РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 8 классе
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Яковлева И.А.

Рабочая программа по литературе в 8 классе  составлена на основе следующих нормативных документов:

1)ФКГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089);

2) Учебный план МБОУ СОШ №6 г. Ипатово на 2016 - 2017 учебный год (утверждён приказом директора от 29 августа 2016 г. №134);

3) Календарный учебный график МБОУ СОШ №6 г. Ипатово (утверждён приказом директора от 29 августа 2016 г. №135);

5) Программа по литературе под редакцией В.Ю.Коровиной В.П. Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой (М.: Просвещение, 2011 г.).

Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.И.Коровина, утверждённый приказом директора МБОУ СОШ №6 г. Ипатово от 29 августа 2016 г. № 134.

Состав УМК: 1) учебник для общеобразовательных учреждений (Коровина В.Я.,

Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: в 2 частях – М.: Просвещение, 2011);

2) электронное учебное пособие на CD-ROM (фонохрестоматия). Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008;

3) пособие для учителя (Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Методические советы. Под ред. В.И. Коровина. – М.:  Просвещение, 2008)  4) Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8_kl.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №6 г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №6

г. Ипатово

 «       » ________2016 г.

_____________   / Попова Л.В./

Рассмотрено на МО

учителей русского языка и литературы

Протокол №. _____

от  «   ____  » ____________ 2016 г.

Руководитель МО

____________/Латышева О.В./

Согласовано

«   ____   » __________2016г. Зам.директора по  УВР

______________ /Коваленко Н.И./

Утверждено

педагогическим советом

МБОУ СОШ №6  г.Ипатово

Протокол

«    ____   » _________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в  8 классе

на  2016 – 2017 учебный год

учителя Яковлевой Ирины Александровны

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе в 8 классе  составлена на основе следующих нормативных документов:

1)ФКГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089);

2) Учебный план МБОУ СОШ №6 г. Ипатово на 2016 - 2017 учебный год (утверждён приказом директора от 29 августа 2016 г. №134);

3) Календарный учебный график МБОУ СОШ №6 г. Ипатово (утверждён приказом директора от 29 августа 2016 г. №135);

5) Программа по литературе под редакцией В.Ю.Коровиной В.П. Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой (М.: Просвещение, 2011 г.).

Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.И.Коровина, утверждённый приказом директора МБОУ СОШ №6 г. Ипатово от 29 августа 2016 г. № 134.

Состав УМК: 1) учебник для общеобразовательных учреждений (Коровина В.Я.,

Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: в 2 частях – М.: Просвещение, 2011);

2) электронное учебное пособие на CD-ROM (фонохрестоматия). Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008;

3) пособие для учителя (Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Методические советы. Под ред. В.И. Коровина. – М.:  Просвещение, 2008)  4) Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2009.

Место учебного предмета в учебном плане

По учебному плану на изучение литературы в 8 классе отводится 70 часов, что составляет 2 часа в неделю. Авторская программа рассчитана на 68 часов. В связи с этим в рабочую программу добавлено 2 часа: 1-ый -  в раздел «Русская литература 20-го века» для проведения итогового теста за курс 8-го класса, 2-ой -  для итогового повторения в конце учебного года.

Цели обучения

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности путём приобщения к искусству слова, к богатству русской классической и современной литературы, зарубежной литературы
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

   

Требования к уровню подготовки учащихся по литературе

за курс 8 класса

        Учащиеся должны знать: 

  1. авторов и содержание изученных художественных произведений;
  2. основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений);
  3. житие как жанр литературы (начальное представление);
  4. мораль, аллегория, дума (начальное представление);
  5. понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление);
  6. поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений);
  7. прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений);
  8. конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление);
  9. герой-повествователь (развитие представлений).

        Учащиеся должны уметь: 

  1. видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
  2. обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  3. видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
  4. комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
  5. различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
  6. определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
  7. сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
  8. выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
  9. осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
  10. видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
  11. находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
  12. сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
  13. выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
  14. редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Учащиеся должны использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. выражать свое отношение к прочитанному, сравнивать и сопоставлять;
  2. самостоятельно строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, подбирая аргументы, формулируя выводы,  используя выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  3. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  4. использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая справочную литературу, периодику, Интернет-ресурсы и др. базы данных.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (70 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. И с т о р и з м творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (36 ч)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы.. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ (70 ч.)

