Литературная гостиная "Пока горит свеча".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Данное мероприятие было приурочено к Году литературы. Под пламя немеркнущей свечи произошла встреча с великими поэтами А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Ф. И. Тютчевым, А.А. Фетом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Литературная гостиная.61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

      Открытый урок по литературе в 8  классе

 Литературная гостиная

  «Пока горит свеча»

Учитель: Пономарева Елена Николаевна

                                                              12 февраля

 2015 г.

                                                   Тема:      «Пока горит свеча»

Эпиграф: « Пушкин – Заря наша, Лермонтов – Комета, Тютчев – звёздная ночь, Фет – любовный Сад, звонкая от птичьих песен роща. Без этих четырёх не быть нашему чувству светлым, тонким, утончённым, музыкальным».

К. Д.  Бальмонт.

Цели:

1) образовательная:

 - создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки;

- совершенствовать речевую  грамотность учащихся;

2) развивающая:

 - развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;

- формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;

- развивать навыки работы учащихся в коллективе.

3) воспитательная:

- привить детям любовь к литературе, музыке;

- формировать интерес к предмету;

- передать умение видеть и понимать прекрасное в искусстве слова и окружающей жизни.

Тип урока: литературная гостиная

Методы обучения: дифференцированное, индивидуализированное обучение, коллективная  и групповая деятельность.

Оборудование: ресурсы Интернета, мультимедийный компьютер, свечи, вазы, скатерти, рисунки.

 Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте уважаемые ребята, гости, коллеги!

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию встречу членов нашего клуба «Вдохновение» в литературно-музыкальной гостиной «Пока горит свеча».

Поэзия, музыка, оказывают благотворное влияние на человека: помогают ему трудиться и отдыхать, дарят вдохновение и радость.

Мы хотим, чтобы после сегодняшней встречи вы действительно получили вдохновение и радость.

В поэзии – житейская мудрость на каждый день и зашифрованные смыслы бытия. Она источник эстетического наслаждения и ключ от дверей в другой мир, неземной. Когда не хватает слов, чтобы выразить сокровенное, на помощь приходят поэты. Они - наши духовные целители.

- И сегодняшнее заседание клуба,  мы приурочили к  году Литературы.

2. Работа с эпиграфом  К. Д. Бальмонта.

-  А о ком пойдёт сегодня речь, и чьи стихи мы будем слушать, вы догадаетесь, прочитав эпиграф сегодняшнего урока. Посмотрите на слайд.  Я взяла слова поэта  серебряного века К.Д. Бальмонта. Прочтите эпиграф.

- Итак, о ком сегодня пойдёт речь?

- Как вы думаете, почему К.Д. Бальмонт выбирает именно этих поэтов и даёт каждому свою, неповторимую  характеристику?

- Как мы называем А.С. Пушкина? ( «Солнцем русской поэзии»).

3. Постановка проблемного вопроса.

- Но прежде чем начнём нашу встречу с великими поэтами, предлагаю вспомнить и соотнести портреты и фамилии наших героев. Итак, посмотрите на слайд. Он называется «Эпоха и лица».

4. Создание проблемной ситуации.

- Лирические переживания поэта могут быть связаны с природой, с судьбой Родины, с человеческими отношениями, дружбой, верностью, предательством,  с философскими размышлениями о существовании человека на земле и его предназначении. И какую же тему мы затронем сегодня, вы ответите, посмотрев небольшую музыкальную зарисовку. Смотрим на слайд. ( Звучит песня «Разлука» из фильма «Гардемарины, вперёд» - 2:18 ).

5. Объявление темы урока.

- Речь сегодня пойдёт о любви, о взаимоотношении мужчины и женщины.

- Итак, сегодня мы поговорим о музах, любимых женщинах поэтов, которые вдохновляли своей красотой, обаянием, умом.

6. Слово о А.С. Пушкине.

- Далёкий 19 век… И начнём мы нашу встречу, конечно же, с Солнца русской поэзии А.С. Пушкина. Это имя у всех на устах. Но прежде давайте вспомним, основные даты, связанные с именем великого поэта.

  • Дата рождения поэта? - 6 июня 1799 год
  • Место рождения? -  Москва
  • Кто его родители? – Сергей Львович помещик, майор в отставке, Надежда Осиповна.
  • Кто был мамушкой поэта? – няня Арина Родионовна

               Назовите его произведения в прозе. – повесть «Капитанская дочка», «Повести Белкина», сказки.

  •  Когда отмечают день памяти поэта?  Как погиб поэт? 10 февраля.  Был убит на дуэли с французом бароном Дантесом . 10 февраля 1837 года.

