельное, но близкое по духу прославленной древнерусской поэме. Подобно неведомому автору «Слова о полку Игореве», он в эпическом стиле воспевает красоту и героизм подвига во имя Родины. Трагический сюжет гибели полков Игоря Святославича представлен художником по аналогии с литературной метафорой.

            …Отшумела битва. Над полем сгущается ночная мгла. Зловещая красная взбирается на небо. Полевые цветы – колокольчики и ромашки – светятся в потемневшей траве. На земле лежат убитые русские воины. Они словно спят, исполнив трудный долг. Полотно Васнецова воспело их подвиг и оплакало их гибель. Проникновенно - лирической нотой в торжественном строе картины звучит образ прекрасного отрока — княжича, навеянный описанием гибели юного князя Ростислава.
            Поэтическими строфами «Слова» о гибели мужественного Изяслава навеян образ покоящегося рядом богатыря — воплощение доблести и величия русского воинства. Контрастом его спокойной позе служит мучительно изогнувшаяся фигура половца. Выразительны две группы из воинов справа. Мужество и героизм русских — основная тема этой части композиции. Серо-синий цвет неба и оранжевый диск луны определяют колористическое решение полотна, построенного на столкновении крупных, почти локальных пятен холодного и теплого цветов. В их ритмике возникает ощущение мерной органной мелодии.
            Источником вдохновения художника стала история, запечатленная в народном творчестве. А поскольку творцы народных сказаний и легенд изображали народ мужественным, доблестным, полным внутреннего достоинства, то и В.М. Васнецов пошел по пути героико-эпической трактовки исторического события. Подчиняясь традициям народной поэзии, художник объединил в картине чувства и настроения человека и природы, их состояние — героические деяния людей и торжественное безмолвие природы выступают здесь в органическом единстве. И.Е. Репин назвал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» «...вещью прекрасной, поэтической и глубоко национальной».

            Ведущий:          Главные герои былин носят вполне реальные черты. Ученые предполагают, что когда-то существовали люди, подвиги которых запечатлены в былинах: святые мощи Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре; курганы-могилы побитых Алешей Поповичем врагов в ростовских краях; «Добрынин островок на берегах Оки близ Рязани – все это живые свидетельства славной богатырской жизни и верного служения Святой Руси былинных героев, чьи имена передаются из поколения в поколение. Главный персонаж былин стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит сама смерть! Таков Илья Муромец, таковы и другие богатыри – Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Михайло Данилович…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ « УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. БЫЛИНЫ»

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА« УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. БЫЛИНЫ» 1. Название дистанционного курса:«Устное народное творчество. Былины»2. Авторы-разработчики: Морозова Лидия Ни...

    Презентация по литературе в 6 классе на тему: "Устное народное творчество"

    Закрепление знаний учащихся о жанрах устного народного творчества, расширние знаний об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства...

    Проверочная работа по теме "Устное народное творчество" 8 класс

    Проверочная работа по теме "Устное народное творчество" 8 класс. Содержит материал ,позволяющий проверить знания в конце изучения темы....

    Контрольная работа №1 по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" для 5 класса по учебнику В.Я.Коровиной

    Контрольная работа по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" может быть использована в качестве проверки знаний учащихся, полученных в результате изучения дан...

    "Презентация. Устное народное творчество. Былина"

    Презентация к уроку литературы в 7 классе. Дана характеристика жанра, особенности художественного мира героев. Приведены циклы былин. Знакомство с основными героями произведений.. Презентация сопровож...

    Тест по теме "Устное народное творчество", 8 класс

    Тест по УНТ для учащихся коррекционной школы....