Главные вкладки

    Библиографическое рандеву «За далью Даль» по Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.
    занимательные факты по литературе (5 класс) на тему

    Пангина Лилия Викторовна

    Формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy_za_dalyu_dal.doc91 КБ
    Файл dal_itogovoe.pptx2.46 МБ

    Предварительный просмотр:

    Библиографическое рандеву «За далью Даль» по Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.

      Тип урока: открытия нового знания

      Цели урока:

    - формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов;

    - закрепление умения пользоваться толковым словарем, находить в нем необходимые сведения. 

     Задачи:

    1. Образовательные: познакомиться с биографией В.И. Даля,  сформировать умения применять полученные знания на практике. 
    2. Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
    3. Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, умение работать в группах, чувство сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело.

     Слово учителя: В.И.Даль прославился как собиратель слов и устойчивых выражений. Он составил «Толковый словарь живого великорусского языка». Впервые словарь был напечатан в 1863-1866г.г.

    Просмотр видеоролика о творчестве В.И. Дале

    Толковый словарь Даля состоит из 4-х томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов. Только сказок он один собрал больше, чем всё Российское географическое общество. А сколько сочинил их сам…

    Автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» носил замечательную и удивительную фамилию – Даль. Ведь понятие дали соотносится с нашей необозримой страной, нашей историей, нашей бессмертной литературой.

    Сегодня в XXI веке мы с благодарностью вспоминаем автора «Толкового словаря живого великорусского языка» - Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.

    Сценка (вступление)

    Алина: Макс, привет! Что это ты так нагрузился?

    Максим: Да Л.В. задание дала – написать сочинение о словаре Даля.

    Алина.: Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищается: «Кладезь мудрости! Кладезь мудрости!»

    Максим: А я вот открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

    Яна: Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов. Носитесь с этим словарем, как кошка с котятами.

    Максим: Говоришь как кошка с котятами… А ведь это выражение из словаря Даля. Что, по-вашему, оно означает?

    Алина: Ну, ты даешь! Да кто же этого не знает!

    Максим: А все-таки?

    Алина: Кошка – это домашнее животное.

    Максим: И только?

    Яна: А что же еще?

    Максим: Посмотрим в словарь Даля. Это и домашнее животное. И якорь о четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который носили на поясе. А еще плетка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.

    Алина: Да… А что там еще про эту кошку?

    Максим: Пословицы: «Знай кошка свое лукошко», «Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть».

    Яна: Тут и загадка про кошку есть: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка»

    Алина: А теперь отгадайте: «Белая кошка лезет в окошко»? …Это свет!

    Яна: Пожалуй, гулять мы сегодня не пойдем – давай лучше сочинение переписывать.

    Алина: Максим, а что ты еще о Дале знаешь?

    Масксим: Пусть лучше он сам о себе расскажет.

    Выходит учащийся в роли В.И. Даля

    Даль: Отец мой, Иоганн Даль,  датчанин по национальности, был лекарем, знал много языков, а мать, Мария Фрайтах – немка по отцу и француженка по матери, была женщиной образованной. Несмотря на такое происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские».

    Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус, где я подружился с Павлом Нахимовым. Здесь у меня впервые появился интерес к языку – и я составил словарь кадетского жаргона из 34 слов.

    3 марта 1818 года мы были выпущены в мичмана, и я был отправлен служить в Николаев.

    Сценка Выходит ямщик в тулупе и с кнутом в руке

    Ямщик: Ну, что, барин, будем ехать или еще чуть погреемся?

    Даль: А доберемся в такую-то пургу?

    Ямщик: Не сомневайся. Вишь, замолаживает…

    Даль: Как это замолаживает?

    Ямщик: Пасмурнеет. К теплу.

    Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

    Ямщик: Точно как. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.

    Даль вытаскивает записную книжку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать.

     Даль: Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово.

    В 1825 году вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Во время русско-турецкой войны служил военным врачом.

    Сценка с солдатами

    1-й солдат: А что, В.И., тяжело лекарем-то быть?

    Даль: Да уж нелегко. К тому же во время войны. Но и солдатом ведь быть не сладко, а братцы?

    2-й: Да чего там. Солдатская доля – веселое горе.

