Сценарий к диспут-клубу «Читаем Б. Брехта»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Интегрированный урок литература -немецкий язык  "Читаем Брехта"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий к  диспут-клубу «Читаем Б. Брехта»

Для школ с углубленным изучением немецкого языка.

Зарубежных авторов изучают в школах довольно-таки формально, учащиеся редко читают классиков, да еще и в оригинале, но если заинтересовать учеников, ориентируя их на современность, то может получиться неформальная трактовка классических произведений.

 Предложенный сценарий предполагает предварительную подготовку, без которой невозможно провести дискуссию, не зная особенностей жизни и творчества немецкого писателя Бертольда Брехта.

 На уроках немецкого языка учащиеся знакомятся с биографией Брехта, читают отрывки из его произведений как прозаических, так и лирических. Знакомство продолжается и на примере просмотров драматических  постановок. Учащимся было предложено послушать лекцию «Брехт: человек добр?», где основной акцент был сделан на основные принципы построения эпического театра.

 Идея связать имя Б. Брехта с русским классиком Максимом Горьким была неслучайной: два максималиста, новатора, драматурга, гуманиста и альтруиста.

«Легенда о Данко» - это притча, философская сказка, показывающая, что в жизни всегда есть место подвигам.

В обсуждении высказываний Брехта участвуют ученики из нескольких школ, наряду с подготовленными выступлениями учеников диспут предполагает живое общение со всеми участниками происходящего, т.к. в эпическом театре нет зрителей и актеров, сцены и зала.

На основе цитат из “Жизни Галилея” и по сюжету “Легенда о Данко” с продолжением

Идея: толпа блуждающая – прозрели – в Пути - становятся индивидуальностями – затаптывают – подхватывают

1.[1]        «Тот, кто не знает истины, только глуп. Но кто её знает и называет ложью, тот преступник»

"Wer die Wahrheit nicht weiß, der ist bloß ein Dummkopf. Aber wer sie weiß, und sie eine Lüge nennt, der ist ein Verbrecher!"

2. « Если Истина слишком слаба, чтобы обороняться, она должна переходить в наступление.»

Wenn die Wahrheit zu schwach ist, sich zu verteidigen, muss sie zum Angriff übergehen. 

«Послушайте!» В.Маяковский - Сердце

3.«Ты видишь? Что ты видишь? Ничего ты не видишь. Ты только глазеешь. А глазеть — не значит видеть.»

«Вопросы читающего рабочего — Fragen eines lesenden Arbeiters“ (ученица из шк.506 с наглядной презентацией)

Sehen heißt Nachdenken. 

Denken heißt verändern. 

Erst muss, bevor die Welt sich ändern kann, der Mensch sich ändern.

«Если бы акулы были людьми — Wenn die Haifische Menschen wären“ - плакат, увеличенный в эл.виде — объяснение фрагментами по-русски из текста — человек с указкой

4. «Когда имеешь дело с препятствиями, то кратчайшим расстоянием между двумя точками может оказаться кривая»

Angesichts von Hindernissen mag die kürzeste Linie zwischen zwei Punkten die krumme sein.

5. «- Несчастна та страна, у которой нет героев!

  • Нет! Несчастна та страна, которая нуждается в героях».

Andrea: „Unglücklich das Land, das keine Helden hat!“ Galilei: „Nein. Unglücklich das Land, das Helden nötig hat.“ 

Фрагмент из «Мать» М.Горького

6. «Никакое насилие не может сделать невидимым то, что уже было увидено».

Was bekam das Soldatenweib? - Что получила жена солдата» (декламация мужским голосом — женский образ играет)

„Denn die alte Zeit ist herum und es ist eine neue Zeit. […] Und es ist eine große Lust aufgekommen, die Ursachen aller Dinge zu erforschen.“

Die Erfindungen für Menschen werden unterdrückt, die Erfindungen gegen sie gefördert.

Sagredo: „Und ich frage dich, wo ist Gott in deinem Weltsystem?“ – Galilei: „“In uns und nirgends!“ Galilei: „Ich glaube an den Menschen und das heißt, ich glaube an seine Vernunft!

Ohne diesen Glauben wurde ich nicht die Kraft haben, am Morgen aus meinem Bett aufzustehen.

9. «Сегодня всё изменилось! Человек подымает голову. Измученный страданиями, он говорит: я могу жить. Какая победа достигнута тем, что один человек сказал — нет!»

«Песня единого рабочего фронта — Einheitsfrontlied (поют «толпа», в ней учителя (мужской голос из 506), которые начинают «серая масса» - «индивидуальности» (яркие платки или другие профессиональные атрибуты)

Сердце — стук (Токката И.Баха, орган и ударные)

Сердце поднято и всё продолжается музыка из «Укрощение Огня» А.Петрова

Der Mensch ist erst wirklich tot, wenn niemand mehr an ihn denkt.

10. «Не всё можно сделать насилием! Насилие не всевластно».

Der starke Mann ist stärker ohne Gewalt.

Das moderne Theater muß nicht danach beurteilt werden, wieweit es die Gewohnheiten des Publikums befriedigt, sondern danach, wieweit es sie verändert.
 


[1]        Цитаты из «Жизнь Галилея» написаны по-русски и по- немецки в виде афиш и закреплены на стенах, из зала будут читаться зрителями — заранее предупредили, что по сигналу (стук, удар) и номеру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку МХК "Бертольд Брехт и его "эпический театр"

Данная презентация используется на уроке  МХК в 11 классе при изучении  нового материала по теме "Художественная культура Западной Европы I половины XX века"...

Урок немецкого языка в 11классе "Бертольт Брехт-немецкий режиссёр"

Урок «Немецкий режиссёр -Бертольт Брехт» относится к большому разделу «Театр и киноискусство . Как они обогащают нашу жизнь?" в 11 классе по УМК И.Л.Бим, на изучение которого отводится 25 часов....

Биография Бертольда Брехта

Биография Брехта...

Эпический театр Бертольда Брехта

Хочу предложить вам  урок внеклассного чтения в старших классах.Тема урока: » Эпический театр Бертольда Брехта»Цель урока: познакомить учащихся с биографией  Бертольда Брехта;  с теорие...

Сценарий внеклассного мероприятия "Читаем Пушкина..."

Данное внеклассное мероприятие рассчитано на детей 12-15 лет,учащихся коррекционной школы (VI вид)....

Сценарий конкурса чтецов « Читаем Уильяма Шекспира»

Сценарий конкурса чтецов " Читаем Уильяма Шекспира "; разработан для обучающихся школы 3-11 классов в связи ; с празднованием в апреле месяце дня рождения великого английского; поэта, писате...