В.Г. Распутин «Женский разговор». Уроки нравственности.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
В.Г. Распутин «Женский разговор». Уроки нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
(ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА)
Предмет: литература
Учитель:
Тема урока: В.Г. Распутин «Женский разговор». Уроки нравственности.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к способам действия: продолжить формирование у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов: выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, создав проблемную ситуацию; побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный момент | |||
2. Мотивация | Перед вами эпиграф к нашему уроку: Жизнь - не порок, Это стихотворение современного пермского поэта Александра Чиркова. Каково отношение лирического героя к такому основополагающему понятию, как нравственность? Давайте проанализируем рассказ В.Г. Распутина и обсудим один из важнейших вопросов современности: обесценилось ли понятие нравственности сегодня? | Учащиеся должны прийти к выводу, что лирический герой, представляющий современное поколение молодых людей, перестал верить в высокие идеалы нравственности, которые обесценены современным жестоким веком. | уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
3. Постановка учебной задачи | Исходя из темы урока, определите цели и задачи нашего урока. | Раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г. Распутина, проанализировав образы бабушки Натальи и внучки Виктории. Проанализировать истории жизни бабушки и внучки и рассмотреть, как они влияют на их мировоззрение и наоборот – их мировоззрение строит их судьбы. | Умение самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. |
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) | В какой форме построен рассказ? Это диалог кого с кем? Только ли Натальи и Виктории? Какую проблему вы видите в решении этого диалога? | Диалог. Это видно из названия рассказа – «Женский разговор» Нет, это диалог двух поколений, двух культур – городской и деревенской, двух мировоззрений. Возможно ли прийти к пониманию этим двум мировоззрениям? | Умение самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. |
5. Первичное закрепление
| Выделите несколько ключевых понятий рассказа. | Любовь, целомудрие, судьба. | |
6. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности.
| Работа в трех группах. Рассмотреть по предложенному плану отношение героинь к этим понятиям. Судьба: Виктория 1. Как Вика оказалась у бабушки в деревне? 2. Почему родители так поступили? 3. Найдите в тексте описание Вики. Прокомментируйте его. Бабушка Наталья. 1. История первого замужества Натальи. 2. Отношения с мужем. 3. Отношения со вторым мужем. Любовь Виктория. Что для Вики любовь? Наталья. Целомудрие Виктория Наталья Каково же назначение женщины с точки зрения Вики и бабушки Натальи? Словарная работа: Соотнесите жизненные позиции двух женщин со значение их имен. Какие нравственные ценности утверждают обе женщины? Составить кластеры этих понятий. Каково ваше отношение к нравственному выбору героинь? | 1. Связалась с дурной компанией, бросила школу, забеременела, сделала аборт. Отправлена на перевоспитание в деревню к бабушке. 2. Видимо, «запустили» дочь и не справляются с ситуацией. И – главное – знают, насколько мудра бабушка Наталья, и надеются на ее помощь. 3. . Вика созрела физически, но не умственно и не нравственно. 1. В 18 лет вышла замуж невенчанная, что ее очень сильно беспокоило. 2. «Не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикосновенья». Шесть лет прожила с первым мужем Николаем, погибшим на войне. Родила двоих детей. Товарищ погибшего мужа Семен пришел к Наталье и сказал, что дал умирающему другу слово жениться на его жене. Наталья сопротивлялась, но потом жалость взяла свое: контуженный Семен не протянул бы долго без нее. Семь лет прожили вместе, и два образа слились в один.
