Рабочая программа литература 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Лазарева Ольга Евгеньевна

Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

*воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

*развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

*освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

*совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Нормативно- правовая база документа Рабочая программа по русской литературе  для 6 класса МБОУ Солонецкая СОШ составлена на  основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного  Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования», примерной программы основного общего образования «Литература» и авторской программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой/ издательство «Просвещение», 2011 года.

2.Место предмета в базисном учебном плане МБОУ Солонецкая СОШ

По годовому календарному графику школы на 2016 – 2017 учебный год для 6 класса предусмотрено 35 учебных недель, по учебному плану школы на 2016- 2017 учебный год на изучение литературы отводится 3 часа в неделю, следовательно настоящая рабочая программа должна быть спланирована на 105 часов, однако в связи с тем, что 3 урока выпадают на нерабочие праздничные дни (1,8 и 9 мая) программа в полном объеме будет выполнена за 102 часа, за счет уменьшения количества часов для проведения итоговых уроков «Путешествие по стране Литературии»

3. Цели обучения

Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

*воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

*развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

*освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

*совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.  

4. Задачи обучения

*приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.                                                                                                             *овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

* овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

*свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

*научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

*отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

*способам  свободного владения письменной речью;

*освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенций.*

РАЗДЕЛ 2

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты:                                                                                                                                                                     *воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;                                                                                                                                                            *формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.                                                                                                                                                              *формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;                                                                                                                                                           *формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;                                                                                                                                                                 *освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.                                                                                                                                                                    *развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;                                                                                                                                                            *формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учеб-но-исследовательской, творческой и других видов деятельности;                                                                                                                                                          *формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;                                                                                                                                                                      *осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;                                                                                                                                                                        *развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:        

Познавательные:

*расширение круга приемов составления разных типов плана;

*использование различных типов пересказа;

*расширение круга приемов структурирования материала;                                                                                                                                                                          

*умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

*умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

*определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивно, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

*осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

*развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

*овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.

Коммуникативные:

*организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

*осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

*формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

*понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

*формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

Регулятивные:

*самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

*самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

*соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

*оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

*владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

*воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение.

Предметные знания:

-адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

-знание изученных текстов;

-овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств)

Предметные умения:

*понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII- XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

*умение связывать литературные произведения с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

*умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или несколько произведений;

*умение определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно - художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

*владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

*умение использовать при анализе произведения понятия баллада, басня, сказка, былина, миф, новелла, рассказ;

*умение различать героический эпос, былину и миф;

*различать перевод и переработку художественного произведения;

*понимание смысловой нагрузки эпиграфа;

*умение анализировать литературную сказку, видеть роль художественной детали в тексте;

*умение видеть в тексте приёмы создания героического характера, в т.ч. гиперболу;

*умение формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;

*собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

*понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

*выразительное чтение наизусть ; умение определять стихотворный размер;

*умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

*отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

*создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

*умение воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

*написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

*понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

РАЗДЕЛ 3.

Содержание тем учебного курса

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.                                                                                  Устное народное творчество  

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Развитие речи (далее - Р.Р.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

Из древнерусской литературы  

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости),

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

Из русской литературы 18 века

Русские басни.

Иван Иванович Дмитриев.

Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством,

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Из русской литературы 19 века

Иван Андреевич Крылов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя¬-баснописца. Самообразование поэта.

«Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна,

Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Проект.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Выстрел» (для внеклассного чтения).

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.

Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Проект.

Теория литературы. Эпитет метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос

Михаил Юрьевич Лермонтов

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком ... », «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармония человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения

Иван Сергеевич Тургенев  

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект.

Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев  

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Листья», «Неохотно и несмело ... ». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся ... ». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р.Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Ель рукавом мне тропинку завесила ... », «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы ... ». Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Р.Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов  

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Историческая поэма «Дедушка». (для внеклассного чтения)

Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Р.Р. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков  

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Проект,

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

«Человек на часах» (для внеклассного чтения).

Р.Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов  

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя,

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

«Пересолил», «Лошадиная фамилия», др. (для внеклассного чтения).