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

           ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1.

Русская литература и история.

Лекция.

 Беседа

Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя.

Фронтальный опрос.

Знать: чем отличается литература от истории; образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного.

Задание

4(с. 5)

Сочинение-миниатюра

           УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч.)

2.

В мире русской народной песни. Частушки как малый песенный жанр.

Урок изучения

нового материала

Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни. Оценка сообщений. Ответы на поставленные вопросы.

Знать:  особенности жанра народной песни;  виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи);  отличительные черты исторических песен,  частушек.

Уметь: исполнять народные песни; различать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических песнях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Пересказ

статьи «Русские народные песни», выразительное речитативное чтение песен, вопросы и задания

(с. 12).

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

К.р. № 1

Входной контроль по произведениям, изученным в 7 классе

Урок изучения

нового материала. Тест

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен

Самостоятельная работа

Знать: особенности жанра предания;

содержание преданий о Пугачеве и Ермаке. Понимать: отношение сказителей к героям преданий; значение преданий в жизни народа как исторической памяти. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читать предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять содержание предания с репродукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение.

Выразительное чтение преданий, характеристика

героев, вопросы и задания

           ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3ч)

4.

Из «Жития Александра Невского». Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа. Фронтальный опрос. Сочинение-миниатюра

Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невского».

Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов.

Выразительное чтение повести, вопросы и задания. Подготовить сообщение о житейной литературе. «Какие качества характера героев утверждаются и прославляются?» «Какие нравственные уроки мы выносим из сказаний?»

5.

«Шемякин суд». Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

Рассказ учителя.

Беседа

Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд».

Уметь: выразительно читать и пересказывать повесть, определять ее тему и идею; определять соотношение действительных и вымышленных событий повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.

6.

В.ч. № 1

 Житие Сергия Радонежского

Урок внеклассного чтения

Рассказ учителя, чтение и анализ текста, работа по содержанию.

Знать: «Житие Сергия Радонежского»

 Уметь: выразительно читать и пересказывать текст.

Вопросы и задания 1-2 ,

чтение вступительной статьи о Д.И.Фонвизине и

комедии «Недоросль»

            ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (2 ч)

7.

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

Урок изучения

нового материала

Слово о Д.А. Фонвизине. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

Понятие о классицизме. Развитие конфликта между положительными и отрицательными героями.

Знать: сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; сюжет и содержание комедии «Недоросль»; теоретико-литературные понятия драма, юмор, сатира, сарказм;

Уметь: выразительно читать комедию по ролям; давать речевые характеристики героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Чтение комедии «Недоросль»

Инд.задания: Рассказ о Стародуме

Анализ отд. сцен

Художественный пересказ эпизода, развёрнутый ответ на один из вопросов

8.

Проблема воспитания истинного гражданина.

Комбинирован-ный

Сатирическая направленность комедии «Недоросль».

Знать: основную творческую направленность писателя, определение понятия «классицизм».

Уметь: анализировать текст, давать характеристику героям.

Письменное задание (на выбор): 1.Актуальна ли комедия в наши дни?

2.Образы помещиков. Приемы их создания.

           ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (37 ч.)

9.

И.А.Крылов «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности,

безответственности, зазнайства.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Викторина. Повторение изученного об И.А. Крылове. Чтение вступительной статьи о баснописце. Басня «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора»

 Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль. Уметь: определять мораль басен; использовать ее в определенных жизненных обстоятельствах.

Вопросы и задания

6(с. 84),3 (с. 87), сообщение об И.А. Крылове – журналисте, музыканте, писателе, философе. Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?»

10.

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака». Историческая тема думы.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово учителя о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Аналитическая работа с текстом.

Знать: сведения о жизни и творчестве Рылеева К.Ф.; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака». Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Выразительное чтение думы, вопросы и задания

1—9.

11.

Р.к .№1  

И.Кузнецов «Путь через века». Непростая судьба казачества на юге России.

Урок-беседа

Слово об И. Кузнецове.  Непростая судьба казачества на юге России.

