Тема родного края в поэзии Эльдуса Сайфулина.
статья по литературе (11 класс) на тему

Наталья Валентиновна

Природа Подмосковья, видимо, порождает Поэтов, потому что красоту подобных мест в полной мере может прочувствовать только человек творческий. В этих краях начинаешь по-особенному ценить редкие солнечные дни, запах хвои от ближайших лесов, вкус окуньков, пойманных своими руками... В Подмосковной Дубне живет множество поэтов разных возрастов, но настоящие таланты здесь, как и везде, редки. На наш взгляд, Э. Сайфулин - один из лучших современных авторов, пишущих о родном крае.

Песни на стихи Э.Сайфулина широко представлены в Интернете, этот бард неоднократно побеждал на областных фестивалях авторской песни. Он не скрывает, что продолжает в своем творчестве традиции В.Высоцкого, часто фотографируется на фоне памятника Высоцкому в Дубне, поет песни с характерной для «златоустого блатаря» (так назвал когда-то Высоцкого Андрей Вознесенский) хрипотцой. Но нам хотелось бы здесь отвлечься от его песенной манеры исполнения и проанализировать поэтические тексты, посвященные теме, сквозной для творчества Э. Сайфулина - теме природы Подмосковья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeziya_sayfulina.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«гимназия 3»

города Дубна Московской области

Тема родного края в поэзии Эльдуса Сайфулина.

 статья

Автор:                          

учитель русского языка и литературы

           

Мадигожина Наталья Валентиновна  

г. Дубна

 2015

Стихи о родном крае Эльдуса Сайфулина.

        Природа Подмосковья, видимо, порождает Поэтов, потому что красоту подобных мест в полной мере может прочувствовать только человек творческий. В этих краях начинаешь по-особенному ценить редкие солнечные дни, запах хвои от ближайших лесов, вкус окуньков, пойманных своими руками... В Подмосковной Дубне живет множество поэтов разных возрастов, но настоящие таланты здесь, как и везде, редки. На наш взгляд,  Э. Сайфулин - один из  лучших современных авторов, пишущих о родном крае.

        Песни на стихи Э.Сайфулина широко представлены в Интернете, этот бард неоднократно побеждал на областных фестивалях авторской песни. Он не скрывает, что продолжает в своем творчестве традиции В.Высоцкого, часто фотографируется на фоне памятника Высоцкому в Дубне, поет песни с характерной для «златоустого блатаря» (так назвал когда-то Высоцкого Андрей Вознесенский) хрипотцой. Но нам хотелось бы здесь отвлечься от его песенной манеры исполнения и проанализировать поэтические тексты, посвященные теме, сквозной для творчества Э. Сайфулина.

        Пожалуй, лучше всего в нашем городе знают песню Эльдуса о Волге. В русле русской песенной традиции лирический герой, глядя на Волгу, задумывается о собственном месте в жизни, о суетности своих помыслов.

        Ты прости мне, Река, что делами я занят не теми,

        Мысли лезут не те, и слова говорятся не те…

        Только воды Твои параллельно людской суете

        Непрерывно и плавно текут сквозь пространство и время. [1]

        Не только название великой реки, но и слово Река поэт пишет с большой буквы, и на протяжении всего стихотворения хотя и обращается к Волге на «ты», но это местоимение пишет с большой буквы! Лирический герой обращается к Волге с просьбой об искуплении грехов, но Волга здесь — символ Вечности, она река Времен, и дела каждого конкретного человека, как кажется, ей «параллельны». Сквозь геометрический образ, в котором противопоставлены людская суета и спокойная плавность Реки, просвечивает и современное  сленговое значение слова «параллельно» - равнодушно. Волга не может и не хочет вмешиваться в людские дела, но человек сам может очистить свои помыслы, омывшись в Ее водах.