    Даль достает блокнот и записывает

    3-й: Солдатская голова как под дождичком трава.

    4-й: Солдат шилом бреется, дымом греется.

    5-й: Солдату три деньги в день, куда хочешь, туда и день.

    Даль: Ну спасибо, братцы. Недаром говорят: солдат близко – кланяйся ему низко.

    1-й: А что это вы, В.И., всё записываете? Если не операции делаете, то все с карандашиком ходите?

    Даль: Есть у меня увлечение – слова собирать.  Еще поговорки разные, загадки.

    2-й: Зачем это вам?

    Даль: Понимаете, слово – это великая способность человека гласно мысли и чувства свои выражать…

    Даль: Многое мне пришлось услышать за время войны. Каждый день тетрадки пополнялись новыми записями. А однажды я стал сочинять сказки. Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток». Придумал псевдоним – Казак Луганский.

    Инсценирование сказки «Курочка Ряба»

    Даль: осенью 1832 года я собрался с духом, взял книгу своих «Русских сказок» и отправился  в дом, где жил А.С.Пушкин.

    Сценка с Пушкиным.

    Пушкин: Здравствуйте, сударь! Рад, рад познакомиться с вами!

    Даль: А уж как я рад! Вот принес на ваш суд.

    Пушкин: Я уже видел вашу книгу и порадовался ей. Хороша! Что за прелесть! (листает). Какой толк! И язык-то все народный!

    Даль: Не откажитесь принять в подарок сей труд…

    Пушкин: Сказки – это хорошо! Но идите дальше. Займитесь составлением словаря.

    Даль: А осилю?

    Пушкин: Осилите. Вам позавидовать можно – жизненную цель имеете.

    Даль: Прошло несколько лет.  Зиму 1837 года я провел в Петербурге. Как всегда много работал. Однажды вечером ко мне заехал Пушкин.

    Пушкин: Покажите, покажите, что нового появилось в вашей коллекции. (читает) Приметы.  Подавая соль – смейся, не то поссоришься. Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видеть. А вот просто слова: медуница, калуга, выползина. Выползина… Это еще что такое?

    Даль: Выползиной называют шкурку, которую сбрасывает с себя змея.

    Пушкин: Ишь ты! А у меня сегодня сюртук новый. Посмотрите, какова выползина! Ну, из этой выползины я еще не скоро выползу! В этой выползине я еще этакое напишу!

    Даль: Через несколько дней стряслась беда, и я оказался у постели смертельно раненого на дуэли Александра Пушкина. «Хочу вам подарок сделать,- произнес поэт.- Там, в кресле, лежит моя выползина… Простреленный сюртук. Возьмите на память. И еще вот этот перстень-талисман с изумрудом.

    Даль: С легкой руки А.С. я занялся составлением словаря русского языка. Работа эта продолжалась 53 года. И вот сегодня я держу в руках последний, четвертый том моего словаря. Кажется, труд всей моей жизни оценен по достоинству. Утром посыльный принес почту (перебирает и читает). «Ваш словарь удостоен золотой медали. Русское географическое общество» «Присуждаем Вам Ломоносовскую премию и избираем почетным членом. Академия наук».

    До последних дней я буду записывать новые слова и их значение. И перед смертью, уж не в силах встать с постели, позову дочь и попрошу: «Запиши словечко».

    Итог

    Алина: Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей жизни исчезли, другие в ней появились.

    Яна: Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу – «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора – В.И.Даля. Человека, который собирал слова.

    Слово учителя: 

    Сейчас мы начнем игру по словарю В.И. Даля, где каждый тур уведет в свою даль: природную, историческую, сказочную, литературную, мистическую и прикольную. С каждой далью мы будем открывать для себя даль культуры родного языка, и за каждой далью будет В.И.Даль.

    Тур 1. Даль природная.

    1 команда

    • Какое время суток называется авророй? (утренняя зоря Т.1)
    • От каких пчел бывает каменный мёд? (от диких пчел, находили в скалах затверделым Т.2)

    2 команда

    • Почему пчела - Божья угодница? (доставляет воск на свечи Т.3)
    • Какой месяц в старину называли травнем?(май Т.4)

    Игра со зрителями:

    Пословицы:

    1. Под лежачий камень…(вода не течёт).
    2. Труд человека кормит… (а лень портит).
    3. Дело мастера…(боится).
    4. У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).
    5. Молодец на овец…(а на молодца и сам овца).
    6. Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).
    7. Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).
    8. Кто хвалится…(тот с горы свалится).