Знать: сведения о жизни и творчестве И. Кузнецова. Уметь: определять главную мысль текста, идею,  находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Задания по группам

 (О творчестве А.С.Пушкина).

12.

А.С.Пушкин «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября». Основные темы и мотивы лирики.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа. Ответы на вопросы.

Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта».

труда А.С. Пушкина. Уметь: пересказывать текст; давать сравнительную характеристику исторического труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева.

Выразительное чтение наизусть + анализ.

13.

В.ч. № 2

Творчество Тютчева, Фета, Майкова

Урок внеклассного чтения

Сообщение учеников, выразительное чтение наизусть, анализ текста.

Знать: содержание поэтических произведений.

Уметь: анализировать поэтический текст.

Индивидуальные задания.

14.

Р.р.  Анализ лирического произведения.

Урок развития речи

Беседа  «Об особенностях поэтического текста» Лекция учителя. Составление плана анализа поэтического текста. Запись основных положений урока.

Знать: план анализа поэтического текста.

Уметь:  определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение.

Письменный анализ стихотворения по плану (по выбору).

15.

В.ч. № 3

А. С. Пушкин. Поэма “Кавказский пленник ”

Урок внеклассного чтения

Сообщение учеников, выразительное чтение поэмы, анализ содержания.

Знать: содержание поэмы.

Уметь: анализировать текст

произведения.

Индивидуальные задания.

16.

А.С.Пушкин «История Пугачева». Пугачев и народное восстание.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ «История Пугачевского бунта». Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История Пугачевского бунта») — смысловое различие. История пугачевского восстания. Бунт «бессмысленный и

беспощадный». Ответы на вопросы.

Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта».

труда А.С. Пушкина.

Уметь: пересказывать текст; давать сравнительную характеристику исторического труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева.

Комментированное чтение 1-2 главы,. пересказ текста. Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка». Продолжите пословицу «Береги честь смолоду».

17.

«Капитанская дочка». Особенности композиции романа. Гуманизм и историзм Пушкина.

Урок изучения

нового материала

История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. Понятие о романе. Понятие об историзме художественной литературы.

Знать: историческую основу, сюжет и содержание романа «Капитанская дочка»;  теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип. Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими прототипами.

Подготовка рассказов о

Гриневе,Швабрине,Савельиче,вопросы к главе

4 (с. 216)

18.

Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. Анализ 1-2 глав.

Беседа

Обучение устному рассказу

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ. Ответы на вопросы  по темам: «Жизненный путь П.Гринева», «Нравственная оценка личности героя»,

« Гринев и Савельич».

Знать: особенности жанра, роль эпиграфов.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.

Гл. 3-5

1.Краткий рассказ о жизни Гринева,

2.Сравнит.хар-ка Гринева и Швабрина.

19.

Гринев и Швабрин.

Урок изучения

нового материала

Гринев и Швабрин. Проблемы чести и достоинства.

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ.

Знать: содержание изучаемых  глав в тексте; систему художественных образов.

Уметь: сопоставлять эпизоды

текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев;

выявлять авторскую позицию.

Прочитать гл Гл. 3-5, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым. Какое значение для него имела жизнь в Белогорской крепости? Сравнит.хар-ка Гринева и Швабрина

20.

Маша Миронова – нравственная красота героини. Анализ 3-5 глав.

Урок беседа

Сообщения учащихся. «Роль эпиграфа в повести» аналитическая беседа, сжатый пересказ, словарная работа, творческая работа.

Знать: содержание изучаемых глав в тексте;

Систему художественных образов.

Уметь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; участвовать в диалогах.

Прочитать гл. 6-7, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости.

21.

Пугачев и народное восстание в романе.

Урок-беседа

Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика .

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся.

Знать: сюжет и содержание романа.

Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку.

Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина«Капитанская дочка». Индивидуально: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка».

22.

Классное сочинение №1 по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Темы:

«Каким я представляю Пугачёва после прочтения «Капитанской дочки»?», «Рыцарство Петра Гринёва», «Нравственная красота Маши Мироновой».

Урок развития речи

Тема, идея. Самостоятельное планирование и проведение исследования

Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести «Пиковая дама».

23.

 В.ч. № 4

«Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.

