КАК "ПРАВИЛЬНО" НАПИСАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( ЗАМЕТКИ ЭКСПЕРТА)
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс) по теме

Донченко Ирина  Владиславовна

В статье дается  анализ  основных ошибок    выпускников,  указываются пути   достижения   высоких  результатов  на экзамене.  ЕГЭ по литературе  пишется по критериям. Это не творческая  работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sdat_ege_po_literature_25_07_17.docx52.95 КБ

Предварительный просмотр:

Донченко И.В., старший эксперт  ЕГЭ  по литературе,

 учитель русского языка и литературы,

 лицей  №1568 имени Пабло Неруды

КАК сдать ЕГЭ по Литературе,

чтобы «не было мучительно  больно» после  апелляции

(Заметки  эксперта)

 Принимая решения «сдавать литературу», вы должны знать, что ЕГЭ по литературе – это не творческая  работа, где оценят ВАШ полет фантазии и экстравагантность мышления.

 ЕГЭ проверяет знания и умения по определенным правилам – критериям, которые оценивают умение понимать вопрос, структурировать текст, подбирать аргументы, использовать из всего объёма знаний только то знание, которое необходимо для ответа на данный вопрос, то есть умение отбирать информацию.

ЕГЭ проверяет комплексный набор того, что сейчас называется компетентностями, а раньше называлось «знания, умения, навыки». Знание материала, понимание материала, умение материал отбирать, умение с материалом работать, умение материал выстраивать, умение материал грамотно излагать. Оценивается глубина приводимых суждений, убедительность аргументов, точность  передачи авторской позиции.

 Поэтому начинать подготовку надо именно с изучения критериев и структуры работы. Важно понять, как «правильно» отвечать на вопросы: 8, 9, 15, 16 , 17 заданий.

 Начнем с того, что перед нами три вида работы: развернутый ответ на вопрос (8,15), сопоставительный анализ (9, 16) и ответ на проблемный вопрос (17)  в виде  школьного  сочинения - 250 слов.

Рассмотрим задания 8, 9, 17  экзаменационной работы

Для примера возьмем демоверсию 2017 года.

«Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1- 9

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз

и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров

и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без

всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый,

в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он

осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил

к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам

наконец... Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас

же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? –

проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату,

Евгений Васильич?

Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой

туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой

балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы

с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко

подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь

к себе на минутку?

Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям,

но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый

в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые

полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять:

его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое

серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное

и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты

замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые

глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил

юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое

большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку

с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной

белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её

племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три

раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка

наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже

положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным

голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные

белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

 8. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

9. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между

представителями разных поколений и в чём эти произведения можно

сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?»

     

Задания 8 (15) и 9(16) представляют собой единое целое. Например, если в 8 задании спрашивается, как «Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?» и конфликт не назван, то в 9 задании мы читаем - «конфликт между представителями разных поколений» - это  и будет основным  направлением  анализа при ответе на вопрос.

Критерии к заданию 8, соответствующие максимальному баллу – 3+ 1.

1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов- 3 балла:

Экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на

авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку

зрения, убедительно обосновывает свои тезисы, подтверждает свои

мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

2. Следование нормам речи – 1 балл

Допущено не более одной речевой ошибки

 Рассмотрим, как должна выглядеть форма ответа, чтобы соответствовать  критерию.

 1. Исходя их задания, мы должны написать «прямой связный ответ на вопрос». Значит тип речи в ответе – рассуждение: тезис - доказательство - вывод.

 Связь предложений в абзаце - цепная. Структура абзаца: заголовочное  предложение  (тезис), комментирующая часть (пояснение + цитата), вывод.

  2. «Опираясь на авторскую позицию»

Авторская позиция - авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображенных характеров, это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

 (Способы выражения авторской позиции см. в приложении ниже).