    Слово жюри.

    Тур 2 Даль историческая.

                1 команда

    • В старину говорили: «Прошел слух по городам и весям». Городам понятно. Что же такое весь? (деревня Т.1)
    • Что такое «ивень»? (иней Т.2)

    2 команда

    • Бурлаки – люди тянувшие по реке баржи с грузом, считали свой путь не километрами, не верстами, а плесами. Чему равнялась эта мера пути? (одно колено реки, меж двух изгибов Т.3)
    • В старое время сельская молодежь собиралась для общения, танцев и пения в хороводе. Весенние хороводы были от Пасхи до Троицы, осенние – от Успения до Покрова. А когда были летние? (летом  не до хороводов Т.4)

    Игра со зрителями:

    Загадки:

    1. Что выше леса? (Солнышко).
    2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).
    3. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе).
    4. Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь).
    5. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь).
    6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег).
    7. Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег и трава).
    8. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб).

    Слово жюри.

    Тур 3 Даль сказочная.

    1 команда

    • В сказке Ш. Перро «Спящая красавица», принцесса заснула на 100 лет, уколовшись о веретено. Что такое веретено и почему об него можно уколоться?(ручное орудие для пряжи, для ручного прядения, точеная палочка, острая в верхнем конце Т.1)
    • От какого слова произошло имя Кощея Бессмертного? (от кости, означая изможденного непомерно худого человека Т.2)

    2 команда

    • В ряде сказок главной героиней бывает падчерица. Кто она такая? (дочь от первого брака неродная отцу или матери Т.3)
    • Бывают сказки богатырские, житейские, балагурские. Приведите пример докучной сказки (короткий рассказ, без смысла, у которого конец переходит в начало и повторяется одно и то же. «Ты скажи, я скажи – не сказать ли тебе сказку, про белого бычка? Да скажи! ты скажи…. Т.4)

    Игра со зрителями:

    1Сбитнем в старину называли...(медовый напиток) 
    2. Ухорез - это...(лихой человек, сорванец) 
    3. Женище - это...(невенчанная жена, сожительница) 
    4. Какого зверя в простонародье величали "ломыга, костоправ, космач, лесной архимандрит"? (медведя)

    Слово жюри.

    Тур 4 Даль литературная

    1 команда

    • Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» начинается так: «У Лукоморья дуб зеленый ….». У лукоморья – это где? (морской берег Т.2)
    • «На нём шапка набекрень». Что такое «бекрень»?(на бок Т.1)

    2 команда

    • «Жили себе пан да панья». Кто такой пан? (барин, боярин. Т. 3)
    • В одном стихотворении А.А. Фета  о земле мы читаем:

    Не колючий, светло-синий

    По ветвям развешан иней-

    Погляди хоть ты!

    Словно кто-то тороватый

    Свежей, белой, глухой ватой

    Все убрал кусты.

    Тороватый – это какой? (великодушный, щедрый. Т. 4)

    Игра со зрителями:

           1.  Когда можно гулюкаться? (играть в прятки)

        а) утром,

        б) зимой;

        в ) в перерыве между работой.

     

          2. Где находится распукалка? (цветочная почка)

        а) на дереве;

        б) на человеке;

        в) на жуке.

     

          3.Кто или что может раскурепаться? (расплакаться)

        а) человек;

        б) мебель;

        в) яйцо.

     

          4.Что такое рында? (все варианты верны)

        а) сухопарая баба;

        б) исхудалая кляча;

         в) колокольный звон.

     

          5.После чего образуется каможка? (лужа)

         а) после дождя;

         б) после производственного собрания;

         в) после сна.

    Слово жюри.

