Повесть К. Воробьева "Это мы, господи!"
статья по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Повесть о военнопленных. Война-плен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povest_k.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Повесть К. Воробьева «Это мы, господи!»

Лик войны у писателя – плен. Отношение к пленным неодинаковое. Многие считают, что есть люди, которые в плену находят силы бороться, другие покорились и ждут своей участи.  Другие считают, что все пленные заслуживают нашего милосердного отношения и сочувствия. Перемены в нашей жизни и трагические события Афганистана, Чечни – все это освободило нас от зашоренного, стереотипного взгляда, разделяющего пленных на хороших и плохих, пробудило милосердное отношение к людям, перенесшим немыслимые страдания. Описание пленных, идущих от Солнечногорска на Клин и дальше на Волоколамск.  Далее Каунасский лагерь переселенцев. Немецкий концлагерь во Ржеве. Смоленский лагерь. Как к этому отнестись? Биография Воробьева. Константин Дмитриевич Воробьев (1919-1975) родился в селе Нижний Реутец Курской области. Здесь он окончил школу, затем учился в Москве. Будучи кремлевским курсантом Воробьев попадает на фронт в 1941 году. Защищает Москву, попадает в плен. Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных, неоднократные попытки вырваться на свободу.  А когда удалось организовать коллективный побег, он и его товарищи продолжили борьбу в литовских лесах. 24 года было писателю, когда он с другими партизанами ушел в подполье. Стал писать о том, что еще совсем недавно пришлось пережить. Под повестью «Это мы, господи!» должны были стоять три даты 1943-1946-1986. В сорок третьем в партизанском подполье повесть была написана. В сорок шестом предложена московскому журналу и потеряна. Единственный ее экземпляр был обнаружен случайно. В восемьдесят шестом предложен женой писателя журналу «Наш современник» и опубликован на его страницах.  Об этих страданиях, невозможных, невыносимых, нечеловеческих, еще никто так не писал. Воробьев и хотел, чтобы об этом узнали. Боялся не успеть. Заглавие? Какая мысль в нем? В заглавии слышен стон измученных. Мысль о безмерном страдании, в этом страшном обличии полуживых существ, скелетов, обтянутых кожей, трудно узнать самих себя. Зверства фашистов, система уничтожения людей, свидетели нацистских преступлений, о злодеяниях, с болью и ненавистью описанных Воробьевым. Фашисты нарисованы как серая масса упырей, убийц. Психологизм, индивидуальные черты в описании палачей отсутствуют, поскольку нет таких черт у разъяренных нелюдей.  Внимание уделено пленным и Сергею с товарищами. Что давало силы бороться измученным, голодным больным людям? Ненависть к врагам. Она ли основной движитель? Вера в правду, добро, справедливость. Любовь к жизни. Что такое «это»? это самая суть человека, которая особенно ярко проявляется в трудные минуты жизни. Это основа, стержень характера человека, который нельзя сломить ничем. У Сергея это воля к жизни, духовная стойкость, непримиримость к врагу, достоинство.  Сергей тянется к людям, которые думают так же, как он. Они видят в нем опору, организатора побега. Поэтому везде Сергей находит единомышленников. В Каунасском лагере  это юный Ванюша, которому 18 лет. В Саласпилсском  лагере командного состава это седовласый полковник. Жизнь еле теплится в этом человеке, но он полон внутренней силы и достоинства. В Ржевском лагере доктор Лунин, в Вяземском лагере – капитан Николаев, в Паневежисской тюрьме – Устинов. Сила духа, мужество, несломленность героев, над которыми каждую минуту витает смерть. Их бьют, кидают в камеру смертников, истязают пытками и голодом, но они умеют думать о жизни и жить даже в такие моменты. Зачем они так старались? Разумно ли было бежать? Ведь безопаснее, наверное, притихнуть, чтоб тебя не замечали, не выделяли. Может быть, выживешь, тебя освободят наши или враги пощадят, не убьют. А побег на 90 % обречен. Жалко жизни, она одна. И многие пленные, как это показано в повести, и не пытались бежать. Как к ним следует относиться? Если один шанс есть, надо пробовать. К ним нужно относиться как ко всем пленным. Повесть автобиографичная. Сергей ценит в человеке Человеческое. Ведь в жизни никто не застрахован  от срывов в нечеловеческих условиях. Звучит авторская боль за несчастных. Милосердное отношение в сцене разговора Сергея с умирающим солдатом. Повесть написана не свидетелями, не наблюдателем, а участником событий, в полной мере пережившим их, человеком, для которого не было и не бывает чужой боли. Пейзажные описания тоже говорят об этом. Произведение пробуждает глубокие мысли и чувства о прошлом, будущем Родины, о своей собственной жизни. Надо оглянуться: а так ли мы живем? Нигде и никогда нельзя закрывать глаза на несправедливость. Повесть – это призыв быть Гражданином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога"

урок внеклассного чтения в 5 классе "Твори добро на всей Земле"по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога" с внедрением национально-регионального компонента....

Трагедия духовности или поиски выхода? (Размышления над повестью П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи»).

Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала повесть П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчество П.Л....

«Скучно на этом свете, господа!» Урок по произведениям Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Слово учителя      Закрыта последняя страница героической повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», напомню  последние  яркие   её  строки:...

Методическая разработка урока в рамках ФГОС по литературе в 11 классе «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции» (по повести В.А.Никифорова-Волгина «Дорожный посох»)

В современном обществе существенно изменилась парадигма ценностей. Смещение акцентов в сторону информационных технологий негативно сказалось на духовном облике человека. Зависимость от мультимедийного...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...