А.Н. Островский "Бесприданница"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Драма А.Н.Островского «Бесприданница». Тема бедной девушки в пьесе

Цель: формировать знания об особенностях драматургии А.Островского; раскрыть новую страницу творчества драматурга, образы пьесы;

продолжить работу над развитием умения осознанного связного изложения материала,

ответа на вопросы, характеристики образов героев, умения анализировать и обобщать, эмоционального восприятия материала; способствовать развитию кругозора, обогащению словарного запаса;

формировать интерес к предмету, к литературе, чтению, окружающей жизни, личности человека, воспитывать личностные качества: доброту, ответственность за свои поступки, обязательность, чувство собственного достоинства.

Методы: слов.-иллюстративный, пробл.-поисковый

Оборудование: текст произведения, аудиозапись (романс из к/ф «Жестокий романс», х/ф Э.Рязанова «Жестокий романс», выставка произведений, иллюстративный материал)

Х О Д  У Р О К А

I. ОМ. Проверка готовности к уроку.

II. Тема, цель урока.

Эпиграф

Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений.

А.Н.Островский

III. Новый материал

1. Вступительное слово (грамзапись)

Мир патриархальных купцов, с которыми А.Н.Островский прощается, сменяется в позднем его творчестве царством хищных, цепких и умных дельцов. Обращение к новым общественным явлениям приводит к большим переменам и в художественной сути поздних драм Островского. Особенно наглядно эволюция драматургического таланта писателя ощутима в его драме «Бесприданница» (1879), по праву оспаривающей первенство у «Грозы».

Островский откликается на преобразования в России и один из первых изображает беспринципных дельцов, обладающих волчьей хваткой.

В купеческом мире совершаются большие перемены. Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные отношения, получают европейское образование. Простота отношений уходит в прошлое. Народная песня вытесняется романсом, купеческие характеры психологически утончаются и усложняются. Но «просвещенные» дельцы в нравственном отношении оказываются ничуть не выше невежественных купцов-самодуров.

2. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

НРАВСТВЕННОСТЬ – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

БЕСПРИДАННИЦА – бедная девушка, не обеспеченная приданым.

ПРИДАНОЕ – имущество, дававшееся родителями дочери при ее выходе замуж.

ПОШЛЫЙ – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.

АКТУАЛЬНЫЙ – очень важный для настоящего момента.

ДЕЛЕЦ – человек, который ловко ведет свои дела, не стесняясь в средствах для достижения своекорыстных целей (биржевые дельцы, темные дельцы).

РОМАНС – небольшое вокальное произведения лирического характера.

СЮЖЕТ – основное содержание художественного произведения.

ПАРАДОКС – странное мнение, высказывание расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – истолкование, раскрытие смысла чего-нибудь.

IY. Работа над содержанием

1. Беседа. Работа с текстом

- Каков сюжет пьесы?

- Какая социальная тема в основе драмы?

(Молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота предается поруганию.

В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе девичья честь, любовь и красота.)

- Где происходит действие пьесы?

(В большом городе Бряхимове, Д I, IY – на высоком берегу Волги, на площадке перед кофейней)

- Чем примечательно это место?

(Пьеса построена на контрастах: красота Волги, бескрайние заволжские дали и – скука, пошлость, жестокость жизни, протекающей на ее берегах.

ПОШЛЫЙ – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.)

- Каков смысл названия пьесы?

- Кого называют бесприданницей?

БЕСПРИДАННИЦА – бедная девушка, не обеспеченная приданым.

- Кто герои пьесы?

- Как герои пьесы относятся к Ларисе Дмитриевне?

(чувствуют обаяние и незаурядность красоты и личности Ларисы)

- Какого мнения они о Ларисе, что говорят о ней?

(«дорогой бриллиант», в Ларисе «земного, житейского нет… создана для блеску…эфир» Кнуров)

(красивая, «с горячим сердцем», простодушная, не умеет хитрить, одаренная, глубоко чувствующая и мыслящая)

- Соответствует ли этим характеристикам Лариса?

- В чем видит Лариса сложность своего положения?

- Как поступает Лариса?

- Что представляет собой ее жених?

(Ее жениха – мелкого чиновника Карандышева, человека с болезненным и уязвленным самолюбием, влечет к Ларисе не столько любовь, сколько желание доказать, что он не хуже других, что именно ему она оказала предпочтение. Брак тешит его тщеславие.)

- Что говорят о нем другие герои? (самолюбивый, завистливый)

2. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА (Лариса, Карандышев, Огудалова «Кукла я для вас!..»)

- Почему она называет себя «вещью», «куклой»?

Я вижу, что я для вас только кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите…

Лариса Огудалова

Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много.

- Как сложились судьбы других дочерей Хариты Игнатьевны Огудаловой?

- Почему это происходит?

- Почему Лариса Дмитриевна готова выйти замуж за Карандышева?

- Что можно сказать о Паратове?

