Народная мудрость в сказке "Царевна-лягушка"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Конспект по литературе в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_mudrost_v_skazke_tsarevna-lyagushka.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока – Народная мудрость в  сказке «Царевна-лягушка»

Цель – выявление морали в волшебной сказке «Царевна-лягушка».

Задачи:

  1. Проанализировать русскую народную сказку с точки зрения поступков главных героев.
  2. Развивать образное и логическое  мышление, расширять словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая, фронтальная.

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Используемые технологии – развитие критического мышления.

Формируемые УУД: личностные (смыслообразование, нравственно-этическая ориентация),  регулятивные (целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция), познавательные (постановка цели, составление речевого высказывания,  моделирование, анализ, самостоятельное создание способов решения проблем), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера)

Ход урока

Стуруктура

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Ответное приветствие

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели

*Мотивация учебной деятельности. Загадочная пауза

Домик маленький, а в нём
Уместились впятером:
Мышь, лягушка, волк с лисой,
Зайчик был ещё косой.
А медведь к ним влезть не смог
И разрушил... (теремок).

***
Посмотри-ка, на печи
Наш герой по снегу мчит.
Он "по щучьему веленью"
Рад безделью, дружит с ленью.
Догадаться вы успели?
Это сказка про ... (Емелю).

***

Выросла она когда-то
Преогромной - в три обхвата!
И её, как пишет книжка,
Помогала вырвать мышка.
Если б не тянули крепко,
Кашки не было б из ... (репки).

*Эвристическая беседа

- Что объединяет все эти загадки? (сказки)

- Кто может ответить, что такое сказка? (произведение фантастического характера)

-На какие группы сказки можно разделить? (бытовые, волшебные, о животных)

-Каковы особенности каждой группы сказок? (в бытовых сказках люди являются главными героями, в сказках о животных – животные, в волшебных сказках  имеются чудесные предметы и герои)

-Чем отличается народная сказка от литературной? (народную сказку создал народ, литературную – написал автор)

*Постановка цели урока

- С каким произведением вы познакомились дома? (русской народной сказкой «Царевна-лягушка)

- Что на уроке мы должны с вами сделать?

-Верно, сегодня на уроке мы должны с вами проанализировать прочитанную вами сказку, выявить, главных героев и их качества, а также узнать, с какой целью русский народ создал данную сказку.

Дети разгадывают загадки

Учащиеся вступают в эвристический  диалог

Формирование учебной цели

Актуализация знаний

- О чем данная сказка?

- Кто является главными героями?

*Работа в парах: составление кластера

   Царь                царские сыновья      Иван-цареви

  медведь                       Герои сказки        Василиса

заяц, селезень,                                       Премудрая

 щука                                                      невестки

                                      Баба-Яга

                                  Кощей Бессмертный

*Фронтальная проверка кластеров

-В соответствии с персонажами произведения определите вид сказки (данная сказка является и бытовой, и о животных, и волшебной)

Составление самостоятельного речевого высказывания

Учащиеся в парах составляют кластер.

Дети высказывают мнение о виде сказки, доказывают собственное мнение

Первичное усвоение знаний

Перспективное домашнее задание

*Эвристическая беседа

-С чего начинается сказка? (царь велел сыновьям жениться)

-Почему царские сыновья безропотно выполнили волю своего батюшки? (в древности дети беспрекословно выполняли любую волю родителей, старших уважали, слушали)

-Куда попала стрела Ивана-царевича? (в болото)

-Почему не отказался жениться на лягушке? (выполнял родительскую волю)

- Какие испытания приготовил царь для своих невесток? (сшить рубашку, испечь хлеб, показать себя в обществе на пиру)

-Какая цифра встречается? (3)

-Вы заметили, что во многих сказках русского народа встречается данная цифра. Как вы думаете, почему?

Предлагаю дома вам найти ответ на данный вопрос.

- Что произошло после пира? (Иван-царевич сжег лягушачью шкурку)

- Почему Иван-царевич так поступил?  Какое качество характера можно увидеть? (эгоизм, т.к. в первую очередь подумал о себе)

*Словарная работа

Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих

*Фронтальная проверка найденной информации

-Эгоизм является положительным или отрицательным качеством характера? Почему вы так считаете? Докажите свое мнение, примерами из жизни, литературных произведений.

- Как царский сын искупил свою вину? (пришлось долго странствовать, пройти множество испытаний, прежде чем он нашел свою жену)

Учащиеся вступают в эвристический  диалог, при необходимости обращаются к тексту учебника

Индивидуальная работа со словарем

Построение самостоятельного речевого высказывания

Проверка понимания

*Работа над проблемным вопросов , работа в группах

-Почему народ создал сказку «Царевна-лягушка».

(старших нужно слушать и уважать, в семье нельзя думать только о себе)

*Фронтальная проверка

Учащиеся работают в группах, создают тезисы к сказке

Закрепление

*Рефлексивная беседа

- О какой сказке мы говорили на уроке?

-Вид данной сказки?

-Какова история Ивана-царевича и Василисы Премудрорй?

- Чему учит нас сказка?

Дети отвечают на вопросы

Информация о домашнем задании

Домашнее задание дается на выбор.

1.Подготовить сообщение о значении цифры 3 в русских народных сказках

2.Нарисовать иллюстрацию к произведению.

3.Подготовить творческий пересказ от лица Василисы-Премудрой (девочкам), Ивана-царевича (мальчикам)

Учащиеся записывают домашнее задание

Рефлексия

*Закончи фразу

- Изучаемая тема побудила меня задуматься о …;

-Я почувствовал (а)…;

-Мне было трудно…

Дети анализируют урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кладезь народной мудрости"

Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира....

Звездный час "Кладезь народной мудрости"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов...

Презентация "Кладезь народной мудрости"

Презентация к внеклассному мероприятию по истории Звездный час "Кладезь народной мудрости"...

Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може

Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе.  Первое  что мы оцениваем в человеке это внешность,  первое  что мы оцениваем во внешности  это одежда. Наро...

"Кладезь народной мудрости."

Это мероприятие проводится после изучения темы "Устное народное творчество" в 6 классе,которое поможет закрепить материал по пройденной теме....

Аукцион народных мудростей

Внеклассное мероприятие по литературе для шестиклассников....

Семья и народная мудрость

Пословицы и поговорки о семье...