Рабочая программа по литературе. Ланин 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_lan._7_kl.docx61.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения») и Программе по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (под ред. Б.А. Ланина – М.: Вентана-Граф, 2013) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

 Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений

Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе в объёме 68 ч.

Содержание учебного предмета «Литература»

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс для 5-9 классов строится на сочетании концентрического, хронологического и жанрового принципов.

Вторая ступень школьного литературного образования (5-9 классы) охватывает три возрастные группы учащихся. В соответствии с их психофизиологическими особенностями определяются три этапа развития основных видов учебной деятельности.

I этап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся.

II этап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса.

III этап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях.

В каждом классе затронута одна из ведущих тем. В 7 классе ведущая тема – «Литература и действительность.».

СТРАНИЦЫ КЛАССИКИ. ЛИТЕРАТУРА XIX В.

Повторение. Автор — рассказчик — герой произведения — лирический герой.

А.С. Пушкин. Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее — по воспоминаниям современников).

«Прощание», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..» (и другие — по выбору учителя)

Культ возвышенной дружбы и верности «святому братству». Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Многоголосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика.

«19 октября 1825 года». 

Дружба как одна из высших человеческих ценностей. Образы лицейских друзей поэта. Гимн Лицею и лицейскому братству. Гуманизм Пушкина. Сила творческого воображения. Роль картин природы в стихотворении.

«Няне». 

Эмоциональность стихотворения, средства создания.

Теория литературы. Метафора. Стихотворная речь, двусложные и трехсложные размеры стиха.

«Дубровский».

Замысел и история создания произведения. Искусство построения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта. Образ романтического героя Владимира Дубровского. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя. Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистеневке, Дубровский-Дефорж у Троекурова, любовь к Маше. Нравственный выбор героев. Развязка повести. Открытый финал.

Теория литературы. Повесть как эпический жанр. Рассказ и повесть. Художественный вымысел в литературе. Романтический герой.        

Связь между видами искусства. Экранизации повести «Дубровский» (режиссер А. Ивановский, 1936 г.; режиссер В. Никифоров, 1990 г.).

Ф. Шиллер. «Разбойники» (сцены по выбору учителя).

Драматическая история любви. Образ благородного разбойника Карла Моора, его борьба за справедливость, обреченность на одиночество и непонимание. Карл и Амалия. Трагический финал произведения. Развенчание романтического героя и его гибель.

Теория литературы. Драма как род литературы. Трагедия как литературный жанр (начальное понятие). Романтическая трагедия.

Темы для обсуждения. Русская литература в контексте мировой. Влияние европейской романтической литературы на творчество Пушкина. Национальные черты повести «Дубровский». Переосмысление поэтом романтических традиций.

М.Ю. Лермонтов. Из биографии (Кавказ в жизни поэта).

«Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком...»

Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений. Противоречивость переживаний поэта. Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов.

«Казачья колыбельная», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова. Прием сопоставления в изображении героев «Песни...». Утверждение человеческого достоинства и правды. Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого.

Теория литературы. Лирический сюжет. Художественный образ. Центральные образы лирического стихотворения.

Связь между видами искусства. Романсы «Горные вершины», «Парус» (муз. А. Варламова). Акварели Лермонтова.

Творческое задание. Поэзия и живопись М.Ю. Лермонтова: темы, образы, настроение.

Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников).

«Тарас Бульба».

 Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к Родине и чувство товарищества в повести. Патриотизм главных героев — Тараса и Остапа. Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи. Два типа характеров — Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести. Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента.

Теория литературы. Средства создания характера (повторение). Авторское отношение к герою.

       

П. Мериме. «Маттео Фалъконе».

Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство.

Темы для обсуждения. Русская литература в контексте мировой. Общечеловеческие проблемы и их решение в творчестве Н.В. Гоголя и П. Мериме.

Творческое задание. Герои Гоголя и Мериме: национальные особенности и общечеловеческие черты характеров.

Н.С. Лесков. Из биографии писателя.

«Человек на часах». 

Анекдот как основа произведения. Жестокое время, образ солдата-праведника. Историческое и вымышленное в повести. Своеобразие языка.

Теория литературы. Сказ. Герой-праведник.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик».

 Сатирические образы генералов, помещиков. Ирония по отношению к народу, интеллигенции. Абсурдный, перевернутый мир сказок сатирика: наделение героев-людей звериными чертами и «очеловечивание» животных. Связь с народной сказкой и басней. Новаторство писателя.

Теория литературы. Аллегория. Гротеск и гипербола.

Творческое задание. Эволюция жанра сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Тема для обсуждения. Народ и власть в произведениях русских писателей.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ

Н.А. Некрасов. Из биографии поэта (по воспоминаниям современников).

