Главные вкладки

    Анализ стихотворения И.Бродского «От окраины к центру»
    план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

    Наталья Валентиновна

    Это конспект урока по литературе в 11 классе с анализом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon brodskiy.doc27.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ стихотворения И.Бродского «От окраины к центру»

    Конспект урока в 11 классе.

    Мадигожина Наталья Валентиновна, к.ф.н.

        Основные образовательные задачи:

    1. Знакомство с произведением «раннего» Бродского.
    2. Закрепление навыков анализа стихотворного текста.
    3. Анализ произведения Бродского в контексте «Темы возвращения...»
    4. Закрепление навыков поиска реминисценций в поэтических произведениях.

     

            С именем Бродского и с особенностями его биографии выпускники уже знакомы. Поэтому, приступая к анализу стихотворения «От окраины к центру», достаточно сказать,что это произведение принадлежит перу «раннего» Бродского. Автору всего 22 года, но он уже пишет о своей «далекой юности», включаясь тем самым в разговор, который вели более зрелые поэты. Думаю, что начало стихотворения Бродского заставит всех учеников вспомнить знаменитое произведение А.Пушкина «Вновь я посетил...».

            Предлагаю школьникам в тетради сделать табличку, и внести в первый столбик  реалии, которые поэт вспоминает из юности, а во второй – из теперешней его жизни. Напоминаю, что юность этого автора пришлась на вторую половину пятидесятых годов двадцатого века, когда наша страна в индустриальном смысле развивалась довольно стремительно.

            Сразу подскажу, что кроме антитезы временной мы должны не забывать и о противопоставлении «окраина – центр», которое заявлено уже в названии.

            Из воспоминаний о юности важно не упустить упоминание о «пустом шоссе» и отдельных «такси», о собаках, несущихся по холмам, о «красных болотах», о «реве...трубы комбината»...

            В этой местности было множество арок, по мосту ходил трамвай, а из окон неслись звуки осуждаемой «в верхах» джазовой музыки.

            Бродский утверждал позднее, что про «эту часть города, про окраины Ленинграда, никто в то время не писал...»Действительно, в советской поэзии существовал некий традиционный набор достопримечательностей «северной столицы», о которых рекомендовалось писать. Впрочем, эту «установку» нарушали многие лирики, но вот восхищение индустриальными окраинами действительно выражали единицы.

            «Теперь», когда юность лирического героя уже в прошлом, кое-что осталось прежним, но многое и изменилось. Все так же течет река, невредим мост, гремит трамвай...Но везде новостройки, почти не осталось пустырей,  а машины по шоссе «летят неустанно».

            Напомним, что параллельно с временным движением в произведении идет и пространственное. Начинается стихотворение с упоминания Малой Охты, к середине текста мы «попадаем» к Медному всаднику, «обвитому змеей», а в одной из последних строф лирический герой упоминает «плеск холодной воды возле брюк...вечношироких», который, вместе с «невским ветром» может рождать в сознании читателя представление о набережных Невы.

            И вот в какой -то момент происходит встреча поэта со своей юностью: «Добрый день, моя юность. Боже мой, до чего ты прекрасна!»

            Чем же она хороша, кроме того, что детство и юность почти всегда - «потерянный рай»? Юность лирического героя полна звуков (пусть зачитают вслух третью строфу ). Кроме того, она окрашена в яркие цвета , преобладает красный (подтвердить цитатами ). Память героя крепнет, воспоминания обретают все более четкие очертания. В художественном «поле» текста данного стихотворения происходит «раскоординация» привычных, заданных векторов-осей, пространство и время оказываются слитыми воедино (зачитываем четвертую строфу).

            Но затем возникает какой -то сбой, лирический герой не может вспомнить конкретных людей, тех, кто были бы ему по-настоящему дороги. Так появляется характерная для многих поэтов тема одиночества . Именно поэтому встреча с юностью становится бесплотной и бессмысленной. Бродский словно спорит с Пушкиным. По словам поэта двадцатого века, «все попытки воскресить прошлое похожи на старания постичь смысл жизни.» То есть эти попытки безнадежны. Но классические поэты не согласились бы отказаться от поиска смысла жизни, даже осознавая безрезультатность подобного занятия.

