Главные вкладки

    «Стихи вне времени. Анализ стихотворения И. Бродского «Дидона и Эней».
    план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

    Ольга Николаевна Мальцева

    Комбинированный урок с   сочетание различных форм занятий, урок   художественного восприятия произведения.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Стихи вне времени. Анализ стихотворения И. Бродского «Дидона и  Эней».

    Тип урока: комбинированный урок с   сочетание различных форм занятий, урок   художественного восприятия произведения.

    Класс: 11

    УМК: «Литература 10-11 классы». Авторы С.А. Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев.

    Цель: развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащения их сознания художественными образами, нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги.

    УУД личностные: установление связи между учебной деятельностью и мотивом; формирование нравственно - эстетических ценностей.

    УУД регулятивные: учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию; учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания; учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы.

    УУД коммуникативные: развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы; учит правилам участия в коллективной деятельности; учит постановке вопросов; учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества.

    УУД  познавательные:

    работает над формированием  логических умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование,  построение цепочек рассуждений);

    опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт;

    учит формулировке проблемы;

    осуществляет межпредметные связи.

    Планируемые результаты:

    личностные:

    • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

    метапредметные:

    • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
    • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

    предметные:

    • понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XX вв.;
    • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
    • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
    • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
    • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
    • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
    • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
    • собственная интерпретация  изученных литературных произведений;
    • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
    • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
    • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
    •  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

    Основные понятия: общая тематика стихотворения, лирический сюжет и его движение, эмоциональная окраска и жанр, идея стихотворения, образы стихотворения, лексика, языковые выразительные средства, лирический герой,  лирические персонажи, ритм, размер, рифмовка, характер рифм.

    Межпредметные связи:

    с  русским языком, историей, мировой художественной культурой, философией.

    Ресурсы:

    1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%ED%E5%E8%E4%E0

    2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эней

    3. http://rifmoved.ru/iosif_brodskii_didona_i_enei

    4. http://knnr.ru/683.htm

    5. http://bookz.ru/authors/brodskii-iosif/kreps/page-9-kreps.html

    6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F0%F4%E0%E3%E5%ED_%E4%EE%EB%E6%E5%ED_%E1%FB%F2%FC_%F0%E0%E7%F0%F3%F8%E5%ED

    Урок   художественного восприятия произведения в 11 классе.

    «Стихи вне времени.

    Анализ стихотворения И. Бродского «Дидона и  Эней»

    Мальцева Ольга Николаевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя  общеобразовательная  школа №20  им. А.А.Хмелевского»    г. Курска

    I. Цель урока:

    • Развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащения их сознания художественными образами, нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги.

         В соответствии с этими целями и содержанием этих уроков основной ведущий метод обучения - творческое чтение, а также различные сочетания этого метода с репродуктивным, эвристическим и исследовательским.

    Слайд 1

    Эпиграфы к уроку

    • Я покидаю город, как Тезей - свой Лабиринт…
    • Когда-нибудь придется возвращаться.                                                                                 Назад. Домой. К родному очагу.   

                                                         И. Бродский «По дороге на Скирос»

    ХОД УРОКА.

    Слайд 2

    Учитель:

    Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. 2 июня 2014 года Владимир Путин подписал указ о проведении Года литературы в России в 2015 году.

    «Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет и Год литературы, указ о его проведении в 2015 году подписан,» сказал он на церемонии вручения государственных премий за 2013 год в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.

    «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, и общества должно быть и будет постоянным,» — добавил президент России Владимир Путин.

    2015 год будет отмечен большим количеством различных литературных событий. В частности, в их список включены мероприятия, связанные с юбилеями писателей. Именно в 2015-м россияне отпразднуют 155 лет со дня появления на свет Антона Чехова. В этом же году планируется отметить  215 лет — Баратынского, 220 лет — Грибоедову, отметить 75 лет со дня рождения Бродского.

    И сегодня я приглашаю вас продолжить наше знакомство с творчеством  Иосифа Бродского.

    Слайд 3

    Вопрос: 

    • Прочитайте эпиграфы к уроку, как вы их понимаете?
    • Какие два слова вы бы выделили? (покидаю, возвращаться)
    • Назовите изобразительное средство, которое иллюстрируют эти слова

    ( антитеза)

    Формулирование темы урока

    Учитель:  «Стихи вне времени. Анализ стихотворения И.Бродского «Дидона  Эней».

