Публицистика Ивана Васильева
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9, 11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Размышления о человеке, земле, хлебе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publitsistika_ivana_vasileva.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Публицистика Ивана Васильева

В наше время идет активизация публицистического элемента в художественных произведениях (В. Карпов «Полководец», В. Распутин «Пожар», Н. Яковлев «Маршал Жуков»). Обращение публицистов к жанру повести  (Ю. Черниченко «Свой хлеб», А. Стреляный «Депутатский запрос», И.  Васильев «Земляки»). Это возросшее влияние публицистики на беллетристику. Сложные экологические проблемы затронуты в произведениях – переброска северных рек в Волгу, спасение «чистых» вод Байкала и другие. Это требование жизни. Сельский очерк Ивана Васильева – требование духу времени. Принципиальность авторской позиции, внутренняя цельность, деловая направленность и акцент на психологию человека-труженика. В Ленинской библиотеке значится 16 книг автора, в справочно-библиографическом разделе. Пять лет – 14 книг – две Госпремии. Первая в 1980 году имени М. Горького за книгу очерков «Беру все на себя», вторая через шесть лет – за книгу очерков «Допуск на инициативу» и очерки «Хвала дому своему», «Возвращение к земле», «Письма из деревни». До 1955 года Васильев был связан с педагогикой. После войны работал директором семилетки, в 1949 году был  переведен директором детского дома в село Глембочино. Из-под его пера вышли книги «Как жить будете, мальчики?» (о буднях детского дома), повесть «Алые пилотки», лирические миниатюры «Липовый цвет», размышления о взаимосвязи истории и современности «Быть хозяином». Среди героев особое место занимает учитель. Он первым заговорил о безграмотности в деревне, о заброшенных школах и детдомах, о «боли» земли, о диалектической зависимости человека и земли. Встал на защиту неперспективных земель и заброшенных деревень. Автобиографичность главных героев, придающая оттенок хроникальности его произведений – одна из ведущих черт творческой манеры Васильева. Как и Ф. Абрамов, И. Васильев считает, что каждый интеллигент является учителем. Пастырем своего народа, даже не будучи им по профессии. «Учитель – это не просто профессия,- пишет он в повести «Крестьянский сын», - это особый мир в душе, с которым человек рождается на свет». Быть понятым и понятным до конца, чтобы твое слово не просто коснулось разума, но и взволновало душу. Взгляд на историю соседствует с анализом современности, попыткой заглянуть в будущее. Вторую половину жизни Васильев отдает газетам. В 1955 году он переведен в Себеж заместителем редактора газеты. Затем Новгород, Валдай, Калининская область и в течение 10 лет – собственный корреспондент газеты во Ржеве. 1972 год -  очередной поворот в судьбе. Болезнь уложила на полгода в постель. Возвращение к профессии газетчика после болезни стало невозможным. Несколько лет живет в крохотной деревеньке Усть-Держи на берегу Волги, вокруг на несколько километров расположились не обозначенные на картах русские деревни Мозгово, Саблино, Никифоровское и Столинино. Появились первые лирические миниатюры, зарисовки, воспоминания, позднее вылившиеся в книги «В краю истоков. Размышления о русской деревне» и «Земля русская». В 1978-1979 годах опубликованы публицистические циклы в журнале «Волга» Васильева «Сельская интеллигенция», «Деревенский житель». Диалектическая широта и проникновенность взгляда очеркиста, стройная логика фактов и цифр, твердое настойчивое слов – все говорило о появлении недюжинного публицистического таланта. Читателя привлекло чувство Хозяина с большой буквы, которому до всего окружающего есть дело. Главное у Хозяина наличие загада на завтрашний день, месяц, год. Мир очерков писателя точно определен. это - псковские, новгородские, тверские земли – северо-запад России. Из всего этого слагается объемный и зримый образ матушки-земли, земли-кормилицы. Самая обыкновенная «черная, сырая» земля синонимична понятию «среда обитания» деревенской