Как написать филологический проект
проект по литературе (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Донченко Ирина  Владиславовна

В статье   отражена   методика работы  над проектом,   показана  специфика  создания   филологической  работы, методика работы  с  учеником

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методика создания проекта36.88 КБ

Предварительный просмотр:

Донченко Ирина Владиславовна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ «Лицей№ 1568 имени   Пабло Неруды»

Как написать филологический проект? ( Заметки практика)

«Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата»(1)

Филологический проект – это работа со словом и текстом, применение различных видов анализа художественного текста, постижение смыслов, подтекста и авторского замысла.

Выбирая для работы тему, необходимо  учитывать возрастные, психологические  возможности ученика. Важно  в кропотливой индивидуальной работе выявить личностную точку отсчета, которая станет для учащегося стартовой площадкой, движущей силой, мотивирующим элементом работы. Материалом для обсуждения темы может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель. Если это первый проект для ученика, то лучше «оттолкнуться» от его «хочу», тогда заинтересованность станет основой для создания качественной работы. Мне приходится довольно часто начинать работу со слов «хочу» и «почему». Например, проект «Происхождение фамилий их классификация на примере фамилий учеников класса» возник из вопроса «Почему у меня фамилия «Семикозова»? Проекты «Гарри Поттер и тайная комната» как готический роман» или «Что интересует читателя в современных книгах жанров фэнтези и научная фантастика  (На основе романов Энди Вейер «Марсианин» и «Лабиринты Ехо» Макса Фрая)» аккумулировали внутреннюю потребность   ученика   глубоко постичь     авторский замысел, жанровые особенности романов, понять взаимосвязь  разных стилей  и эпох.

Иногда поиск темы проекта становится для ученика   частью самопознания.    В этот  период  ученик мучительно ищет ответ на вопрос «Что же  мне  по – настоящему интересно? (Так создавался проект «Как написать популярную сказку»)

Таким образом, проект, ориентированный на личные интересы школьника, носит не только познавательный, но и творческий, прикладной характер. Он позволяет ученику ответить на проблемный  вопрос при помощи  знаний из различных предметных областей, применяя навыки исследования, творческое мышление. Ели учитель предлагает ученику тему проекта с целью углубления знаний и  дифференциации процесса обучения, то в этом случае он презентует тему, обсуждает с обучающимся  выдвинутые идеи, направленные на его  реализацию. Такой проект чаще всего носит исследовательский характер, подчинен  единой логике, имеет структуру, приближенную к научному исследованию. Исследовательские проекты делятся на разведочные, описательные, казуальные. Разведочный предполагает сбор  информации  и генерацию идей по проблеме, описательный –установление взаимосвязи между двумя объектами , объединенными гипотезой исследования, казуальное исследование – это проект, в котором основное внимание уделяется установлению причинно-следственной связи  между объектами. Различия между тремя видами исследований не являются абсолютно четкими, их можно рассматривать как стадии одного непрерывного процесса.  Например, работа над темой «Особенности выражения авторской позиции в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского на примере выпуска за апрель 1877 года» потребовала  от ученицы не только глубокого знания творчества писателя, но и анализа научной литературы. Как разновидность исследовательского проекта  можно выделить  двуязычный проект, который  по типу является  исследовательскими, по виду  описательными. (Учебная программа   нашего лицея построена на углубленном  изучении  испанского языка). Цель  проекта - сравнение произведений, созданных  русскими   и  испанскими авторами, выявление общих черт, позволяющих понять закономерности  общекультурного  мирового литературного  процесса. Например: «Пословицы в русском и   испанском языке. Особенности перевода.  Частотность употребления учениками лицея №1568 им. Пабло Неруды», «Речевой этикет в профессии  дипломатов», Сравнительный анализ романтических баллад Густаво Адольфо Беккера «Зеленые глаза» и В.А. Жуковского «Светлана».  Среди  двуязыязычных проектов – можно выделить работы, объединяющие  науку и творчество. Цель таких  работ – создать литературный  перевод    испанского текста  на русский. Руководить  работой школьника в двузычном проекте должны одновременно  учителя испанского  и русского языка и литературы. Важно, чтобы тема, выбранная для проекта, не стала в конечном итоге работой учителя, а ученик – транслятором мыслей взрослого. Когда тема определена, начинается следующий этап работы – целеполагание. Часто на первом этапе ученик не может четко формулировать цель - для этого учитель просит прочитать (или перечитать) выбранный текст с карандашом в руках, отметив части текста, на которые стоит обратить внимание при работе над темой. (Лучше все сложить в одну таблицу, где слева текст, а в правой части ответ на вопрос как это поможет решить проблему) Целей может быть выдвинуто очень много, но в процессе дальнейшей работы под руководством  учителя происходит корректировка цели работы. Исключая  лишнее, обучающийся  учится  видеть главное в работе, правильно оценивать свои возможности – это также является  одной из задач проекта.