          Представим древний греческий город – Трою, город воспетый Гомером в «Илиаде» и «Одиссее». Троя горит. Мы видим виновников конфликта - Елену и Париса, последнего троянского царя - Приама, легендарного героя – Ахиллеса.

    Слайд 4

    ВИДЕО:  Фрагмент (финал фильма) «Троя» исторической драмы по мотивам поэмы Гомера «Илиада», 2004 года.

    Учитель:  Из горящей  Трои  бежит с отцом на руках герой древнего эпоса – Эней.

    Вопрос:

    • Какой наказ даёт Энею Парис? (С мечом Трои защищать троянцев и найти им новый дом).

    Слайд 5

    Учитель: 

    Вернёмся к Иосифу Бродскому… 

    Известно, что Бродский ценил в художественных произведениях величие замысла. В молодые годы по этой причине он был совершенно заворожен оперой Г.Перселла "Дидона и Эней", давал Ахматовой слушать эту пластинку.  Величие замысла видел он и в самой легенде о Дидоне и Энее.

    Кстати, в 1962 году Анной  Ахматовой был написан сонет-эпилог  «Не пугайся – я еще похожей».

     Сегодня поговорим об этом... И чтобы понять  стихотворение и замысел автора, познакомимся с легендой Древнего Рима об Энее.

    Ученик (презентация):

    Эта история впервые была описана Невием в III-II веке до н.э. Позже её включил Вергилий в свой эпос "Энеида" (написан приблизительно в 29 г. до н.э.). Произведение Вергилия было настолько популярно, что жители Помпей украшали цитатами из него свои дома. В средние века (приблизительно в 1689) английский композитор Г.Перселл написал оперу "Дидона и Эней"... Да и строки из произведений российских авторов, которые также обращались к этой теме, производят на нас, их современников, не менее сильное впечатление. 

    Что же это за история, тревожащая умы людей уже более двух тысяч лет? Судите сами...

    После инцидента с яблоком, которое троянец Парис вручил не ей, а Венере, жена Юпитера Юнона вынашивала планы мести троянцам. К тому же ей было известно о предсказании, согласно которому любимый ей Карфаген должен был погибнуть в результате конфликта с государством, которое должны были основать потомки троянцев, уцелевших после падения Трои. Поэтому когда корабли Энея, который был не только троянцем, но и сыном ненавистной Венеры отправились на поиски новой родины, Юнона устроила страшный шторм. Много кораблей затонуло и много людей погибло в результате этого шторма. Погибли бы все, но вовремя вмешался властитель морей Нептун, который успокоил море и направил уцелевшие суда к берегам Африки, где властвовала царица Дидона. Жители Карфагена тепло встретили гостей.  А прекрасная Дидона, пережившая ужасную личную трагедию и так и не узнавшая семейного счастья, была просто покорена мужеством Энея, который рассказывал ей о троянской войне,  морских приключениях, которые когда-то пережила и она сама и о том, как спасая отца и сына, Эней потерял любимую жену в поверженной Трое. Многие повелители соседних государств сватались к прекрасной феникийке, но все неизменно получали отказ. Не знала Дидона, что своей любовью к Энею она обязана его матери, Венере, как не знала и о том, что падёт жертвой в жестокой борьбе между двумя богинями. Долго сопротивлялась она опять нахлынувшему и почти забытому чувству. Но, в конце концов,  дала согласие на брак с троянцем. И счастье пришло в прекрасный дворец Карфагена. Любовь к мужу, усиленная предшествующими годами одиночества и поистине материнская любовь к его сыну от погибшей троянки Креузы - всё это стало смыслом её жизни, отодвинуло на второй план заботы об основанном ею государстве. Но недолгим было это счастье - посланец Юпитера Меркурий явился Энею и приказал ему продолжить путь к берегам Италии, где, согласно предсказанию, троянцы должны были обрести новую родину. В этом же предсказании говорилось о том, что у Энея будет третья жена. Следовательно, Дидону брать с собой было нельзя...