общины. Эта среда как необходимое условие существования деревни. В неразрывной связи с землей русское крестьянство формировалось в определенный социум со своей самостоятельной, нигде не записанной, но основанной на прочных исторических традициях, конституцией, в которой предполагалось наличие политических, социальных, экономических и нравственных законов. За землей встает характер русского человека. Чувствуется связь с «крестьянской прозой». Отсюда и берет начало неистовая воинственность Васильева в постановке им проблемы «сельского мира». Организационную роль играет образ «хлеба». Размышления писателя о хлебе-батюшке – это мудрость для человека. Традиционная поэтика русской деревенской очерковой прозы уходит в поэтику крестьянской жизни, труда и быта крестьянина, его нравственности и культуры. Основные слагающие ее – это непредвзятая, незапланированная, неэффективная постановка слова, ненавязчива ритмика повествования. Очерк прочнее держится за саму жизнь. Он необходимый элемент этой жизни. Ее голос. Например, очерк «Хвала дому своему» - начинается действие с постройки дома. А свой дом – это отношение. Отношение к жилищу, к земле, к кусту и дереву, к людям. И пошел разматываться клубок. Здесь проблемы: человек и природа, воспитание детей, в собственном доме с детства приученных к инструменту, психологии коренного и перестройка деревни на городской манер. С проблемой строительства дома связана проблема деревенского сервиса, проблема шабашников. От проблемы хозяина-мастера путь к «истинной хозяйственности». Слово «хозяин» имеет широкий диапазон. На одном полюсе – это человек – хозяин своей судьбы, творец истории своего народа, на другом – это алчный накопитель. Отсюда и формирование нравственных ценностей, уклада жизни, психологии. Затянувшийся период породил смещение ценностных ориентиров в сторону эгоизма. А это падение профессионального мастерства. Падает престиж профессий механика, шахтера, столяра. Человек перестал ощущать себя хозяином на своем рабочем месте. Перестал замечать связи своего индивидуального труда с трудом коллектива, народа и страны в целом. Васильев выносит проблему хозяина-мастера на первый план. Это приводит писателя к определению агропромышленного комплекса. Выходит, что все проблемы упираются в собственный дом. Основополагающими понятиями народного мировосприятия были и будут земля, хлеб и дом. Очерковая проза писателя – это способность не только увидеть историю в сцеплении событий и фактов, но представить ее в реальных образах людей. Ведь сельский мир – это люди. В цепь рассуждений писателя вплетаются и образы его соседей. Здесь задействована память писателя. А память – это чувства, пережитые нами. К своему герою писатель  подходит с крестьянской вдумчивостью, неторопливостью. Дает две-три черточки, и в соединении их открывается бездонная глубина судьбы человеческой. Есть и пейзаж у Васильева. Он не бросок. Его нельзя выделить, наделив функцией, связующей сюжет, или просто мысль писателя. Он органично входит в размышления писателя о своей судьбе, о судьбе своего народа. Сельский очерк – явление живущее. Он входит в большую литературу. Сельский очерк трудно поддается модным влияниям, как и сам сельский мир, потому что за ширмой современных проблем стоит его культура и история целого народа. А вот чувство вины нынешнего поколения – это обратная сторона «той чистой любви», которая «есть сила духа народного» и которая в годину суровых испытаний «обращается в самую высокую – любовь к России». Последние публикации писателя – «исследование процесса ориентации общественного сознания». Много внимания уделяет писатель работе аппарата управления. Они должны умело соединять в себе движения сверху вниз и снизу вверх. То есть быть проводниками решений и аккумуляторами инициативы масс. Определяя главный ориентир, доказывая необходимость изменения движения общества, Васильев осознает, что объявил войну эгоизму, равнодушию, инертности. Но при всей сложности задачи есть оптимизм. Оптимизм, знания, ум – это сила коллектива, сила психологии, ставшей народным характером.