Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»
рабочая программа на тему

Буркало Любовь Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»

2014-2015 учебный год

10-11 классы.

Пояснительная записка

Проблема содержательного досуга детей и подростков сегодня очень актуальна. Дети далеко не всегда способны распорядиться своим свободным временем. А родители, по последним данным статистики, бывают не более двух часов в сутки, не считая сна. Общение детей и родителей происходит преимущественно во время телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже при обсуждении книг и журналов, еще реже при совместных посещениях театров, музеев. И это понятно, ведь жить сегодня довольно трудно.

В то же время из всего разнообразия занятий, которые предлагаются детям, одна из наиболее интересных и близких для детей старшего школьного возраста форм – литературно-музыкальная гостиная. Эта форма деятельности, сочетающая в себе элементы научного исследования, театрализации, музицирования, свободного общения, социализации и коммуникации. Процесс подготовки, организации и проведения литературной гостиной позволяет реализовать в действии метапредметный и деятельностный подход, работу в группах, что как никогда актуально при переходе на новый ФГОС.

Сегодня актуальность данной формы совместной деятельности очень значима для гуманизации образования и воспитания.

Программа гостиной ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителями, учреждениями и организациями для решения целей воспитания и образования, осуществления поддержки одаренных учащихся, развития мотивации и самоопределения.

Цели:

  1. Оказание учащимся помощи в выборе профессии или обучения по гуманитарному профилю.
  2. Овладение типичными для профиля видами деятельности (анализ и творческая переработка текста, заучивание наизусть, овладение элементарными навыками актерского и режиссерского мастерства и др.)
  3. Предоставление возможности ученикам проявить себя и добиться успеха: выступить в спектакле, литературно-музыкальной композиции, концерте и т.д.
  4. Предоставление школьникам возможности проявить свои творческие способности, самореализоваться и самоутвердиться.
  5. Формирование у учащихся представлений о характере профессиональной деятельности актеров, режиссеров, суфлеров, гримеров, костюмеров и др. театра, клуба, самодеятельности.

Задачи:

  • приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой    культуры;
  • развитие у них способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности;
  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся;
  •  формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человечества;
  • воспитание речевой культуры обучающихся.

Данная программа разработана для проведения «Литературной гостиной», содержание программы рассчитано на 34 часа. Гостиная проводится один раз в неделю. В программе участвуют учащиеся 10 и 11 классов, стремящиеся к развитию творческого потенциала.  Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения.

Методы и формы работы:

  • Планирование бесед,  конкурсов;
  • Наличие дидактического и лекционного материала;
  • Разработки музыкально-поэтических вечеров, поэтических встреч;
  • Участие в конкурсах и фестивалях.

Творческое воплощение.

Данный блок представлен рядом литературно-музыкальных композиций. Выстроен он в следующей последовательности:

  • чтение художественных текстов;
  • отбор материала для композиции;
  • составление сценария;
  • выразительное чтение;
  • постановка мизансцен.

Творческое самовыражение позволяет осознать и выразить себя и помогает другим увидеть за созданным личность творца в ее неповторимости, а также, сравнивая свои чувства и оценки с ощущениями других, углубить и выявить свою собственную самобытность и в тоже время свою общность, единство с другими.

Система работы:

Зарождение замысла и продумывание сюжета внеклассного мероприятия.

  1.  Работа по определению темы будущей « гостиной »:

— юбилейная дата писателя или поэта,

— тема в программе по литературе, требующая углубления и расширения,

— участие в литературных конкурсах, требующее более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя.

2. Подбор литературного материала.

3. Создание сценария.

4. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения.

5. Знакомство учащихся с их ролью в будущей « гостиной ».

6. Работа с музыкальным и художественным материалами.

Работа с творческими группами по воплощению замысла.

1. Индивидуальные консультации по работе над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, занятия по технике речи).

2. Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т. д.).

3. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера.

4. Создание выставок.

5. Консультации, репетиционная (тренировочная) работа.

Сценическая реализация замысла.

Она зависит от типа встречи в «Литературной гостиной ».

Закрытые заседания имеют свои особенности в силу меньшего количества гостей, сжатости пространства и времени протекания встречи.

