Шишкина Т.С., учитель русского языка и литературы ПРОЕКТ «КНИЖНОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ»
статья по литературе на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Шишкина Т.С., учитель

русского языка и литературы

ПРОЕКТ «КНИЖНОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ»

Чтение никак не связано с регламентом жизни общества,

 оно, как и любовь, просто образ жизни.

Д.Пеннак «Как роман»

Человечество не знает другого пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения. Чтение развивает и облагораживает человека сильнее, чем иные средства. Но внимание к книге и чтению книг в мире, заполненном средствами массовой информации и ежедневной суетой, незаслуженно уменьшается. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Развитие школьников как читателей призваны осуществлять и образовательные учреждения, и семья. Однако современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Традиции семейного чтения утрачиваются. Из памяти нового поколения постепенно стираются семейные  ценности, которые являлись фундаментом семьи во все времена.

В одиночку проблему не решить. Необходимо объединить усилия школы, библиотеки, семьи. Поэтому в рамках внеурочной деятельности наше внимание было обращено к проекту семейного чтения «Книжное дерево моей семьи».

Цель проекта: повышение качества школьного образования через повышение мотивации школьников к чтению.

Ожидаемый результат: улучшение качества чтения обучающихся; развитие творческих способности детей; повышение уровня культуры семейного чтения.

Для достижения обозначенной цели были запланированы следующие методы и формы индивидуальной и массовой работы:

1.               Анкетирование родителей и учащихся:

•          Анкета для родителей «Чтение в нашей семье»;

•          Анкета для учащихся «Чтение в моей жизни и в моей семье»;

•          Методика «Читать – не читать» (для учащихся);

•          Методика «Температура чтения» (для учащихся).

2.               Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми.

3.               Информационно-выставочная работа: разработка и оформление книжных выставок, буклетов, накопительных папок, рекомендательных списков:

·                 Оформление выставки рисунков «Вечер в моей семье»;

·                 Оформление выставки рисунков «Книги Д.Пеннака»»;

·                 Оформление книжной выставки «Дорогие сердцу книги»;

·                 Составление рекомендательных списков:

«Твои сто книг» (библиотечно-педагогический проект);

«Почитаем вместе» (рекомендательный список для детей и родителей, желающих читать вместе);

·                 Выпуск буклета «Золотая полка шестиклассника»;

·                 Выпуск буклета «Читаем всей семьей».

4.               Выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями.

5.               Организация и проведение массовых мероприятий:

·                 Поездка в картинную галерею: мастер-класс «Театр теней»;

·                 Экскурсия «Закулисье драматического театра им. Пушкина»;

·                 Презентация книг Д.Пеннака «Собака Пес», «Глаз волка»;

·                 Литературная игра «Тяжеловес» по повести А.Беляева «Человек-амфибия»;

·                 Литературная игра «Знатоки творчества В.Крапивина»;

·                 Литературная композиция «Читаем Крапивина!»;

·                 Литературно-историческая композиция «Отечественна война 1812 года» (инсценированное прочтение басни И.А.Крылова «Волк на псарне» и фрагмента пьесы А.Гладкова «Давным-давно»);

·                 Конференция «Книги, которые читали родители в моем возрасте»;

·                 Изготовление и распространение буклетов «Книги, которые отправят в космос»;

·                 Участие в международном краудсорсинговом интернет-проекте про чтение художественной литературы, изучаемой в школе «Страна читающая»;

·                 Участие в конкурсе «Почитайка-2017» (АНО «Центр развития молодежи», г.Екатеринбург).

6.               Организация творческих работ для всей семьи:

·                 Конкурс творческих работ «Дорогие сердцу книги»;

·                 Акция «Перекресток детства».

В современном обществе выделяют группу «слабых читателей». Эта категория читателей отличается тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, но делают это только в силу острой необходимости.

Здесь мы говорим о мониторинге личностных результатов, а именно, одного личностного результата – приобщённости школьника к чтению.

Приобщённость школьника к чтению – личностное качество, которое характеризуется увлечённостью чтением и позитивным отношением к себе как к читателю, читательскому сообществу, чтению в целом [1].

Существуют некоторые диагностические методики, позволяющие оценить степень успешности личностного результата школьника на уровне его приобщения к чтению.

