Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Нарушевич Ольга Вениаминовна

Рабочая программа по литературе (линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной), 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura-5_klass_2016-17.doc442 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ РОДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

 «РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

__________ /__________/

Протокол № ___ от «___»______2016 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

_______ /С.Г.Корнева/

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________ /Н.Г. Катаманов/

 Приказ № ___ от «___»________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛИТЕРАТУРА

для учащихся 5 класса

основного общего образования

на 2016/17учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы: В.Я. Коровина,     В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева. ФГОС. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 – 9 классы, Москва, «Просвещение», 2014

                                                    Составитель: Нарушевич О.В., учитель

                                                                                русского языка и   литературы,  

                                                                           высшая квалификационная  

                                                                           категория          

2016

Пояснительная записка

        Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-методических документов:

1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом № 1897 Министерства образования и науки  РФ 17.12.2010г);

3. Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

4. Устав МБОУ РСОШ №1;

5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ РСОШ№1(целевой компонент, программа развития УУД);

6. Примерных программ по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы.-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011.- 42с.- (Стандарты второго поколения);

7. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева]. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с.

Рабочая программа по литературе  представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку; перечень учебно-методического обеспечения.

В программе  учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального         общего         образования.

Общая характеристика учебного предмета

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».        

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.

     Ведущая проблема курса литературы 5 класса — внимание к книге.

    Литература 5 класса – это этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся.

Цели:

  1. Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма.
  2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  3. Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.
  4. Последовательное формирование умений читать, комментировать и интерпретировать художественный текст.
  5. Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных  в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
  6. Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, находить и обрабатывать необходимую информацию  из различных источников и др.)
  7. Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи:

1)  Воспитание уважения к Отечеству, его истории, языку, культуре своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду.

2)  Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

3) Обучение пониманию ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, зарубежной литературы; владению элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; восприятию на слух литературных произведений разных жанров, осмысленному  чтению;  пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

Линия учебно-методических комплексов (УМК) по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. 5 – 9 классы

          УМК:

   1. Программа общеобразовательных учреждений. Литература.  5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией  В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010 г.

2.Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч / Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 271 с.

3. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.

Обоснование:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении  федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

       В линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы.

       В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и его автор, в 7 классе – особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, 9 класс – начало курса на историко-литературной основе.

     Интересна рубрикация: «Проверьте себя», «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», «Литература и изобразительное искусство», «Творческое задание», «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном». В учебники включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.

Формы организации образовательного процесса

Методы, приёмы и виды деятельности обучающихся на уроке

При изучении литературы в 5 классе предполагается использование следующих технологий обучения:

- развивающего обучения,

- игровые,

- дифференцированного,

- формирования критического мышления;

- проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная;

- личностно-ориентированного обучения.

Методы обучения литературе:

  1. Метод творческого чтения:

Методические приёмы:

– выразительное (художественное) чтение учителя;

– чтение мастеров художественного слова;

– обучение выразительному чтению учащихся;

– комментированное чтение;

– беседа, активизирующие непосредственные впечатления учащихся;

– постановка на уроках проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической);

– творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности ( ВУД):

– чтение художественных произведений в классе и дома;

– выразительное чтение;

– заучивание наизусть;

– слушание;

– составление плана;

– пересказ, близкий к тексту;

– художественное рассказывание;

– составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;

– отзывы о прочитанном;

– сочинения.

  1. Эвристический или частично-поисковый:

Методические приёмы:

– построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения., по критической статье…) для эвристической беседы;

– построение системы заданий по тексту художественных произведений или по критическим статьям;

– постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися;

– проведение диспута.

Виды учебной деятельности:

– подбор материала из художественных произведений, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос;

– пересказ с элементами анализа текста;

– анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя;

– составление плана как прием анализа;

– анализ образа героя;

– конспектирование;

– выступление на диспуте и др.

  1. Исследовательский:

Методические приёмы:

– выдвижение учителем проблемы;

– подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента;

– самостоятельный анализ произведения, не изучаемого в классе;

– выполнение заданий творческого характера.