    Но как оставить любимую, как сообщить ей, лишь недавно обретшей счастье, о вечной разлуке?! Не хотел Эней терять Дидону, но, как часто это бывает, чувство долга оказалось сильнее любви. Эней и его корабли начали готовиться к тайному отплытию... Но то ли кто рассказал, то ли любящее сердце подсказало - узнала царица страшную тайну мужа. Куда? Зачем? Почему без неё? Не менее расстроенный Эней отвечал, что не может противиться воле богов и лишь молит свою любимую о прощении... Боясь переменить принятое решение, Эней отправился на корабль. Там его снова посетил Меркурий и напомнил о воле богов. Утром корабль вышел в море. Бросив последний взгляд на покидаемый им город, Эней понял, что произошло что-то ужасное. Не знал он, что,  не будучи в силах пережить новую страшную потерю Дидона вонзила себе в сердце забытый им меч и бросилась в пламя жертвенного костра

    Слайд 6

    ВИДЕО: Иосиф Бродский «Дидона и Эней» (слова, музыка).

    Вопрос:

    • Понравилось ли вам стихотворение  И.Бродского?
    • Какой образ или слово понравились, заставили о чем-то задуматься или, наоборот, показались далекими, непонятными?
    • Каким чувством проникнуто это стихотворение?
    • О чем это стихотворение?
    • Зачем, по-вашему, автор написал его?
    • Какую картину вы представляете, читая это стихотворение?

    Работа с текстом.

    Вопрос:

    • Как вы думаете, что означает название стихотворения?
    • Какая тема стихотворения заложена в названии? (отношение мужчины и женщины, любовь)
    • Каким вы видите лирического героя этого стихотворения? Герои стихотворения?

    Ученик (сообщение):

    Эней — сын Анхиса и Афродиты, родился на Иде. Его вскормили горные нимфы. Плавал в Спарту вместе с Парисом. На вазах и на картине Паррасия Эней изображён рядом с Диоскурами. Эней вначале не принимал участия в Троянской войне. Только тогда, когда Ахилл напал на стада Энея, он выступил против ахейцев. Он сражался с Ахиллом и Диомедом. Ему покровительствовала Афродита и Аполлон, спасший Энея от яростной атаки могучего Диомеда. Был благосклонен к Энею и Посейдон, спасший раненого Энея от ярости Ахилла. В «Илиаде» убил 6 греков.

    Спасение Энея упомянуто уже в «Илиаде» (XX 302—308). Бежал из Трои, неся на спине Анхиса, своего отца, и эллины пропустили его, уважая его благочестие.

    Поэт Публий Марон Вергилий «Энеида». Эпическое произведение на латинском языке, Написана между 29 и 19 г. до н. э., и посвящена истории Энея, легендарного троянского героя, переселившегося в Италию с остатками своего народа, который объединился с латинами и основал город Лавиний, а сын его Асканий (Юл) основал город Альба Лонга.

    Слайд 7

    Учитель: В 1969 году для советского правосудия тунеядцем, а для всего остального мира – великим поэтом было написано стихотворение «Дидона и Эней».  Бродский в нем лишь косвенно касается сюжета и без того известного мифа. Основной упор он делает на размышлении о диалектическом противоборстве мужского - деятельного и активного - начала,  и эмоционального, женственного. «Великий человек» Эней в своем стремлении вершить судьбы покидает Дидону. А для нее весь мир, вся Вселенная – это только ее возлюбленный. Она хочет следовать за ним, но не может. Это оборачивается для нее мучениями и гибелью.

    Работа с текстом. Анализ стихотворения.

    Стихотворение состоит из 2-х строф (всего 29 строк).

    Размер: пятистопный ямб.

    Стопа: двухсложная с ударением на 2-ом слоге ( - ).

    1-я строфа: 28 строк, многостишие.

    Рифмовка: смешанная.

    2-я строфа: 1 строка, одностишие.

    Рифмы нет.

    Тип стихотворения: белый стих.

    Кол-во слов в стихах: 137.

    Учитель: 

     Мы обратили внимание на древнюю историю, сказали, что посланец Юпитера Меркурий явился Энею и приказал ему продолжить путь к берегам Италии, где, согласно предсказанию, троянцы должны были обрести новую родину. Меркурий упрекал Энея за то, что тот забыл указания оракула, упрекал за роскошь  и изнеженность жизни.

    Работа с текстом.