Массовая методика, демонстрирующая общие тенденции отношения школьников к чтению в данном классе, «Читать – не читать» показала, что среди шестиклассников  88 %  опрошенных относят себя к категории людей, «которые любят читать», и 12 % - к категории людей, не любящих читать. На вопрос, почему вы относите себя к той или иной категории, дети отвечали следующее: потому что нравится представлять то, о чем читаешь, переживать за героев, можно отдохнуть, отвлечься, книги позволяют развиваться; были также ответы, что этим занятием можно порадовать родителей. Ребята отмечали, что яркая обложка вызывает желание взять книгу и познакомиться с ней. Другая категория опрошенных считает,  что чтение - это пустая трата времени, что мастерить из дерева, играть в хоккей намного интереснее.

Методика «Температура чтения» показала, что температура чтения в 6 «Б» классе составляет 21 градус, а в 6 «А» - 13.

Данные методики ориентированы на выявление эмоционального, ценностного отношения школьника к чтению. Они позволяют увидеть тот самый личностный результат, на базе которого можно выстраивать дальнейшую линию приобщения к книге и чтению.

Для успешной реализации проекта необходим постоянный мониторинг, который позволил бы увидеть объективную картину чтения в семьях учащихся. Было проведено первичное анкетирование. В опросе приняли участие родители и дети 6-х классов. Нами обработано 32 анкеты родителей и 43 анкеты учащихся.

По результатам опроса 83% (!) шестиклассников ответили, что они любят читать. Родители же настроены куда менее оптимистично, лишь 53 % опрошенных считают, что их дети любят читать.

На вопрос, читают ли дети с родителями книги вслух, 31 %  родителей ответили, что читают, 34 % - делают это редко и 34 % опрашиваемых не читают.

Среди родителей 81% опрошенных  считают, что у их ребенка есть личная библиотека

На вопрос о том, как пополняется домашняя библиотека, родители отвечали следующее: библиотека перешла от старшего поколения (50 %), книги дарят (22 %), книги покупают (62%), читают произведения в электронном виде (9%). Такая статистика говорит о том, что почти в половине семей сохраняется преемственность поколений.

Большинство родителей (78%) ответили, что дети рассказывают о прочитанных книгах, 19 % опрошенных - не всегда, только когда попросят. То есть у детей  ещё сохраняется желание поделиться своими впечатлениями о книгах.  Но слышат ли их родители?

В начале учебного года состоялась встреча с родителями шестиклассников, где был представлен проект семейного чтения «Книжное дерево моей семьи». Пожалуй, самым эмоциональным откликом на проблему семейного чтения стала книга французского писателя, педагога, актера Даниэля Пеннака «Как роман», изданная в России в 2005 г. в серии «Самокат для родителей». В подготовленных буклетах родители могли познакомиться с выдержками из этого знаменитого эссе. Родителям было рекомендовано читать вместе с детьми книги предложенных авторов, оказывать посильную помощь при выполнении заданий, писать небольшие отзывы на совместно прочитанные произведения.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. В результате проекта общими усилиями детей и родителей должно появиться книжное дерево конкретной семьи.

Для того, чтобы выяснить, как проводят досуг в семьях, было предложено следующее творческое задание: подготовить рисунок «Вечер в моей семье». Выполненные работы позволили увидеть, что это время суток посвящается приготовлению ужина, просмотру телевизионных передач, настольным играм, либо каждый из членов семьи занимается своими делами. И только на одном из рисунков (было просмотрено 40 работ) можно было отметить, что ребенок и мама проводят вечернее время за чтением книги.

Учащиеся завели так называемый «Портфель читателя» (скоросшиватель) [2], в который они начали собирать материалы про увлекательные книжки, которые они читают и обсуждают друг с другом и с членами своих семей. В список рекомендованной литературы вошли книги русских и зарубежных писателей, составляющие круг чтения подростков в разные периоды российской истории 20-21 веков. По прочитанным произведениям учащиеся создавали эссе, буклеты, рисунки, коллажи, видеоролики, альбомы, дневники и др..

Важным направлением в успешной реализации проекта является его широкое рекламирование: выступление с идеями проекта на семинарах, выпуск листовок и буклетов, размещение материалов проекта и освещение его результатов на сайте школы.

Так, например, по некоторым прочитанным книгам были подготовлены и представлены открытые мероприятия.

