Маленький человек: тип или личность?(по творчеству Ф.М. Достоевского)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Аванесян Галина Андреевна

Урок литературы 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: “Маленький человек: тип или личность?(по творчеству Ф.М. Достоевского).”

Класс:  9

Технология: ИКТ, обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Цели: 1.Учебная: отработка навыка анализа художественного текста

           2. Развивающая: развивать культуру исследовательской деятельности, логическое                                                                    

    мышление (анализ и синтез, монологическая речь учащихся).    

     3.Воспитательная: воспитание уважения к человеческой личности привитие читательского интереса.        

Ход урока.

  1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Вы прочли изречение Достоевского. Вдумайтесь, какова главная тема в творчестве писателя?

-человек и его внутренний мир

(слайд 2)

Что объединяет портреты этих трех великих классиков?

-Да, и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского объединяет интерес к особому типу человека, “маленькому человеку”. Тема маленького человека была выстрадана русской литературой  первой половины 19 века.

Докажите это, приведите примеры произведений, в которых поднимается эта тема.

- А.С. Пушкин “Станционный смотритель”, “Медный всадник”, Н.В. Гоголь “Шинель”, Ф.М. Достоевский “Бедные люди”.

(слайд 3)

Каждый автор, безусловно, вносит свое видение в черты известного литературного типа. Определим степень новаторства каждого из писателей в изображении маленького человека.

Разобьемся на три группы и сравним схемы образных систем.

1 группа – “Станционный смотритель”

2 группа – “Шинель”

3 группа – “Бедные люди”

По следующей схеме (слайд № 4)

Работа в группах 20 минут.

Предполагаемые ответы:

        Смысл заглавия

1 группа. Название “Станционный смотритель” указывает на социальное положение героя.

2 группа. “Шинель” – предмет поклонения Башмачкина, поиск смысла, способ самоутверждения.

3 группа. “Бедные люди” – название формулируется во множественном числе.

Почему?

-писатель хочет подчеркнуть типичность судеб героев.

Форма повествования.

1 группа. О событиях говорит рассказчик.

2 группа. Повествование доверено автору.

3 группа. Повествователь – Девушкин, сам герой. Повествование ведется не в разговорной, а в эпистолярной форме.

Анализ черт характера маленького человека.

Работа с текстами, выступления учащихся от групп.

Какие качества Девушкина раскрывает эпистолярная форма изложения?

- Мучительный процесс личностного роста за обретение собственного Я.

Герой, работая над собой помогает ближнему.

Какова речь Девушкина?

-Незрелая, косноязычная.

- Но эта “незрелая манера” – новаторский прием, попытка говорить на “косноязычном” языке маленького человека и утвердить его достоинство.

(слайд 8.9.10 стр 56)

- Перечитайте письмо Макара и докажите, что его мечты и мысли делают личность титулярного советника душевно богаче, нежели характеры его предшественников в галерее “маленьких людей”(3 группа).

- Письма от 12 апреля (стр.17-18), 22 июня (стр. 59-60), 5 сентября (стр. 121-122) – восприимчивость  к страданиям других

- 4 августа (стр.94-97), 1 августа (стр.87-88) – бедность.

- 26 июня (стр. 65) – мечты о литературной славе.

- 12 июня (стр.55) “В пословицу меня ввели…” – отсутствие смирения в сравнении с Башмачкиным,  возмущение насмешками.

- 28 июня (стр. 68), 1 июля (стр.72) – стремление помочь ближнему.

- 7 июля (стр.75-76), 28 июля (стр. 84-86) – мечты о любви.

- 8 июля – гордость за честную бедность.

- Зачем Достоевский повторяет эпизод из “Шинели”(прием у значительного лица), но меняет его исход? Почему после счастливого приговора суда умирает Горшков?

- Письма Макара, показывают нам, что он обладает частью традиционных тематических черт “маленького человека” (после ответа группы в качестве обобщения на доске появляется  11 слайд с выводами).

 

  1. Низким, бедственным, подчиненным социальным положением.
  2. Страданием от сознания своей слабости и ошибок.
  3. Неразвитостью личности.
  4. Остротой жизненных переживаний.
  5. Осознанием себя “маленьким человеком” и стремлением утвердить свое право на жизнь.

- В чем новаторство Достоевского?

-  Обратимся к последнему письму Макара. Какие ощущения оно вызывает?

- Трагические(отъезд Вареньки) и комические одновременно.

- О каком качестве прозы Достоевского это говорит?

- О психологизме.

(слайд)

Согласны ли вы с точкой зрения литературоведа?

Подведение итогов урока:

- Своим творческим кредо Достоевский считал потребность “при полном реализме открыть человека в человеке”. Это ему удалось. “Униженные и оскорбленные будут полноправными героями всей прозы писателя ”. (слайд)

 

Домашнее задание предоставит вам шанс поработать вам в эпистолярном жанре. (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе "Тема маленького человека в романе Достоевского "Преступление и наказание"."

Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему  "маленького человека". Отражение данной темы в русском искусстве....

Ход урока:"Маленький человек: тип или личность".(по творчеству Ф.М. Достоевского)

Цели: -Развивать исследовательскую культуру 9-и класснкиов- Отработка навыков анализа художественного текста Технология:  обучение в сотрудничестве (групповая работа)....

Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)

Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...

Урок литературы в 9 классе по творчеству Ф.М.Достоевского "Ибо хочу быть человеком..."

Урок знакомства с биографией, мировоззрением и творчеством писателя....

Презентация "Эволюция "маленького человека" в произведениях Ф.М. Достоевского "

Презентация позволит обратиться к произведениям Достоевского и выявить причины униженных и оскорбленных...