- А кто же была муза А.С. Пушкина? Н.Н. Гончарова, жена поэта, вечная муза и вдохновительница его таланта. Он написал такое забавное стихотворение: «Я влюблён, я очарован, я совсем огончарован. С утра до вечера за нею я стремлюсь, и всреч нечаянных и жажду, и боюсь…».

- Ей он посвящал много стихотворений. И одно из них называется «Мадонна».

                                               « Мадонна» В. Гречин

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

7. Слово о М.Ю. Лермонтове.

- Но вот перед нами поэтические шедевры другого поэта 19 века, преемника А.С. Пушкина.

В 2014 году мы отмечали юбилей поэта. Кто скажет когда? 15 октября, 200 – летие со дня рождения.

А о трагической любви в жизни Лермонтова нам расскажет Афанасова Ксения.

Учащийся: Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину до конца своей жизни. Они познакомились, когда им обоим было по 14 лет. В столь нежном возрасте любовь кажется сильной, вечной,. Они пережили и дружескую привязанность, и страсть, и неприязнь, и ревность, пока всё это не переросло в зрелое чувство. В короткой жизни Лермонтова было множество любовных увлечений – как мимолётных, так и сильных привязанностей. Но жизнь распорядилась по-иному. Любящим друг друга  Вареньки и Михаилу, не суждено быть вместе. Варвара Александровна выходит замуж за другого, не по - любви. А Михаил Лермонтов, несмотря на все свои иные увлечения, так и не смог смириться с тем, что Варенька стала женой другого. Для него она осталась всё той же Варенькой – доброй и нежной, ускользнувшей, быть может, по его вине, но не забытой… Шёл 1840 год. Лермонтов был в ссылке на Кавказе. 11 июня. Бой при реке Валерик. Страшный, кровавый бой. И Лермонтов рассказывает о нём той, чей образ всегда давал ему возможность быть искренним.

                                «Валерик»  ( отрывок ) Минаев Дмитрий

Я к вам пишу случайно; право
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? — ничего!
Что помню вас? — но, Боже правый,
Вы это знаете давно;
И вам, конечно, все равно.

И знать вам также нету нужды,
Где я? что я? в какой глуши?
Душою мы друг другу чужды,
Да вряд ли есть родство души.
Страницы прошлого читая,
Их по порядку разбирая
Теперь остынувшим умом,
Разуверяюсь я во всем.
Смешно же сердцем лицемерить
Перед собою столько лет;
Добро б еще морочить свет!
Да и при том что пользы верить
Тому, чего уж больше нет?
Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
Но я вас помню — да и точно,
Я вас никак забыть не мог!
Во-первых потому, что много,
И долго, долго вас любил,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил;
Потом в раскаяньи бесплодном
Влачил я цепь тяжелых лет;
И размышлением холодным
Убил последний жизни цвет.
С людьми сближаясь осторожно,
Забыл я шум младых проказ,
Любовь, поэзию, — но вас
Забыть мне было невозможно.

8. Слово о Ф.И. Тютчеве.

- 19 век вторая половина. Кто же прославил свои творчеством нашу Отчизну?

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Знакомые и уже такие родные. Кто не помнит «Весеннюю грозу» Тютчева? Пожалуй, нет таких.

                                     «Весенняя гроза»  Копёнкин Егор

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила

Учащийся:  Левке Анжелика

Умнейший, образованный человек своего времени Ф.И. Тютчев пережил трагическую любовь в своей жизни. Первая жена Элеонора Ботмер умерла в молодом возрасте. Смерть первой жены была для Тютчева таким потрясением, что он поседел за одну ночь.  Вторая жена, Эрнестина  Пфеффель, прожила долгую жизнь с поэтом, но в немолодом возрасте Тютчев увлекается Еленой Александровной Денисьевой. Создаёт стихотворный цикл, который так и называется  «Денисьевским». Но болезнь и ранняя смерть Елены Денисьевой, вызывают душевную бурю, разочарование, боль. И из-под пера Поэта рождается прекрасное стихотворение, гимн Любви, посвящённый Денисьевой.

                       «О, как убийственно мы любим» Кобелева Ксения

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

Первая половина 1851

9. Слово о А.А. Фете.

- Афанасий Афанасьевич Фет! Кажется, сама фамилия поэта показывает лёгкость, красоту его стихотворного слога. «Я пришёл к тебе с приветом», «Ласточки», «Осенняя роза». Но в его жизненной и творческой биографии было все не так просто.

