"Анализ лирического произведения"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Дурнева Оксана Владимировна

Тренинг "Анализ лирического произведения" подходит для 7-11 классов. Очень удобен в использовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_analiza_liricheskogo_proizvedeniya.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Схема анализа лирического произведения

  1. О стихотворении и его авторе.

Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.

  1. Жанровое своеобразие стихотворения

(ода, гимн, романс, элегия...).

  1. Структура образов и развитие конфликта.

а) Тема и основная мысль произведения.

б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию).

в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами?).

  1. Черты лирического героя.

  1. Основные особенности поэтического языка.

а) Тропы и фигуры 

(сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия).

б) Языковой поуровневый анализ.

  • Поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)
  • Поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
  • Использование явлений морфологии и синтаксиса.

  1. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

  1. Мое восприятие произведения.

Схема анализа лирического произведения

  1. О стихотворении и его авторе.

Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.

  1. Жанровое своеобразие стихотворения

(ода, гимн, романс, элегия...).

  1. Структура образов и развитие конфликта.

а) Тема и основная мысль произведения.

б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию).

в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами?).

  1. Черты лирического героя.

  1. Основные особенности поэтического языка.

а) Тропы и фигуры 

(сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия).

б) Языковой поуровневый анализ.

  • Поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)
  • Поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
  • Использование явлений морфологии и синтаксиса.

  1. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

  1. Мое восприятие произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Анализ лирического произведения

Материал для подготовки к ГИА по литературе...

Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...

Презентация. Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»

Данная презентация подготовлена для урока по этой же теме....

Анализ лирического произведения на уроках литературы

"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....

Примерный план анализа лирического произведения

Примерный план анализа лирического произведения...