Рабочая программа по литературе 11 класс 2016-2017
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему

Савчук Ирина Игоревна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_11.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ  В 11  КЛАССЕ

И.Н. Сухих. «Литература. Программа для 10-11 классов (базовый уровень), (скорректированная)».

  – М.: Академия. Филологический факультет СПбГУ, 2008

Количество часов по программе:  136                                                                                          

Количество часов по учебному плану:  170 часов

Учебники:  Сухих И.Н. Русская литература XIX  в. Учебник для 11 кл. общеобразовательных школ. В 2 ч. – М.:        

                    Академия, 2008.

                 Белокурова С.П. и др. Литература. 11 класс. Практикум для учащихся. – М.: Академия, 2008.

                Белокурова С.П. и др.  Литература. 11 класс. Книга для учителя. – М.: Академия, 2008.

                    Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. Изд. 2-е. – СПб.: Паритет, 2007.  

Пояснительная записка

        В основу содержания и структуры программы скорректированного (5 ч. в неделю) календарно-тематического планирования по литературе в 11 классе положена «Программа литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений» (базовый уровень) (автор: И.Н. Сухих). Программа  реализуется на базе УМК: Сухих И.Н. Литература. 11  класс (базовый уровень). В 2-х ч. – М.: Издательский центр «Академия»; Филологический факультет СПбГУ, 2008; Белокурова С.П., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2009; Белокурова С.П., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

        Содержание  курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных  произведений, осмысление их жанровой природы, нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. В качестве обзорных тем изучаются типологические разновидности литературы ХХ века: литература реализма,  модернизма, постмодернистская литература (в форме лекции учителя с включением сообщений учащихся). Значительно расширяется список произведений, изучаемых по выбору учащихся. Историко-типологическое изучение литературы XX века сопровождается углубленным изучением основ теории литературы.

        В планирование включены произведения авторов русского зарубежья (В.В. Набоков). Связь литературы с другими областями  духовной  жизни  человечества реализуется через межпредметные связи: с курсом МХК (образы мировой культуры в творчестве О.Э. Мандельштама;  символисты, футуристы и русская живопись начала XX в. и т. п.),  с  историей религии (интерпретация сюжета в романе М.А. Булгакова, библейские образы у А.П. Платонова,  образ Христа у АА. Блока  и  А.А. Ахматовой).

        Большое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа учащихся со специальной литературой, словарем литературоведческих терминов, конспектирование, тестирование. Письменные задания ориентированы на создание  работ  творческого характера, реализацию (по желанию учащихся) различных учебно-исследовательских проектов.  

        Программа предполагает проведение различных типов уроков (обзорные,  семинары, консультации, уроки анализа художественного текста, дискуссии, беседы, урок-составление поэтической антологии  и др.).

        Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики  историко-литературного  процесса ХХ века в тесной связи и преемственности с литературой ХIХ столетия.  

        Учебно-методический комплекс по программе И.Н. Сухих включает учебник,  книгу для учителя и практикум для учащихся.  Предлагаемые в «Книге для учителя» методические рекомендации к учебнику И.Н. Сухих «Литература: программа для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)» построены как поурочное планирование и включают:

- название темы (в том числе варианты);

- указание примерного количества часов на изучение биографического материала и чтение и изучение произведений;

- основные типы вопросов и заданий (репродуктивные, аналитические, исследовательские, творческие, обобщающие, контрольные и др.; задания для фронтальной, групповой и индивидуальной работы);

-  возможные виды деятельности на уроке учащихся и учителя;

- домашние задания (индивидуальные, групповые, дифференцированные (задания повышенной сложности помечены знаком *), по выбору и т. п.), задания для самостоятельной работы учащихся, возможные темы исследовательских проектов, творческих работ и др.

- список литературы по каждой теме программы.

        Во входящую в состав методического комплекса к учебнику И.Н. Сухих книгу для учащихся «Литература в 11 классе. Практикум» в свою очередь включены биографический материал, фрагменты критических статей, изучаемых в курсе литературы 11 класса, тексты произведений для сопоставительного анализа, вопросы и задания различных типов и уровней сложности: репродуктивные, аналитические, исследовательские, творческие, обобщающие, контрольные и др., задания для самостоятельной работы учащихся.

        Как правило, путь анализа включенного в программу художественного произведения, предлагаемый в каждой теме, - от эмоционального восприятия, через пояснения, комментарий, словарную работу – к анализу-интерпретации и далее - к синтезу открытых в процессе анализа смыслов. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит учителю осуществить контроль образовательных результатов.