3. «Формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы» - свою точку зрения нужно доказать, опираясь на авторскую позицию  в тексте фрагмента, который вам был предложен, и роман в целом.

4. «Подтверждает свои мысли текстом». Важно, чтобы цитаты, отсылка к тексту, точно соответствовали вопросу и выдвинутым вами тезисам, причем каждый тезис должен быть подкреплен цитатой!

5. Вывод - прямой ответ на вопрос.

Важное замечание: для того, чтобы ответ считался полным и убедительным, двух аргументов бывает недостаточно, если авторская позиция выражена в нескольких формах. (Чаще всего для получения максимального балла нужно дать 3 аргумента в ответе на вопрос)

Нормы речи: важно знать, что разговорные обороты речи  в ответе не допустимы!

Теперь  рассмотрим принцип  выполнения    задание  9 (16) - сопоставление.

В каких произведениях русской классики отображён конфликт между

представителями разных поколений и в чём эти произведения можно

сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?»

Критерии задания, соответствующие максимальному количеству балов – 4

Экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух

произведений и их авторов,

убедительно обосновывает выбор каждого произведения

И убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным

текстом в заданном направлении анализа;

искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе  отсутствуют

Итак, что нужно сделать, чтобы получить 4 балла

  1.  Назвать  2 произведения, т. е указать авторов и название.
  2.  Обосновать-подкрепить убедительными доводами, весомыми доказательствами
  3. Сопоставить - сравнить, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода

4. «С предложенным текстом в заданном направлении анализа»

 Для  выполнения задания 9 необходимо вернуться к тексту  задания 8, в котором отражено направление анализа. Пред нами отрывок из 2 главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»: приезд Базарова в дом Кирсановых и первая встреча с П. П. Кирсановым. Конфликт поколений (его зарождение) Тургенев изящно раскрывает через множество мелких деталей.

 Вариант ответа 

Для сопоставления нужно искать произведения, отражающие мировоззренческий конфликт, выбор драмы «Гроза» А. Н. Островского, в основе которой лежит семейный конфликт, правильным не будет. Идеальный вариант - это повторение  предложенной ситуации в другом произведении, например, А. С. Грибоедов «Горе от ума» - конфликт Фамусова и Чацкого.

( На данном этапе  мы выполнили 1 условие задания, назвав комедию А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

Важное замечание: Пример другого эпизода из заданного текста произведения не учитывается в ответе!

 Для обоснования своего выбора нужно назвать эпизод, где происходит такой же конфликт    между героями, например, разговор Фамусова и Чацкого во 2 действии  об отношении к порядкам в обществе - можно опереться на 2  монолога: Фамусова « Вкус, батюшка, отменная манера» и Чацкого « И точно начал свет глупеть» и объяснить (обосновать), в чем    заключается конфликт  поколений :отношение к службе, богатству и способам его достижения.

  Теперь нужно сопоставить - сравнить. Что общего в этих  эпизодах?

Оба героя  нарушают общепринятые нормы этикета: вид Базарова в балахоне, небрежно высказанное героем   нежелание «почиститься», брошенная реплика  - «Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой  балахон» - заставляют  и хозяев и слуг  испытать чувство неловкости: слуга поднял балахон над собой и понес; Н.П. назвал одежду Базарова «шинелью», а П. П. , увидев  Базарова, положил руку в карман. Чацкий, подобно Базарову, в доме Фамусова, будучи незваным гостем, в ответ на радушный прием хозяина говорит пренебрежительно, резко.

 В романе  И. С. Тургенева  Н. П. пытается сгладить  неловкую  ситуацию: «Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?», а  Фамусов, хозяин дома,  в разговоре с Чацким  неожиданно  для себя слышит  обвинения   в глупости, чинопочинании, низкопоклонстве, что «есть охотники поподличать везде» и что свет, который окружает Фамусова, «начал глупеть», и получение наград – «смешить народ», поэтому Фамусов раздражен и, назвав Чацкого «карбонари», он от ужаса  «заткнул  уши». «Да он властей не признает» - делает вывод Фамусов. Эта ситуация  напоминает  приезд Базарова в имение Кирсановых, где радушные хозяева испытали неловкость от пренебрежительного отношения Базарова к «светским нормам приличия».

