Тема урока: «Природа в произведениях искусства»
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Соболева Наталья Владимировна

Данный урок проводился в рамках Дня погружения, посвященного экологии, поэтому главная идея - защита природы, которая воспета поэтами, художниками, композиторами. Урок разработан с учетом требований ФГОС, тему дети должны сформулировать в конце урока. В качестве домашнего задания к уроку обучающимся было предложено собрать необходимые материалы, а на уроке каждая группа после работы по оформлению выступала с мини-проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения

Тема урока: «Природа в произведениях искусства»

Цели урока: 
1.Развитие опыта эмоционально - ценностного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. 
2.Развитие эмоционально- эстетического восприятия действительности, художественно- творческих способностей. 
3.Воспитание культуры восприятия произведений искусства через обобщение представлений учащихся о взаимосвязях музыки, литературы и живописи. 
4.Развитие  познавательных и коммуникативных  навыков. 
Задачи урока: 
1.Выяснить какие вопросы и проблемы поднимают в своих произведениях художники, музыканты и поэты. 
2.Какие общечеловеческие ценности несут сквозь время произведения искусства. 
3.Закрепить понятие выразительные средства в музыке, литературе и живописи. 
Музыкальный материал: 
С.В.Рахманинов «Сирень». 
Произведения литературы: 
1.Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы природа…». 
2.Н.Жоголев «Берегите лес». 

Слайды с репродукциями  картин  И. Левитана, И. Шишкина,

 И. Грабаря, А. Куинджи.

 Слайды с фотографиями композиторов.

 

Мультимедийная презентация, видеоролик.

Эпиграф к уроку:

                                                        Когда напевают закаты в реке,

                                                                     И сосны вздыхают, и шепчут кусты,

                                                                      Кто землю поймет на родном языке?

                              Кто, если не я?

                                Кто, если не ты?

                                                                                                Л. Щипахина

                                                    Ход урока:

1.Слайд (интегрированный урок)

  1. Организация учащихся. (1:00) 

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. К сегодняшнему уроку вы должны были распределиться по группам. Первая группа - музыковеды; вторая группа – искусствоведы; третья группа – литературоведы. В течение урока каждая группа представит свои материалы. На столах у вас маршрутные и оценочные листы. Внимательно следите за ходом урока, потому что тему вы сформулируете в конце. Итак, мы начинаем.

2. Постановка основополагающего вопроса. (4:00)
(Просмотр клипа с изображением пейзажей, перемежающихся изображениями картин русских художников, остановка клипа и вопрос:

Затем – картины А.В.Куприна,  потом остановка клипа и информация о художнике, а в конце клипа - слайды с фотографии  экологического бедствия под звук взрыва) 

2.Слайд (Должна ли земля быть такой?)

Беседа(5:00)

- Что вы увидели и услышали в клипе?

Дети (картины художников, природа)

- Знакомы ли вам эти художники?

- Только ли картины художников?

(фотографии )

- Как называется  изображение природы в произведениях живописи?

(пейзаж)

- Какая часть клипа вам понравилась больше?

- Встречались ли вам подобные картины природы?

- Музыка мешала или помогала вам при восприятии картин?

- Какие произведения искусства передали нам красоту природы?

(живопись, литература, музыка)

-А когда вы смотрели картины, вам какие больше понравились, из 1 части или из второй?

-Оказали они на вас воздействие? Какое?

3.Слайд

Должна ли земля быть такой?

Кто должен быть в ответе за красоту и чистоту природы?

4.Слайд Эпиграф

Учитель литературы:

Именно в произведениях искусства, словно в зеркале, отражается прекрасная и в то же время уязвимая красота окружающего нас мира. Художники, музыканты, поэты в разные времена, изображая красоту родной природы, выражали своё отношение к ней и показывали роль человека в этом прекрасном мире. Вслушайтесь в слова поэтессы Л.Щипахиной, ставшие сегодня эпиграфом нашего урока. /Работа с эпиграфом/.

II. Основная часть урока. Работа по теме (10:00) 

-А может ли искусство помочь человеку по-новому взглянуть на природу? 

( конечно)

-Каким образом? Какими видами искусства?

-(музыки, живописи, литературы)

- Во всех трёх видах есть такое понятие, как пейзаж.

-Вы уже  знаете, что в живописи есть пейзаж.

-Как вы думаете, в литературе может быть пейзаж?

(да, может)


5.Слайд Лирический пейзаж.

Учитель литературы: В литературе  есть такое понятие как «лирический пейзаж»? Для чего он нужен?

Справку дает ученик-консультант из 9 класса, он же поясняет, при помощи каких средств художественной выразительности создаются образы природы.

6.Слайд работа с понятийным аппаратом.

(Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) /соотнесение понятий на интерактив. доске/

7.Слайд Искусство обладает великой силой воздействия!

Учитель искусства:

-Говорят, что искусство обладает ВЕЛИКОЙ СИЛОЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ!!!

-А какое влияние на вас оказали произведения искусства, с которыми вы соприкоснулись, готовясь  к уроку,  мы узнаем после того, как вы поработаете в своих  группах.