«Перед дождем», «Несжатая полоса», «Железная дорога» 

Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. Особенности некрасовской лирики: голоса героев, гражданственность проблематики, публицистичность. Образ рассказчика в стихотворениях. Своеобразие стиховой инструментовки: ритм и эмоциональная напряженность.

«Саша». 

Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения.

Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта.

«Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «С поляны коршун поднялся...» (другие — по выбору учителя).

Мастерство поэта в создании картин природы. Живописность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как основное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворенность образов природы.

А.К. Толстой. Из биографии поэта.

«Колокольчики мои...», «Вот уж снег последний в поле тает...», «Острою секирой ранена береза...», «Осень! Обсыпается весь наш белый сад...» (другие — по выбору учителя).

Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его дар сочувствия и сопереживания.

А.А. Фет. Из биографии поэта.

«Печальная береза...», «Чудная картина...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Облаком волнистым...», «Ласточки пропали...», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи...», «Учись у них - у дуба, у березы...» (другие — по выбору учителя).

Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Состояние природы и человеческой души, запечатленное в единстве. Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования. Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы.

А.Н. Майков. Из биографии поэта.

«Осень», «Осенние листья по ветру кружат...» (другие — по выбору учителя).

Лирический герой в пейзажной лирике Майкова. Изобразительно-выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения.

Теория литературы. Гражданская и «чистая» лирика. Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм. Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс. Звуковая инструментовка стихотворения.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи поэтов середины XIX в. (муз.                  П. Булаховского, Н. Римского-Корсакова, А. Варламова).

Тема для обсуждения. Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в. — Некрасова, Тютчева, Фета.

СТРАНИЦЫ КЛАССИКИ. ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX-XX В.

А.П. Чехов. Вехи биографии писателя.        

«Хамелеон», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Мальчики» (другие –по выбору учителя).

 Приемы создания комического эффекта. Авторская ирония в рассказе. Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова.

Теория литературы. Виды комического: юмор, ирония, сатира (повторение).

А.И. Куприн. Вехи биографии писателя.

«Чудесный доктор». 

Тема служения людям и Добру. Образ доктора. Мотив чудесного в рассказе.

Л.Н. Андреев. Вехи биографии писателя.

«Баргамот и Гараська». 

Влияние духовной литературы. Идея человеческого братства и милосердия. Жанр «пасхального рассказа».

«Ангелочек».

Внутренний мир главного героя. Гуманистический пафос произведения.

Теория литературы. Реально-бытовой план и исключительность ситуации как основа сюжета.

Творческое задание. А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев в воспоминаниях современников: портрет писателя (по выбору).

О'Генри. «Дары волхвов». 

Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия.

Тема для обсуждения. Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX-XX вв.).

СТРАНИЦЫ КЛАССИКИ. ЛИТЕРАТУРА XX В.

И.А. Бунин. Вехи биографии писателя.

«Родина», «Ночь и даль седая...», «Листопад», «Шумели листья, облетая...», «Огонь», «Слово» (другие — по выбору учителя).

Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Предметность и красочность образов.

Н.А. Заболоцкий. Вехи биографии поэта.

«Журавли», «Одинокий дуб» (другие — по выбору учителя)

Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого. Восхищение красотой и силой природы. Тревога за все живое.

Творческое задание. Традиции русской поэзии XIX в. и новаторство лирики Н.А. Заболоцкого.

НАЕДИНЕ С ПОЭТОМ.ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX В.

А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям». О.Ф. Берггольц. «Я говорю с тобой под свист снарядов...». Ю.В.Друнина. «Я только раз видала рукопашный...», «Всё грущу о шинели…», «Запас прочности», С.П. Гудзенко. «Перед атакой». С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...». Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые...». М.М. Джалиль. «Радость весны», «Смерть девушки». К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь...». А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...». А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...». 

Исповедальность, лиризм и патриотический пафос военной лирики. Образ солдата-победителя. Изображение подвиги народа. Тема памяти.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В ЛИТЕРАТУРЕ XX В.

А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта.

«Василий Теркин» (главы по выбору учителя)

Своеобразие жанра («книга про бойца»). Документальность произведения и художественный вымысел. Народный герой в поэме: Василий Теркин как собирательный образ. А тор и герой. Роль рефрена в раскрытии смысла произведения. Интонационное многообразие поэмы: юмор, трагедийность, лиризм отдельных страниц. Особенности ее стиха: чередование стихотворных размеров и способов рифмовки.

М.А. Шолохов. Вехи биографии писателя.

«Судьба человека». 

Андрей Соколов — воплощение национального характер Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения. Тема нравственных испытаний и военного подвига. Особенность композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа.

Связь между видами искусства. Экранизация повеет «Судьба человека» (режиссер С. Бондарчук, 1959 г.).

В.Г. Распутин. Вехи биографии писателя.

«Уроки французского». События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости.