Мы видим, что она не знает любви, хотя она ее живо интересует, она постоянно спрашивает бабушку о ней. Может быть, в этом и заключается трагедия жизни Вики – в недостатке любви к ней и в недостатке любви в ней самой. Для Натальи любовь – это глубокая верность и преданность своему мужчине, самоотречение, самоотдача. Не понимает значение этого слова, не видит смысла хранить невинность для мужа. Уверена, что «сейчас все не так». Подменяет понятие целомудрие понятием целеустремленность. — А почему говорят: целомудрие? — спросила вдруг она. — Какое там мудрие? Ты слышишь, бабушка? — Слышу. Это не про вас. — А ты скажи. — Самое мудрие, — сердито начала Наталья. — С умом штанишки не скидывают. — Она умолкла: продолжать, не продолжать? Но рядом совсем было то, что могла она сказать, искать не надо. Пусть слышит девчонка — кто еще об этом ей скажет. — К нему прижаться потом надо, к родному-то мужику, к суженому-то. — И подчеркнула «родного» и «суженого», поставила на подобающее место. — Прижаться надо, поплакать сладкими слезьми. А как иначе: все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита. Для тебя взросла, всюю себя по капельке, по зернышку для тебя сневестила. Потронься: какая лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая! Божья сласть, по благословению. Свой, он и есть свой. И запах свой, и голос, и приласка не грубая, как раз по тебе. Все у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него. Все так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизню. Для Натальи целомудрие – это принадлежность себя только любимому. Любимый и муж для нее синонимы. Для Вики женщина – это лидер: «Лидер — это она ни от кого не зависит, а от нее все зависят. Все бегают за ней, обойтись без нее не могут». «Женщина теперь сильнее. Она вообще на первый план выходит». «Женщина сейчас ценится… та женщина ценится, которая целе-устремленная. Целе-устремленная — это значит, идет к цели. Поставит перед собой цель и добивается. А чтобы добиться, надо такой характер иметь… сильный». Для Натальи в женщине главное способность любить: «Не надо сильнее… Надо любее». По поводу женского идеала внучки бабушка говорит: «Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется. Поджарая, вытянутая, морда вострая. Дадут ей на обнюшку эту, цель то, она и взовьется. И гонит, и гонит, свету невзвидя, и гонит, и гонит. Покуль сама из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе». Виктория – победительница. Наталья – родная. Это отражается в их мировоззрении. забота прощение Целомудрие Духовная и физическая чистота любовь лидерство Целеустремленность сила растрачивание себя в погоне за мнимыми идеалами. Сейчас, как и в любое другое время, свою дорогу каждый выбирает сам. И во времена Натальи были такие женщины, как Дуня, уведшая мужа сестры, или женщины, лишившиеся невинности до брака. И в современное время каждая женщина выбирает свой путь сама и, как и тогда, в ответе за него. | Умение самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Умение пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. |
9. Дифференцированное домашнее задание | 1. Составить словарь «слов бабушки Натальи». 2. Продолжить рассказ «Женский разговор». Как сложилась судьба Вики после отъезда из деревни? Повлиял ли «женский разговор» с бабушкой на судьбу девушки? 3. Написать эссе: «Образ природы в рассказе В.Г. Распутина «Женский разговор» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу В. Распутина "Женский разговор"
Опыт сопоставительного анализа....
"Душа по капле собирает свет..."- урок-размышление по рассказу В.Распутина "Женский разговор"
Материал содержит разработку урока....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/01/picture-98224.jpg)
Презентация к уроку-размышлению "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") к 75 летию.
Ознакомить учащихся с творчеством Валентина Григорьевича Распутина на примере рассказа "Женский разговор".Выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, ...
Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Как быть любее любой по рассказу В. Распутина "Женский разговор"
Технология критического мышления представлена через восприятие рассказа В. Распутина "Женский разговор"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-523630-1415704399.jpg)
урок по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"
Урок - поиск истины. Разговор о "Женском разговоре" В.Г. Распутина...
Нравственные уроки в рассказе В.Распутина «Женский разговор»
(Открытый урок литературы в 9 классе по творчеству В.Г.Распутина)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-499814-1479388926.jpg)
Урок литературы в 11 классе по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор".
Цели урока:- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, нравственности, создав проблемную ситуацию;побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о ...
- Мне нравится (1)