    Вопрос:  Какие ещё темы появляются в стихотворении? Вспомним эпиграф к уроку.

        1.Тема назначения поэта. Я-поэт. Эней – это автор.

        2. Предстоящей дороги, разлуки.

    Продолжим анализ стихотворения.

    Слайд 8

    Великий человек смотрел в окно,

    Вопросы:

    • Великий – эпитет. Как вы думаете, почему Бродский И. называет Энея великим?
    • Почему в стихотворении не звучит имя Эней? ( И.Бродский использует: его, он, человек)
    • С помощью каких деталей создаётся образ героя? (его широкой греческой туники, обильем складок, сравнение с морем, он- остановившееся море)
    • Какие глаголы  использует автор для написания образа Энея?
    • Для чего используются глаголы в тексте?
    • С помощью  какой части речи создаётся образность в тексте? (существительное)
    • В этой строчке два существительного (человек, окно)? Какие образы создают они?

    Учитель:

     Окно - весь мир, и герой смотрит в это окно, где ждет его предназначение.

    …а для нее весь мир кончался краем
    его широкой греческой туники,
    обильем складок походившей на
    остановившееся море.


    Учитель:

    Для него окно-весь мир, а для неё он - весь мир.

     Остановившееся море - образ, вещь необычная - в сущности не море, а Эней глазами Дидоны, его туника - оболочка, скрывающая от глаз царицы его истинное "Я", которое уже 150 не с ней, а где-то далеко за морями, и за морями настоящими.

    Вопрос:

    • В этот момент герои  вместе?

     Учитель: 

    Эта отчужденность героев в стихотворении дается на сниженном не-геройском уровне и приложима к любым двум любовникам вообще: он смотрит в окно и мыслями не с ней; она смотрит ему в спину, думая о неизбежной разлуке. Два человека - два мира. Разница в понимании мира переходит в разницу в понимании любви в третьей строфе:

    Слайд 9
    А ее любовь

    была лишь рыбой - может и способной
    пуститься в море вслед за кораблем
    и, рассекая волны гибким телом,
    возможно, обогнать его - но он,
    он мысленно уже ступил на сушу.

    Вопросы:

    • Как вы воспринимаете слово «рыба»  в тексте?
    • Согласны ли вы с таким сравнением?
    • «возможно, обогнать его…» Как вы понимаете эти строки?

    Учитель:

    Любовь Дидоны во много раз сильнее любви Энея. Это рыба, способная обогнать корабль (любимое "рыбное сравнение" у Бродского), но соревнуется она не с кораблем, а с чувствами и мыслями Энея, то есть опять же с его "Я", которое уже и не в море даже, а на суше, там, где рыбе делать нечего, в чужой среде.

    Слайд 10

    Он же

    смотрел в окно, и взгляд его сейчас

    был так далек от этих мест, что губы

    застыли, точно раковина, где

    таится гул, и горизонт в бокале

    был неподвижен.

    Вопрос:

    • «…что губы застыли, точно раковина, где таится гул…» Объясните смысл этих слов?

    Учитель: 

    Образ раковины часто возникает в творчестве И.Бродского, где раковина – «раковина ушная».  Эней слышит гул, этот гул таится. Для Энея роман с Дидоной - лишь эпизод, одно из многочисленных приключений на жизненном пути. Эней - существо общественное, жизнь для него - действительно путь, а не гавань, его постоянно влекут новые горизонты, новые испытания. К тому же, после бегства из Трои Эней не просто плавает по морям и океанам, у него есть определенная заветная цель - найти новую родину.Буря, заносящая Энея в Карфаген, - случайность, как случайность и его любовь к царице Дидоне.  Как бы ни была сильна последняя, в понимании Энея - героя и общественного деятеля - любовь вообще стоит неизмеримо ниже общественных дел в иерархии его моральных ценностей.

    Так в стихотворение входит ещё одна тема- тема Выбора между любовью и долгом.

    Вопрос:

    • Где происходят события стихотворения? 

     Ученик (домашнее задание, презентация ):

    «Карфаген должен быть разрушен» (лат. Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse) — латинское крылатое выражение, означающее настойчивый призыв к борьбе с врагом или препятствием. В более широком смысле — постоянное возвращение к одному и тому же вопросу, независимо от общей тематики обсуждения.