Урок внеклассного чтения

«Пиковая дама» как философско-

психологическая повесть. Место повести в контексте творчества АС. Пушкина. Проблема человека и судьбы в идейном содержании произведения. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести, система образов-персонажей. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Знать: сюжет и содержание повести

«Пиковая дама». Уметь: анализировать произведение, определять его тему и идею; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку.

Пересказ

эпизодов повести, характеристика героя .

Инд. з.: Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова,  вспомнить ранее изученные произведения поэта, их особенности.

24.

Р.к. № 2

Жизнь и судьба М.Лермонтова.

Кавказ в жизни и творчестве поэта.

Урок-беседа

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений.  Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать.

Знать: основные этапы жизни М.Ю.Лермонтова, о пребывании поэта на Северном Кавказе и творчестве поэта, связанном с Кавказом.

 Совершенствование умения анализировать стихотворения.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения

25.

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.

Урок изучения

нового материала

Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах, беседа.Историческая основа поэмы «Мцыри» - эпизод русско-кавказских отношений.

Знать: сюжет и содержание поэмы

«Мцыри»; теоретико-литературные понятия поэма, романтическая поэма, романтический герой, историзм.

Уметь: выразительно читать и анализировать поэму, определять ее тему и идею.

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы:

1)Какова цель побега Мцыри?

2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

3)Почему погиб Мцыри?

26.

Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

Комбинированный

Аналитическая беседа, творческая работа. Оценка ответов на поставленные вопросы.

Знать: содержание,  способы раскрытия образа героя.Уметь: анализировать, производить сопоставительный анализ.

Рассказ о Мцыри по плану, наизусть отрывок.

27.

Классное сочинение №2 

по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Урок развития речи

Сбор материала к сочинению, его систематизация.

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях.

Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Написать сочинение на одну из предложенных тем.

28.

Н.В.Гоголь «Ревизор». История создания комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме.

Урок изучения

нового материала, урок-семинар

Слово о Н.В. Гоголе.

«Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Образ типичного уездного города.

Знать: историю создания, сценическую судьбу, сюжет и содержание комедии «Ревизор»; оценку произведения современниками. Уметь: определять тему комедии; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки.

Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии?

29.

Разоблачение пороков чиновничества.

Урок- практикум

Исследовательская работа «Городничий и чиновники» «Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодничества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества». Приемы сатирического изображения чиновников.

Знать: сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения; теоретико-литературные понятия комедия, сатира, юмор.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки

Чтение комедии Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия.

30.

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.

Урок-практикум

Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.

Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Хлестаковщина как общественное явление.

Знать: сюжет и содержание комедии;

теоретико-литературное понятие миражная интрига; мнения критиков об образе Хлестакова. Уметь: прослеживать развитие комедийного действия; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки.

Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы на с. 228-229

31.

Особенности композиционной структуры комедии.

Урок развития речи

Особенности композиционной структуры комедии.

Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, новизна финала, немой сцены, вытекающие из характеров.

Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка.

Уметь: анализировать текст, определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами учебника . Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова. Цитатный план. Инд. задание: «Сообщение «Говорящие фамилии»

32.

Классное сочинение №3

по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Урок развития речи

Ответы на предложенные вопросы и задания.

 Обсуждение тем сочинения:

 Составление плана, подбор материалов.

Знать: содержание комедии; приемы анализа текста.

Уметь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа.

Темы сочинений:

1.Хлестаков и хлестаковщина.2.Образ города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».3. Характеристика одного из героев комедии
Н.В. Гоголя «Ревизор».

33.

Классное сочинение №3

по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Урок развития речи

Редактирование текста сочинения.     Написание сочинения.

Знать: содержание комедии Уметь: обобщать, систематизировать и применять полученные знания, писать сочинение по прочитанному тексту.

Готовое сочинение в чистовике.

34.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Практикум

Слово учителя; аналитическая беседа; работа с текстом.

Знать: содержание повести, ее тему и идею. Уметь: понимать, в чем состоит новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека».

Прочитать повесть Пересказ повести с элементами анализа Какое впечатление она оставила у вас? Какова тема повествования?

35.

Мечта и реальность в почести «Шинель».

Практикум

Слово учителя; аналитическая беседа; работа с текстом.

Знать: содержание повести, ее тему и идею. Уметь: понимать, в чем состоит новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека».