 Таким образом, оба произведения в данных эпизодах показывают зарождение конфликта поколений, который выражается  в нарушении  общепринятых  норм поведения, словесного этикета.

 Аналогично делаем сопоставление для 2 примера:

  Название: В.Распутин « Прощание с Матерой»

Обоснование

Поколение «отцов» представляет Дарья Пинигина. Для нее затопление Матеры равно смерти. Ее внук Андрей Пинигин мечтает об участии в грандиозном строительстве, « чтобы жизнь была по – другому», и Матеру - родной остров - ему не жалко.

Сопоставление: неприятие взаимосвязи прошлого и настоящего. Желание жить по – своему.

Таким образом, схема ответа на данное задание будет выглядеть так:

1) Пример: название – обоснование – сопоставление.

2) Пример: название – обоснование – сопоставление.

3) Общий вывод.

 Важное замечание:

1)формула «как и в произведении» сопоставлением не является;

2)пример другого эпизода из заданного текста произведения не учитывается в ответе; 

3)сопоставление героев между собой не учитываются. Например, сопоставление: Базаров - Чацкий, Фамусов - П. П. Кирсанов – недопустимо)

 Задание 17. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

Перед нами тема, заключенная в вопросе, значит тип речи - рассуждение.

(Стуктура   текста: тезис - доказательство - вывод. Связь предложений в абзаце - цепная. Структура абзаца: заголовочное предложение (тезис), комментирующая часть (пояснение + цитата), вывод.

Объем работы не менее 150 слов.

Для того, чтобы раскрыть  тему, нужно написать 250 слов.

Ограничения темы: поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Ни о каких других произведениях, кроме заданного, писать нельзя!

Направление анализа: столкновение мечты с действительностью - ключевым будут литературоведческие понятия - романтическая поэма, двоемирие.

 Отвечая на вопрос «как», нужно опираясь авторскую позицию,  включая литературоведческие понятия, объяснить причины гибели Мцыри.

 Для доказательства основного тезиса достаточно обосновать 2 тезиса, подкрепив их цитатами из текста.

 Важное замечание: если сочинение пишется по  поэтическому тексту, то обращение к произведению в  виде пересказа снижает качество работы, и оценка по критерию К1-«Глубина раскрытия темы» - будет не выше 2 баллов.

 Критерий К 2- использование литературоведческих терминов. Оценка 2 балла будет максимальной, если Вы не только назовете литературоведческие поняти , например, романтическая поэма, двоемирие, но и объясните, как эти понятия помогают  раскрыть характер главного героя.
Критерий К3 - привлечение текста: в виде пересказа -1 балл, использование текста для анализа эпизода – 2 балла, пересказ + анализ эпизода + цитаты – 3 балла

 ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ серьезно снижают качество и оценку работы. (Типы фактических ошибок см. в приложении)

 В этих заметках я сознательно ничего не говорю о необходимости знать и понимать содержание произведений. Это  норма.

   Готовясь к экзамену по литературе, вы должны помнить, что вы сдаете не «Литературу», а «ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ» - «ДЬЯВОЛЬСКАЯ РАЗНИЦА»!

 Приложение 1

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ

Авторская позиция - авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображенных характеров.

IАвторская позиция может быть выражена прямо, чётко, непосредственно:

1). Прежде всего это прямое высказывание автора:

Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!

А. С. Пушкин

"Нет величия там, где нет простоты, добра и правды" 

Л. Н. Толстой

Автор может высказать свою точку зрения на происходящее в прямых оценках и характеристиках, как это делает, например, Л.Толстой в романе "Война и мир",

2)В названии произведения

А. Заглавие вводит читателя в мир произведения, выражает основную тему текста, определяет его важнейшую сюжетную линию или указывает на его главный конфликт.