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Р.Р. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я.Л. Полонский «По горам две хмурых тучи ... », «Посмотри, какая мгла... »; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист ... », « Чудный град ... »; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы ... ». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы.

Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Р.Р. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

Из русской литературы  ХХ века  

Александр Иванович Куприн 

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа.

Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

«Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).

Р.Р. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Александр Степанович Грин  

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. (для внеклассного чтения)

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представления)

Произведения о Великой Отечественной войне

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... »; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

Альберт Анатольевич Лиханов 

 «Последние холода». Дети и война.

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин  

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Проект.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие nонятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии XX века

А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном ... »; С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали ... », «Пороша»; А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие ... » (2ч)

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Писатели улыбаются  

Василий Макарович Шукшин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказы «Чудик» и «Кpuтики». Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, правед¬ников. Человеческая открытость миру как синоним не¬защищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Фазиль Искандер

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие nонятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Р.Р. Устная и письменная характеристика героев.

Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России

Габдулла Тукай  

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.

«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев

Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта.

«Когда на меня навалилась беда ... », «Каким бы ма¬лым ни был мой народ ... ». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Ос¬новные поэтические образы, символизирующие Ро¬дину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы  

Мифы Древней Греции

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот  

«Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера.

«Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем, «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения).

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Марк  Твен

 «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

Подведение итогов за год (1 ч)                                                                                                  

                                                                                                                                             



Предварительный просмотр:

                                                               Календарно-тематическое планирование  6 класс

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Форма организации учебного занятия. Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения.

                                                                               

                                                                           Введение (1час)

1.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Вводный урок

Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия «сюжет», «образ», композиция»), выразительное чтение отрывков текста

1.09

                                                                         Устное народное творчество (2 часа)

2.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

1.

 Комбинированный урок.

Самостоятельная работа с жанрами фольклора, заполнение  таблицы «Жанры УНТ в обрядовом фольклоре» Проект. Описание обряда, защита презентации

5.09

3.

Пословицы, поговорки, загадки

1

 Комбинированный урок.

 Чтение и осмысление  статьи учебника .Работа в группах по заданным текстам, письменное сочинение по пословице, коллективное обсуждение домашнего задания

6.09

                                                                 

                                                                         Из древнерусской литературы (3 часа)

4.

 Древнерусская литература — расцвет летописания.

1

Комбинированный урок

Самостоятельное чтение текста  в учебнике,  работа по развитию речи; подробный пересказ с привлечением лексики древнерусской литературы; беседа.

8.09

5.

«Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение произведения, поиск незнакомых слов, определение их по словарю, устные ответы на вопросы

Характеризуют героев ДРЛ, чтение произведения в парах, пересказ 3 лица

12.09

6.

Русская летопись. «Повесть временных лет»-историческая энциклопедия.

1

Урок внеклассного чтения

Осмысление ощущения связи времен, подлинности описанного в летописи. Презентация. Работа с репродукциями картин, выразительное чтение, тестовая работа

13.09

                                                               Из литературы 18 века(5часов)

7.

Русские басни.

И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенность языка XVIII столетия

1

Комбинированный урок

Рассказ о жанре БАСНИ (индивидуально), работа с теоретическим материалом на тему «Басня», выразительное чтение басен, характеристика героев басен, беседа

15.09

8.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. « Осел и Соловей»-комическое изображение невежественного судьи. Развитие понятия аллегории

1

Комбинированный урок

 Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, сети Интернет. Устный рассказ о писателе, выразительное чтение басни, устный ответ на вопрос № 2 стр43. Характеристика героев Анализ актерского чтения.

19.09

9.

«Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение по ролям, учебное исследование: проблемы, поднятые в басне .Характеристика героев. Работа с иллюстрациями к басне

20.09

10.

.  «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение; учебное исследование: над чем смеется Крылов в басне? Устный ответ на вопрос №6 стр43Подведение итогов. Чтение басни наизусть на выбор. письменный ответ на вопрос «Какие человеческие пороки осуждает автор?»

22.09

11.

.

Рр.  «Сочиняем современную басню».

1

Творческий практикум

Создание собственной басни на современную тему

26.09

                                                                         Из литературы 19 века(42 часа)

12.

Художественный мир А.С.Пушкин. Слово о поэте.