Виды учебной деятельности:

– самостоятельный анализ произведения;

– сопоставление двух или нескольких произведений;

– сопоставление произведения с его экранизацией;

– самостоятельная оценка спектакля, фильма;

– написание докладов, выступлений, статей.

  1. Репродуктивный.

Методические приёмы:

– рассказ учителя о жизни и творчестве писателя;

– обзорная лекция;

– задания по учебнику, учебным пособиям.

Виды учебной деятельности:

– запись плана или конспекта лекции учителя;

– составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей;

– составление таблиц;

– подготовка устных ответов по материалам лекции учителя;

– подготовка докладов, сочинений.

Формы обучения:

Процесс изучения литературы в 6 классе предусматривает использование  классно-урочной системыфронтальной, парной, групповой, индивидуальных форм учебной деятельности (комбинированный, интегрированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи, урок-консультация, урок-практическая работа, уроки-деловые игры, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-общения, уроки-игры, уроки-диалоги, уроки-семинары, уроки- виртуальные экскурсии). 

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование; сочинение на литературную тему;
  • итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Основные виды устных и письменных работ, предусмотренные рабочей программой

Устно:

  • - правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
  • - устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
  • - развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная );
  • отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
  • - подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста (сказки, частушки, рассказа, сценки и т.д);
  • - свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений ( в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д. );
  • - использование словарей ( орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., каталогов.

Письменно:

  • - письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;
  • - создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев ( групповая характеристика ), двух герое ( сравнительная характеристика );
  • - создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;
  • создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного );
  • - создание письменного оригинального произведения ( сказки, частушки, рассказа );
  • - свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 классе.

Основные виды контроля

Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля:

Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос).

Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, написание мини-сочинений).

Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), составление сравнительной характеристики литературного героя по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов, сочинение синквейнов;

Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций, составление тезисных планов).

Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Литература» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольные работы, контрольное тестирование, анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов): анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания, дифференцированный зачет с творческим заданием; проектная, исследовательская работа.

Методы контроля:

устные (опрос, взаимоопрос); письменные (письменный опрос, тесты), программированные (медиапрезентации), комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов).

В классе 1 ученик обучается по Программе VII вида.

Цель: стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с особенностями в развитии в отдельные группы. Обучение ведется согласно заявлению законных представителей ребёнка.

Рекомендована общеобразовательная программа по литературе.

  Особенности в организации обучения:

- проверка техники чтения каждую четверть;

- помощь в планировании учебной деятельности;

- дополнительные занятия с учащимся

Курс рассчитан на 105 часов (3 часа в неделю).

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Из них Р.р

Из них КР

Из них

Вн.чт

Введение. К читателям

1

Устное народное творчество

10

1

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIII века.

2

1

Из литературы XIX века.

42

6

4

5

Из литературы XX века.

29

2

2

3

Из зарубежной литературы.

15

3

1

Уроки итогового контроля

4

2

2

ИТОГО

105

12

8

10

Календарно-тематический план изучения учебного предмета «Литература», 5 кл., 3ч/неделю

Тема урока

Планируемые образовательные результаты изучения раздела

Дата

Личностные

(ЛУУД)

Метапредметные

(КУУД, ПУУД,

РУУУД)

Предметные

Программа

Факт

Раздел 1. К ЧИТАТЕЛЯМ, 1ч

1

Книга в жизни человека.

Воспитание уважительного отношения к русской литературе.

Умение формулировать выводы.

Знать:

- структурные элементы книги;

- о роли книги в современной жизни

Уметь:

- устно отвечать на вопросы учебник и практикума

- пересказывать статью учебника

01.09-06.09

Раздел 2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, 10ч

2.

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа и русской культуры.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Структурировать материал;

выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях;

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

использовать различные источники информации.

-участвовать в коллективном диалоге;

самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Знать:

- о роли фольклора в жизни наших предков;

- о малых жанрах Ф.

- отличительные особенности жанра сказки; виды сказок.