        Для реализации учебных задач используются следующие методы и  технологии: методика «пристального (медленного)  чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений,  а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.

        Возможные варианты уроков внеклассного чтения и развития речи для каждой конкретной темы учитель разрабатывает и включает в соответствующие разделы курса самостоятельно, исходя из задач обучения и уровня подготовленности учащихся (всего 10 часов).

учебной

недели

Название темы,

темы уроков

Количество

часов

по теме

№№

уроков

По плану

Фактически

Примечания

(форма контроля,

использование ИКТ и др.)

1

Общая характеристика эпохи. Литература в ХХ веке.

2

Двадцатый век: начала и концы (хронология исторических событий ХХ века).

1

1

Проверочные работы, сочинения-миниатюры.  

Литература ХХ века: летопись эпохи.

1

2

Работа с практикумом для учащихся.

Серебряный век.

18

Серебряный век: ренессанс или упадок?

1

3

Символизм: искусство Иного.

1

4

2

В.Я. Брюсов: конструктор русского символизма.

2

5-6

К. Бальмонт и А. Белый: два поколения русских символистов.

2

7-8

Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческая работа.

Акмеизм: искусство Этого.

1

9

Н.С. Гумилев: заблудившийся конквистадор.

2

10-11

Аудио- и видеоматериалы на CD, презентации, работа с практикумом для учащихся.

3

Футуризм: поэзия «самовитого слова».

2

12-13

Велимир Хлебников: утопист и шаман.

1

14

А. Куприн: наследник чеховской традиции. Повесть «Олеся». «Гранатовый браслет» – высокая трагедия в мире обыденной жизни.

4

15-18

4

Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» – парадоксальность решения вечной темы.  

2

19-20

Александр Александрович Блок.

12

Судьба: жизнь, сочиненная поэтом.  

1

21

Путь: трилогия «вочеловечения»   (эволюция лирики от первого к третьему тому).

2

22-23

Аудио- и видеоматериалы на CD, работа с практикумом для учащихся.

5

Любовь: от Прекрасной Дамы – к Незнакомке.  

2

24-25

Образ Родины: история и современность.

2

26-27

«Двенадцать»: «музыка революции» и «голоса улицы». Фабула, сюжет и композиция поэмы.  

4

28-31

Проверочные и самостоятельные работы, сочинение, творческие задания.

6

Проблема финала «Двенадцати».  

1

32

Иван Алексеевич Бунин.

8

Бездомный певец русской Атлантиды: изгнанник или хранитель?

1

33

Лирический мир И. А. Бунина: поэзия или проза?

1

34

7

Сатирическая притча «Господин из Сан-Франциско»: абсурдность жизни или нелепость смерти? Природа и цивилизация в рассказе.

3

35-37

Проверочные работы, сочинения-миниатюры.

Метафизика любви и смерти в рассказах И.А. Бунина: «блаженная смерть» или «убийство смерти»? (аналитическое чтение рассказов из цикла «Темные аллеи»).  

3

38-40

Работа с практикумом для учащихся

8

Алексей Максимович Горький.

11

творческие задания.

Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель. Семинар.

1

41

Ранний Горький: в поисках «гордого человека». Рассказы «Макар Чудра»,  «Старуха Изергиль», «Челкаш».

3

42-44

Проверочные работы.

«Эй, человек! Это ты звучишь гордо?» (А. Мариенгоф): «На дне» как социальная драма.

1

45

Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся.

9

«Что лучше: истина или сострадание?» (М.Горький): «На дне» как философская притча.

4

46-49

Проверочные работы.

Проблема правды и лжи: неразрешённый спор.  

2

50-51

Семинарское занятие.

Домашнее сочинение.

Литература 1920 – 1930-х годов.

10

Литература и власть: пути литературы 1920 – 1930-х годов.

1

52

«Воздух эпохи»: рассказ Е.И. Замятина «Дракон».  

1

53

10

«О дивный новый мир»: роман-антиутопия Е. Замятина «Мы». Семинар.

2

54-55

Работа с практикумом для учащихся.

Эпос о революции и «диалектика» души: рассказы И.Э. Бабеля из цикла «Конармия».  

2

56-57

«Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»: рассказы М.М. Зощенко «Обезьяний язык» и  «Монтер».    

2

58-59

Проверочные работы, семинар, сочинения-миниатюры.

«…Наравне с именами собратьев по правописанью…»: В.В. Набоков. Рассказ «Благость».  