    Карфаге́н (финик. Qart Hadashtлат. Carthagoараб. قرطاج‎‎, Картаджфр. Carthage) — древний городна территории Туниса, вблизи столицы страны — города Тунис, в составе столичного вилайета Тунис. Название Qart Hadasht (в пунической записи без гласных Qrthdst) переводится с финикийского языка как «новый город». На протяжении своей истории Карфаген был столицей основанного финикийцами государства Карфаген, одной из крупнейших держав Средиземноморья. После  Пунических войн Карфаген был взят и разрушен римлянами, но затем отстроен и являлся важнейшим городом Римской империи  в провинции Африка, крупным культурным, а затем и ранне христианским церковным центром. Затем захвачен вандалами и был столицей Вандальского королевства. Но после арабского завоевания вновь пришёл в упадок. В настоящее время Карфаген — пригород тунисской столицы, в котором находятся президентская резиденция и Карфагенский университет.

    Согласно легендецарица Дидона, которая бежала в эти места из Тира, решила купить землю под основание города. Ей разрешили купить столько земли, сколько сможет охватить одна бычья шкура. Сообразительная царица разрезала бычью шкуру на тонкие ремешки, связала их и получившейся длинной верёвкой обозначила свои владения. Не случайно возникшую в центре Карфагена цитадель назвали Бирсой, что означает «шкура».

    он мысленно уже ступил на сушу.

    Учитель:

     Если здесь,  в Карфагене, его любовь, там, в Италии,- его Отчизна.

    Слайд 11

    Вопросы:

    • Когда написано стихотворение? (1969г.)
    • А когда покинул И.Бродский Советский Союз? (1972г.)
    • Какие мысли у вас возникают?
    • Найдите в стихотворении пророческие строки? ( И великий муж покинул Карфаген)
    • А что же Дидона?

    Слайд 12

    Учитель:

    Конец стихотворения необычен. Страдания Дидоны и подробности сцены самосожжения вынесены за скобки сюжета. Вместо картины страдающей на костре женщины, дано восприятие самой Дидоной данного момента, причем восприятие визуальное:

    Она стояла
    перед костром, который разожгли
    под городской стеной ее солдаты,
    и видела, как в мареве костра,
    дрожащем между пламенем и дымом,
    беззвучно распадался Карфаген

    задолго до пророчества Катона.

    Учитель:

    Такой неожиданный конец стихотворения открывает нам и трактовку его темы на символическом уровне - разрушение любви есть пророчество разрушения города.
    Описание сильных чувств заменено описанием восприятий, которые являются знаками этих чувств и способны вызывать их во всей полноте в сознании читателя. Техника, которой пользуется здесь Бродский, сродни монтажу в кинематографии. Действительно, все стихотворение состоит из нескольких кадров.

    На кадры его можно разделить благодаря отчетливой ориентации поэта на визуальное восприятие:
    I кадр (импрессионизм): Эней и Дидона в комнате. Он с бокалом в руке стоит у окна и смотрит вдаль. Она - на него.
    II кадр (сюрреализм): Дидона-рыба перегоняет корабль, но Эней уже ступает на берег Италии.
    III кадр (неореализм): Эней отплывает от Карфагена, Дидона смотрит вслед (и тот и другая на фоне массовки).
    IV кадр (экспрессионизм): Дидона смотрит на Карфаген, распадающийся в мареве костра.
    Словесно-образная инструментовка стихотворения складывается на образах моря: туника Энея - остановившееся море, его губы - раковины, горизонт в бокале - отражение морского горизонта, любовь Дидоны - рыба, Эней - корабль (и человек на корабле), слезы Дидоны - море. На уровне звукового символизма море первых четырех строф переходит в марево 152 последней, пятой.

    Учитель :

    Ещё одна тема – тема несчастной любви.

    Вопросы:

    •  Какими строками заканчивается стихотворение? (распадался Карфаген)
    • На ваш взгляд это пророческие строки? Объясните? ( Имеются в виду слова римского оратора Катона, каждое свое выступление в Сенате заканчивавшего словами: "Следовательно, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен").
    • Язык художественной литературы. Изобразительные средства?

    Слайд 13

    ВИДЕО: И. Бродский читает стихотворение «Дидона и Эней».