Уметь:

- использовать малые жанры фольклора в устной речи;

характеризовать и сопоставлять героев сказки;

- понимать и формулировать нравственный пафос сказки;

 - делать различные виды пересказа фрагментов сказки;

- читать эпизоды сказки по ролям;

-подбирать материал для иллюстраций

к сказкам;

- делать устные и письменные сообщения на заданную тему

 

3.

Малые жанры фольклора.

4.

Русские народные сказки. «Царевна – лягушка» как волшебная сказка.

08.09 – 13.09

5.

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.

6.

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.

7.

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания.

15.09 – 20.09

8.

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

9.

Сказки о животных.  «Журавль и цапля»

10.

Бытовые сказки.  «Солдатская шинель».

22.09 – 27.09

11.

Р.Р. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки». Подготовка к домашнему  письменному ответу на один из проблемных вопросов (1. Каков мой любимый герой русской народной сказки? 2. Почему я люблю читать народные сказки? 3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?)

Раздел 3. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,

12.

«Повесть временных лет как литературный памятник

Понимание заложенных в древнерусских произведениях вневременных, непреходящих нравственных ценностей, приобщение к ним;

понимание их современного звучания

Использование различных источников информации.

Участие в коллективном диалоге

Знать:

- основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования;

-  ключевые проблемы древнерусской литературы;

-  связи литературных произведений с эпохой их написания

Уметь:

- видеть связь летописи с фольклором;

- вести беседу по прочитанному произведению;

- выразительно читать  и пересказыватьфрагменты летописи;

- определять главную мысль фрагмента летописи;

- оценивать поступки летописных героев

22.09 – 27.09

29.09 – 04.10

13.

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Раздел 4. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА, 2ч

14.

ВН.ЧТ. Из литературы XVIII века. М.В.Ломоносов  - учёный, поэт, художник, гражданин.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа и русской культуры.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Использование различных источников информации.

Участие в коллективном диалоге

Знать:

- сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко);

 - ключевые проблемы изученных произведений литературы 18 века.

Уметь:

- определять  в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- выразительно читать;

- работать со словарём литературоведческих терминов

29.09 – 04.10

15.

М.В.Ломоносов.  

«Случились вместе два Астронома в пиру…»

Раздел 5. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА, 41ч

16.

ВН.ЧТ. Жанр басни в мировой литературе.

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности

 Воспитание чувства любви к родной природе, родному краю, Отечеству

Воспитание уважительного отношения к русской литературе

Понимать проблему, выдвигать гипотезу

Структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях

Формулировать выводы.  

Знать:

- содержание изученных произведений

- о роли языковых средств в создании художественного произведения.

Уметь:

- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;

- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка  и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;

- писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

06.10 – 11.10

17.

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

18.

И.А. Крылов. «Волк на псарне».

13.10 – 18.10

19.

Р.Р. И.А.Крылов. Басни

20.

В.А.Жуковский. «Спящая царевна».

21.

В.А.Жуковский. «Кубок».

22.

А.С.Пушкин. «Няне»

20.10 – 25.10

23.

А.С.Пушкин.  «У лукоморья дуб зелёный…»

24.

  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.

25.

  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

27.10 – 01.11

26.

  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

27.

Р.Р.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему  письменному ответу на один из проблемных вопросов (1.В чём превосходство царевны над царицей? 2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? 3. В чём общность и различия «Спящей царевны» В.А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?)

28 - 29

КР по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина

10.11 – 15.11

30.

ВН.ЧТ. А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок

31.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

17.11 – 22.11

32.

«Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

33.

М.Ю.Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину бородинского сражения.

24.11 – 29.11

34.

«Бородино»: проблематика и поэтика.

35.

ВН.ЧТ.  «Ашик-Кериб» как литературная сказка.

36.

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место».

01.12 – 06.12

37.

«Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести.

38.

ВН.ЧТ.  «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть»

39.

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

08.12 – 13.12

40.

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

41.

«Крестьянские дети». Язык стихотворения.

42.

И.С.Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.

15.12 – 20.12

43.

«Муму» как протест против рабства.

44.

«Муму»: система образов.