            А лирический герой Бродского одиноким криком отчаяния прощается – ему кажется, что навек,- с воспоминаниями об ушедшей юности: «уже не вернусь -словно дом запираю». Он пытается обмануть себя, доказывая, что он рад, что был всем чужим, что «ни с кем не расстался», что смешна грусть из-за «кирпичной трубы и собачьего лая». Но он не может не понимать, что из этих «мелочей» и складывается главное, поэтому такой горечью отдают его слова: «Слава Богу, что я на земле без отчизны остался» и «поздравляю себя с удивительно горькой судьбою...»

       

            Домашнее задание: найти 1-2 стихотворения Бродского с реминисценциями из хрестоматийных литературных произведений и попытаться в небольшой письменной работе показать, зачем этот автор «тревожит» классиков. То есть нужно увидеть и саму «цитату» и ее новый поворот. Напоминаю, что воспроизводиться может фрагмент чужого текста или образ, или кусок сюжета, или особенность структуры произведения предшественника. Может «обыгрываться» целый текст («Я Вас любил...»), а может быть «точечное» цитирование.

    Анализ  проведенного урока.

            В целом урок прошел по плану. Ученики выпускного класса обратили свое внимание на мельчайшие детали из воспоминаний лирического героя. Но разговор о них слишком затянулся. Школьники начали задавать мне вопросы, на которые у меня нет однозначного ответа. Сначала мы упомянули о знакомой в нашем маленьком городе картине : о пустыре с собаками. Но почти одновременно у нескольких учениц возник вопрос : а почему Бродский несколько раз упоминает породу собак - «борзые».  Почему это по холмам бесхозно бегают такие дорогие собаки? Или это какой-то начальник почему -то живет на окраине? Вот и в 15 строфе, где уже говорится вроде бы не о прошлом, опять появляются «борзые», у которых в глазах «мельтешат фонари - по цветочку?»

            Почему в конце 50-х годов разливался везде красный цвет - это примерно понятно. А почему «теперь», в начале 60-х , «разливается свет темно-синий»? Что это за «ярко -красный Адам»?

            Потом было высказано не лишенное смысла предположение, что в воспоминаниях Бродский пытается восстановить какие-то вполне конкретные, реальные картинки именно того места на окраине. Не зря же упоминается название того района - Малая Охта. Может, именно там и бегали  чьи-то борзые собаки и был яркий плакат с красным Адамом и Евой...

            В общем, пришлось отрывать их от деталей и переводить разговор в более философское русло. Тем более, что некоторые учащиеся уже начали отвлекаться и на вопрос «а ты как думаешь?» равнодушно жали плечами.

            Я вернула их к разговору о пушкинской традиции и о полемике с классиком. Нашли, в каких стихах Бродский говорит о своем вечном одиночестве, воскрешая тем самым классический конфликт поэта и толпы. Только «толпы» у этого автора нет, кругом одни бесплотные тени.

            Закончили разговор наблюдениями над некоторыми особенностями «формы» стихотворения Бродского.

            Затем я подробно объяснила, как выполнять домашнее задание.

            Думаю, что урок все-таки прошел плодотворно: большинство учащихся попытались вникнуть в предложенный текст, нашли в нем «пушкинские нотки», дали собственную интерпретацию образам столь сложного для понимания Бродского.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения "Анализ стихотворения И. Бродского "Письма римскому другу"

    Тема достаточно сложна для подростков, так как выводит на широкие обобщения и позволяет работать над формированием ценностного самоопределения школьников. Урок или уроки (2 часа) (в зависимости от под...

    Урок литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..."

    План-конспект урока литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..." с использованиме технологии развития критического мышления через чтение и письмо.Урок дан в рамках м...

    Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

    Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

    Методическая разработка "От окраины к центру (из опыта создания литературной экскурсии)

    Материал может быть интересен учителям литературы и педагогам дополнительного образования...

    «Стихи вне времени. Анализ стихотворения И. Бродского «Дидона и Эней».

    Комбинированный урок с   сочетание различных форм занятий, урок   художественного восприятия произведения....

    Материал к уроку «Сопоставительный анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Мой дар убог, и голос мой не громок…», «Болящий дух врачует песнопенье…», «Не ослеплён я музою моей…» и И.А. Бродского «Посвящение»

    И у Баратынского, и у Бродского нет заискивания перед читателями, а есть глубокое родство стихов и их авторов. Их стихотворения являются примером самобытности осмысления каждым поэтом своего места в л...