Вопросы и задания для анализа стихотворений Ф.И.ТЮТЧЕВА
тест по литературе на тему

Щедрина Тамара Ивановна

Вопросы и задания для анализа стихотворений

Ф.И.ТЮТЧЕВА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutchev_fet_voprosy_dlya_analiza.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж кулинарного искусства

Вопросы и задания для анализа стихотворений

Ф.И.ТЮТЧЕВА

Составила:  преподаватель Щедрина Т.И.

Саратов  2016

Вопросы и задания к стихотворению Ф.И.Тютчева

«Silentium!»

                                                              Молчи, скрывайся и таи

                                                              И чувства, и мечты свои!

    Пускай в душевной глубине

                                                              Встают и заходят оне

         Безмолвно, как звезды в ночи,-

                                                              Любуйся ими - и молчи.

    Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

          Поймет ли он, чем ты живешь?

        Мысль, изреченная есть ложь.

       Взрывая, возмутишь ключи, -

                                                               Питайся ими  и – молчи.

          Лишь жить в самом себе умей!

        Есть целый мир в душе твоей

         Таинственно-волшебных дум;

       Их оглушит наружный шум,

                                                               Дневные разгонят лучи, -

          Внимай их пенью – и молчи!..

1. Какие два мира изображает поэт в стихотворении?  Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?

2. Каковы приметы внешнего мира? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?

3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?

4. Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни?

5. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

6. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему всё же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

Вопросы и задания к стихотворению Ф.И.Тютчева

«Тени сизые смесились…»

Тени сизые смесились,

            Цвет поблекнул, звук уснул –

             Жизнь, движенье разрешились

                    В сумрак зыбкий, в дальний гул…

        Мотылька полет незримый

            Слышен в воздухе ночном…      

       Час тоски невыразимой!..

       Всё во мне, и я во всём…

               Сумрак тихий, сумрак сонный,

      Лейся в глубь моей души,

             Тихий, томный, благовонный,

                                                                  Всё залей и утиши.

                Чувства – мглой самозабвенья

      Переполни через край!..

         Дай вкусить уничтоженья,

                 С миром дремлющим смешай!

1.Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому герою?

2. Почему вечерний час для него – «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Всё во мне, и я во всём!»?

3. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?

4. какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?

5. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?

6. Почему лирический герой жаждет « вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?

Вопросы и задания к стихотворению Ф.И.Тютчева

«Не то, что мните вы, природа…»

Не то, что мните вы, природа:

   Не слепок, не бездушный лик –

          В ней есть душа, в ней есть свобода

             В ней есть любовь, в ней есть язык…

  Вы зрите лист и цвет на древе:

                                                     Иль их садовник приклеил?

     Иль зреет плод в родимом чреве

 Игрою внешних чуждых сил?

1. К кому обращены строки стихотворения?  Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних чуждых сил»?

2. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы – это не вина тех, кто « не видит и не слышит»?

3. Слышит ли жизнь природы лирический герой? Докажите  свое мнение.

4. Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…», «Silentium!».

Министерство образования Саратовской области

ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж кулинарного искусства»

Вопросы и задания для анализа стихотворений А.А.Фета

Составила: преподаватель Щедрина Т.И.

г. Саратов  2016

Вопросы и задания к стихотворению А.А.Фета

«Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,

                                                         Трели соловья,

                                                         Серебро и колыханье

                                                         Сонного ручья,

     Свет ночной, ночные тени,

                                                         Тени без конца,

     Ряд волшебных изменений

                                                         Милого лица,

            В дымных тучках пурпур розы,

                                                         Отблеск янтаря,

                                                         И лобзания, и слёзы,

                                                         И заря, заря!

1. Какое чувство является в стихотворении преобладающим? Меняется ли настроение по ходу текста?

2. Какой характер придает тексту отсутствие глаголов, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о случайности чувства, или оно целостно?

3. Как слились воедино образы природы  и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?

4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого 1-ю и 2-ю строфы.

5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического героя? Почему в 1-й строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух , а во 2-й строфе зрительно?

6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в 3-й строфе? Как в ней звучит цветовая гамма?

7. Почему венец любовного свидания – слёзы, а в мире природы – заря? Почему слово «заря» повторяется дважды?

Вопросы и задания к стихотворению А.А.Фета

«Сияла ночь. Луной был полон сад…»

          Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

     Лучи у наших ног в гостиной без огней.

     Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

     Как и сердца у нас за песнию твоей.

          Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

     Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

     И так хотелось жить, чтоб звука не роняя,

     Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

          И много лет прошло, томительных и скучных,

     И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

     И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

     Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

          Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

     А жизни нет конца и цели нет иной,

     Как только веровать в рыдающие звуки,

     Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

1. Что странно для вас в этом стихотворении?

2. Почему поэт хочет одновременно «любить, обнять и плакать»?

3. Как вы представляете себе картину, которой открывается стихотворение?

4. Каким вы видите лирического героя, слушающего пение в первой и во второй частях стихотворения?

5. Отчего «дрожали» струны и сердца?

6. Ослабляют или усиливают чувства лирического героя время, обиды судьбы, «сердца жгучая мука»? В чем различие реакции на первое и второе пение?

7. Почему лирическому герою кажется, что «жизни нет конца»?

 

Вопросы и задания к стихотворению А.А.Фета

«Осыпал лес свои вершины…»

               Осыпал лес свои вершины,

          Сад обнажил свое чело,

          Дохнул сентябрь, и георгины

          Дыханьем ночи обожгло.

               Но в дуновении мороза

          Между погибшими одна,

          Лишь ты одна, царица роза,

          Благоуханна и пышна.

               Назло жестоким испытаньям

          И злобе гаснущего дня

          Ты очертаньем и дыханьем

          Весною веешь на меня.

1. Что  необычно в этом стихотворении?

2. Почему поэт называет розу «царицей»?

3. Какая картина возникает в вашем воображении при чтении 1-й строфы?

4. какой вы видите розу?

5. Как в композиции стихотворения «дыханье розы» побеждает «дыханье ночи»?

6. Составьте палитру чувств, изменение интонаций.

7. В чем смысл метафор в строке «и георгины дыханьем ночи обожгло»?

8. Почему поэту в осени явилась весна?

9. Почему Фет из всех времен года предпочитает весну?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интонационный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Как неожиданно и ярко..."

Пример интонационного анализа стихотворения, который можно использовать для анализа лирических произведений....

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...

"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...

Конспект урока "Сравнительный анализ стихотворений Жуковского, Пушкина, Тютчева"

В ходе урока идет сравнение творческого мастерства поэтов 19 века...

Сравнительный анализ стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Тарковского "Бессонница"

Данная презентация может быть использована на уроках изучения творчества Ф.И.Тютчева. Кроме того, она может быть полезна для обучения учащихся анализу поэтического текста....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...

Вопросы к лингвистическому анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

В разработке составлены вопросы к полному анализу стихотворения....