Характеристика героя.

36.

В.ч. № 5

Н.В.Гоголь “Портрет”.

Урок внеклассного чтения

Слово учителя; аналитическая беседа; работа с текстом.

Знать: содержание повести.

Уметь: анализировать произведение.

Индивидуальные задания.

37.

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Художественно-политическая сатира.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово о писателе, редакторе, издателе М.Е. Салтыкове-Щедрине. Повторение и обобщение изученного о творчестве писателя в 7 классе. «История одного города» - художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Гротескные образы градоначальников. Понятие о литературной пародии.

Знать:  сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»; теоретико-литературные понятия пародия, сатира, юмор, гипербола, гротеск, эзопов язык, аллегория, ирония; средства создания комического.

Уметь: выразительно читать текст; давать сопоставительную характеристику произведений («История...» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, басни и др.); характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Вопросы и задания

1—2

(с 5),

1-7

38.

Р.к. № 3

К.Черный «Кавказ подо мною». Пушкин и декабристы. Радость от встреч с друзьями и природой Кавказа.

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Практикум. Обучение выразительному чтению стихотворения.

Знать: стихи ставропольских поэтов.

Уметь: читать стихотворения выразительно.

Наизусть (по выбору)

39.

Н.С.Лесков «Старый гений». Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы рассказа.

Урок чтения и изучения произведения

Слово о Н.С. Лескове. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Художественная деталь как средство создания образа в рассказе. Развитие представлений о жанре рассказа.

Знать: сведения о жизни и творчестве

Н.С. Лескова; сюжет и содержание рассказа «Старый гений»; способы создания образов в произведении; теоретико-литературные понятия рассказ, художественная деталь. Уметь: объяснять особенности жанра рассказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.

Сообщения, выразительное чтение, характеристика

героев, вопросы и задания.

40.

Л.Н.Толстой «После бала». Противоречия между сословиями и внутри сословий.

Урок изучения

нового

материала

Лекция, беседа,  работа с книгой; демонстрация («Главные герои».

«Контраст как средство раскрытия конфликта». «Нравственность в основе поступков героя».

«Мечта о воссоединении дворянства и народа»).

Знать: сведения о жизни и творчестве

Л.Н. Толстого; историю создания, сюжет и содержание рассказа «После бала»; способы создания образов; теоретико-литературные понятия рассказ, конфликт.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять противоречия между сословиями и внутри сословий; объяснять значение слов, называющих реалии XIX века.

Выразительное чтение и пересказ эпизодов .Написать небольшое сочинение-размышление «Что нового я открыл из жизни великого писателя?» перечитать рассказ «После бала», обратить внимание на выразительные средства.

41.

Нравственность в основе поступков героя. Психологизм рассказа.

Урок-практикум

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции рассказа.

Художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

Психологизм рассказа.

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм; способы изображения внутренней жизни героя. Уметь: определять особенности композиции (рассказ в рассказе); выразительно читать, пересказывать и анализировать текст.

Подготовиться к изложению по рассказу.

42.

К.р. № 2

 Контрольное изложение «Наказание солдата» (по  рассказу Л.Н. Толстого  «После бала»).

Контрольный урок

Работа над изложением.

Умение сжато излагать содержание  эпизода текста на письме.

 Рассказ А.П.Чехова «О любви», проверить себя по

вопросам учебника.

43.

А.П.Чехов «О любви».

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово об А.П. Чехове.

Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека». Рассказ «О любви» - история об упущенном счастье.Развитие понятия о психологизме.

Роль детали (фотография из альбома матери Алехина).

Особенности композиции произведения.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений.

Выразительное чтение, анализ текста .Письменно ответить на вопрос: «кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?»

44.

Р.к. № 4

А. Губин «Таинственный клинок». Поездка Лермонтова в казачью станицу.

Урок изучения нового материала

Слово  учителя о ставропольском писателе

А. Т.Губине. Сообщения учащихся. Чтение текста, беседа по содержанию.

Знать: основные сведения о жизни и творчестве писателя. Уметь: анализировать прочитанный текст, давать оценку поступкам героев, высказывать мнение.

Прочитать рассказ А. Куприн  “Куст сирени”, подготовить сжатый пересказ. Дать оценку поступкам героев.

