Урок литературы в 9 классе. А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Тельнова Светлана Камильевна

Знакомство девятиклассников с творчеством А.Блока, особенностями его поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.a._blok_1880-1921.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                                       Урок литературы

                            в 9  классе

по теме:

«А.А. Блок (1880-1921)

Слово о поэте.

Своеобразие лирики»

                                                             

                                Учитель: Тельнова С.К.

      Тема урока:

– А.А. Блок (1880-1921г.г.)

– Слово о поэте.

– Своеобразие лирики.

Цель урока:

– стихи А.А. Блока, их своеобразие, общая направленность поэзии Блока;

– введения понятия «символизм»;

– образ Прекрасной Дамы в лирике поэта;

– воспитывать любовь к поэзии.

Методическая цель:

– способы знакомства с творчеством поэта.

Оборудование урока:

– портрет А.А. Блока,  эпиграф, новые слова на доске.

Методы работы:

     – сообщения учащихся, декламация стихотворений, их анализ.

Ход урока:

1. Организационный момент (подготовка 2 мин.)

2. Слово учителя (слушанье  5 мин.).

– Александр Александрович Блок родился в Петербурге. Отец его  был профессор–юрист. Родители поэта разошлись вскоре после его рождения. Раннее детство Блока протекало в семье его деда по материнской линии Бекетова, известного ботаника, ректора Петербургского университета. Летом Блок жил в дедовском имении – селе Шахматове, Клинского уезда, Московской губернии. Юного Блока окружала высокоинтеллигентная дворянская среда, которой была близка литература, музыка, театр.

    В печати выступил в 1903 году. В 1904 году вышла первая книга Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». Блоковская лирика той поры окрашена в молитвенно–мистические тона: реальному миру в ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях призрачный «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным влиянием идеалистического учения Владимира Соловьёва о «конце мира» и «мировой душе».

3. Сообщения учащихся (ответы по 5 мин.):  а) Символистическая поэзия Блока представлена циклом «Стихи  о Прекрасной Даме», в состав которого вошли стихотворения
1901–1902 гг. Тогда же в сознании Блока сформировалась эстетическая

концепция, отвечающая  принципам символизма. Стихи, как записал он в дневнике, – это молитвы, а поэт – это апостол, слагающий их «в божественном экстазе», его вдохновение сродни вере. В «Стихах о Прекрасной Даме» встречается и пушкинский образ свыше вдохновившего поэта серафима: «Лишь изредка приносят серафимы / Священный сон избранникам миров». Как Пушкин, Лермонтов, Блок – символист полагал, что утончённая натура поэта недостижима для толпы, для невежд. Мистика, в том числе и символ, по определению Блока, – «непроницаемая одежда» для его истончающейся души.                                          

б) Свою лирику Блок разделил на три тома, в которых были отражены три этапа становления личности поэта, его путь от созерцателя, символистского мистика к человеку, причастному к общественным движениям современности. Он называл этот путь трилогией вочеловечения «Ante lucet», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья» составили первый том. Во второй том вошли стихотворения трагических для  России 1904–1908 гг. В третий том вошли стихотворения 1907-1916 гг.

4. Как и в чём эпиграф перекликается с сообщениями? Чем можно объяснить трагическую тональность творчества Блока? (работа над эпиграфом) (ответы по 5 мин.).

5. Сообщение о символике поэзии Блока (ответ по 5 мин.).

Блок создал цельную всеобъемлющую систему символов. В её основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное иное количество оттенков, толкований.

Заря, звезда, солнце, белый цвет – всё это синонимы Прекрасной Дамы.

Белый – цвет Вечной женственности. Размыкание кругов – порыв к ней.

Ветер – знак её приближения.

Утро, весна – время, когда надежда на встречу наиболее крепка.

Зима, ночь  – разлука, торжество злого начала.

Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой.

Болото символизирует обыденную жизнь, не освещённую мистически.

Жолтые фонари, жолтая заря. (Блок написал прилагательное «жолтое» через (о) и придавал этому большое значение) символизирует пошлость повседневности.

6. Чтение и анализ стихотворений.

Стихотворение  «Ветер принёс издалека …» (3 мин.)

– О чём это стихотворение?

– В чём тайна его музыкальности?

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре….» (5 мин).

– Попробуйте определить тему этого стихотворения.

– Какова композиция стихотворения?

(Композиционно стихотворение построено по принципу противопоставления, «тезы – антитезы»: вслед за песней девушки и верой прихожан в благодать всех плавающих, путешествующих, утративших радость, наступает через Божьи тайны: «никто не придёт назад»; человеческому самообману противостоит реальность.

– Попытайтесь прочитать символику.

– Как в стихотворении входит трагический мотив столкновения красоты и реального мира?

«Ушла. Но гиацинты ждали…»

– Какие чувства переживает лирический герой этого стихотворения?

– Каков образ возлюбленной?

– Как он создаётся? Какой цветовой ряд представлен в этом стихотворении?

– Символичен или реалистичен образ героини?

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…». (5 мин.)

В чём перекличка с пушкинским стихотворением «Я помню чудное мгновенье…»

– Как рассказывает поэт о личной драме?

– Как соединяет в образе любимой высокое и земное?

– На каком слове в последней строке («своей или убрал») надо при чтении поставить ударение?

7. Сообщение

Любовь в лирике Блока драматична. В стихотворении отображена история отношений поэта и Любови Дмитриевны Блок.

Лирический герой обращается к возлюбленной с исповедальным монологом о своих чувствах,  он выполнен в жанре послания. Женщина – вдохновительница его поэзии, высшая истина, рядом с которой забывались иные идеалы «горестной земли» – доблесть, подвиги, слава. Она же – олицетворение его молодости. Расставшись с ней, он расстался и со своими символистскими иллюзиями: любимая ушла, завернувшись в плащ синего цвета.

8. Итоги урока:

Беседа (ответ по 5 мин).

– Назовите особенности лирики А.Блока.

– Что такое символизм?

– Почему он говорит, что символистов больше нет?

Работа со словом:

Мистика

1) вера в сверхъестественное, в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром;

2) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

Мистик – человек, склонный к мистике.

9. Домашнее задание:

– Выучить наизусть одно из разобранных стихотворений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Урок литературы. 6 класс. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко.

Урок литературы. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко. Стихотворение из сборника "Куда уходят туманы". Технологическая карта, конспект урока, приложения....

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»

На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи  за короткий промежуток времени  (урок) узнать о плэте больше, чем даёт программа, заинтер...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. "Расул Гамзатов. Лирика дагестанского поэта"

Материал урока поможет организовать самообразование семиклассников в условиях дистанционного обучения....

Презентация к уроку литературы 5 класс "А. А. Фет. Знакомство с поэтом"

Презентация к уроку литературы 5 класс "А. А. Фет. Знакомство с поэтом"...

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...

Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....