- У каждой группы было своё домашнее задание: литературоведам найти и проанализировать стихотворение Ивана Бунина «Детство» и соотнести с картинами Ивана Шишкина;

- группе музыковедов нужно было найти информацию о творчестве русского композитора С. В. Рахманинова  и его романсе «Сирень»;

-а искусствоведы должны были найти и проанализировать творчество Новохопёрского художника - импрессиониста Александра Пыльнева.

8.Слайд Картины природы под музыку.

Дети под музыку релакс с природой выполняют творческие задания.

(15 минут)

-Защита проектов каждой группы

Итак, слово предоставляется литературоведам. 

 Ребята представляют свои работы, подготовленные самостоятельно

Слушаем первую группу (Стих- е И.Бунина «Детство», картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»,  + фото новохоперских сосен) Дети спрашивают: «Как вы думаете, чья это картина?» И ответ, что это наши новохоп. сосны, просто фото

Вторая группа, музыковеды, прослушать романс, рассказывает про «Сирень» и творчество  Рахманинова.

9.Слайд Сирень и романс.

Создание синквейна со словом сирень.

Обратите внимание на слова, средства музыкальной выразительности, характер произведения.

Учитель:   Ребята, о чём рассказал вам романс С.В.Рахманинова.

Дети:        О цветущей сирени,  о раннем утре, о том, что чувствует

                     композитор.

Учитель:  Как звучит мелодия романса?

Дети:         Мелодия звучит плавно, нежно…

Учитель:  Скажите, в романсе меняется характер музыки, или на    

                      протяжении  всего романса она звучит безмятежно?

Дети:         Характер изменяется. Во второй части появляется тревога, волнение.

Учитель:  А с чем это связано?

Дети:        Здесь поётся о чувствах человека и о красоте природы.

Здесь вы видите строчки из лирического стихотворения Е. Бекетовой, которые легли в основу лирического романса С.В.Рахманинова.

Поутру, на заре, по росистой траве 
Я пойду свежим утром дышать; 
И в душистую тень, 
где тесниться сирень, 
Я пойду своё счастье искать… 
В жизни счастье одно мне найти суждено, 
И то счастье в сирени живёт; 
На зелёных ветвях, 
на душистых кистях 
Моё бедное счастье цветёт. 

Композитор обращает внимание слушателя на первые майские цветы, сравнивает их красоту и невинность с человеческой юностью, такой же светлой и чистой. 

Выступление группы искусствоведов:

Сообщение о влиянии картин на человека и о картинах художника А.В.Пыльнева, уроженца  п. Новохоперский.

- Знакомы ли вам эти картины ? Какие чувства вы испытали, увидев их?

Составить спич (короткая речь) в защиту природы.

---Каждая группа работала над темой природы в произведениях искусства

т. е. живописи, музыки и литературы.

- Попробуйте  сформулировать тему нашего урока?

Ответы детей « Природа в произведениях искусства»

10. Слайд Тема урока.

Рефлексия

-Просто страшно представить себе, на одну только минуту, что человек собственными руками может уничтожить такую красоту… 

11.Слайд Тютчев отрывок из стихотворения.

– Ребята, мы подошли к ответу на поставленный нами в начале урока вопрос? Может ли искусство помочь человеку по-новому взглянуть на природу и  своё отношение к ней?

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

                                       Ф.И.Тютчев 

-К каким же выводам вы пришли сегодня?
-Дети: Природу нужно ценить, беречь, охранять.

Обобщенные выводы: 
1.Современному человеку необходимо изучение различных видов искусства, так как искусство учит любить мир. 
вывод о необходимости охраны и защиты природы, связать с годом экологии

-Природа в искусстве одухотворена; 
-Любовь к красоте противостоит разрушению; 
 Хотелось бы наш урок закончить словами Михаила Михайловича

12.Слайд слова Пришвина.

Пришвина : «Охранять природу- значит, охранять Родину»

У академика Д.С.Лихачева есть прекрасные слова « Жизнь- прежде всего творчество. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Творчество – оно беспрерывно, а жизнь есть вечное созидание».

Давайте же творить  добро теми способами, которые возможны: покормить птиц, сделать им кормушки, не обижать животных, не мусорить. А в качестве домашнего задания - письменно ответить на вопрос: «Как люди могут помочь природе?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Картины природы в русском искусстве"

В уроке ярко прослеживается синтез трёх искусств:литературы, музыки, изобразительного искусства...

Тема урока: «Природа, экономико-географическое положение, хозяйство Европейского Севера» (Урок с элементами модульной технологии)

Развивающий урок с элементами модульной технологии. Каждый учебный элемент урока  начинается с целей, которые обучающиеся самостоятельно достигают с помощью учебника, атласа, статистического мате...

Презентация к открытому уроку "Жизнь, как произведение искусства"

Презентация к открытому уроку "Жизнь, как произведение искусства" - о жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева....

Веб-квест "Родная природа в произведениях искусства"

Веб-квест "Родная природа в произведениях искусства" можно использовать при подготовке урока литературы в 5 классе....

Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс

Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...

Особенности эмоционально-образного восприятия лирики при изучении темы «Живая природа в произведениях С.А.Есенина»

Статья об особенностях изучения лирики Есенина в 7 классе. В основе лежат стихотворения о животных и природе....

Реферат на тему: "Мир природы в произведениях Троепольского"

Богато литературное наследие Воронежского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погру...