                        ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (19 ч.)

45.

А. Куприн  “Куст сирени” Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

Урок-беседа.

Слово об А.И. Куприне (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе.Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Сравнительная характеристика героев.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна; особенности прозы писателя (психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета); сюжет и содержание рассказа «Куст сирени»; теоретико-литературные понятия фабула, сюжет, психологизм, деталь, пейзаж.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев.

Прочитать рассказ «Кавказ», определить его тему. Ответить на вопрос «Какие чувства вызвали у вас поступки героев?»

46.

И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.

Изучение нового материала

Запись основных положений лекции, работа с учебником .

Выборочная проверка составленных тезисов. Аналитическая беседа, лексическая работа.

Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы.

Знать: содержание текста рассказа.

Уметь: отбирать основной материал из лекции учителя, выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви.

Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ»?»

47.

С.А.Блок «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Урок изучения

нового

материала

Слово об А.А. Блоке (сообщения учащихся). Тема двух России в творчестве А.А. Блока. История как повод для размышлений о настоящем и будущем России.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные понятия цикл, историзм, народность; особенности историзма А.А. Блока.

Уметь: выразительно читать стихотворения и сопоставлять их с другими произведениями на ту же тему.

По материалам сообщений и учебника подготовить рассказ о прошлом нашей страны. Как тема прошлого звучит у Блока? Подготовить выразительное чтение цикла.

48.

С.А.Есенин «Пугачев». Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Урок изучения

нового материала

Слово о С.А. Есенине (сообщения учащихся). Россия - главная тема есенинской поэзии. Особенности историзма С.А. Есенина.

«Пугачев» - поэма на историческую тему. История создания поэмы. Желание поэта осмыслить путь крестьянства в революции. Характер Пугачева.

Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.

Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное понятие драматическая поэма.

Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста,

вопросы и задания.

49.

Р.р. №4

 Аудиторная творческая работа «Кто из русских писателей обращался к образу разбойника и что сближает этих персонажей с образом Пугачёва?»

Урок развития речи (5-10 предложений)

Письменная практическая работа на заданную тему.

Уметь в 5-10 предложениях ответить на проблемный вопрос.

С2 (ЕГЭ).

50.

И.С.Шмелев «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

Урок изучения

нового материала

Слово об И.С. Шмелеве. Чтение вступительной статьи о писателе О. Михайлова (с. 96—97). «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству.

Роль детских впечатлений и гимназических преподавателей в судьбе писателя.

Чувство свободы творчества в рассказе.

Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рассказа «Как я стал писателем».

Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведениями литературы (А.П. Платонов «Никита»); определять жанр произведения (сравнение рассказа с жанрами воспоминаний, дневников); характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.

Вопросы

1

(с. 97),

1-5

(с. 105-106)

51.

Р. к. №5

С.Чекменев, И.Кузнецов «На земле вольные, кавказские». Раскрытие малоизвестных страниц истории заселения степного Предкавказья.

Урок изучения

нового материала

Лекция учителя. Знакомство с творчеством ставропольского писателя, историей казачества.

Сообщения учащихся. Беседа.

Знать: основные  сведения о жизни и творчестве С.Чекменева, И.Кузнецова; сюжет и содержание произведения«На земле вольные, кавказские».

Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведениями литературы.

Инд. сообщения:

1.«Журнал «Сатирикон» и его авторы»

2. Сатирическое изображение исторических событий.

Приемы и способы.

52.

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий.

Урок изучения

нового материала

Сообщения учащихся. Продолжение традиций русской сатиры - Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, А.И. Куприна. «Всеобщая история...». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы.

Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей истории...»; способы создания комического.

Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни». (Прочитать, краткий пересказать содержания, выделить ключевые эпизоды).

53.

М.Зощенко «История болезни», Тэффи «Жизнь и воротник». Ироническое повествование о прошлом и о современности.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово о Тэффи. Популярность писательницы. Рассказ «Жизнь и воротник».Сатира и юмор в произведении. Ситуация, доведенная до абсурда. Роль олицетворения в рассказе. Слово о М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказе. Способы создания комического. Высмеивание бездушного, хамского отношения к людям.