Связь между видами искусства. Экранизация рассказа (режиссер Е. Ташков, 1978 г.).

В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя.

«Микроскоп», «Чудик» (другие — по выбору учителя).

«Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила героя.

Тема для обсуждения. Своеобразие национального характера в русской литературе XX века: традиции и новаторство.

Творческое задание. Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе. Интернет. Разговор с любителями книг: что такое чат и как найти собеседника по интересам. Что пишут о любимой книге? Создание первой электронной библиотечки «Любимые стихи».

КРУГ ЧТЕНИЯ

Русская литература

Ч.Т. Айтматов. «Ранние журавли», «Белый пароход». 

А.И. Герцен. «Сорока-воровка».

Н.В. Думбадзе. «Я вижу солнце».

В.Г. Короленко. «Мгновение».

Н.А. Некрасов. «Я за то глубоко презираю себя...», «Когда из мрака заблуждения...», «Тройка», «На родине».

К.Г. Паустовский. «Ленька с Малого озера», «Прощание с летом», «Снег», «Старый повар».

М.М. Пришвин. «Лесная капель», «Таинственный ящик».

А.С. Пушкин. «Полтава».

Ю.С. Рытхэу. «Когда киты уходят».

С.С. Смирнов. «Гаврош Брестской крепости».

И.С. Тургенев. «Вешние воды».

Зарубежная литература

Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».

Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада».

Э. Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари», «Ральф в лесах».

Дж. Р. Р. Толкиен (Толкин). «Хоббит, или Туда и обратно».

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Устное народное творчество

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
  • пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
  • установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Оценка достижения планируемых результатов изучения предмета «Литература»

Личностные результаты:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);
  • формулировать горизонт своих интересов;
  • пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним – понимать разницу между текстом и гипертекстом.

Метапредметные результаты выделяются следующими умениями:

  • находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипертекстом;
  • организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;
  • структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводф;
  • организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать её результативность и оценку;
  • аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
  • анализировать текст на основе принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

  • уметь воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи, раскрывать основные черты этих направлений, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
  • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
  • различать авторский замысел и особенности его воплощения;
  • выделять сквозные линии развития литературы (Д.С. Лихачёв), составляющие её национальную специфику («маленький человек», «лишний человек» и т.п.);

в коммуникативной сфере:

  • осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
  • анализировать произведения в связи с основными литературно-критическими работами;
  • работать с литературно-критическим материалом;
  • рецензировать изученные произведения;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения разных жанров на литературные и свободные темы;

в эстетической сфере:

  • понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус. 

7 класс   (Б.А. Ланин)

Урок N

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Повторение

01.09

1

Водный урок

Страницы классики: литература XIX в.- 22 ч.

05.09

4

А.С. Пушкин. Лирика

08.09

12.09

15.09

5

А.С.  «Дубровский»

19.09

22.09

26.09

29.09

03.10

1

Сочинение

06.10

1

Ф. Шиллер. «Разбойники»

10.10

2

М.Ю. Лермонтов. Лирика

13.10

17.10

2

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя…»

20.10

24.10

1

Сочинение

27.10

4

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»

10.11

14.11

17.11

21.11

1

П. Мериме. «Маттео Фальконе»

24.11

1

Творческая работа

Русская лирика середины XIX - начала XX в. – 6 ч.

28.11

6

Основные темы русской лирики XIX века. Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков,

А. Толстой

01.12

05.12

08.12

12.12

15.12

Страницы классики: литература конца XIX - начала XX в. – 8 ч.

19.12

3

Творчество А.П. Чехова

22.12

26.12

29.12

1

Творчество А.И. Куприна

12.01

1

Сочинение

16.01

2

Л.Н. Андреев «Баргамот и Гараська»

19.01

23.01

1

О. Генри «Дары волхвов»

Наедине с поэтом. – 4 ч.

26.01

2

Лирика И.А. Бунина

30.01

02.02

2

Лирика Н.А. Заболоцкого

06.02

Тема войны в русской поэзии XX в. – 5 ч.

09.02

4

Особенности военной лирики. А. Ахматова, О. Берггольц, Ю. Друнина, С. Гудзенко, С. Орлов, Д. Самойлов, М. Джалиль, А. Сурков, К. Симонов, А. Твардовский

13.02

16.02

20.02

27.02

1

Интерпретация стихотворения

Национальный характер в литературе XX в. – 14 ч.

02.03

3

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

06.03

09.03

13.03

3

М.А. Шолохов «Судьба человека»

16.03

20.03

23.03

3

В. Распутин «Уроки французского»

03.04

06.04

10.04

3

В.М. Шукшин. Рассказы

13.04

17.04

20.04

2

Ф. Абрамов «поездка в прошлое»

24.04

27.04

9

Повторение

04.05

11.05

15.05

18.05

22.05

25.05


Сроки

Кол-во

часов

Тема

Основные виды учебной деятельности

Планируемый результат

Результат

Оценка

Повторение

01.09

1 ч

Введение

Страницы классики. Литература XIX в. — 22 ч

05.09

-

03.10

10 ч

А.С. Пушкин.