Самый трудный этап для ученика - планирование своей работы. На этом этапе он знакомится с литературой по теме, ищет Интернет – источники, разговаривает с друзьями, делится найденной информацией, делает первые наброски своей будущей работы.

 Учитель должен дать систему вопросов, которая поможет ученику  спланировать свою работу над проектом.

Вопрос

Ответ

1

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта

Какую проблему поможет решить проделанная тобой работа?

2

Что надо сделать, чтобы решить

данную проблему

Цель проекта

Что надо сделать, чтобы решить эту проблему и что сделаешь ты в своей работе?

3

Что ты создашь, чтобы цель была

достигнута? 

Ожидаемый результат

Какой продукт ты создашь, чтобы способствовать решению проблемы?

4

Если ты сделаешь такой продукт,

достигнешь ли ты цели проекта и

будет ли в этом случае решена его  проблема?

Существует ли необходимая связь

между проблемой, целью и проектным продуктом

5

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации

цели проекта?

Перечисление основных этапов работы

Составление алгоритма выполнения проекта

6

Все ли у тебя есть, чтобы проделать

эти шаги

(информация, оборудование

и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления

продукта, чего не хватает, где это

найти, что ты уже умеешь делать и

чему придется научиться)?

Развернутый план работы

7

Когда ты собираешься это делать?

Время работы над проектом

 

На этапе реализации проекта необходимо уделить внимание работе с литературоведческими понятиями, их применением в анализе текста. Важная часть проектной работы – таблицы – приложения, где ученик суммирует свои  наблюдения, выделяет позиции сопоставления, делает выводы. Обязательно возникнут трудности объективного характера – неумение соотнести теорию и практику, непонимание глубины авторской позиции и отсюда вольное истолкование  исходного текста. В этом случае придется вносить изменения в первоначальный план.

 Этап составления отчета - еще одна проблема для школьника. Часто даже те ребята, которые хорошо владеют устной речью, с трудом излагают свои мысли на бумаге. Задача учителя работать над письменной речью ученика и требовать, чтобы он строил свой текст в соответствии с выбранным алгоритмом. Умение точно выполнять инструкции – важнейший навык, который будет многократно востребован в дальнейшем, ведь часто хорошая работа смотрится небрежно и не производит должного впечатления из-за орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, плохо составленного списка литературы, неработающих ссылок, несоблюдения размера полей, шрифта, интервалов. Правила оформления работы учитель должен требовать выполнять неукоснительно. Хотя именно это требование конкурсных работ не соблюдается чаще всего.

 Представление проекта может быть в виде стендового доклада или мультимедийной презентации.  Задача учащегося кратко сообщить о теме, ее актуальности, целях и задачах, методах исследования, изложить этапы работы над проектом, назвать выводы, сделанные по работе.  Ответить на вопросы жюри.  При подготовке к защите нужно заранее написать  выступление (5-7 минут), подготовить презентацию, не перегружая ее текстом, отразить все этапы работы над проектом. Задача  учителя - проконтролировать соблюдение временного регламента выступления, приготовить  ученика к ответам на вопросы комиссии.  Очень хорошо, когда проводится «предзащита проекта», это дает возможность отшлифовать выступление, психологически подготовить  ребенка к защите.

 Теперь рассмотрим, как можно организовать индивидуальную работу на примере одного проекта. Десятиклассница Виктория выбрала литературу для работы по предмету «Индивидуальный проект». В ходе беседы я выяснила, что младший брат девочки (ему 3 года) постоянно требует от мамы, сестры рассказать новую сказку. Поэтому девочка пришла с желанием написать «проект про сказки». Тема работы долго не складывалась. Вику интересовали  разные вопросы, которые, как ей казалось, могли стать темой для  проекта - «Какие сказки читают сейчас дети?», «Какое влияние традиционная сказка оказала на современных  авторов, пишущих детские сказки». Но все было не то. А время шло. «Хочу все сделать сама», - говорила Вика. Обсуждение заявленных ею тем на семинаре, индивидуальная работа с учителем помогли  определиться с проблемой проекта – написать популярную  сказку и сформулировать тему «Как написать популярную сказку». Цель  проекта – помочь авторам в создании популярной сказки. Проект носит прикладной характер, поэтому продукт проекта – методическое пособие.