Учащийся:  Кокарева Алёна

Афанасий Афанасьевич Фет был внебрачным сыном помещика Шеншина́, а фамилию свою получил от матери Шарлотты Фет, одновременно с этим утратив права на дворянство. Многие годы потом он будет добиваться потомственного дворянского звания через службу в армии, добьется и получит дворянскую фамилию Шенши́н. Но в литературе навсегда останется как Фет.

В 1857 году Фет женился. Но этому предшествовала трагическая любовь, которая на всю жизнь оставила след в сердце поэта. Во время армейской службы на Украине поэт познакомился с Марией Лазич. Это была высокообразованная девушка, талантливая музыкантша.Она была страстной поклонницей поэзии Фета и полюбила его самозабвенно. Но Фет не решился жениться на этой девушке, потому что тогда не имел возможности содержать семью. И так получилось, что Мария Лазич в этот момент трагически погибла — загорелось платье от упавшей свечи... Умирала она в жутких муках.  Фет потом всю жизнь в стихах возвращался к образу этой девушки.

Фет женился через семь лет после этой трагедии на сестре своего приятеля — видного критика и писателя Василия Боткина, Марии Петровне Боткиной. Кстати, брат Марии Петровны, Сергей Петрович, является основателем знаменитой Боткинской больницы в Москве.

Ей он посвящал стихи. И одно из них «В благословенный день...»

                           «В благословенный день...»  Рыжих Владимир

В благословенный день, когда стремлюсь душою
В блаженный мир любви, добра и красоты,
Воспоминание выносит предо мною
Нерукотворные черты.

Пред тенью милою коленопреклоненный,
В слезах молитвенных я сердцем оживу;
И вновь затрепещу, тобою просветленный,
Но все тебя не назову.

И тайной сладостной душа моя мятется;
Когда ж окончится земное бытие,
Мне ангел кротости и грусти отзовется
На имя нежное твое.

10. Рефлексия.

-  Ребята, сегодня мы окунулись с вами в атмосферу творчества, задушевных и чарующих звуков поэзии.   И я вам предлагаю, заполнить анкету, которая называется «Что я узнал для себя нового из встречи с великими поэтами».

Анкета содержит всего 3 вопроса. Для её заполнения даю вам пару мину.

                                   Анкета

  1. Нужна ли поэзия в жизни? Для чего?
  2. Что нового я узнал сегодня?
  3. Нужны ли такие уроки? Почему?

 11. Итог урока.

- Подошла к концу наша встреча. Надеемся, что она останется в вашей памяти и что каждая новая встреча в литературно-музыкальной гостиной будет настоящим праздником, большим, волнующим событием. 

«Мир стихов – есть обнажённый и открытый дневной свет, при котором маски, представления и торжества мира выглядят в половину менее величественными и утончёнными, чем при свете свечей» -, сказал когда-то один из старых философов. О любви говорят везде, превозносят её до небес, живут с ней всю жизнь и умирают, в последний миг, вспоминая её. Всё это приветствуется и описывается многими поэтами в своих произведениях. Любовь всегда буде жить в наших сердцах, а стихи только будут помогать нам в совершении хороших и добрых поступков. Предназначение поэзии - делать из нас настоящих людей.  И в конечном итоге делает из нас мудрых людей, воспитывает в нас прекрасное и одновременно создаёт у нас внутри тонкий и чувственный мир.

               МИГ          ВАДИМ ШЕФНЕР 1964 ГОД

Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так - и все не так

Через одно мгновенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

"Пока горит свеча"

Разработка урока литературы .Библейские мотивы в поэзии А.Ахматовой и Б.Пастернака....

Литературно-музыкальный вечер"Пока горит свеча"

Атмосфера таинственного, романтичного окружает всех участников вечера, на котором при зажжённых свечах они слушают лирические песни, читают стихотворения, переносятся в разные эпохи....

Социальный проект "Пока горит свеча..."

Цель проекта: способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, толерантного отношения к людям, заинтересованности к происходящим событиям в стране и в мире.Задачи проекта:Развитие чувства патри...

Литературная гостиная. История русского романса. «Пока горит свеча».

Наша студия - своеобразная учебно-творческая лаборатория по организации и осуществлению внеучебной творческой деятельности учащихся. Направления деятельности студии и организационно-массовая, и учебно...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....

Литературно-музыкальная композиция "Пока не меркнет свет, пока горит свеча"

Выявить у воспитанников представления о дружбе, доброте, человечности, способствовать выработки положительных качеств, формированию чувства взаимопомощи, товарищества, доброжелательности; - Формирован...