    Тур 5 Даль мистическая

    1 команда

    • Для чего служит амулет? (охрана от порчи, оберег Т.1)
    • Что такое «издивок»? (дивная, невиданная вещь. Т. 2)

    2 команда

    • Что это значит, когда о девушке говорят: ходит как русалка? (несчастная Т.4)
    • Что такое «павечерье»? (самый конец светлого вечера, вечерняя заря Т. 3)

    Игра со зрителями:

    1. Кто может войти в чох? (чихать подряд)

         а) муха;

         б) человек;

         в) таракан.

     

    1. На что надевают журабки? (шерстяные носки)

         а) на ноги;

         б) на руки;

         в) на глаза.

     

    1. Где можно увидеть туманы? (женские шаровары)

         а) утром в поле;

         б) на женщине;

         в) на бельевой верёвке на балконе.

     

    1. Для чего нужны пычки? ( глаза)

         а) чтобы видеть;

         б) чтобы слышать;

         в) чтобы нюхать.

     

    1. Кому можно показать стусан? (кулак)

           а) мужу;

           б) жене;

           в) депутату.

     

    1. Что можно изготовить из полутабёнка? ( шёлковая материя).

          а) шашлык;

          б) платье;

          в) баню.

    Слово жюри.

    Тур 6 Даль прикольная

    1 команда

    • Чай бывает черный, зеленый, травяной. Но раньше в лавке можно было купить и чай кирпичный. Ваши предположения на этот счет? (сбитый в бруски, кирпичи, он крошится, варится с молоком и хлебается ложками Т.4)
    • Что такое «падуб»? (дерево ясень. Т.3).

    2 команда

    • Кто такой ёж (ёжъ) и как он выглядит, знают даже городские жители. Но кто такой ежачина? (дикобраз Т.1)
    • Что такое «извахлять»? (измять, изломать. Т. 2)

      Вывод: Сегодня мы познакомились более конкретно  с толковым словарем Даля. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники – словари.

    Слово жюри.

    Инсценировка 1 команды

    -- Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил: «Что хорош квас?».

    - Хорош, - сказал тот.

    - А чем хорош?

    - Вкусный, холодный, с эрфиксом.

    - С чем? – насторожился Даль.

    - С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великого языка»?

    - Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.

    - Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.

    - Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.

    - Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).

    Слово учителя: Заимствованные, иноязычные слова, «чужесловы», Владимир Иванович не жаловал и заменял русскими, большинство из которых не прижилось, но слова эти вызывают любопытство и сейчас.

    Сравните записанные на доске предложения.

    а) Франт в галошах идет по бульвару в театр.

    (Все слова - иностранного происхождения).

    б)Хорошилище в мокроступах грядет по гульбищу на позорище. (Все слова - исконно русские)

    Назовите заимствованные слова, которые Даль заменил такими русскими соответствиями:

    1.многоязычник - ? (полиглот);

    2.самотник, себятник - ? ( эгоист);

    3.всячинник - ? (энциклопедия);

    4.плетеница - ? (гирлянда);

    5.снадобница - ? (аптека);

    6.ловкосилие - ? (гимнастика)

    Пятый конкурс«Отгадай загадку»

    Отгадайте загадки, собранные В. И. Далем:

    3.Пойду в баню черным, из бани выйду красным. (Рак)

    4.Ни зверь, ни птица, а нос как спица, кто его убьёт, свою кровь прольёт(Комар)

    5.Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колеса)

    7.Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед)

    10.Новая посудина вся в дырах. (Решето)

    11.Что выше лесу? (Солнышко.)

    12.Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь)

    Десятый конкурс «Знаете ли вы приметы?»

    - Как вы относитесь к суевериям и приметам?

    Сбываются ли они? Закончите суеверия и приметы, собранные В. И. Далем:

    1.Зеркало разбить - (к худу).

    2. Нельзя двоим одним рукотерником утираться -

    (на том свете разодраться).

    3. Если сядешь есть, не закрыв книгу, (заешь память).

    4. Коли ступишь на чужой след, (будут болеть ноги).

    5.В правом ухе звенит - (добрый помин), в левом -(худой).

    6.Ноги под лавкой качать - (черта тешить).

    7.В одной избе разными вениками не мети: (разойдется богатство по углам).

    8.Ложка, забытая на столе, - (к гостю).

    9.Если язык прикусишь, (кто-то бранит).