 Для того чтобы убедиться, что между проблемой, целью и ожидаемым результатом существует необходимая связь, необходимо ответить на следующие вопросы: если ты достигнешь цели своего проекта (создание новой сказки), будет ли решена проблема (как написать)? Если ты создашь предполагаемый проектный продукт (методическое  пособие), будет ли достигнута цель проекта (помочь тем, кто хочет написать популярную сказку)? Девочкой были даны положительные ответы на вопросы. Далее Вике необходимо было продумать, какие задачи надо решить на пути к конечной цели проекта: выяснить, что такое сказка, каковы ее жанровые признаки, понять какие типы сказок существуют, каковы принципы создания  образа, какие фабулы бывают в сказках. Затем узнать все об авторской сказке ее, ее отличиях от народной, понять,  в чем секрет популярности жанра.

 После этого мы с Викой думали, как мы будем действовать, какими способами будем решать задачи каждого этапа: работать с литературой по теме проекта, собирать информацию, анализировать, сравнивать различные точки зрения и факты, делать выводы. Далее Вика напишет методические указания, которые могут, с ее точки зрения,  привести к созданию популярной сказки, предложит нескольким ребятам по этому алгоритму написать сказку, затем мнение участников эксперимента и их сказки будут заслушаны на семинаре и с учетом мнения участников эксперимента будет создан конечный продукт.

Теперь необходимо продумать, в каком порядке будут выполняться

все шаги, т.е. создать план работы над проектом, продумать можно ли будет

изменить ход работы, если возникнут какие-то проблемы, например,

сначала провести эксперимент, а потом изучать литературу и собирать ин-

формацию и т.п.

Мы знаем, когда будет проходить защита проекта, значит, можно

распланировать сроки выполнения всех этапов работы, продумать ее

график. В нашем случае сначала было запланировано изучение литературы и

других источников по проблеме создания сказки, планировалось самостоятельно придумать опросник для детей - какие сказки им нравятся. Через Интернет- ресурсы предполагалось выяснить, какие книги сказок пользуются популярностью у детей разного возраста, собрать и проанализировать рейтинги продаж наиболее интересных книг в жанре сказки, затем обобщить и проанализировать полученные данные и на их основе разработать « Методическое пособие». Далее предлагаем нескольким ученикам и нескольким взрослым опробовать наши «Методическое пособие», обсуждаем их мнения и вносим коррективы в проектный  продукт

и, наконец, создаем окончательный вариант, оформляем его в виде  буклета. Когда план детально сверстан, необходимо убедиться, что он действительно приведет к цели для этого надо использовать  предзащиту,  когда автор представляет тему, проблему, цель, ожидаемый результат и план работы группе для детального обсуждения.  Только после этого начинается реализация проекта.

У Вики  часто эмоции берут верх, поэтому писать работу по  четкому плану, придерживаясь рекомендаций,  ей очень трудно.  Она постоянно «уходит» от темы, делая очередное очень интересное отступление. В результате работа потеряла связь между  целью работы и продуктом. Вика  поняла, что  отсутствие ясного понимания того, каким должен быть конечный продукт, а также отсутствие навыков  самоорганизации   не позволили ей  реализовать  план проекта. Защита проекта подтвердила  неутешительные  выводы, но это не поражение, а шаг к постижению  себя.  Конечно, кроме непосредственно предметных знаний по литературе, ученица  расширила свои практические навыки в области информатики, получила новые знания и опыт в области психологии, наладила контакты с одноклассниками и ребятами из других классов, научилась сотрудничать с взрослыми людьми, поняла, как важно говорить и писать логично, научилась адекватно себя оценивать.

Подводя итоги, нужно сказать, что создание проекта - длительный трудоемкий процесс, опирающийся  на индивидуальную  работу с учащимся. Только тогда филологический проект «появится на свет».

Литература

1.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. –44 с.

2. Комашинский А.И.  Использование проектного метода в образовательном процессе //Практика административной работы в школе №6, 2006

3.  Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Учебное пособие / Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560 с.

4. Чечель И.Д  Исследовательские проекты в практике обучения/Электронный доступ: http://www.openclass.ru/node/28718


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...