        Так монолог лирического героя начинается с суетных жалоб: «Я героем не стал, золотой мне медали не дали...» Но все эти житейские проблемы быстро растворяются в восхищении величием Волги: «Волги вольные волны безмолвно подхватят меня...» И  вот Волга уже качает блудного сына  в своих волнах, как в колыбели, она приняла в себя беды и чаяния поэта и показывает ему иные цели и горизонты...

        Замечательна аллитерация этой строки:  повторяющееся «в» создает своеобразную «звуковую волну», где уже слова «Волга» и «вольный» ощущаются как однокоренные... И сама Волга начинает восприниматься  поэтом как некое божество: «Не пропаду, Волгой-рекой храним!»  Волга становится для поэта тем, чем для представителей других религий являются Мекка или Великий Ганг. Герой ощущает себя маленькой каплей большого потока: «Я ничтожная капля Твоей бесконечной воды, / На рассвете шутя из Тебя испаренная Солнцем...» И исцеленный омовением человек уже благодарен Природе за чудо подаренной ему жизни.

        Любимый сезон Эльдуса Сайфулина — весна. В этом он, конечно, не оригинален. Весна  - это пора любви, возрождения, молодости, в отличие от мокрой тусклой  поздней осени, дни которой (по словам А. Пушкина)  авторы «бранят обыкновенно», тем более, что осень, как правило, ассоциируется у поэтов с наступлением старости (сквозные мотивы в творчестве А. Апухтина, И. Анненского и проч.)

        Весна вызывает у лирического героя Сайфулина настоящий взрыв положительных эмоций:    

     

                Ах, как была с тобой разлука тяжела!

Я без тепла дрожал всю осень и всю зиму.

Но наконец-то ты опять ко мне пришла –

Ну, что ж, привет! Ты, как всегда, неотразима. [1]

        Весна предстает молодой девушкой, она «сногсшибательно шикарная подруга», она «в загаре золотом вернулась с юга». В такую, конечно же,  влюбляться «участь очень многих». А дальше у Эльдуса дан забавный троп: «И вылезает из-под снега тротуар,/ Желая стройные твои увидеть ноги». Его наш поэт разворачивает  в метафорическую картинку уже, пожалуй, в есенинском стиле, невольно преувеличив и свою скандальность, и свою известность:

                   Я всем известный ловелас и баламут,

А ты любовницам моим бросаешь вызов:

Кругом от ревности сосульки слезы льют

                И в шоке прыгают с балконов и карнизов.

        В этом стихотворении замечательны заключительные строки:

                И солнце в лужах отражается, искрясь,

И солнце путается кошкой под ногами…

Мне даже жалко наступать на эту грязь:

Она еще позавчера была снегами. [1]

         Здесь сквозь влюбленность в Весну просвечивает большая любовь к нашей чистой и белой Зимушке-зиме, когда снежный покров скрывает и настоящую, и метафорическую грязь, в которую вступать не только «жалко», но и небезопасно. Одно из самых любимых мной произведений этого автора называется просто «Снег»:

                Грязный город уснул, фонарями согретый;

                Загулявший трамвай замедляет свой бег…

                В эту ночь, никакой не предсказан приметой,

                Начал падать с небес самый первый и девственный снег…[3]

        Речь в этом стихотворении явно идет не о Дубне. Во-первых, даже самый большой недоброжелатель не назовет наш город «грязным». Во-вторых, у нас нет трамваев. Поэтому пусть не оскорбляются жители нашего чудесного города следующими стихами поэта:

                Ковёр серебристый,

                Огромный и чистый,

                Из снега и музыки соткан,

                Вся мерзость под ним исчезает, как будто навек…

                И всякая сволочь, повысунув рожи из окон,

                Слезой прожигает лежащий внизу белый снег. [3]

Белизна и чистота, подчеркнутые музыкой, выбивают слезу даже у самых закоренелых грешников. И каждому кажется, что так легко начать жить по-другому:

                Я б давно уж себя схоронил в сером хламе,

                Я бы заживо сгнил, а теперь – не хочу.