Они проходят в кабинете литературы, в библиотеке. Руководствуемся принципом психологической комфортности для всех присутствующих в гостиной, что создается с помощью атрибутов камин, свечи, стены, расписанные арками средневековых дворцов, нежные пастельные цвета кабинета, музыка, люстры и бра, создающие особый душевный комфорт и романтический настрой.

Структура встречи в « гостиной » на закрытом заседании:

1. Сбор гостей (10—15 минут).

2. Представление и знакомство с участниками « гостиной » и гостями.

3. Зажжение свечи — символа « гостиной ».

4.  Знакомство с темой разговора.

5. Чаепитие и начало поэтического сценария.

6. Воплощение замысла (сценария).

7. Отклик гостей на происходящее (они свободны, инициативны, готовы высказать свое мнение, сами могут что-то почитать и т.д.)

8. «Стоя в прихожей, я хочу сказать » (момент прощания, последние слова перед уходом).

9. Музыка завершает момент прощания.

Открытые заседания в силу масштабности их воплощения, привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности по времени имеют свою структуру:

1. Сбор гостей в зале (10 минут).

2. Зажжение свечи и поэтическое вступление в тему.

3. Сценическая реализация.

Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися.

Литературно-музыкальная композиция (монтаж отдельных выступлений — художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст — комментарий ведущего) является одной из форм встречи в « Литературной гостиной » Эффективность этой формы работы заключается в ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки, деталей оформления, различных голосовых звучаний.

Воспитательное воздействие такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Она дает возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей зрелищностью.

Поэтому основная форма работы по реализации программы «Литературной гостиной» — это синтез литературно-музыкальной и драматической композиции. Драматическая постановка продолжает собой литературную композицию (ее содержание продолжает общую тему). Вместе они создают целостное самостоятельное художественное произведение, результат которого намного выше.

Работа над ролью требует внимательного чтения слова писателя необходимости жить атмосферой этого произведения, а это и создает возможность личностного восприятия художественного произведения.

4. Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления, т е обратная связь с гостями).

Творческие проекты.

Сочинения стихотворений: «Проба пера. Лирический дневник»; «Посвящается родному краю».

Написание учащимися сочинений различных жанров — это результат глубокого осмысления художественного произведения, критического подхода к нему. Это форма проявления авторской индивидуальности, так как она требует личностного отношения к произведению, выражения собственных мыслей и чувств.

Условия успешности:

__ яркость новой идеи и высокий художественный уровень литературного материала;

— освоенность активных методов обучения (групповые дискуссии, драматизация и др.);

— востребованность этих форм внеклассной деятельности и общественное признание;

— увлеченность самого педагога.

Трудоемкость данного педагогического опыта состоит в следующем:

— в создании определенной атмосферы, соответствующей теме (создание кабинета-гостиной, музыкального сопровождения и др.);

— в определении темы и в отборе материала (как текстуального, так и художественного);

— в создании сценария на основе отобранного материала;

— в работе с учащимися над воплощением идеи на сцене.

Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями.

Принципы работы.

1. Принцип психологической комфортности.

Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным. Окружающая атмосфера (кабинет, оформленный в стиле « Литературной гостиной », со свечами, музыка и т. д.) поможет психологически настроиться на общение.

2. Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта.

Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие, как всего литературного процесса, так и отдельного художественного произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения.

3. Принцип интеграции и диалога искусств.

Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем общения с различными областями искусства.

4. Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска.

Собственный творческий поиск учащихся — это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя и пр., открывать путь к самопознанию.

Содержание программы

Введение. Знакомство с целями, задачами и планированием деятельности литературной гостиной. Знакомство с основами сценического искусства.

Литературно-музыкальная композиция: 

«К нам Лермонтов сходит, презрев времена…» 

Литературно-музыкальная композиция:

«Два единства» по стихам А.А. Фета и Ф.И.Тютчева.

Поэты серебряного века.

Углубленное знакомство с творчеством поэтов серебряного века через представление образов.

Литературно-музыкальная композиция:

«Мне дали имя при крещенье –Анна..», посвященная жизни и творчеству А.А.Ахматовой.

Литературно-музыкальная композиция:

«О вы, служительницы Музы!..» посвященная женщинам-поэтессам.

Литературно-музыкальная композиция:

«Если душа родилась крылатой…», посвященная жизни и творчеству М.И.Цветаевой.