1

Урок открытия новых знаний

 Поиск,  сведений о поэте с использованием справочной литературы, сети Интернет. Устный рассказ о писателе, Выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта,  выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам учебника с.51

27.09

13.

Стихотворение «Пущину». Светлое чувство дружбы.

1

Комбинированный урок

.Учебное исследование: художественные особенности стихотворного послания; Выразительное  чтение стихотворения, устные ответы на вопросы в учебнике, анализ стихотворения

29.09

14.

Стихотворение А.С.Пушкина «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение наизусть. Размышление о прочитанном Слушаем и анализируем актерское чтение.

3.10

15.

.С.Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро» ». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение стихотворения,  учебное исследование: Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина

4.10

16.

 Размер, ритм, рифма стихотворений, двусложные размеры стиха

1

Урок-практикум

Разбирают стихотворения, работают в группах, работа с теоретическим материалом

6.10

17.

Внеклассное чтение по повести А.С.Пушкина «Барышня -крестьянка»

1

Урок  самостоятельного осмысления прочитанного

Индивидуальные сообщения. Пересказ понравившегося эпизода. Характеристика героев повести.

10.10

18.

А.С.Пушкин.  «Дубровский» Изображение русского барства в повести  Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение эпизодов романа, описание героев, заполнение таблицы «Характеристика Троекурова и Дубровского» .Создание кластера на тему «Развитие

конфликта между героями. 

Помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе; различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

11.10

19.

Суд и его последствия

1

Комбинированный урок

Аналитическое чтение: осознание характера сложных отношений героев: Беседа по вопросам; решение проблемных  задач.

13.10

20.

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

1

Комбинированный урок

Аналитическое чтение, пересказ понравившегося эпизода; учебное исследование: как автор изображает чувства, переживания героя

17.10

21.

Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести

1

Комбинированный урок

Чтение эпизодов романа, пересказ от 3 лица, работа в группах, ответы на вопросы

составление письменной характеристики Владимира Дубровского, анализ эпизода

18.10

22.

Учитель

1

Комбинированный урок

Отбор материала для характеристики героев, аналитическое чтение, беседа по вопросам, пересказ эпизода

20.10

23.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

1

Комбинированный урок

Ответы  устно на вопросы с использованием цитирования текста романа, участие в коллективном диалоге; Описание жизни героев до встречи, от 1 лица Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского

24.10

24.

Авторское отношение к героям Развитие понятия о композиции художественного произведения.

1

Урок-обсуждение

Осмысление понятий: образ повествователя и автора; Обучение устному рассказу. Беседа.

25.10

25.

Развязка романа «Дубровский»

1

Проблемный урок

Осмысление понятия «открытый финал», обсуждение главной мысли произведения, мотивировки поступков героев, подведение итога романа

7.11

26.

РР.Подготовка к сочинению

1

Урок развития речи

Обсуждение тем сочинений, отбор материала к сочинению, логики развития мысли в сочинении

8.11

27.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

1

Комбинированный урок

 Поиск материалов о творчестве и биографии поэта, устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения, осмысление символического значения образов в стихотворении

10.11

28.

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

1

Комбинированный урок

Выразительное  чтение , прослушивание фонохрестоматии, ответы  на вопросы учебника, диалоговое общение,

14.11

29.

Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

1

Творческий практикум

 Осмысление понятий по теории литературы: Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

15.11

30.

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес». Тема одиночества в лирике Лермонтова.

1

Комбинированный урок

Стр. 158-159, вопросы и задания., выразительное чтение наизусть, совершенствование речи

17.11

31.

РР. Обучение анализу стихотворения

1

Творческий практикум

Анализ стихотворения по заданному плану вместе с учителем. Осмысление роли выразительных средств при создании художественных образов

21.11

32.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг». Роль картин природы в рассказе

1

Комбинированный урок

 Поиск материалов о творчестве и биографии писателя,  устный рассказ о писателе. Чтение статьи учебника «Бежин луг» вчера и сегодня. Анализ эпизодов

22.11

33.

Образы мальчиков, их духовный мир  в рассказе «Бежин луг»

1

Урок-практикум

Чтение  эпизодов, работа с текстом, подбор слов, характеризующих мальчиков, заполнение таблицы «характеристика героев» Устное рисование: портреты героев. Работа с иллюстрациями

24.11

34.

