План-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему: Стихи и песни о Великой Отечественной войне
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Полякова Татьяна Викторовна

Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса.  Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Возможно проведение интегрированных уроков литературы и истории. Материал включает в себя слайды к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия54.5 КБ
Office presentation icon Презентация 2.64 МБ

Предварительный просмотр:

       Вырубовский филиал МБОУ « Никифоровская СОШ №1»

             

  Литературно-музыкальная композиция

                                8 класс

         Стихи и песни о Великой   Отечественной   войне

                                                                               Подготовила

                                                                         учитель русского

                                                                        языка и   литературы

                                                            Полякова Татьяна Викторовна                                                                  

Тема

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Цели: рассказать о значении поэзии в годы Великой  Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии того времени соединялись с глубоко личными переживаниями, помоч почувствовать пафос поэзии военных лет, развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: рассказ учителя; сообщения учеников, Поразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам, просушивание аудиозаписей, работа с репродукциями.

Оборудование: записи песен военных лет; поэтические сборники; портреты поэтов; репродукции картин: А. Дейнека «Окраина вы. Ноябрь 1941 года», И. Тоидзе (плакат) «Родина-мать зовёт», Л. Никич «Военные корреспонденты», А. Пластов «Фашист при петел», Г. Коржев «Проводы» (из серии «Опаленные огнем войны») и др.; фотографии писателей, журналистов, воевавших на фронтах Великой Отечественной. По возможности: использование видеозаписей художественных фильмов о войне.

Эпиграф:

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

В. Лебедев-Кумач (1943)

Ход урока

I. Литературно-музыкальная композиция

Ученик 1. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

Ученик 2. Война... Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время?

Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

(Звучит песня «Священная война». Музыка А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача.)

В песнях военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата.

Ученик 1.До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда и веселые.

Ученик 2. Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

Ученик 1. В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.П. Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира... И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей».

Ученик 2.А вот слова А. Александрова, автора музыки к песне «Священная война»: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева... С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею - песни...».

Ученик 1. Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад...», «В лесу фронтовом...», «Враги сожгли родную хату...».

(Звучит песня «Враги сожгли родную хату...». Стихи М. Исаковского, музыка М. Блантера.)

Ученик 2. Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы... Потрясение воина-победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу... С душевным напряжением пели исполнители эту песню, как, например, М. Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, боль, которая была поистине всеобщей.

Ученик 1. Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему?

Ученик 2. Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества - музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о нем.

(Звучит песня «Катюша».)

II. Сообщение ученика «История создания песни «Катюша»»

Все мы любим милую «Катюшу»,

Любим слушать, как она «поет»:

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придает... С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года, называя «Катюшами» многоствольные реактивные минометы.

Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович...

- Я очень благодарен Регинину, - рассказывает Матвей Исаакович Блантер, - эта встреча вызвала к жизни много песен. Тогда же Исаковский показал мне заранее написанное для меня (к сожалению, в несколько несвойственной ему куплетной форме) стихотворение «Тетушка Христина». Честно говоря, оно мне не очень понравилось. Но песню я все-таки сочинил. Ее горячо одобрили, опубликовали и даже выплатили нам повышенный гонорар... И вот возвращаемся мы с Исаковским из редакции, а настроение не радужное: нам, авторам, первый совместный опус не казался удачным. В машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:

Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой... Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой...

Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью - я почувствовал в ее игре ударений: на берег, на высокий берег. И начинаю про себя напевать...

Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдет речь о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему...

Договорились и уехали отдыхать в Крым - Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор. «А песня для программы была очень нужна, - продолжает Блантер. -Дирижер нашего оркестра Виктор Кнушевицкий не переставал напоминать мне об этом, поэтому я приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строчки, ставшие «Катюшей».

Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой ее исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось бисировать песню трижды!

В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, с характерными для русского фольклора сравнениями (например, любимого с сизым орлом), с лаконичным и поэтически образным описанием весенней природы - столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия Блантера - яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная - полна при этом такой лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили ее.   Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались все новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше - медицинской сестре («Раны Катя крепко перевяжет»). С «Катюшей» связывали воины свои мечты о доме, о любимых.

В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, в Болгарии она не раз даже принималась в качестве партизанского пароля, во Франции ее пели участники Сопротивления. Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире. В Японии, например, «Катюша» - самая любимая песня в репертуаре массовой музыкальной организации «Поющие голоса». Когда Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах приветствовала его в аэропорту «Катюшей»!

Композитором было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!

III. Продолжение литературно-музыкальной композиции

Ученик 1. Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексей Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов А. Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи».

Ученик 2. Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьев» одной из лучших песен военной эпохи. Поэт-фронтовик Михаил Луконин вспоминал: «Как мы пели «Соловьи, соловьи...»! А как замечательно пел он сам [Фатьянов] - помню слезы на глазах Твардовского».

(Звучит песня «Соловьи.)

Ученик 1. Из-за школьной парты ушел добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своем творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы - о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики...», «Песенка о пехоте» и другие.

(Звучит выразительное чтение стихотворения поэта «Песенка о пехоте» (заранее подготовленным учеником).)

Ученик 2. Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они ее и поют со слезами на глазах.

(Звучит песня «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.)

Ученик 1. Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно теплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.

(Звучит песня «Дороги». Слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова.)

Ученик 2. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назвал «Дороги» в числе трех лучших военных песен - рядом со «Священной войной» и «Соловьями».

Минули годы и десятилетия... Но и сейчас и ветераны, и молодежь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны

IV. Работа с репродукциями

Обсуждение вопроса: какие репродукции могут стать иллюстрациям к прозвучавшим сегодня стихотворениям и песням?

V. Итог урока

1. Слово учителя.

По мнению К.М. Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови - это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом - значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».

2. Заключительная беседа.

-  Как вы поняли, почему писать о войне трудно?

-  Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?

-  Какую тему поднимает каждая из песен?

-  Что сближает фронтовые песни с песнями народными?

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «В.П. Астафьев» (с. 239-240), ответить на вопросы.

2. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».                                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы 8 класс Литературно-музыкальная композиция Автор: учитель русского языка и литературы Полякова Татьяна Викторовна

Слайд 2

Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне. В. Лебедев-Кумач (1943)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

В презентации рассказывается о поэтах-фронтовиках и произведениях, которые они создавали на фронте....

Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Здесь представлен подробный конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"....

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

Урок литературы в 6 классе по теме: "Стихи поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне"

Урок разработан в рамках метапредметного подхода, где учащиеся знакомятся не только со стихами поэтов-фронтовиков, но и пытаются ответить на вопрос: "А заботились ли солдаты на войне о своей душе...

Открыты урок по теме«Стихи и песни о Великой Отечественной войне» 8 класс

Урок расссчитан на воспитание без заветной любви к родене , гордости за свою страну....

Урок литературы на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Урок литературы в 8 классе на тему:«Стихи и песнио Великой Отечественной войне»                              ...

Тест по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Проверка знаний по разделу "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"...