(И. С. Тургенев  «Отцы и дети», Грибоедов «Горе от ума»).

Б. Заглавие может называть главного героя произведения («Евгений Онегин», «Обломов», «Анна Каренина», «Иванов»)

В. Заглавие текста может указывать на время и место действия («Полтава» А.С. Пушкин, «После бала» Л.Н. Толстой, «В овраге» А.П. Чехов, «Ущелье» И.А. Бунин, «Петербург» А. Белый).

Г. Заглавие может выражать авторское видение изображаемых ситуаций, возможное развитие темы (сюжета) - «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский, «Обыкновенна история» И.А. Гончаров.

Так, например, заглавие рассказа А.П. Чехова «Ионыч» отражает уже завершившуюся деградацию героя.

Д. В заглавии может содержаться оценка: Маяковский  поэма  «Хорошо»

3)Авторская  позиция  может быть выражена  в тексте   через ряд аргументов - М. Ю. Лермонтов « Герой нашего  времени»

4) Авторская  позиция  может быть выражена  в лирических отступлениях, ремарках.( Гоголь «Мертвые души», Пушкин «Евгений Онегин», ремарки  в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей автора по поводу изображаемого.

Ремарки - указания автора пьесы, как должен вести себя на сцене  персонаж.

5) Авторскую позицию может выражать близкий автору герой (Чацкий в "Горе от ума" А. С. Грибоедова, Соня Мармеладова в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского).

6) Авторская  позиция  может быть выражена в последнем абзаце, предложении текста:

 К.Г Паустовский «Мещерская сторона», М. А. Шолохов «Тихий Дон», рассказ «Судьба человека», басни И. А. Крылова,  пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль.

II Авторская позиция может выражаться косвенно:

7) Например, в эпиграфе: «Береги честь смолоду» (Пушкин «Капитанская дочка»);

8) через внешность персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т.п.). (например, портрет Элен в "Войне и мире" Л. Н. Толстого, "смятое острое, хищное" лицо Челкаша и "здоровое", "добродушное" и "тупое" лицо Гаврилы (Горький);

9) через речевую характеристику: например, речь Хлестакова и Городничего («Ревизор» Н. В. Гоголь), речь Лужина и Свидригайлова («Преступление  и наказание» Ф. М. Достоевский)

10) через имена героев: Евгений, означает по-гречески «благородный»; Софья  - «мудрая», говорящие имена героев А. Н. Островского «Гроза», М. Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города», Н. В. Гоголя «Мертвые души»;

11) через особенности поведения персонажей (например, безразличие героев к судьбе Фирса, о котором все забыли в финале пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад»;

12) через передачу мыслей и чувств героев - психологизм. Писателями-психологами в русской литературе являются М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов;

13) через образы природы: пейзаж как отражение  места действия (И. С. Тургенев «Записки охотника», пейзаж – настроение ( И. С.Тургенев « Отцы и дети» описание ночного сада, психологический пейзаж (описание дуба в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого).

 Влияние на человека урбанистического пейзажа показано в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание;

 14) через композицию произведения:

например, антитеза как основной композиционный прием в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», стихотворении А. А. Блока «Незнакомка».

Приложение 2

Виды фактических ошибок.

Тип фактической ошибки

Примеры

1

Фактические ошибки, не свидетельствующие о незнании текста, оцениваются как фактические неточности и не учитываются при оценивании:

  1. искажение имён собственных.
  1. «Белгородская крепость» вместо «Белогорская»;  «княжна Мэри» вместо «Мери»; «Бела» вместо «Бэла», «Максим Максимович» вместо «Максим Максимыч»;

2

Фактические ошибки, демонстрирующие незнание экзаменуемым текста произведения:

  1. некорректное использование имён;
  2. грубые ошибки в написании фамилий, имён авторов и героев произведений (экзаменуемый знает имена на слух);
  3. незнание авторов произведений;
  4. незнание названий произведений или глав;
  5. незнание имён героев;
  6. искажение фабулы произведения;
  7. ошибки при цитировании.