Народные верования, предания в рассказе «Бежин луг»

1

Урок- практикум

Выполнение творческого задания стр.191.Пересказ особенно интересного рассказа мальчиков. Работа с иллюстрацией

28.11

35.

РР. Классное  сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»

1

Урок развития речи

Выбор темы сочинения, подбор  слов, эпизодов из текста.  пересказ подробный понравившегося эпизода.

29.11

36.

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело», « с поляны коршун поднялся»

1

Комбинированный урок

Устный рассказ о поэте, выразительное чтение стихотворения, осмысление понятия «пейзажная лирика», Анализ  сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта.

1.12

37.

Размышление о смысле человеческой жизни в стихотворении «Листья»

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение «Учимся читать выразительно», Рассуждение о прочитанном. Подготовка устного сообщения

5.12

38.

РР.  Обучение анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся»

1

Урок развития речи

Осмысление роли антитезы в стихотворении: противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека, анализ стихотворения

6.12

39.

40.

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Художественный мир поэта.

 Природа как воплощение прекрасного в стихах поэта

1

1

Комбинированный урок

Рассказ о поэте. Обучение чтению стихотворений. Беседа: Размышляем о прочитанном. Практикум. Наизусть стихотворение по выбору,

8.12

12.12

41.

РР.Анализ стихотворения А.Фета «Учись у них…».

1

Урок- практикум

 Чтение стихотворения «Учись у них — у дуба, у березы...»  Осмысление гармоничности и музыкальности поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Анализ стихотворения по плану, участие в обсуждении, в диалоге

13.12

42.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

1

Комбинированный урок

Чтение  биографии писателя в учебнике, составление устного пересказа текста в парах, запись незнакомых слов, работа с текстом стихотворения, анализ эпизодов стихотворения

15.12

43.

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение наизусть. Осмысление своеобразия композиции: работа с текстом. Обзор репродукции картины К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»

19.12

44.

РР. Творческий практикум

1

Урок развития речи

Устный развернутый ответ на вопрос.

20.12

45.

Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

1

Урок внеклассного чтения

Чтение эпизодов, беседа по содержанию

22.12

46.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

1

Комбинированный урок

Просмотр презентации о писателе, устный рассказ чтение сказа по частям, составление плана сказа, беседа по вопросам учебника; осмысление теоретических понятий: сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле¬ния).

26.12

47.

48.

Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша».        

Судьба левши. Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

1

1

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Осмысление таких понятий как: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Анализ глав сказа, нахождение  цитат, характеризующих Николая Павловича, Платова, левшу; пересказ эпизода

27.12

29.12

49.

А.П.Чехов . Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия, низкопоклонства

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе.  Чтение рассказа и осмысление таких понятий как юмористическая ситуация, роль художественной детали. инсценирование рассказа, беседа по вопросам учебника

12.01

50.

Внеклассное чтение. Юмор и сатира в рассказах Чехова. «Лошадиная фамилия», »Пересолил»

1

Урок внеклассного чтения

 Диалог по вопросам к рассказу: пересказ понравившихся эпизодов. Осмысление особенностей рассказов А.П.Чехова.

13.01

51.

52.

53.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е.А.БаратынскийЛегкость, зыбкость, изменчивость картин природы в стихах .

Я.П.Полонский. Образы природы в стихах поэта

А.К.Толстой. Баллады

1

1

1

Комбинированный урок

Просмотр презентаций о поэтах. Выразительное чтение стихов. Осмысление, понимание  переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе, выявление особенностей в изображении природы у каждого поэта

16.01

17.01

19.01

                                                               Из русской литературы 20 века (27 часов.)

54.

А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».

1

Комбинированный урок

Краткое сообщение о писателе, чтение рассказа,  размышление о прочитанном, работа со словарем: обогащение речи

23.01

55.

Образ главного героя.

Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»

1

Урок- практикум

Составление тезисного плана рассказа, пересказ эпизодов по плану, диалог, отбор материала для характеристики главного героя

24.01

56.

А.С. Грин. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.Грина «Алые паруса»

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Работа с текстом  учебника, заполнение  таблицы «Жанровые особенности феерии», составление плана для пересказа эпизодов.

26.01

57.

Душевная чистота главных героев в повести «Алые паруса»

1

Урок-практикум

Групповая работа, составление  характеристики героев по плану

30.01

58.