Итогом знакомства с творчеством Даниэля Пеннака стала литературная презентация «Знакомьтесь, Д.Пеннак!». Герои театрализованного представления «Как воспитать хозяйку» по мотивам книги «Собака Пес» (учащиеся 6 «А» класса) поведали о нелегкой судьбе Пса. Нескучный, быстрый, интересный и современный способ представить книгу использовали учащиеся 6 «Б» класса - буктрейлер. Они рассказали о героях книги «Глаз волка»: об удивительном мальчике Африке и его друзьях.

Была проведена серия мероприятий по творчеству уральского писателя В.П.Крапивина. Самые внимательные читатели из 6-х классов участвовали в литературной игре «Знатоки творчества Крапивина». Для пятиклассников была подготовлена литературная экспозиция «Читаем Крапивина!»: звучал крапивинский текст, на сцене появлялись ожившие персонажи из романа «Мальчик со шпагой». По материалам проведенных мероприятий для школьного сайта был подготовлен видеоролик.

Запомнилась поездка в картинную галерею на мастер-класс «Театр теней». Ребята изготовили реквизиты и разыграли вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». В дальнейшем шестиклассники с удовольствием применяли навыки теневого спектакля при создании буктрейлеров.

Также в рамках данной проектной деятельности шестиклассники участвовали в интернет-проекте «Страна читающая». Ребята читали любимые стихи В.Брюсова, И.А.Крылова, Ф.И.Тютчева, М.Ю.Лермонтова, записывали чтение на видео и публиковали его на страницах проекта. Данный социальный проект позволил выразить свое уникальное понимание поэзии, помочь другим разглядеть в ней неизведанные, неочевидные смыслы.

Промежуточным мониторингом чтения стало участие в международном дистанционном конкурсе-исследовании читательской грамотности «Почитай-ка 2017», цель которого мотивировать участников использовать навыки осознанного чтения в разных ситуациях и для разных целей. Анализ результатов выполнения заданий, направленных на разные группы читательских умений у обучающихся, показал, что в целом самый высокий процент выполнения заданий зафиксирован в группе «поиск и пониманием информации» (70%), чуть ниже - в группе «оценка и применение информации» (60%) и в группе «представление и интерпретация текста» (59%). Исследование позволяет сделать вывод, что использование современных подходов к обучению чтению помогает развивать у учащихся интерес к чтению, формирует читательскую культуру.

Большое значение имеет совместная творческая интеллектуальная деятельность. В  рамках проекта запланировано провести несколько мероприятий, в которых будут участвовать дети вместе с родителями. Например, семейная викторина «Тур гениев», конкурс творческих работ «Дорогие сердцу книги», акция  «Перекресток детства».

Мы рассчитываем, что в ходе воплощения данного проекта увеличится число читателей, школьная жизнь станет ярче и интересней, а самое главное – дети почувствуют свою причастность к семейным традициям.

Литература:

1. Галактионова, Т.Г. «От читающего учителя к ученику-читателю». - Universum: Вестник Герценовского университета, 2010, №1.

2. Галактионова, Т.Г. Учимся успешному чтению. Книжное дерево моей семьи. Портфель читателя. 5 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей / Т.Г. Галактионова, Я. Г. Назаровская.  - М.: Просвещение, 2013. - 54 с.

3. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению. Проекты «Книжное дерево моей семьи». 5 кл. «Время открытий». 6 класс [Текст]: пособие для учителя / Т.Г. Галактионова, Е.М.Красновская, Я.Г.Назаровская, С.А. Ширяева. - М.: Просвещение, 2013. – 40 с.

4. Коротенко С.Н., Крившенко Л.Г., Помеляйко О.В. Проект «Войдем в мир книги вместе» // http://festival.1september.ru/articles/518008/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shishkinats_proekt_knizhnoe_derevo_moey_semi.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Шишкина Т.С., учитель

русского языка и литературы

ПРОЕКТ «КНИЖНОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ»

Чтение никак не связано с регламентом жизни общества,

 оно, как и любовь, просто образ жизни.