«Прощанье», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..»
«19 октября 1825 года» «Няне»
 «Дубровский» 

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

сочинение

Сочинение

03.10

1 ч

Ф. Шиллер.

«Разбойники» 

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Выявлять жанровые особенности драмы, комедии и трагедии при изучении пьес русских и зарубежных авторов.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

06.10

-

24.10

5 ч

М.Ю. Лермонтов.

«Кавказ», «Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «Казачья колыбельная», «На севере диком стоит одиноко…»

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

сочинение

Сочинение

27.10

-

17.11

4 ч

Н.В. Гоголь. 

«Тарас Бульба»

Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики.

Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

домашнее сочинение

Домашнее сочинение

21.11

24.11

2 ч

П. Мериме.

«Маттео Фальконе»

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

Русская лирика середины XIX в. Основные темы и мотивы — 6 ч

28.11

01.12

2 ч

Н.А. Некрасов.

«Перед дождём», «Несжатая полоса», «Железная дорога» «Саша»

Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

05.12

1 ч

Ф.И. Тютчев.

«Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…»

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

08.12

1 ч

А.К. Толстой.

«Вот уж снег последний в поле тает…», «Острою секирой ранена берёза…», «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…» 

Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.)

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

12.12

1 ч

А.А. Фет.

«Чудная картина…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…», «Ласточки пропали…», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…» 

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма).

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

15.12

1 ч

А.Н. Майков.

«Осень», «Осенние листья по ветру кружат…» 

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

Страницы классики. Литература рубежа XIX–XX вв. — 8 ч

19.12

-

26.12

3 ч

А.П. Чехов.

«Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев» 

Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в

Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека

Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

29.12

12.01

2 ч

А.И. Куприн.

«Чудесный доктор»

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

сочинение

Сочинение

16.01

19.01

2 ч

Л.Н. Андреев.

«Баргамот и Гараська»

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

домашнее сочинение

Домашнее сочинение

23.01

1 ч

О. Генри.

«Дары волхвов»

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

Наедине с поэтом. — 4 ч

26.01

30.01

2 ч

И.А. Бунин.

«Родина», «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово» 

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

02.02

06.02

2 ч

Н.А. Заболоцкий. «Журавли», «Одинокий дуб»

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

Тема войны в русской поэзии ХХ в. — 5 ч

09.02

-

27.02

5 ч

А.А. Ахматова.

 «Клятва», «Мужество», «Победителям»; О.Ф. Берггольц.

«…Я говорю с тобой под свист снарядов…»;

Ю.В. Друнина.

«Я только раз видала рукопашный…», «Всё грущу о шинели…», «Запас прочности»;

С.П. Гудзенко.

 «Перед атакой»; С.С. Орлов.

«Его зарыли в шар земной…»;

Д.С. Самойлов.

«Сороковые, роковые…»; М.М. Джалиль.

«Смерть девушки», «Радость весны»;

А.А. Сурков.

«Бьётся в тесной печурке огонь…»;

К.М. Симонов.

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь…»

Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения.

Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения).

Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа, интерпретация стихотворения

Творческая работа

Интерпретация стихотворения

Национальный характер в литературе ХХ в. — 14 ч

02.03

-

09.03

3 ч

А.Т. Твардовский.

«Василий Тёркин» (главы по выбору учителя). «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…»

Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

домашнее сочинение

Домашнее сочинение

13.03

-

20.03

3 ч

М.А. Шолохов.

«Судьба человека»

Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения

Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

Соотносить героя и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта.

Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений.

Определять жанровые разновидности эпических произведений (приключенческий рассказ, автобиографическая повесть, исторический роман и т. п.)

Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей

Проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе.

Писать сочинение-описание

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

23.03

-

06.04

3 ч

В.Г. Распутин.

«Уроки французского»

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

10.04

-

17.04

3 ч

В.М. Шукшин.

«Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп»

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

20.04

24.04

2 ч

Ф.А. Абрамов.

«Поездка в прошлое»

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

27.04

-

25.05

9 ч

Повторение и обобщение изученного в 7 классе

Писать контрольное сочинение

В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на     66     часов, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе, 5 класс, под редакцией Б.А. Ланина

          Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе 5-9 классы общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Б.А. Ланина, М.: Вентана-Граф, 20...

Рабочая программа по литературе. 6 класс. По учебнику Ланина

Рабочая программа по литературе по учебнику Ланина : 6 класс...

Рабочая программа по литературе 5 класс Ланин

В работе представлена пояснительная записка и КТП...