45.

Р.Р. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. (1. Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима? 2. Каковы друзья и враги Герасима? 3. В чём вина и в чём беда барыни?)

46.

А.А.Фет. Лирика.

22.12 – 27.12

47.

Л.Н.Толстой: «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.

48.

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин

49.

Р.Р. «Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. (1. Каковы друзья и враги пленного Жилина? 2. Почему у Жилина и Костылина разные судьбы? 3. Какие мысли Л.Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?)

12.01 – 17.01

50 - 51

КР по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова,  И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

52.

А.П.Чехов «Хирургия» как юмористический рассказ.

19.01 – 24.01

53.

Р.Р. «Хирургия». (Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу).

54.

ВН.ЧТ. Рассказы Чехова.

26.01 – 31.01

55.

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»

56.

А.Н. Майков. «Ласточки», И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отр.),  И.З. Суриков. «Зима» (отр.), А.Н. Плещеев. «Весна» (отр.)

57.

Р.Р. Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.

Раздел 6. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА, 29ч.

58.

И.А.Бунин. «Косцы».

совершенствование духовно-нравственных качеств личности.  

Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов

Умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

Знать:

 - содержание изученных произведений;

понимать ключевые проблемы изученных произведений

 Уметь:

 - анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их;

- понимать и выражать авторскую позицию и своё отношение к ней;

 - воспринимать  на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать  и адекватно воспринимать;

 - владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 -формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;

- писать сочинения на темы, связанные с тематикой  изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

02.02 – 07.02

59.

ВН.ЧТ. И.А. Бунин. «Подснежник»

60.

В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.

61.

«В дурном обществе»: семья Тыбурция

09.02 – 14.02

62.

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

63.

Р.Р. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. (1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 2. Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи? 3. Что помогло Васе и его отцу прийти к пониманию? 4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?)

16.02 – 21.02

64.

С.А.Есенин.  «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

65.

П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

66.

«Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы.

67.

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

23.02 – 28.02

68.

 «Теплый хлеб»: язык сказки.

69.

ВН.ЧТ. «Заячьи лапы» и другие рассказы

70.

ВН.ЧТ. С.Я. Маршак. Сказки для детей

02.03 – 07.03

71.

 «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

72.

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

73.

Р.Р. «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов (1. Чем похожи и чем различаются Падчерица и Королева? 2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло? 3. Чем похожа пьеса «Двенадцать месяцев» на народные сказки?)

09.03 – 14.03

74.

А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа.

75.

 «Никита»: быль и фантастика.

76.

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

16.03 – 21.03

16.03 – 21.03

16.03 – 21.03;

30.03 – 04.04

77.

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

78 – 79.

КР. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов. (1. Какой изображена русская природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева – по 1 произведению. 2. Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение – по 1-2 произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)

80.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

81.

К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»

82.

И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

06.04 – 11.04

83.

Д. Кедрин «Аленушка»;  А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня».

84.

Саша Черный. «Кавказский пленник».

13.04 – 18.04

85.

Саша Черный. «Игорь-Робинзон».

86.

Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

Раздел 7. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 15ч.

87.

Р. Л.Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов.  

   

    Знать:

- ключевые проблемы изученных произведений зарубежной литературы

Уметь:

- анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев;

пересказывать прозаические произведения с использованием    образных средств и цитат из текста;

- уметь вести диалог

20.04 – 25.04

88.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

89.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

90.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

27.04 – 02.05

91.

Х.-К. Андерсен «Снежная королева»: реальность и фантастика.

92.

Х.-К. Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

93.

Х.-К. Андерсен «Снежная королева»: «что есть красота?»

04.05 -09.05

94.

ВН.ЧТ. Х.-К. Андерсен. Сказки.

95 - 96

Р.Р.  Х.-К. Андерсен. Сказки. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. (1. Почему Герда победила Снежную королеву? 2. Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена? 3. О чём мечтал Андерсен в своих сказках? 4. Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благородными?)

97.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

11.05 – 16.05

98.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

99.

Р.Р.  «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей.

18.05 – 23.05

100.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

101.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя.