    10.К счастью, если в семье похожи сын (на мать), дочь-(на отца).

    11.Не плюй (направо - там ангел-хранитель), плюй (налево - там диавол).

    12.Дурная встреча - (поп, да девка, да порожние ведра).

    Встречи да приметы до добра не доведут.

    Когда ты, бабушка, ворожить стала?

    Да когда хлеба не стало.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Библиографическое рандеву «За далью Даль» по толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля

    Слайд 3

    В.И. Даль - кадет Морского корпуса

    Слайд 4

    В 1829 году начинается русско-турецкая война, и всех студентов медиков призывают в армию. Даль досрочно защищает диссертацию, и отправляется к месту службы. Он лечит раненых, борется с холерой и чумой и … собирает слова.

    Слайд 5

    Встреча В.И. Даля с ямщиком

    Слайд 7

    Вместе с Пушкиным путешествовал Даль по Оренбуржью. Пушкин в ту пору собирался писать историю Пугачевского бунта и собирал материалы для своей будущей книги. Говорят, что во время этой поездки они подарили друг другу сюжеты сказок. Пушкин - Далю о Георгии Храбром и волке, а Даль Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке .

    Слайд 8

    Последняя встреча Пушкина и Даля происходит при трагических обстоятельствах. 27 января 1837 года Пушкин смертельно ранен на дуэли с Дантесом. Даль, бывший проездом в Петербурге, узнает о дуэли только на следующий день и сразу же поспешит на Мойку, где жил поэт. И как врач, как друг будет с Пушкиным до последней минуты.

    Слайд 10

    I Тур. Даль природная

    Слайд 11

    II Тур. Даль историческая

    Слайд 12

    III Тур. Даль сказочная

    Слайд 13

    IV Тур. Даль литературная

    Слайд 14

    V Тур. Даль мистическая

    Слайд 15

    ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ Кто может войти в чох? а). Муха б). Человек в). Таракан 2. На что надевают журабки ? а). На ноги б). На руки в).на глаза 3. Где можно увидеть туманы? А). Утром в поле Б).на женщине В).на бельевой верёвке на балконе

    Слайд 16

    4. Для чего нужны пычки ? А). Чтобы видеть Б).Чтобы слышать В).Чтобы нюхать 5. Кому можно показать стусан ? А)мужу Б). Жене В). Депутату 6. Что можно изготовить из полутабёнка ? А). Шашлык Б). Платье В). Баню

    Слайд 17

    VI Тур. Даль прикольная

    Слайд 18

    Франт в галошах идёт по бульвару в театр.

    Слайд 19

    Хорошилище в мокроступах грядет по гульбищу на позорище.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля"

    Данная презентация может использоваться как на уроке русского языка , так и на внеклассных мероприятиях"...

    Исследование по теме "Многолетний труд В.И.Даля над созданием "Толкового словаря живого великорусского языка"

    В исследовательской работе дана биографическая справка автора толкового словаря. Приведены примеры толкований различных слов; показано, что берёт автор во внимание, рассуждая над смыслом того или иног...

    Интегрированный урок географии и литературы "Топонимика в «Словаре живого Великорусского языка» В.И.Даля"

    Цель урока: формирование лингвистического анализа публицистического текста через работу с топонимами; способствовать развитию умений работы с картой  и со словарями в системе он-лайн; развивать ...

    Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…

    Школьный лингвистический вечер, посвященный В.  И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...

    В.И.ДАЛЬ – РУССКИЙ УЧЕНЫЙ ,ЛЕКСИКОГРАФ, ПИСАТЕЛЬ И СОСТАВИТЕЛЬ "ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА ". МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

    Внеаудиторное мероприятие,посвященное жизни и творчеству В.И.Даля.Состоит из устного журнала и  лингвистического конкурса....

    Урок русского языка "Великий дар В.И.Даля. "Толковый словарь "Живого великорусского языка"

    Урок русского языка "Великий дар В.И.Даля. "Толковый словарь "Живого великорусского языка"...

    В.И. Даль и его "Толковый словарь живого великорусского языка"

    Данная презентация актуальна при изучении раздела Лекикологии в 5 классе. Может использоваться на открытом уроке в рамках недели русского языка....