    Ученик (Презентация):

     Легенда Древнего Рима об Энее в искусстве.

    III. Итог урока.

    Вопросы:

    • Что вы узнали о поэте, читая его стихи?
    • Какие темы поднимает Бродский в своей поэзии?
    • Можно ли сказать об этом стихотворении, что это стихотворение «вне времени»? Почему?

    IV. Домашнее задание.

    Приложение  к сценарному плану урока:

    1.  Мультимедийная презентация к уроку «Стихи вне времени. Анализ стихотворения И. Бродского «Дидона и  Эней». Урок   художественного восприятия произведения  в 11 классе.

    Мальцева Ольга Николаевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя  общеобразовательная  школа №20  им. А.А.Хмелевского»    г. Курска.

    1.  Фрагменты видеоматериалов:
    • Троя -фрагмент-финал-Эней.wmv
    • New - Иосиф Бродский - Дидона и Эней (слова, музыка) [HD].wmv
    • New - Бродский читает стихотворение Дидона и Эней.wmv
    1.  Творческие работы обучающихся:
    • Мультимедийная презентация к уроку «Легенда об Энее». Презентацию подготовила ученица 11-Б класса Сотникова Анастасия.
    • Мультимедийная презентация к уроку «Карфаген». Презентацию подготовила ученица 11 – Б класса Букреева  Дарья.
    • Мультимедийная презентация к уроку «Легенда Древнего Рима об Энее в искусстве». Подготовила Ученица 11 – Б класса Малышева Анастасия.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Стихи вне времени. Анализ стихотворения И. Бродского « Дидона и Эней» Урок художественного восприятия произведения в 11 классе Мальцева Ольга Николаевна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 им. А.А.Хмелевского» г. Курска

    Слайд 3

    Я покидаю город, как Тезей - свой Лабиринт… Когда-нибудь придется возвращаться. Назад. Домой. К родному очагу. И ляжет путь мой через этот город. И. А. Бродский «По дороге на Скирос »

    Слайд 8

    Великий человек смотрел в окно, а для нее весь мир кончался краем его широкой, греческой туники, обильем складок походившей на остановившееся море.

    Слайд 9

    А ее любовь была лишь рыбой - может и способной пуститься в море вслед за кораблем и, рассекая волны гибким телом, возможно, обогнать его... но он – он мысленно уже ступил на сушу.

    Слайд 10

    Он же смотрел в окно, и взгляд его сейчас был так далек от этих мест, что губы застыли, точно раковина, где таится гул, и горизонт в бокале был неподвижен.

    Слайд 11

    И.А. Бродский . В аэропорту "Пулково" в день эмиграции. 4 июня 1972г.

    Слайд 12

    Она стояла перед костром, который разожгли под городской стеной ее солдаты, и видела, как в мареве его, дрожавшем между пламенем и дымом, беззвучно рассыпался Карфаген задолго до пророчества Катона .

    Слайд 15

    Источники: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%ED%E5%E8%E4%E0 2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эней 3. http://rifmoved.ru/iosif_brodskii_didona_i_enei 4. http://knnr.ru/683.htm 5. http://bookz.ru/authors/brodskii-iosif/kreps/page-9-kreps.html 6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F0%F4%E0%E3%E5%ED_%E4%EE%EB%E6%E5%ED_%E1%FB%F2%FC_%F0%E0%E7%F0%F3%F8%E5%ED


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения "Анализ стихотворения И. Бродского "Письма римскому другу"

    Тема достаточно сложна для подростков, так как выводит на широкие обобщения и позволяет работать над формированием ценностного самоопределения школьников. Урок или уроки (2 часа) (в зависимости от под...

    Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

    Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

    Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

    Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....

    Анализ стихотворения И.Бродского «От окраины к центру»

    Это конспект урока по литературе в 11 классе с анализом....

    Материал к уроку «Сопоставительный анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Мой дар убог, и голос мой не громок…», «Болящий дух врачует песнопенье…», «Не ослеплён я музою моей…» и И.А. Бродского «Посвящение»

    И у Баратынского, и у Бродского нет заискивания перед читателями, а есть глубокое родство стихов и их авторов. Их стихотворения являются примером самобытности осмысления каждым поэтом своего места в л...

    Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)

    Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)Конспект урока развит...