Д.Пеннак «Как роман»

Человечество не знает другого пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения. Чтение развивает и облагораживает человека сильнее, чем иные средства. Но внимание к книге и чтению книг в мире, заполненном средствами массовой информации и ежедневной суетой, незаслуженно уменьшается. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Развитие школьников как читателей призваны осуществлять и образовательные учреждения, и семья. Однако современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Традиции семейного чтения утрачиваются. Из памяти нового поколения постепенно стираются семейные  ценности, которые являлись фундаментом семьи во все времена.

В одиночку проблему не решить. Необходимо объединить усилия школы, библиотеки, семьи. Поэтому в рамках внеурочной деятельности наше внимание было обращено к проекту семейного чтения «Книжное дерево моей семьи».

Цель проекта: повышение качества школьного образования через повышение мотивации школьников к чтению.

Ожидаемый результат: улучшение качества чтения обучающихся; развитие творческих способности детей; повышение уровня культуры семейного чтения.

Для достижения обозначенной цели были запланированы следующие методы и формы индивидуальной и массовой работы: 

  1. Анкетирование родителей и учащихся:

•        Анкета для родителей «Чтение в нашей семье»;

•        Анкета для учащихся «Чтение в моей жизни и в моей семье»;

•        Методика «Читать – не читать» (для учащихся);

•        Методика «Температура чтения» (для учащихся).

  1. Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми.
  2. Информационно-выставочная работа: разработка и оформление книжных выставок, буклетов, накопительных папок, рекомендательных списков:
  • Оформление выставки рисунков «Вечер в моей семье»;
  • Оформление выставки рисунков «Книги Д.Пеннака»»;
  • Оформление книжной выставки «Дорогие сердцу книги»;
  • Составление рекомендательных списков:

«Твои сто книг» (библиотечно-педагогический проект);

«Почитаем вместе» (рекомендательный список для детей и родителей, желающих читать вместе);

  • Выпуск буклета «Золотая полка шестиклассника»;
  • Выпуск буклета «Читаем всей семьей».
  1. Выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями.
  2. Организация и проведение массовых мероприятий:
  • Поездка в картинную галерею: мастер-класс «Театр теней»;
  • Экскурсия «Закулисье драматического театра им. Пушкина»;
  • Презентация книг Д.Пеннака «Собака Пес», «Глаз волка»;
  • Литературная игра «Тяжеловес» по повести А.Беляева «Человек-амфибия»;
  • Литературная игра «Знатоки творчества В.Крапивина»;
  • Литературная композиция «Читаем Крапивина!»;
  • Литературно-историческая композиция «Отечественна война 1812 года» (инсценированное прочтение басни И.А.Крылова «Волк на псарне» и фрагмента пьесы А.Гладкова «Давным-давно»);
  • Конференция «Книги, которые читали родители в моем возрасте»;
  • Изготовление и распространение буклетов «Книги, которые отправят в космос»;
  • Участие в международном краудсорсинговом интернет-проекте про чтение художественной литературы, изучаемой в школе «Страна читающая»;
  • Участие в конкурсе «Почитайка-2017» (АНО «Центр развития молодежи», г.Екатеринбург).
  1. Организация творческих работ для всей семьи:
  • Конкурс творческих работ «Дорогие сердцу книги»;
  • Акция «Перекресток детства».

В современном обществе выделяют группу «слабых читателей». Эта категория читателей отличается тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, но делают это только в силу острой необходимости.

Здесь мы говорим о мониторинге личностных результатов, а именно, одного личностного результата – приобщённости школьника к чтению.

Приобщённость школьника к чтению – личностное качество, которое характеризуется увлечённостью чтением и позитивным отношением к себе как к читателю, читательскому сообществу, чтению в целом [1].

Существуют некоторые диагностические методики, позволяющие оценить степень успешности личностного результата школьника на уровне его приобщения к чтению.

Массовая методика, демонстрирующая общие тенденции отношения школьников к чтению в данном классе, «Читать – не читать» показала, что среди шестиклассников  88 %  опрошенных относят себя к категории людей, «которые любят читать», и 12 % - к категории людей, не любящих читать. На вопрос, почему вы относите себя к той или иной категории, дети отвечали следующее: потому что нравится представлять то, о чем читаешь, переживать за героев, можно отдохнуть, отвлечься, книги позволяют развиваться; были также ответы, что этим занятием можно порадовать родителей. Ребята отмечали, что яркая обложка вызывает желание взять книгу и познакомиться с ней. Другая категория опрошенных считает,  что чтение - это пустая трата времени, что мастерить из дерева, играть в хоккей намного интереснее.