                Со снежинкой шальной я сливаюсь губами –

                И, сквозь слёзы смеясь, белым снегом над миром лечу.

Но моменты вдохновения, как и благие порывы, коротки и у «рыцарей на час», и тем более у простых обывателей. Звуки скрипки замирают, люди возвращаются «к обыденной жизни земной»:

                Всё будет, как было,

                До боли уныло;

                Я вспомню, что я не безгрешен;

                Воскреснут, хоть тресни, болезни, дела и долги…

                А снег будет с грязью за ломаный грош перемешан,

                Когда спозаранку пройдут по нему сапоги.

        Вот эта тоска по чистоте проявляется у  лирического героя Сайфулина в стихотворениях на любую тему, но как-то лучше всего передается через пейзажные картины, как в произведении «Волшебник».

        Обычно персонажи не могут остановить поток своих желаний, а  у Эльдуса лирический герой не хочет ни о чем просить волшебника. И не потому, что за исполненное желание придется так или иначе расплачиваться, а просто всего-то ему хватает для счастья.

        - Что ж, ступай себе с Богом. - Таков старика был ответ.

        - Как вернёшься домой, погляди между делом в оконце:

        Я на память тебе подарю ярко-красный рассвет,

        Я на память тебе подарю ярко-белое солнце...

        Я домой возвращался, как будто шагал на расстрел.

        Я всё думал: о чём бы ещё я его попросил бы?

        А потом я проснулся. И сразу в окно посмотрел.

        И увидев рассвет, прошептал еле слышно: Спасибо... [4]

        Лирический герой Эльдуса бездомный и бесприютный, таковы же его друзья («Друзьям»). Но все они любят смеяться и петь! Хотя нередко от реалий современной жизни они впадают в отчаяние, красота Природы врачует их раны. В стихах Сайфулина переплетаются романтические штампы и современный сленг, идеализм и цинизм. Но главное, что он все-таки «человек, верящий, что где-то там есть Свет». Так сказал об Эльдусе один из друзей поэта, и Сайфулин с ним согласился. [5]

                               

                        Электронные источники:

Стихи Эльдуса Сальфулина, выложенные в Интернете:

1.http://musicgu.ru/eldus_sayfulin.html 

2.http://www.bard.ru/html/Sajfulin_-)..htm

 

3.http://davaiknam.ru/text/eledus-sajfulin 

4.http://www.bards.ru/archives/author.php?id=2307 

О нем.

 5. http://www.dubnapress.ru/culture/4369--l-r


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация внеклассного мероприятия по теме "Родной край-Татарстан"

Презентацию "Родной край - Татарстан" рекомендуется использовать  для проведения внеклассного мероприятия в 1-4 классах...

Разработка викторины по теме "Родной край"

Вопросы краеведческой напрвленности...

Разработка урока по географии в 6 классе по теме 1.Введение (краеведение) Тема «Родной край – часть России, частица мира.

цель : cформировать у школьников «что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина, границы края, их условность и  подвижностьразвивать аналитические  навыки работы с различ...

Цикл классных часов по теме «Родной край в творчестве А.Л. Решетова»

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задачи первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Реализация этой задачи начинается с м...

ТЕМА: «Мое родное Подесенье». Тема родной земли в поэзии С.П. Кузькина «Солнце мое незакатное, русское поле мое» (стихотворения А.Г. Мехедова о малой родине).

Модуль «Литературная Брянщина»Класс:7ТЕМА: «Мое родное Подесенье». Тема родной земли в поэзии С.П. Кузькина«Солнце мое незакатное, русское поле мое» (стихотворения ...

Проект Родной край в поэзии поэтов-земляков

Проект с использованием краеведческого материала...

Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"Урок изобразительного искусства в 7 классе . Тема: Родной край.

Урок ИЗО в 5-м классеУрок изобразительного искусства в 7 классе .Тема:  Родной край.Тема: "Народные промыслы. Гжель"...