Презентация к уроку литературы в 5 классе "Русские баснописцы 18-19 века"
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Циунель Татьяна Владимировна

Презентация содержит основные биографические данные баснописцев 18-19 веков и тексты их басен.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ XVIII – XIX ВВ

Слайд 2

(1703 - 1768) Русский поэт, переводчик и филолог XVIII века

Слайд 3

Ворон и лисица Негде Ворону унесть сыра часть случилось; На дерево с тем взлетел, кое полюбилось. Оного Лисице захотелось вот поесть; Для того, домочься б, вздумала такую лесть: Воронову красоту, перья цвет почтивши, И его вещбу еще также похваливши, "Прямо,- говорила,- птицею почту тебя Зевсовою впредки , буде глас твой для себя, И услышу песнь, доброт всех твоих достойну ". Ворон похвалой надмен , мня себе пристойну , Начал, сколько можно громче, кракать и кричать, Чтоб похвал последню получить себе печать; Но тем самым из его носа растворенна Выпал на землю тот сыр. Лиска , ободренна Оною корыстью, говорит тому на смех: "Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех".

Слайд 4

Сумароков Александр Петрович (1717–1777 гг .) Александр Петрович Сумороков утвердил в русской поэзии жанр басни. Смело вводит в свои произведения народные выражения, пословицы. “Склад басни должен быть шутлив” – пишет Сумороков. Для баснописца характерна резкость сатирических красок, страстность обличения ненавистных ему пороков.

Слайд 5

“Ворона и Лисица” И птицы держатся людского ремесла: Ворона сыру кус когда-то унесла, И на дуб села. Села, Да только лишь ёщё ни крошечки не ела. видела лиса во рту у ней кусок, И думает она: “Я дам вороне сок: Хотя туда не вспряну , Кусочек этот я достану, Дуб сколько ни высок”. “Здорово, – говорит лисица, – Дружок воронушка , названая сестрица: Прекрасная ты птица; Какие ноженьки, какой носок, И можно то сказать тебе без лицемерья, Что паче всех ты мер, мой светик, хороша; И попугай ничто перед тобой, душа; Прекраснее стократ твои павлиньих перья; Нелестны похвалы приятно нам терпеть. О если бы ещё умела ты и петь! Так не было б тебе подобной птицы в мире”.

Слайд 6

Ворона горлушко разинула пошире , Чтоб быти соловьём, “А сыру, – думает, – и после я поём: В сию минуту мне здесь дело не о пире”. Разинула уста И дождалась поста: Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста. Хотела петь, не пела; Хотела есть, не ела: Причина та тому, что сыру больше нет: Сыр выпал из роту лисице на обед.

Слайд 7

Как писатель он был близок Сумарокову сатирико-обличительными тенденциями своего творчества и вниманием к реалиям быта. Это особенно проявилось в баснях Майкова и его поэмах. Для своих басен, написанных в живой разговорной манере, подчас грубоватых и натуралистичных, Майков брал не только сюжеты из басен Эзопа, Федра, Лафонтена, но и мотивы из древнерусской литературы и русских народных сказок. Василий Иванович Майков

Слайд 8

ДЕТИНА И КОНЬ Детина на коне, имея ум незрелый, Скакал день целый Во всю коневью мочь. Приходит ночь, Лошадушка устала, Скакать потише стала И шла шаг о м. Внезапно с стороны набегли воры. Детина - трус сражаться со врагом; Дает лошадке шпоры И плетью бьет. Лошадушка нейдет И говорит Детине: "Моей уж мочи нет, Хоть бей, хоть нет меня по сп и не; Когда б ты давеча умел меня беречь И не давал мне муки, Не отдала б теперь тебя ворам я в руки". Читатель, примечай, к чему моя здесь речь: Кто в юности свои пороки побеждает, Тот в старости свой век покойно провождает.

Слайд 9

Иван Иванович Хемницер Крупнейший русский баснописец второй половины XVIII века. Он сыграл важную роль в создании русской национальной басни . Его басни (как переводы Лафонтена и Геллерта , так и оригинальные) пользовались большой популярностью у современников и в начале XIX в. Считается самым значительным русским баснописцем до Крылова , на творчество которого оказал определённое влияние. Среди лучших его басен — «Метафизик», «Дерево», «Богач и бедняк». До 1855 года басни И. И. Хемницера издавались тридцать шесть раз — рекорд среди писателей XVIII столетия и красноречивое свидетельство его популярности.

Слайд 10

БОГАЧ И БЕДНЯК Сей свет таков, что кто богат, Тот каждому и друг и брат, Хоть не имей заслуг, ни чина И будь скотина; И кто бы ни был ты таков, Хоть родом будь из конюхов, Детина будешь как детина; А бедный, будь хоть из князей, Хоть разум ангельский имей И все достоинства достойнейших людей, — Того почтенья не дождется, Какое богачу всегда уж воздается. Бедняк в какой-то дом пришел, Который ум и чин с заслугами имел; Но бедняка никто не только что не встретил, Ниже́ никто и не приметил, Иль, может быть, никто приметить не хотел. Бедняк наш то к тому, то к этому подходит, Со всеми разговор и так и сяк заводит, Но каждый бедняку в ответ Короткое иль да , иль нет .

Слайд 11

Приветствия ни и ком бедняк наш не находит; С учтивством подойдет, а с горестью отходит. Потом, За бедняком, Богач приехал в тот же дом, И не имел богач сей ни заслуг, ни чина, И был прямая он скотина. Что ж? богачу сказать нельзя какой прием! Все встали перед богачом, Всяк богача с почтением встречает, Всяк стул и место уступает, И под руки его берут; То тут, то там его сажают; Поклоны чуть ему земные не кладут, И меры нет как величают. Бедняк, людей увидя лесть, К богатому неправу честь, К себе неправое презренье, Вступил о том с своим соседом в рассужденье. «Возможно ль, — говорит ему, — Что так людей богатство ослепляет! Достоинствы того, кто беден, помрачает, А кто богат, того пороки прикрывает. Куды как это огорчает!» — «Дивишься ты чему! — Другой на это отвечает. — Достоинств ведь взаймы не ищут никогда, А денег завсегда».

Слайд 12

Иван Иванович Дмитриев (1760 – 1837) Имя этого человека было когда-то хорошо известно его современникам, ведь Иван Иванович прославил себя как на литературном, так и на государственном поприще . В историю русской литературы Иван Иванович вошел как собиратель русского фольклора, переводчик и баснописец . Басни и сказки Дмитриева считались лучшим украшением его литературного венка, чему много способствовали внешние их качества - легкий язык, свободная и плавная версификация.

Слайд 13

Басня Муха Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!» От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: « Мы сбили! Мы решили!»

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."

Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит ...

ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"

ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме "Судьба русской литературы 20-30 годов 20 века" (программа Т.Ф.Курдюмовой)

Данная презентация полностью раскрывает особенности литературного процесса в 20-30 - уе годы 20 века...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Поэты Серебряного века". Д.С. Мережковский.

Материал может быть использован при знакомстве с биографией поэта Серебряного века....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....