Методика «Температура чтения» показала, что температура чтения в 6 «Б» классе составляет 21 градус, а в 6 «А» - 13.

Данные методики ориентированы на выявление эмоционального, ценностного отношения школьника к чтению. Они позволяют увидеть тот самый личностный результат, на базе которого можно выстраивать дальнейшую линию приобщения к книге и чтению.

Для успешной реализации проекта необходим постоянный мониторинг, который позволил бы увидеть объективную картину чтения в семьях учащихся. Было проведено первичное анкетирование. В опросе приняли участие родители и дети 6-х классов. Нами обработано 32 анкеты родителей и 43 анкеты учащихся.

По результатам опроса 83% (!) шестиклассников ответили, что они любят читать. Родители же настроены куда менее оптимистично, лишь 53 % опрошенных считают, что их дети любят читать.

На вопрос, читают ли дети с родителями книги вслух, 31 %  родителей ответили, что читают, 34 % - делают это редко и 34 % опрашиваемых не читают.

Среди родителей 81% опрошенных  считают, что у их ребенка есть личная библиотека

На вопрос о том, как пополняется домашняя библиотека, родители отвечали следующее: библиотека перешла от старшего поколения (50 %), книги дарят (22 %), книги покупают (62%), читают произведения в электронном виде (9%). Такая статистика говорит о том, что почти в половине семей сохраняется преемственность поколений.

Большинство родителей (78%) ответили, что дети рассказывают о прочитанных книгах, 19 % опрошенных - не всегда, только когда попросят. То есть у детей  ещё сохраняется желание поделиться своими впечатлениями о книгах.  Но слышат ли их родители?

В начале учебного года состоялась встреча с родителями шестиклассников, где был представлен проект семейного чтения «Книжное дерево моей семьи». Пожалуй, самым эмоциональным откликом на проблему семейного чтения стала книга французского писателя, педагога, актера Даниэля Пеннака «Как роман», изданная в России в 2005 г. в серии «Самокат для родителей». В подготовленных буклетах родители могли познакомиться с выдержками из этого знаменитого эссе. Родителям было рекомендовано читать вместе с детьми книги предложенных авторов, оказывать посильную помощь при выполнении заданий, писать небольшие отзывы на совместно прочитанные произведения.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. В результате проекта общими усилиями детей и родителей должно появиться книжное дерево конкретной семьи.

Для того, чтобы выяснить, как проводят досуг в семьях, было предложено следующее творческое задание: подготовить рисунок «Вечер в моей семье». Выполненные работы позволили увидеть, что это время суток посвящается приготовлению ужина, просмотру телевизионных передач, настольным играм, либо каждый из членов семьи занимается своими делами. И только на одном из рисунков (было просмотрено 40 работ) можно было отметить, что ребенок и мама проводят вечернее время за чтением книги.

Учащиеся завели так называемый «Портфель читателя» (скоросшиватель) [2], в который они начали собирать материалы про увлекательные книжки, которые они читают и обсуждают друг с другом и с членами своих семей. В список рекомендованной литературы вошли книги русских и зарубежных писателей, составляющие круг чтения подростков в разные периоды российской истории 20-21 веков. По прочитанным произведениям учащиеся создавали эссе, буклеты, рисунки, коллажи, видеоролики, альбомы, дневники и др..

Важным направлением в успешной реализации проекта является его широкое рекламирование: выступление с идеями проекта на семинарах, выпуск листовок и буклетов, размещение материалов проекта и освещение его результатов на сайте школы.

Так, например, по некоторым прочитанным книгам были подготовлены и представлены открытые мероприятия.

Итогом знакомства с творчеством Даниэля Пеннака стала литературная презентация «Знакомьтесь, Д.Пеннак!». Герои театрализованного представления «Как воспитать хозяйку» по мотивам книги «Собака Пес» (учащиеся 6 «А» класса) поведали о нелегкой судьбе Пса. Нескучный, быстрый, интересный и современный способ представить книгу использовали учащиеся 6 «Б» класса - буктрейлер. Они рассказали о героях книги «Глаз волка»: об удивительном мальчике Африке и его друзьях.