2

60-61

11

Владимир Владимирович Маяковский.

9

«Я – поэт. Этим и интересен»: личность и судьба Маяковского.

1

62

Аудио- и видеоматериалы.

Лирика Маяковского 1912 – 1917 годов: «революционный поэт».  

2

63-64

«Громада-любовь» и «громада-ненависть»: поэма «Облако в штанах».  

2

65-66

Работа с практикумом для учащихся.

12  

Лирика Маяковского 1917–1930 годов: «поэт Революции».  

1

67

Поэт и поэзия: трагедия поэта.

3

68-70

Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания.

Сергей Александрович Есенин.

9

Творческий портрет Сергея Есенина.  

1

71

Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся.

13

Художественный мир лирики Есенина.

4

72-75

Проверочные работы, сочинения-миниатюры,  творческие задания.

Эволюция образа родины в лирике Есенина.  

4

76-79

 14

Михаил Александрович Шолохов

14

«В годину смуты и разврата»: от «Донских рассказов» к «Тихому Дону».  

2

80-81

«Война и мир» на донской земле: «Тихий Дон» как исторический роман-эпопея и как семейная сага.

2

82-83

«Любовь казака»: «Тихий Дон» как роман о любви.

2

84-85

«Поправляющий грех горше поправляемого» (В.В. Розанов): «Тихий Дон» как роман о революции и Гражданской войне.  

3

86-88

Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся.

15  

«Одиссея казачьего Гамлета» (И.Н. Сухих): «Тихий Дон» как роман о трагической судьбе человека.

3

89-91

Рассказ «Судьба человека». Русский национальный характер в рассказе. Образы автора и рассказчика.    

2

92-93

Проверочные работы, домашнее сочинение.

Осип Эмильевич Мандельштам.

3

«Я не хочу моей судьбы»: поэт и судьба.

1

94

Аудио- и видеоматериалы,

работа с практикумом для учащихся.

16  

«Я получил блаженное наследство»: поэт и вечность.

1

95

«Мне на плечи бросается век-волкодав»: поэт и время.

1

96

Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания.

Анна Андреевна Ахматова.

10

.

Жизненный и творческий путь  А.А. Ахматовой. Образ поэта в стихах ее современников.

2

97-98

Аудио- и видеоматериалы, презентация, работа с практикумом для учащихся.

17

«Слишком плотны любовные сети»: ранняя лирика А. А. Ахматовой.  

2

99-100

«Я была тогда с моим народом»: поэма «Реквием».

4

101-104

«…в прошедшем грядущее зреет»: Россия и творчество  в поэтическом сознании А. Ахматовой.

1-2

105-106

Проверочные работы, творческие задания

18

Михаил  Афанасьевич Булгаков.

11

.

Судьба художника: противостояние эпохе.

1

107

Булгаков и «потаенная литература». Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе».

1

108

Аудио- и видеоматериалы, презентация, работа с практикумом для учащихся

Жанровая и композиционная структура «Мастера и Маргариты»: роман-миф и три сюжета. Роман Мастера: проблема добра, предательства, трусости, верности. Евангелие от Михаила и канонические Евангелия.

2

  109-110

19

Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры.

1

111

Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизическое. Роман Булгакова как культурный миф.  

1

112

Проверочные работы, творческие задания.

Смысл финала. Свет и покой в романе. Вн.чтение:роман «Белая гвардия»

1

4

113

114-117

20

Марина Ивановна Цветаева.

5

«С этой безмерностью в мире мер»: быт и бытие Марины Цветаевой.

1

118

Проверочные работы, сочинения-миниатюры. Аудио- и видеоматериалы,

работа с практикумом для учащихся.

«Высота бреда над уровнем Жизни»: вечность любви. Лирическая героиня М.  Цветаевой. Поэтика М. Цветаевой.

2

119-120

«Есть времена – железные – для всех»: время ненависти. Поздняя цветаевская лирика.

2

7121-122

21

Борис Леонидович Пастернак.

9

Поэт и время: личность и судьба  Б.Л. Пастернака.

1

123

«И образ мира, в слове явленный»: мотивы любви и природы  в лирике Б.Л.  Пастернака.

2

124-125

Аудио- и видеоматериалы на CD, работа с практикумом для учащихся.

«Определение поэзии»:  образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике Б.Л.  Пастернака.

2

126-127

22

«Вариант книги Бытия»: роман «Доктор Живаго».  

2

128-129

«Ход веков подобен притче»: стихотворения Юрия Живаго.  