Литература военных лет. Работа с стихотворениями и прозаическими произведениями, ставшими символами любви, верности, стойкости, жизни и др. В.Быков, В.Астафьев, А.Твардовский, В.Некрасов, К.Симонов, О.Бергольц. Краткий очерк жизни и творчества. Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, лиризм). Война как трагедия народа.

День Победы. Краткая история Великой Отечественной войны. Обзор музыкальных произведений, посвященных войне и Победы.

Подведение итогов работы кружка «Литературная гостиная».

Требования к учащимся:

Учащиеся должны:

  1. Воспринимать  художественную литературу;
  2. Изучать культурное наследие;
  3. Овладевать научным представлением о характере и особенностях развития литературы и искусства;
  4. Формировать творческий потенциал, коммуникативные качества.
  5. Расширять интеллектуального кругозора.
  6. Совершенствовать УУД.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Введение.

2

«К нам Лермонтов сходит, презрев времена…»

6

«Два единства» по стихам А.А. Фета и Ф.И.Тютчева.

Поэты серебряного века.

6

12

Литература военных лет

3

День Победы

3

Подведение итогов

2

Итого: 34

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Примечание

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. Знакомство с целями, задачами и планированием деятельности литературной гостиной.

2

Знакомство с основами сценического искусства. Знакомство с теорией стиха.

3

Творческая биография М.Ю.Лермонтова.

4

Подбор материала для литературно-музыкальной композиции.

5

Распределение ролей. Репетиция.

6

Репетиция лит.муз. композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова.

7

Подбор костюмов. Репетиция.

8

Литературно-музыкальная композиция «К нам Лермонтов сходит, презрев времена…»

9

Работа с образом поэта (Тютчев и Фет).

10

 Подбор материала для литературно-музыкальной композиции.

11

Распределение ролей. Репетиция.

12

 Подбор костюмов, репетиция литературной композиции на сцене. Оборудование сцены

13

Репетиция.

Сцена

14

Литературно-музыкальная композиция «Два единства» по стихам А.А. Фета и Ф.И.Тютчева.

Сцена

15

Подбор интересных стихотворений поэтов серебряного века.

16

Составление сценария литературного вечера

17

Распределение ролей. Репетиция. Работа над образом. Оформление выставки.

18

Литературно-музыкальная композиция:

 «Мне дали имя при крещенье –Анна..», посвященная жизни и творчеству А.А.Ахматовой.

Создание соб.стих. о любви (дом.зад

19

Составление сценария литературного вечера.

20

Распределение ролей. Репетиция. Работа над образом.

21

Репетиция.

22

Литературно-музыкальная композиция:

«О вы, служительницы Музы!..» посвященная женщинам-поэтессам.

23

Составление сценария литературного вечера

24

Распределение ролей. Репетиция. Работа над образом. Оформление выставки.

25

Репетиция.

26

Литературно-музыкальная композиция:

«Если душа родилась крылатой…», посвященная жизни и творчеству М.И.Цветаевой.

27

Подбор стихотворений на военную тему.

28

Составление литературной композиции. Оформление выставки, сцены для литературной композиции.

29

Литературно-музыкальная композиция «Муза в солдатской шинели»

30

Просмотр  кинофильма по произведению Б.Васильева «А зори здесь тихие».

31

Собственное мнение в создании сочинения-отзыва на просмотренный фильм.

32

Конкурс стихов о ВОВ.

33

Подведение итогов работы кружка «Литературная гостиная».

.

Заседание круглого стола

34

Подведение итогов работы кружка «Литературная гостиная».

.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Иллюстрированные альбомы писателей и поэтов.
  2. Печатные портреты писателей и поэтов.
  3. Различная художественная литература.
  4. www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
  5. www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
  6. http://metlit.nm.ru (методика преподавания литературы)
  7. http://www.poezia.ru/ (поэзия)
  8. http://www.uroki.net/ (уроки, сценария)
  9. http://www.k uroku.ru (опыт учителей)
  10. http://newlit.ru/ (новая литература)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Литературная гостиная "Пока горит свеча".

Данное мероприятие было приурочено к Году литературы. Под пламя немеркнущей свечи произошла встреча с великими поэтами А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Ф. И. Тютчевым, А.А. Фетом....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная".

направленность программы по содержанию является нравственно-духовной, рассчитана на один год. программа содержит пояснительную записку и КТП....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...