Знать: сведения о жизни и творчестве Тэффи и М.М. Зощенко; сюжеты и содержание рассказов «Жизнь и воротник», «История болезни».

Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею.

Выразительное чтение, анализ

текста, вопросы и задания.

54.

В.ч.№ 6

 М.А.Осоргин «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.

Урок внеклассного чтения

Слово о М.А. Осоргине. Чтение вступительной статьи О.Ю. Авдеевой о писателе (с. 108—109). Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

Мелочи быта и их психологическое содержание. Жизнь вещей в рассказе, роль олицетворения. Особенности языка М.А. Осоргина. Юмор в произведении.

Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рассказа «Пенсне»; теоретико-литературные понятия олицетворение, метафора; способы создания комического.

Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Прочитать главу «Переправа», подготовить рассказ об истории создания поэмы.

55.

А.Т.Твардовский «Василий Теркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.

Урок изучения

нового материала

Слово об А.Т. Твардовском. Чтение вступительной статьи о поэте А.Л. Гришунина (с. 136—137).История создания поэмы «Василий Теркин».Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Беседа; работа с книгой; демонстрация.

Знать: сведения о жизни и творчестве

А.Т.Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечественной войны; оценку поэмы современниками, критиками. 

Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать произведение.

Выразительное чтение глав: «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин»

(дополнительно к главам учебника)

56.

Новаторский характер Василия Тёркина - сочетание чёрт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.

Тестовый контроль по теме.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Организация совместной учебной деятельности. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.Черты Теркина: жизнерадостность, душевность, остроумие, веселость, простота, мудрость, выдержка, терпение, здравый смысл, смелость, чувство воинского долга, скромность,  патриотизм.

«Обыкновенность» героя. Обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. Правда о войне в поэме. Военные будни.

Знать: содержание поэмы; понятия новаторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины.

Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героя и его поступки; прослеживать развитие характера героя.

Подготовить устную характеристику Василия Теркина. Выучить наизусть отрывок или часть главы.

57.

А.П.Платонов «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

Урок

изучения

нового

материала, урок-беседа

Слово об А.П. Платонове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе. Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла.

Нравственная проблематика рассказа. Своеобразие языка писателя. Художественные средства создания образов.

Роль деталей в рассказе.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Возвращение».

Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литературными произведениями; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Сообщения, выразительное чтение,

вопросы и задания;

выучить стихи и песни о Великой Отечественной войне.

58.

Р. к. № 6

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Урок-концерт

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...». Л.И. Ошанин «Дороги». А.И. Фатьянов «Соловьи» и др. Призывно-воодушевляющий характер песен. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.Чтение статьи «Фронтовая судьба "Катюши"» (с. 198—200).

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечественной войне.

Уметь: выразительно читать и исполнять песни о Великой Отечественной войне; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Выразительное чтение наизусть.

59.

В.П.Астафьев «Фотография,  на которой меня нет». Мечты и реальность военного детства.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово о В.П. Астафьеве. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 202—203).

Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Беседа. Развитие представлений о герое-повествователе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу.

Знать: сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, цикл, герой-повествователь.

Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просторечных слов.

Выразительное чтение

наизусть одного из стихотворений

поэтов XX века  о

Родине, родной природе и о себе.

В.ч. Ч.Айтматов «Ранние журавли»

60.

Русские поэты о Родине, родной природе.

Урок-практикум

Проблемные задания. Слово о поэтах XX века. Роль эпитетов в стихотворении И.Ф. Анненского «Снег». Чувство светлой печали в стихотворении Д.С. Мережковского «Родное». Философские размышления в стихотворении «Не надо звуков.Параллель между жизнью человека и жизнью страны в стихотворении «Встреча» и  др. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: лирический, патриотический пафос стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Выразительное чтение наизусть (по выбору)

Индивидуальные сообщения о поэтах Ставрополья.

61.

Р.к. № 7

Ставропольские поэты о Родине, родной природе.

Урок изучения нового материала

Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение и анализ стихотворений.

Знать: стихи ставропольских поэтов.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть.

Выразительное чтение наизусть стихов ставропольских поэтов.

62.

Р.р. № 5

Подготовка к домашнему сочинению «Люблю тебя, мой край родной».

Урок развития речи

Обсуждение тем сочинения:

 Составление плана, подбор материалов.

Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения. Уметь: писать сочинение на свободную тему с привлечением литературного материала.

Домашнее сочинение.

63.

К.р. № 3

Итоговый тест за курс 8-го класса

Контрольный урок

Выполнение тестовых заданий.

Знать: произведения, изученные в курсе 8-го класса. Уметь: работать с тестовыми заданиями, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в худ. тексте; строить речевое высказывание на проблемный вопрос (6-10 пр.).

Учебник. Чтение и пересказ сведений о В.Скотте и  его романе «Айвенго».

           ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.) + 1 ч.

64.

В. Скотт “Айвенго”

Урок изучения нового материала.

Рассказ учителя; работа с книгой; ознакомительная беседа.

Знать: об основных этапах жизни и творчества В. Скотта. Иметь представление о темах и проблемах романа «Айвенго».

Уметь: формулировать свою позицию относительно прочитанного.

Подготовить сообщение о творчестве В.Шекспира, прочитать трагедию «Ромео и Джульетта». Развёрнутый ответ на вопрос «Как я читал трагедию?»

65.

В. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков.

Урок изучения нового материала.

Лекция, беседа; работа с книгой; демонстрация.

Знать: основные факты жизни и творчества

В. Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта»

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств.

Индивидуальные задания: Монолог Ромео и Джульетты на английском языке.

Размышления:

-Как природа раскрывает чувства героев?

-Почему пьесу Шекспира можно назвать гимном любви?

Сочинение на тему «Герой трагедии, о котором мне хотелось бы рассказать».

66.

Мольер «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Урок изучения нового материала.

Слово о Ж.-Б. Мольере. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 253—255).Развитие понятия о классицизме. XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.

 «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство. Особенности классицизма в комедии. Беседа; работа с книгой, выразительное чтение. Развитие понятия о сатире.

Знать: сведения о жизни и творчестве

Ж.-Б. Мольера (кратко); сюжет и содержание комедии «Мещанин во дворянстве»; теоретико-литературные понятия классицизм, комедия, конфликт, сюжет, сатира; особенности жанра комедии.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды комедии; характеризовать героев и их поступки; определять приемы сатирического изображения персонажей; прослеживать развитие драматического конфликта; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней.

Перечитать философскую сказку «Маленький принц»

67.

В.ч. № 7

 А.-С. Экзюпери  “Маленький принц”

Урок изучения нового материала.

Интерес к творчеству писателя: сообщения учащихся, слушание фонограммы, беседа по тексту.

Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать прозаический текст.

Индивидуальные задания: А.Т.Губин «Афина Паллада».

68.

Р. к. № 8

А. Губин «Лондонская трагедия». Вечность настоящего искусства.

Урок - практикум

Вступительное слово  учителя о Ставропольском писателе А. Т.Губине. Сообщения учащихся. Чтение и анализ текста, беседа по содержанию.

Знать: основные сведения о жизни и творчестве писателя. Уметь: анализировать прочитанный текст, давать оценку поступкам героев, высказывать мнение.

Познакомить  по учебнику с основными этапами жизни и творчества Дж.Свифта.

69.

Свифт «Путешествия Гулливера». Гротесковый характер изображения.

Урок изучения нового материала.

Слово о Дж. Свифте. Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Сатира и юмор в романе. Чтение статьи «Свифт и его роман "Путешествия Гулливера"» (с. 325—326). Иллюстрации к роману.

Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Свифта; сюжет и содержание романа «Путешествия Гулливера».

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять роман с иллюстрациями к нему.

Пересказ, вопросы и задания

(с. 309, 326)

70.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и рекомендации книг для летнего чтения.

Урок-беседа

Беседа; работа с книгой, иллюстрациями. Рекомендации для летнего чтения.

Знать: теоретико-литературные

понятия, изученные в курсе литературы 8 класса. Уметь: пересказывать эпизоды

произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения.

Рекомендации для летнего чтения.

Всего: 70 ч.

Из них:  В.ч.- 7 ч.

               Р.к.- 8 ч.

               Р.р.- 6 ч.

               К.р. -3 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литература, 5 класс

Рабочая программа. Литература, 5 класс...

Рабочая программа. Литература, 6 класс

Рабочая программа. Литература, 6 класс...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...