Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Как быть любее любой по рассказу В. Распутина "Женский разговор"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Технология критического мышления представлена через восприятие рассказа В. Распутина "Женский разговор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература 11 класс. Рассказ В.Г.Распутина «Женский разговор».

Урок составила учитель русского языка и литературы  МБОУ – СОШ  р. п .Советское  Советского района   Евстратова Вера Владимировна

Тема урока: «Как быть любее любой?» по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»

Цель урока: понимание ключевых проблем в связи с реальностью; формирование  духовно-развитой личности, гражданского самосознания, ответственности за свои поступки, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Дидактическая цель: раскрыть смысл нравственных понятий «любовь», «долг», «верность», «преданность», создание условий для усвоения новых знаний по теме урока.

Тип урока: урок общеметодологической направленности, проблемно-диалогической.

Формирование УУД:

Познавательные универсальные учебные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы;

- выдвижение предложений и их обоснование;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные универсальные действия:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

- осуществление совместной познавательной деятельности в парах;

- освоение различных способов взаимной помощи партнёров по общению.

Регулятивные универсальные действия:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно;

- умение оценивать других и давать самооценку;

- подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.

Личностные универсальные действия:

- участие в диалоге, умение слушать, понимать других, высказывать свою точку зрения;

- уметь сотрудничать в совместном решении проблемы;

- отстаивать и аргументировать свою точку зрения;

-учиться понимать точку зрения другого.

Личностные результаты: совершенствование духовно – нравственных качеств личности; гуманистического мировоззрения; постижение смысла текста; развитие творческих способностей.

Метапредметные результаты: умение понимать и решать проблему текста; выдвигать гипотезу; подбирать аргументы, подтверждая собственную позицию; формулировать выводы, определять свои интересы, самостоятельную деятельность, понять своё место в мире.

Предметные результаты: понимание ключевых проблем в связи с эпохой; понимать и формулировать тему, идею; характеризовать героев; владеть терминологией литературоведения; уметь вести диалог, развивать эстетический вкус.

Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный, наблюдение, чтение.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная, активное сотворчество писателя, учителя и ученика.

Средства обучения: презентация по теме, текст рассказа В.Г.Распутина «Женский разговор», индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока:

Этап урока

Цель этапа

Деятельность ученика

Деятельность

учителя

1 Мотивация учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Включение в учебную деятельность на личностно - значимом уровне

Подготовка класса к работе

Приветствие учащихся.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Приветствие учителя. Включение в деловой ритм. Создание эмоционального настроя через музыку и стихотворение.

На фоне музыки Бетховен   «К Элизе» учитель читает стихотворение.

«Не бывает любви несчастной, может быть она горькой, трудной, безответной и безрассудной, может быть смертельно опасной, но несчастной любовь не бывает…»

2. Осмысление содержания. Постановка учебной задачи

Цель: актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Ответ учащихся: «О любви»

Учащиеся предлагают ассоциации к слову разговор и останавливаются на слове диалог.

Учащиеся дают ответ.

Учащиеся предполагают, что разговор будет женским.

Разные взгляды на судьбу, на жизнь, на любовь.

Учащиеся предлагают свою версию.

О чём пойдёт разговор?

Сегодня мы будем искать истину, размышляя над рассказом В.Г.Распутина

А искать истину будем на развилке дорог. Пойдём направо к разговору, прямо к правде, налево к любви.

Отправимся по первой дороге. Назовите ассоциативный ряд к слову разговор.

Для решения истины выберем диалог. Почему?

Диалог, судя по названию рассказа Распутина, состоится между кем?

Но есть отличия. Чем отличаются?

Кто из них прав?

3.Этап закрепления.

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в группе, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Работа в группах. Раздаются листы, текст, маркеры.

Необходимо решить одну из проблем, какой должна быть современная женщина?

Учащиеся первой и второй группы аргументируют свои мнения.

Третья группа, опираясь на мнения первой и второй группы, выясняет, что принимаем, а что отвергаем.

Предлагается работа в группах.

  1. Кому ближе взгляд бабки Натальи
  2. Взгляд внучки Виктории
  3. Невидимый герой – автор.

Предлагается аргументировать свои мнения

4. Включение изученного в систему знаний.

Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнение заданий.

Учащиеся делают выводы.

Женщина должна быть любимой, то есть любее любой. Только тогда она будет счастлива.

В результате, какой получился портрет женщины?

Что является смыслом жизни для женщины?

Учитель комментирует статистические данные о социальном статусе семьи.

5.Рефлексия.

Цель: оценить результаты собственной деятельности.

Итог урока.

Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Учащиеся смотрят видеоклип о символе любви и верности.

Учащиеся получают домашнее задание.

Учитель организует рефлексию.

Учитель обобщает мнения учащихся, предлагает прислушаться к советам бабки Натальи.

Учитель предлагает подумать над вопросом: «Как вы думаете, приедет ли Вика домой изменившаяся? Найдет ли она свой путь?» Это и будет домашним заданием.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"

Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...

Урок литературы 9 класс. Тема: "Перекрёсток нравственных дорог жизни" (по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор").

Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». Знакосмтво с Матрёной Васильевной....