РР Творческая работа. «Мои мечты»

1

Урок развития речи

Написание сочинения

31.01

59.

А.П.Платонов Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе,  устный  пересказа текста , запись незнакомые слова, развитие речи, выполнение творческого задания

2.02

60.

«Ни на кого не похожие герои Платонова». Вера в человека

1

Урок внеклассного чтения

В парах обсуждают проблемный  вопрос, письменно отвечают  на вопрос, чтение ответов по желанию

6.02

                                                                          Произведения о Великой отечественной войне

61.

К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Солдатские будни в стихотворениях о войне

1

Комбинированный урок

Рассказ о поэте, выразительное чтение стихотворения, Размышление о прочитанном. Прослушивание фонохрестоматии и обсуждение актерского чтения

7.02

62.

Д.С.Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине во время военных испытаний

1

Комбинированный урок

Рассказ о поэте, чтение статьи «Учимся читать выразительно», выразительное чтение стихотворения,  размышление о прочитанном, выполнение проблемного задания

9.02

63.

А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

1

Урок внеклассного чтения

Обсуждение содержания произведения

13.02

64.

В.П.Астафьев. Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой».

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе; актуализация  знаний о творчестве писателя; работают с текстом. Подбор примеров из текста, показывающий быт сибирской деревни; выразительное чтение отрывков рассказа; устные ответы на вопросы

14.02

65.

Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Урок- практикум

Работа с текстом;  отбор материала, демонстрирующего    яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна),  осмысление теоретического материала :особенности использования народной речи, речевая характеристика героев

16.02

66.

РР. Рассказ о понравившемся герое

1

Урок развития речи

Сообщение о понравившемся герое. Выполнение проекта

20.02

67.

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Чтение  текста, работа с эпизодами, составление устного пересказа от 1 лица;

21.02

68.

Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.

1

Комбинированный урок

Осмысление понятия)  герой-повествователь (развитие понятия). Анализ  эпизодов рассказа, прослушивание аудиозаписи отрывка из текста, ответы на вопросы в учебнике «Размышляем о прочитанном»;

27.02

69.

Смысл названия рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

Комбинированный урок

Осмысление понятий «духовные ценности», «духовная память», беседа по вопросам с. 121 Работа с иллюстрациями. Подготовка к сочинению «Портрет героя»

28.02

70.

РР. Сочинение «Портрет героя

1

Урок развития речи

Создание текста сочинения

2.03

                                                                           Писатели улыбаются

71.

В.М.Шукшин Слово о писателе Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

1

Комбинированный урок

Подготовка рассказа о писателе: биография, «Странные люди»- герои Шукшина; презентация В.М.Шукшин и его фильмы. Чтение рассказа, размышление о прочитанном, выполнение творческого задания

6.03

72.

Рассказ «Срезал» Особенности рассказов  Шукшина

1

Урок внеклассного чтения

Обсуждение содержания рассказа: беседа по вопросам, выявление особенностей рассказа

7.03

73.

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Составление   тезисного  плана  по эпизодам, размышление о прочитанном, пересказ понравившегося эпизода работа  в группах над вопросом «Функции мифологических образов в современной литературе. Творческое задание.

9.03

74.

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор и его роль в рассказе

1

Комбинированный урок

Сообщение о рассказчике по плану. Рассказ о смешном случае в их жизни.  Пересказ и анализ смешных эпизодов в рассказе. Осмысление  литературоведческого материала

13.03

75.

РР. Сочинение о герое рассказа

1

Урок развития речи

Выполнение творческого задания с. 157.

14.03

                                                                         Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века

76.

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природ

1

Комбинированный урок

Рассказ о поэте. Выразительное чтение стихов, Осмысление  материала по теории литературы: средства создания поэтических образов. Анализ текстов стихотворений

16.03

77.

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине.

1

Комбинированный урок

Рассказ о поэте. Чтение стихов. Учебное исследование: способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению. Анализ стихотворений

20.03

78.

А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие. Способы передачи чувств поэта

1

Комбинированный урок

Рассказ о поэтессе. Выразительное чтение стихотворений. Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики

21.03

79.

Н.Рубцов.  «Звезда полей», «Листья осенние». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

1

Комбинированный урок

Слово о поэте. Выразительное чтение стихов. Беседа по вопросам. Осмысление содержания стихотворений «Размышляем о прочитанном», Знакомство со статьей «Учимся читать выразительно»

30.03

80.

