Символизм
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Волкова Наталья Александровна

Презентацию к уроку литературы в 11 классе. Тема "Символизм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvolizm.pptx790.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературы в 11 классе Тема: «Символизм»

Слайд 2

План Символизм как направление в искусстве. Творчество Арнольда Бёклина . Картина «Остров мертвых» Арнольда Бёклина . Символизм в творчестве В.М.Васнецова. А. Блок о картинах Васнецова. «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Картина В.М.Васнецова « Гамаюн , птица вещая». Литература

Слайд 3

Символизм как направление в искусстве Символизм – направление в искусстве, получившее распространение в Европе и Америке в конце XIX - начале XX века. Основоположником символизма стал французский поэт Шарль Бодлер . В статьях об изобразительном искусстве «Эстетические достопримечательности» он подчеркивал, что изобразительные средства в живописи – краски, линии, светотень – наделяются самостоятельными значениями и получают значение символов, в которых отражается душа художника. Художник, по Бодлеру , переосмысливает видимое и сочиняет новую реальность, создает образ-символ, который в аллегорической форме передает скрытый смысл художественного произведения.

Слайд 4

Символизм – первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д.С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Д.С. Мережковский

Слайд 5

Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч . Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного» В. И. Иванов

Слайд 6

«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении». Вяч . Иванов «Символ – окно в бесконечность». Ф. Сологуб Символ – центральная эстетическая категория нового течения. Символ многозначен: он содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Символизм не ограничивался чисто литературными задачами; он стремился стать не только универсальным мировоззрением, но даже формой жизненного поведения и, как верили его сторонники, способом творческой перестройки мироздания. Символистский универсализм проявился и во всеохватности творческих поисков художников.

Слайд 7

Творчество Арнольда Бёклина . Большое воздействие на формирование нового художе ственного направления в искус стве оказал патриарх живо писного символизма Арнольд Бёклин .(1827 – 1901) Он родился в Швейцарии, но его творческая жизнь прошла в Германии, что позволяет говорить о Бёклине как о родоначальнике немецкого символизма. Творчество живо писца поражает странностями его необыкновенного вообра жения и поэтичностью его символизма. Арнольд Бёклин Автопортрет со скрипкой смерти. 1872 г.

Слайд 8

Картина «Остров мертвых» Арнольда Бёклина . Ошеломляющий успех имела его картина «Остров мертвых». Своему полотну сам художник дал подзаголовок – «Картина, с которой должны начинаться мечты». На полотне изображен таинственный, мрачный остров. Среди неприступных скал и руин к небу поднимаются черные, траурные силуэты кипарисов. К острову неслышно подплывает лодка с белой фигурой, закутанной в саван. Картина проникнута чувством одиночества, безнадежности, грусти.

Слайд 9

Символизм в творчестве В.М.Васнецова . Дань символизму в изобразительном искусстве отдал и русский художник В.М.Васнецов(1848 – 1926). В конце 70х г. 19 в. он обращается к сказочной и былинной тематике, к миру грёзы, мечты, веры. Вслед за « Аленушкой »(1886), «Витязем на распутье»(1882), он пишет картины « Гамаюн , птица вещая»(1895), «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»(1896). В.М.Васнецов Портрет работы М.В.Нестерова 1925г.

Слайд 10

А.Блок о картинах В.М.Васнецова. Поэтизация В.М. Васнецовым древнерусских мифов произвела сильное впечатление на молодого А.А.Блока, который из 38 работ художника, представленных на персональной выставке 1899г. в Петербурге, выделил « Гамаюн , птица вещая», «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» и посвятил им стихотворения. Образы васнецовских чудо-птиц поэт истолковывает как воплощенные средствами живописи символы. А.А.Блок

Слайд 11

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». В основу картины «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» художник положил древнерусскую легенду. На ней запечатлены птицы Сирин и Алконост с человеческими ликами; их пение настолько очаровывает, что услышавший его забывает обо всем на свете. Эта картина воспринимается как многозначный образ. В.М.Васнецов«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». 1896 г.

Слайд 12

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд. И, затаив в груди дыханье, Перистый стан лучам открыв, Вдыхает все благоуханье, Весны неведомый пролив… И нега мощного усилья Слезой туманит блеск очей… Вот, вот, сейчас распустит крылья И улетит в снопах лучей! Фрагмент картины В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали».

Слайд 13

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Другая – вся печалью мощной Истощена, изнурена… Тоской вседневной и всенощной Вся грудь высокая полна… Напев звучит глубоким стоном, В груди рыданье залегло, И над ее ветвистым троном Нависло черное крыло… Вдали багровые зарницы, Небес померкла бирюза… И с окровавленной ресницы Катится тяжкая слеза… А.А.Блок Фрагмент картины В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали».

Слайд 14

« Гамаюн , птица вещая» На картине В.М.Васнецова « Гамаюн , птица вещая» изображена сказочная райская птица-вещунья с человеческим ликом. А.А Блок посвятил ей следующие строки: Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запёкшиеся кровью!.. В.М. Васнецов « Гамаюн , птица вещая» 1895 г.

Слайд 15

Стихотворения Блока о Гамаюне , о Сирине и Алконосте стоят особняком в творчестве поэта. Это первые шаги А.А.Блока к символизму. Через два года поэт покажется перед публикой и из многих десятков уже написанных произведений прочитает именно стихи, вдохновленные полотнами В.М.Васнецова

Слайд 16

Литература 1. Е.Н.Колокольцев « Развитие речи. 10-11 класс», «Дрофа» Москва, 2005. 2. В.В. Агеносов «Русская литература ХХ века. 11 класс», «Дрофа» Москва, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...

Искусство Символизма

О искусстве символизма кратко, доступно для учащихся...

Презентация к уроку "Аромат солнца в искусстве символизма"

Пояснительная записка             Современное школьное образование предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и...

Символизм

Разработка презентации к уроку "Символизм"...

История Русского символизма

История Русского символизма...

Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт" ...

Презентация "Тайны созданных созданий (определение признаков символизма)

(определение признаков символизма на примере анализа стихотворений  В. Я. Брюсова...