УРОКИ  ИТОГОВОГО  КОНТРОЛЯ, 4ч

102 – 103

Уроки контроля. Итоговая контрольная работа/тестирование. Выявление уровня литературного развития уч-ся

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов

Умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства,

Эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.

Понимание русского слова  в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

18.05 – 23.05;

25.05-30.05

104 – 105

Р.Р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

Реализация межпредметных связей на уроках литературы

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, учебным курсом «Искусство» без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать: факт, мнение, доказательство;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанно беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература»

в основной школе (к окончанию 5 класса)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • 2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.

- различать основные нравственно-эстетические понятия.

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

- уважительно относиться к родной литературе.

- оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- удерживать цель деятельности до получения её результата.

- фнализу достижения цели.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.

Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Критерии оценки знаний обучающихся

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.

4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В связи с этим:

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе (100 вопросов) критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Оценка творческих работ

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия тема;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.
  • При оценке речевого оформления учитываются:
  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок;
  • соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
  • целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5”ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:

- “5” – если все задания выполнены;

- “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;

- “3” – за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы;

- “2” – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Критерии оценивания устных ответов по литературе

Оценка

Критерии оценивания

«5»

Ученик понимает суть проблематики вопроса и показывает глубокое понимание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, оперирует понятиями, соблюдает необходимые речевые нормы высказывания и не допускает фактических ошибок

«4»

Ученик понимает суть проблематики вопроса и в целом показывает знание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, но допускает отдельные смысловые и речевые ошибки

«3»

Ученик поверхностно понимает суть проблематики вопроса, показывает частичное знание учебного материала, в ответе не привлекает текст художественного произведения, допускает фактические и речевые ошибки.

«2»

Ученик не понимает сути проблематики вопроса и не обнаруживает знание учебного материала и текста художественного произведения.

Основной инструментарий для оценивания  результатов (заданий, практических работ, характерных при обучении по данной программе на протяжении всей ступени обучения).

Итоги проверочных заданий по литературе

 1. Чтение статьи учебника и её пересказ.

2. Чтение изучаемых произведений.

3. Комментированное чтение.

4. Беседа по прочитанному материалу.

5. Пересказ отрывка.

6. Анализ эпизода.

7. Самостоятельное чтение произведений, рекомендуемых программой и интересующих ученика.

8. Презентация самостоятельно прочитанного произведения, отзыв.

9. Письменное сочинение по произведению.

10. Словарная работа.

11. Выразительное чтение.

12. Чтение наизусть.

13. Анализ стихотворения.

14. Сопоставительный анализ стихотворения.

15. Устное сочинение-рассуждение.

16. Сопоставление героев древности и героя современной литературы, кинофильма, мультипликации.

17. Подготовка сообщений, докладов, творческих проектов.

18. Сочинение-миниатюра.

Перечень учебно-методического обеспечения

Печатные издания

Основная литература

1. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч / Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 271 с.

Методические пособия для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

2.  Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

3. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по

литературе. 5 класс. – Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.

4. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.

Дополнительная литература:

1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Для учащихся:

1.  Учебник для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч / Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 271 с.

2. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.

5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

Интернет-ресурсы:

1.Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm

2. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm)

3. Электронная библиотека классической литературы (http://www.klassika.ru)

4. Биографии писателей, различные материалы, связанные с творчеством писателей и поэтов, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму, краткий литературоведческий справочник. 
http://writerstob.narod.ru/ 

5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».www.feb-web.ru 

6.Мифологическая энциклопедия.www.myfhology.ru 

7.Театр:

  • Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.  http://www.theatre.ru

8. Музеи:

  •   Государственный Бородинский военно-исторический музей  http://www.borodino.ru
  • Музей-заповедник «Московский Кремль»  http://www.kreml.ru

Материально-техническое обеспечение:

1. 1.  Мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс». -  Издательство: NMG, 2005

2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.

Средства обучения

1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)

2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы)

3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы)

Лист внесения изменений в Рабочую программу

№ п/п

Тема урока

Дата по программе

Фактическая дата

Причина изменения даты




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...