Рабочая программа по литературе 8 класс ФГОС к УМК В.Я.Коровиной
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Першина Оксана Николаевна

Рабочая программа по литературе 8 класс к УМК В.Я. Коровиной рассчитана на 70 часов в год, соответствует требованиям к результатам освоения ФГОС ООО, содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного курса, содержание курса, тематическое и календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДУБНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждаю

Директор МБОУ «Дубневская СОШ»

_________________/С.Ю.Карпухина/

«_____»____________________2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

 «ЛИТЕРАТУРА» 

8 класс

(базовый уровень)

ФГОС

Составитель: Першина Оксана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

2017 - 2018  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Литература» составлена на основе:

  • требований к результатам освоения ФГОС ООО;
  • авторской  программы курса «Литература»  для 8 класса   общеобразовательных организаций авторов: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В.; М. «Просвещение»;
  • Основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО МБОУ «Дубневская СОШ» с учётом планируемых к использованию учебно-методических материалов:

      Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: «Литература» авторов: В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. - М.: «Просвещение»;

      Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО.

      На изучение программного материала отводится 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 недель).

  1.Планируемые образовательные результаты освоения курса литературы в 8 классе.

Личностные результаты:

  •  воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  •  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  •  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
  •  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  •  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной деятельности;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  •  смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

  •  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  •  умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  •  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
  •  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • умение создавать устные и письменные монологические высказывания разного типа, вести диалог.  

2.Содержание учебного курса

Введение. 

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Устное народное творчество.

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни.

Частушки. Особенности художественной формы фольклорных произведений

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальное представление). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление).

Из литературы XVIII века.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении

Из литературы XIX века. 

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Образ Ермака Тимофеевича.

А.С.Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в русской литературе.

Стихотворения «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновенье…». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.

«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.

«Капитанская дочка». История создания произведения. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Роль эпиграфа

Гринёв: жизненный путь героя. Формирование характера и взглядов героя. Швабрин - антигерой. Маша Миронова – нравственная красота героини.

Пугачёв и народное восстание в произведении и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Четыре встречи Пугачёва и Гринёва

А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов - персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтически – условный историзм поэмы. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и природы в поэме, их роль в произведении. Идейное содержание поэмы. Композиция поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Понятие о « миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика гоголевской сатиры.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

Н.В.Гоголь. Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно – политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа

Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.

Теория литературы Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Деталь как средство создания образа в рассказе

Л.Н.Толстой. «После бала». Социально – нравственные проблемы в рассказе Главные герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Теория литературы. Художественная деталь Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Теория литературы Психологизм художественной литературы.

Из литературы XX века.

И.А.Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.

А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

А.А.Блок. «Россия». Ист. тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Образ России

С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Сатира и юмор в рассказах сатириконцев

М.А.Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Для самостоятельного чтения.

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме

Теория литературы Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальное представление).

А.П.Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину: М.Исаковский, Б.Окуджава, А.Фатьянов, Л.Ошанин и др. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата

Русские поэты о Родине, родной природе.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства

Теория литературы Герой-повествователь (развитие представлений).

Из зарубежной литературы. 

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и Джульетта как символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии

Ж. – Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм (развитие понятий).

В.Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним» образом.

Повторение. Обобщение. Итоговый контроль.

  1. Тематическое планирование

 

Название темы, раздела

Кол-во часов в рабочей программе

Введение

1

Устное народное творчество        

2

Из древнерусской литературы

2

Из литературы 18 века

3

Из литературы 19 века

36

Из русской литературы 20 века

21

Из зарубежной литературы

4

Итоговое повторение

1

ИТОГО

70

Приложение.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Дата проведения

по плану

по факту

Введение. (1ч)

1

Русская литература и история

04-08.09

Устное народное творчество (2ч)

2

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)

04-08.09

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы

11-15.09

Из древнерусской литературы (2ч)

4

«Житие Александра Невского» (фрагменты)

11-15.09

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

18-22.09

Из литературы 18 века (3ч)

6

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии

18-22.09

7

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

25-29.09

8РР

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

25-29.09

Из литературы 19 века (36ч)

9

И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года

02-06.10

10

К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение

02-06.10

11

Вн.чт. А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки)

16-20.10

12

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман

16-20.10

13

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя.

23-27.10

14

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа.

23-27.10

15

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.

30.10-03.11

16

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения

30.10-03.11

17

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры.

06-10.11

18РР

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

06-10.11

19

А.С. Пушкин. «19 октября», «Туча».

13-17.11

20

Вн.чт. А.С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…» и другие стихотворения о любви и творчестве.

13-17.11

21

Контрольная работа №1 по творчеству А.С. Пушкина.

27.11-01.12

22

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма.

27.11-01.12

23

М.Ю Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя.

04-08.12

24

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы.

04-08.12

25РР

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

11-15.12

26

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия.

11-15.12

27

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.

18-22.12

28

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова

18-22.12

29

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии

25-29.12

30РР

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

25-29.12

31

Н.В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека».

08-12.01

32

Н.В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст».

08-12.01

33

Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

15-19.01

34

Вн.чт. И.С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе

15-19.01

35

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои.

22-26.01

36

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства создания комического.

22-26.01

37

Н.С. Лесков. «Старый  гений»: сюжет и герои.

29.01-02.02

38

Н.С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика.

29.01-02.02

39

Л.Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои.

05-09.02

40

Л.Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции поэтика рассказа.

05-09.02

41

Контрольная работа №3 по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого.

12-16.02

42РР

Поэзия родной природы в русской литературе 19 века.

12-16.02

43

А.П. Чехов. «О любви» (из трилогии)

26.02-02.03

44

Вн.чт. А.П. Чехов. «Человек в футляре»

26.02-02.03

Из русской литературы 20 века (21ч)

45

И.А. Бунин. «Кавказ»: лики любви.

05-09.03

46

А.И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви.

05-09.03

47РР

«Поговорим о превратностях любви»

12-16.03

48

Контрольная работа №4 по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

12-16.03

49

А.А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.

19-23.03

50

С.А. Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему.

19-23.03

51РР

Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.

26-30.03

52

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к творчеству.

26-30.03

53

М.А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика.

02-06.04

54

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

02-06.04

55

Вн.чт. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.

09-13.04

56

Вн.чт. М.М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы.

09-13.04

57

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война.

16-20.04

58

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: образ главного героя.

16-20.04

59

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: особенности композиции поэмы.

23-27.04

60

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

23-27.04

61

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя.

30.04-04.05

62РР

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

30.04-04.05

63

Русские поэты о родине, родной природе (обзор).

07-11.05

64

Поэты русского зарубежья о родине.

07-11.05

65

К/Р №5 итоговая по русской литературе.

14-18.05

Из зарубежной литературы (4ч)

66

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

14-18.05

67

Сонет как форма лирической поэзии

21-25.05

68

Вн.чт. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен)

21-25.05

69

Вн.чт. В.Скотт. «Айвенго».

28.05-01.06

Итоговое повторение

70

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

28.05-01.06

СОГЛАСОВАНО                                                                   СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО                                                   Зам. директора по УВР

от «____»___________2017г.                                   «____»_________________2017г.

№______________________        ___________________________

Руководитель ШМО:

_______/________________ /                                                     ФИО______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая_программа_по_литературе_к_УМУ_под_редакцией_В.Я._Коровиной._5-й_класс

Рабочая программа по литературе к УМК под редакцией В.Я.Коровиной.5 класс.         Настоящая  программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра с...

Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 5 класс (102 часа). ФГОС

Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литерату...

Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 7 класс (68 часов)

Настоящая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литератур...

Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 9 класс (102 часа)

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литера...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...