  1. «Екатерина Кабанова» вместо «Катерина»; «Андрей не простил Наташу» вместо «князь Андрей» или «Андрей Болконский»;
  2. Чадский, Балконский, Тургеньев.
  3. «в романе И.С. Тургенева «Преступление и наказание»;
  4. «Княжна Бэла» вместо «Бэла»; «Штабс-капитан» вместо «Максим Максимыч»;
  5. «Николай Болконский» вместо «Андрей Болконский или Николай Ростов»; «Ольга Сергеевна Одинцова» вместо «Анна Сергеевна Одинцова»; «Катя Одинцова» вместо «Катя Локтева»; «Ольга Пшеницына»  вместо «Агафья Матвеевна Пшеницына»;
  6. «Под Шенграбеном капитан Тушин проявил истинный героизм, защищая Родину от французских захватчиков»; «На поле Бородина князь Андрей, чтобы поднять дух войска, схватил знамя и с криком «Ура!» повёл за собой солдат, но был смертельно ранен»; «Пётр Гринёв познакомился в доме Пугачёва с его дочерью Ольгой, но Пугачёв поначалу был против их романа»; Татьяна Ларина предпочла Онегину другого, потому что разлюбила его».
  7. «Счастливые минут (вместо часов) не наблюдают»; «Чем меньше женщину мы любим, тем больше (вместо легче) нравимся мы ей»; «Не дай бог видеть русский бунт, жестокий и кровавый!» (вместо «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»).

3

Ошибки в использовании теоретико-литературных понятий учитываются как фактические.

  1. В рассказе М.А. Шолохова «Тихий Дон»…
  2. В повести А.С. Грибоедова «Горе от ума»…
  3. Автор испытывает чувство стыда перед Савельичем за проигрыш (вместо герой-повествователь).

NB! Не учитываются как фактические ошибки:

Определение произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» как романа или повести, но в тестовой части правильное определение – роман (по кодификатору).

Допустимо определять части романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как повести (традиционное название) или новеллы (принято в современном литературоведении).

4

Фактические ошибки, обнаруживающие  невладение историко–литературным и культурно–историческим контекстом

  1. «Кабаниха – жестокая крепостница-помещица», «тёмное царство жестоких помещиков Кабановой и Дикого»;
  2. «Катерина Кабанова – девушка, которая не подчиняется Кабановой»;
  3. Гринёв пожалел простого крестьянина Пугачёва…

5

Искажение авторской позиции

  1. «Нигилист Базаров отрицает все авторитеты и все принципы, в том числе и нравственные. Он ничего не принимает. (Непонимание сущности нигилизма Базарова, который руководствуется принципом полезности).
  2. Дмитрий Старцев, получив отказ от Екатерины Ивановны Туркиной и разочаровавшись в любви, превратился в равнодушного Ионыча.
  3. Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу, чтобы проверить истинность своей теории и, встав на ноги, помочь матери и сестре. Раскольников, раскаявшись, делает явку с повинной  и отправляется на каторгу.
  4. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» победителем Наполеона становится народ – мужики, простые солдаты, а не дворяне. (Экзаменуемый не понимает, что народ в романе-эпопее Л.Н. Толстого – категория нравственная, а не социальная: народ – все, кому не безразлична судьба Отечества).

Литература

1.Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по литературе подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Электрнный доступ: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

2.Мещерякова М. И.  Литература в таблицах и схемах.-3-е изд.- М.:Айрис-пресс, 2002.-224.-(Домашний репетитор)

3.Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года

ЛИТЕРАТУРА. Электронный  доступ: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...