РР. Обучение анализу стихотворения

1

Урок развития речи

Работа в парах.

3.04

                                                              Из литературы народов России(4 часа)

81.

82.

Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни

1

1

Комбинированный урок

Просмотр презентации о творчестве поэтов (индивид.задание) Татарстана, чтение стихотворений, работа по вопросам. Творческое задание

4.04

6.04

83.

84.

К.Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема бессмертия народа, нации пока живы его традиции

1

1

Комбинированный урок

Просмотр презентации о творчестве поэта (индивидуальное задание) чтение стихотворений, участие в диалоге

10.04

11.04

                                                                        Из зарубежной литературы (17 + 1час)

85.

Мифы Древней Греции Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

1

Комбинированный урок

Прослушивание небольшой лекции; Пересказ мифа. Беседа по содержанию « Размышляем о прочитанном

13.04

86.

Яблоки Гесперид(двенадцатый подвиг Геракла)

1

Комбинированный урок

Индивидуальное сообщение; какой подвиг Геракла вы считаете самым значительным? Обогащение речи: словарь мифов. Работа с иллюстрациями

17.04

87.

РР. Сочинение об одном из подвигов Геракла

1

Урок развития речи

Выполнение творческого задания

18.04

88.

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1

Комбинированный урок

Отбор   информации в учебнике: Что такое легенда., просмотр презентации, диалоговое общение

20.04

89.

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

1

Комбинированный урок

Работа с учебником,  обсуждение прочитанного, выполнение творческого задания

24.04

90.

«Илиада» Понятие о героическом эпосе.

1

Урок-практикум

Аналитическое чтение текста поэмы, Творческое задание: развернутый ответ на вопрос

25.04

91.

«Одиссея» Рассказ о приключениях героя

1

Комбинированный урок

Отбираем материал для характеристики хитроумного Одиссея. Работа с иллюстрациями. Обучение выразительному чтению

27.04

92.

Мигель де Сервантес Сааведра Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот»

1

Комбинированный урок

Презентация о Сарвантесе,  чтение отрывков из  текста произведения, ответы на вопросы, диалоговое общение, отбор материала для характеристики героя. Решение проблемного вопроса.

2.05

93.

Главный герой романа, склад его души

1

Комбинированный урок

Отбор материала для характеристики героя, Рассказ о главном герое и его злоключениях, пересказ понравившегося эпизода

4.05

94.

Фридрих Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка»

1

Комбинированный урок

Рассказ о писателе. Чтение  произведения, поиск незнакомых слов, перевод, участие в диалоге

11.05

95.

Внеклассное чтение «Робин Гуд — предводитель шайки разбойников»

1

Урок внеклассного чтения

Рассказ о писателе. Чтение  произведения, поиск незнакомых слов, перевод, участие в диалоге

15.05

96.

П.Мериме Новелла «Маттео  Фальконе» ». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества

1

Комбинированный урок

Рассказ о писателе. Чтение новеллы.  Размышление о прочитанном. Оценка характеров и поступков героев  новеллы , нравов корсиканцев

16.05

97.

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» Романтизм и реализм  в произведении

1

Комбинированный урок

Творческое задание: решение проблемного вопроса, подтверждение ответа примерами из текста(работа в парах)

18.05

98.

Антуан-.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».- философская сказка и мудрая притча

1

Комбинированный урок

Рассказ о биографии писателя, чтение произведения, участие в диалоге, слушание музыки «Маленький принц», просмотр мультфильма

22.05

99.

Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче

Характеристика героев сказки, работа с текстом: выписываем афоризмы из притчи, прослушивание актерского чтения, анализ его

23.05

100.

Утверждение всечеловеческих истин. Литературная сказка

1

Урок внеклассного чтения

Составляем сборник литературных сказок.

25.05

101.

РР. Сочинение « Уроки зарубежной литературы»

1

Урок развития речи

Развернутый ответ на вопрос

29.05

102

Итоговый урок  «Путешествие по стране Литературии».  

1

Урок -путешествие

Диалог по изученным темам, свободное говорение, подведение итогов работы за год.

30.05

 

 

1

 

 

                                                         

»

1

                                                                                 

                               

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...