- Как раскрывается характер Паратова в его высказывании в Д.I явл.7? Прочитайте его слова?

(«Ведь я чуть было не женился на Ларисе – Вот бы людей насмешил!»)

- Какие чувства вызывает у Ларисы неожиданное появление Паратова?

- Какой романс исполняет Лариса в пьесе? («Не искушай меня без нужды» на сл.Е.Баратынского)

- Какова его художественная роль в тексте драмы?

(В ее глазах роман с Паратовым – это история о том, как овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы, искушал ее.

ИСКУШЕНИЕ – соблазн, желание чего-нибудь запретного)

- Прослушайте романс Ларисы из к/ф «Жестокий романс».

3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ (Романс из к/ф «Жестокий романс» «Любовь – волшебная страна»

(сл. Э.Рязанова, м. А.Петрова))

- К какому фрагменту пьесы относится этот романс?

- Как сочетается он с пьесой, характером Ларисы?

- Сравните с романсом в пьесе.

- Еще один прекрасный романс звучит в фильме.

4ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА (Приход Паратова. Романс Ларисы «Под лаской плюшевого пледа» )

- Как меняется выражение лица Ларисы, ее чувства с появлением Паратова?

- Кем является Паратов для Ларисы?

- Почему именно Паратов, блестящий барин и судовладелец, кажется Ларисе идеалом мужчины?

5. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА (Сцена стрельбы)

- Какие черты можно отметить в характере Паратова?

(Паратов – человек широкой души, отдающийся искренним увлечениям, готовый на широкие жесты, готовый поставить на карту не только чужую, но и свою жизнь и даже жизнь любимой женщины.)

- Ф.Достоевский в романе «Братья Карамазовы» отметил парадоксальную широту современногочеловека, в котором высочайший идеал уживается с величайшим безобразием.

ПАРАДОКС – странное мнение, высказывание расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями.

Подумайте, как эти качества уживаются в Паратове?

- В чем это проявляется?

(Душевные взлеты Паратова завершаются деловым расчетом. Паратов -- Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И так же, как с «Ласточкой», он поступает и с Ларисой: оставляет ее ради выгоды (женитьбы на полумиллионе), а губит ради легкомысленного удовольствия.)

6. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА (Лариса и Паратов на пароходе. Предательство Паратова)

- Какое значение имеет эта сцена? Как меняется Паратов?

- Какова дальнейшая судьба Ларисы?

(Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку)

- Что она чувствует, как она ведет себя, когда узнает, что ее хотят сделать содержанкой?

(думает о самоубийстве, «Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем…»)

7. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА ( Кнуров и Лариса. Приглашение в Париж, на содержание)

- На что решается Лариса Дмитриевна и почему?

(Ей хочется чего-то необыкновенного, но она плывет по течению, подчиняясь то матери, то Карандышеву, то Паратову, а в конце намерена согласиться на предложение Кнурова ехать с ним в Париж.)

- Какие чувства отражаются в лице Ларисы? (человеческая трагедия, она предана и оскорблена)

8. (ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА (романс «А напоследок я скажу»))

- Какие чувства испытывает Лариса Дмитриевна, как это выражается в ее романсе?

- Почему в сцене гибели звучат ее слова благодарности и прощения Карандышеву и всем остальным?

(Она в отчаянии, на краю гибели, низведена до положения красивой вещи.

Ей открывается один выход – смерть. И когда в порыве отчаяния Карандышев стреляет в Ларису, она принимает его пулю как избавление.

Можно сказать, что в пьесе Лариса умирает дважды. Первый раз, после объяснения с предавшим ее Паратовым, перестает верить, что любовь существует: «Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете…нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Во второй раз – от выстрела Карандышева. Но эта смерть неожиданно светла и героична.)

9. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА (Карандышев и Лариса. Гибель Ларисы)

- Прочитать последний монолог Ларисы? Как, с каким чувством звучат ее слова?

(трагически, трогательно и волнующе)

- Сопоставьте фильм Э.Рязанова с пьесой Островского. Что нового вносит Рязанов в свою интерпретацию?

- Как вы думаете, удалось ли актерам фильма Э.Рязанова передать душевное состояние, характер героев пьес? Соответствуют ли их образы вашему представлению о героях пьесы?

Y . Обобщение

- Какие явления общественной жизни изобразил А.Островский?

«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и умением изобразить резко и живо самые существенные ее стороны».

Соотнесите это высказывание с идейно-художественным содержанием драмы «Бесприданница»?

- Какова основная проблематика драматургии А.Островского?

- Чем творчество Островского привлекало и привлекает читателей и зрителей?

- Чем актуальны и современны пьесы Островского сегодня?

АКТУАЛЬНЫЙ – очень важный для настоящего момента.

- В пьесах Островского обличается «ВСЕ РЕЗКО ОПРЕДЕЛИВШЕЕСЯ, СПЕЦИАЛЬНОЕ, ОТТОРГШЕЕСЯ ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО». Как понимать это высказывание?

YI. Итог урока