2

130-131

Проверочные работы, сочинение.

23

Андрей Платонович Платонов.

4

Человек и мир, в котором он живет (рассказы Платонова «Железная старуха» и «В прекрасном и яростном мире»).

2

132-133

Работа с практикумом для учащихся.

Тайна Фро: Психея, Афродита или Душечка?  (рассказ  А.П. Платонова «Фро»). Вариант уроков: Обзор содержания и проблематики повести «Котлован».

2

134-135

Проверочные работы, домашнее сочинение, творческие задания.

24

Литература 1940-х – 1980-х.

4

 

Литература и война: музы и пушки.

1

136

Аудио- и видеоматериалы,

работа с практикумом для учащихся.

Литература и власть: время кнута и пряника.

1

137

Поэзия шестидесятников: «поэт в России больше, чем поэт».

1

138

Проверочные работы, сочинения-миниатюры, тестирование.

Литература 1960 - 1980-х годов: образ меняющегося времени.  

1

139

Проверочные работы, домашнее сочинение, творческие задания.

25

Александр Трифонович Твардовский.

4

«Есть имена и есть такие даты»: личное и общественное в судьбе и творчестве А.Т. Твардовского.

1

140

«Бой идет не ради славы, ради жизни на земле»: великое и смешное в поэтической летописи войны.

2

141-142

Проверочные работы, творческие задания. Аудиоматериалы, работа с практикумом для учащихся.

«Я знаю, никакой моей вины»: совесть и память в творчестве и жизни А.Т. Твардовского.  

1

143

26

Александр Исаевич Солженицын.

5

 

«Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…»: биография и творчество А.И. Солженицына.

1

144

«Щ-854 (Один день одного зэка»): рассказ «Один день Ивана Денисовича». Особенный герой: Иван Денисович или «Щ-854»?

1

145

Проверочные работы, творческие задания. Работа с практикумом для учащихся.

Образ Ивана Денисовича в художественном мире рассказа (повести).  

1

146

27

Рассказ «Матренин двор».Образ праведника.

2

147-148

Семинар.

Василий Макарович Шукшин.

5

 

«Нравственность есть Правда»: жизнь и творческий путь В.М. Шукшина – актера, режиссера и писателя.

1

149

Аудио- и видеоматериалы,

работа с практикумом для учащихся.

28

«Чудики» и философы В.М. Шукшина.

2

150-151

Проверочные работы, классное сочинение, творческие задания.

«Крепкие мужики» и «блудные сыновья» родной земли.

1

152

29

Николай  Михайлович  Рубцов.

3

«За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»: проза жизни и чудо поэзии Н. Рубцова.

2

153-154

Аудио- и видеоматериалы,

работа с практикумом для учащихся.

«Но я у Тютчева и Фета проверю искреннее слово». Учителя и предтечи Н. Рубцова.

1

155

Проверочные работы, сочинения-миниатюры.

Владимир Семёнович Высоцкий.

2

«Я не люблю…»: катехизис поэта, певца и гражданина.

1

156

Сочинения-миниатюры

30

«Высоцкий – «Шансонье всея Руси».

1

157

. Аудио- и видеоматериалы,

работа с практикумом для учащихся.

Юрий Валентинович Трифонов.

3

«Возвращение к «prosus»: история и современность в произведениях  Ю.В. Трифонова.  

1

158

Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся.

«Обмены и обманы»   города в прозе Ю. Трифонова.    

1

159

Завещание Ю. Трифонова: вечные темы в творчестве писателя.

1

160

31

Сергей Донатович Довлатов

2

.

«Мир уродлив, и люди грустны» (И. Бродский): анекдоты и драмы Сергея Довлатова.

1

161

Рассказы из чемодана: автобиография поколения в произведениях С. Довлатова.  

1

162

Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся

32

Иосиф Александрович Бродский.

3

«Ни страны, ни погоста»: от Васильевского острова до острова Мертвых.

1

163

«Поэт есть средство существования языка»: пространство языка – пространство свободы в лирике И. Бродского.

1

164

Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся.

33

И. Бродский и традиции философской поэзии.

1

165

Александр Валентинович Вампилов.

2

Драматург Вампилов: трагедии и анекдоты.

1

166

Люди – не ангелы: вечные темы в «Провинциальных анекдотах».    

1

167

Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся.

34

Литературная ситуация рубежа XX-XXI веков.

2

Неоконченные споры.

1

169

«Писатель – Книга – Читатель».  

1

170

Работа с практикумом для учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г....