Была проведена серия мероприятий по творчеству уральского писателя В.П.Крапивина. Самые внимательные читатели из 6-х классов участвовали в литературной игре «Знатоки творчества Крапивина». Для пятиклассников была подготовлена литературная экспозиция «Читаем Крапивина!»: звучал крапивинский текст, на сцене появлялись ожившие персонажи из романа «Мальчик со шпагой». По материалам проведенных мероприятий для школьного сайта был подготовлен видеоролик.

Запомнилась поездка в картинную галерею на мастер-класс «Театр теней». Ребята изготовили реквизиты и разыграли вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». В дальнейшем шестиклассники с удовольствием применяли навыки теневого спектакля при создании буктрейлеров.

Также в рамках данной проектной деятельности шестиклассники участвовали в интернет-проекте «Страна читающая». Ребята читали любимые стихи В.Брюсова, И.А.Крылова, Ф.И.Тютчева, М.Ю.Лермонтова, записывали чтение на видео и публиковали его на страницах проекта. Данный социальный проект позволил выразить свое уникальное понимание поэзии, помочь другим разглядеть в ней неизведанные, неочевидные смыслы.

Промежуточным мониторингом чтения стало участие в международном дистанционном конкурсе-исследовании читательской грамотности «Почитай-ка 2017», цель которого мотивировать участников использовать навыки осознанного чтения в разных ситуациях и для разных целей. Анализ результатов выполнения заданий, направленных на разные группы читательских умений у обучающихся, показал, что в целом самый высокий процент выполнения заданий зафиксирован в группе «поиск и пониманием информации» (70%), чуть ниже - в группе «оценка и применение информации» (60%) и в группе «представление и интерпретация текста» (59%). Исследование позволяет сделать вывод, что использование современных подходов к обучению чтению помогает развивать у учащихся интерес к чтению, формирует читательскую культуру.

Большое значение имеет совместная творческая интеллектуальная деятельность. В  рамках проекта запланировано провести несколько мероприятий, в которых будут участвовать дети вместе с родителями. Например, семейная викторина «Тур гениев», конкурс творческих работ «Дорогие сердцу книги», акция  «Перекресток детства».

Мы рассчитываем, что в ходе воплощения данного проекта увеличится число читателей, школьная жизнь станет ярче и интересней, а самое главное – дети почувствуют свою причастность к семейным традициям.

Литература:

1. Галактионова, Т.Г. «От читающего учителя к ученику-читателю». - Universum: Вестник Герценовского университета, 2010, №1.

2. Галактионова, Т.Г. Учимся успешному чтению. Книжное дерево моей семьи. Портфель читателя. 5 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей / Т.Г. Галактионова, Я. Г. Назаровская.  - М.: Просвещение, 2013. - 54 с.

3. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению. Проекты «Книжное дерево моей семьи». 5 кл. «Время открытий». 6 класс [Текст]: пособие для учителя / Т.Г. Галактионова, Е.М.Красновская, Я.Г.Назаровская, С.А. Ширяева. - М.: Просвещение, 2013. – 40 с.

4. Коротенко С.Н., Крившенко Л.Г., Помеляйко О.В. Проект «Войдем в мир книги вместе» // http://festival.1september.ru/articles/518008/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ

Учебно-исследовательский проект...

Исследовательский проект "Военная история моей семьи"

В нашей семье хранятся медали, ордена и наградные документы моей мамы, участника ВОВ. Мой внук заинтересовался ими и решил изучить материалы.Работа была долгой, в сети интернет нашли много дополнитель...

Проект "Героическое прошлое моей семьи"

Проект предназначен для повышения интереса суворовцев к историческим событиям Великой Отечественной войны через познание  истории своей семьи и личного вклада дедов и прадедов в дело Победы 1945 ...

Генеалогическое древо моей семьи

Дети 8 класса могут успешно работать над долгосрочным проектом. Стремление подростков к самостоятельности позволяет учителю с успехом использовать прием скрытой координации....

Внеклассное мероприятие «Книжное дерево моей семьи» 5-6 классы

Внеклассное мероприятие в 5-6 классах "Книжное дерево моей страны"...

Социальный проект" Книга в моей семье"

Данный проект доказывает важность семейного чтения...

РОДИТЕЛЬСКОЕ собрание Университет семейного воспитания для родителей на тему: «Древо моей семьи»

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями...