Источники и идейно-художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина .
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Камардина Наталья Игоревна

Автор методической разработки: Камардина Наталья Игоревна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2».
Тема методической разработки: Источники и идейно-художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомиться с исторической основой «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина.
  2. Познакомить с историко-культурными сведениями о времени, описанном в «Песни о вещем Олеге».
  3. Раскрыть тему и идею произведения.
  4. Проанализировать характеры персонажей.
  5. Познакомить с особенностями жанра произведения.
  6. Показать актуальность вопросов, поднимаемых Пушкиным в балладе;
  7. Повторить теорию литературы: летопись, баллада, средства художественной изобразительности, сюжет.

Развивающие:

  1. Развивать монологическую речь.
  2. Формировать умение работать над художественным образом и средствами его создания.
  3. Развивать логическое и образное мышление.
  4. Формировать навыки комментированного чтения.
  5. Развивать умение исследовательской работы с текстом.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к отечественной истории.
  2. Воспитывать коммуникативные навыки.

Данная разработка рассчитана на формирование следующих компетентностей на уроке:

Познавательные УУД:

  1. Делать выводы, обобщения.
  2. Осуществлять самоконтроль и самооценку.
  3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  4. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

  1. Выказывать предположения на основе наблюдений;
  2. Высказывать предположения на основе наблюдений.
  3. Самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. Формировать навыки речевой деятельности.
  2. Осваивать способы совместной деятельности.
  3. Строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные УУД:

  1. Формирование уважительного отношения к традициям народа.

2.      Самоопределение, морально – этическая ориентация.

  1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Методы организации учебной деятельности учащихся: рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учащихся, словарная работа, работа с иллюстрациями, работа с поэтическим текстом: беседа по вопросам, комментированное чтение и элементы поисково-исследовательской деятельности учащихся, работа со сводными (сравнительными) таблицами.

Связь с другими видами искусства: картины В.М. Васнецова к «Песни о вещем Олеге»

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии: информационно-коммуникационная, технологии развития критического мышления.

Оборудование: презентация, оформление стендов, учебник «Литература 7 класс / под ред. В.Я.Коровиной, иллюстрации В.М. Васнецова к балладе.

Предметная область: литература.

Возраст учащихся: 7 класс (13-14лет).

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего… А.С.Пушкин

Слайд 2

Источники и идейно-художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина

Слайд 3

Цели урока: Познакомиться с исторической основой «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина. Раскрыть тему и идею произведения. Проанализировать характеры персонажей.

Слайд 4

Станция историческая

Слайд 5

Древние славяне

Слайд 6

Князь Олег В 879 году князь Рюрик умер и оставил своего малолетнего сына Игоря под опекой Олега. Правил князь Олег Новгородом 33 года и был прозван «вещим». «Вещий» — значит знающий то, что скрыто от других, сведущий, умный, мудрый.

Слайд 7

Летописные источники

Слайд 8

История создания А.С. Пушкин в 1820 г. был сослан Александром I за вольнолюбивые стихи на юг. Он не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. «Песнь о вещем Олеге» была написана А.С.Пушкиным в 1822 году. Сюжетом послужил летописный рассказ из «Повести временных лет», приведенный Н.М.Карамзиным в V главе I тома «Истории Государства Российского».

Слайд 9

Станция лингвистическая

Слайд 10

Станция исследовательская

Слайд 11

Баллада — один из жанров лиро-эпической поэзии, стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай.

Слайд 12

Станция искусствоведческая

Слайд 13

В.М.Васнецов (1848-1926) Издание книги «Песнь о вещем Олеге»(1899) было приурочено к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Книга была отпечатана в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг. Четыре иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» созвучны мотивам васнецовской живописи и в то же время более условны и лаконичны, для их цветовой гаммы характерна благородная сдержанность. Помимо иллюстраций Васнецов выполнил для этой книги орнаментальные заставки, концовку и инициалы.

Слайд 14

Встреча Олега с кудесником

Слайд 15

Прощание с конём

Слайд 16

Олег у костей коня

Слайд 17

Тризна по Олегу

Слайд 18

Прощание с конём

Слайд 19

Олег у костей коня

Слайд 20

Тема: и стория гибели князя Олега.

Слайд 21

Идея: человек не может уйти от своей судьбы, перехитрить ее.

Слайд 22

Домашнее задание: Выучить отрывок из «Песни о вещем Олеге» (строфы 3-7).



Предварительный просмотр:

Тема урока: Источники и идейно-художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомиться с исторической основой «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина.
  2. Познакомить с историко-культурными сведениями о времени, описанном в «Песни о вещем Олеге».
  3. Раскрыть тему и идею произведения.
  4. Проанализировать характеры персонажей.
  5. Познакомить с особенностями жанра произведения.
  6. Показать актуальность вопросов, поднимаемых Пушкиным в балладе;
  7. Повторить теорию литературы: летопись, баллада, средства художественной изобразительности, сюжет.

Развивающие:

  1. Развивать монологическую речь.
  2. Формировать умение работать над художественным образом и средствами его создания.
  3. Развивать логическое и образное мышление.
  4. Формировать навыки комментированного чтения.
  5. Развивать умение исследовательской работы с текстом.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к отечественной истории.
  2. Воспитывать коммуникативные навыки.

Познавательные УУД:

  1. Делать выводы, обобщения.
  2. Осуществлять самоконтроль и самооценку.
  3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  4. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

  1. Выказывать предположения на основе наблюдений;
  2. Высказывать предположения на основе наблюдений.
  3. Самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. Формировать навыки речевой деятельности.
  2. Осваивать способы совместной деятельности.
  3. Строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные УУД:

  1. Формирование уважительного отношения к традициям народа.
  2. Самоопределение, морально – этическая ориентация.
  3. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  4. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Методы организации учебной деятельности учащихся: рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учащихся, словарная работа, работа с иллюстрациями, работа с поэтическим текстом: беседа по вопросам, комментированное чтение и элементы поисково-исследовательской деятельности учащихся, работа со сводными (сравнительными) таблицами.

Связь с другими видами искусства: картины В.М. Васнецова к «Песни о вещем Олеге»

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии: информационно-коммуникационная, технологии развития критического мышления.

Оборудование: презентация, оформление стендов, учебник «Литература 7 класс / под ред. В.Я.Коровиной, иллюстрации В.М. Васнецова к балладе.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Судьба не перестаёт с тобою проказить.

 Не сердись на неё, не ведает  бо, что творит.

Представь её огромной обезьяной,

которой дана полная воля.

Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто.

Делать нечего, так и говорить нечего…

А.С.Пушкин

-Прочитав эпиграф. Найдите ключевое слово. (судьба)

-Как вы думаете, что такое судьба? От чего зависит судьба человека? 

-С каким произведением мы будем сегодня знакомиться на уроке?

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Какие цели мы поставим перед собой?

  1. Познакомиться с исторической основой «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина.
  2. Раскрыть тему и идею произведения.
  3. Проанализировать характеры персонажей.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие.

- В пути нас ждёт несколько остановок: историческая, лингвистическая, исследовательская, искусствоведческая.

 «Песнь о вещем Олеге» переносит нас в то далекое прошлое, когда наши предки – восточные славяне - были язычниками. Поэтому первая станция историческая.

-Что вы знаете о древних славянах?

Всё, что окружало наших предков, наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием богов. Одним из главных и почитаемых богов был Перун – бог грозы и войны. Большое значение уделялось военному воспитанию мальчиков. Приходилось сражаться с врагами Руси.

В начале X века небольшие славянские государства объединились под властью князя Олега.

-Кто же такой князь Олег?

Послушайте сообщение о князе Олеге. Постарайтесь ответить на вопрос: Почему князя Олега называют вещим?

Князь Олег был родственником князя Рюрика, который правил в те годы в Новгороде. В 879 году князь Рюрик умер. Наследником Новгородского престола должен был стать сын Рюрика - Игорь, но к тому времени он был еще совсем мал - ему исполнился год от роду. Поэтому к престолу пригласили Олега – храброго, сильного и умного воина. Олег стал править Новгородом и впоследствии стал одним из первых князей, основателей древнерусского Киевского государства. С первого же дня своего правления, князь Олег заботился об укреплении мощи Новгородского княжества, велико было его желание сделать княжество самым великим,  богатым и сильным на Руси. Правил князь Олег Новгородом 33 года и был прозван «вещим».

«Вещий» — значит знающий то, что скрыто  от других, сведущий, умный, мудрый. Так его прозвали после победоносного похода в 907 году на Византию, город Константинополь. Русское название этого города Царьград. Князь привёл огромное войско, только кораблей было две тысячи. Но греки закрыли гавань и так защитились с моря. Тогда князь Олег велел поставить корабли на колёса и вывезти их на берег. С попутным ветром корабли подняли паруса и пошли по полю на город. Греки попытались обмануть князя Олега. Якобы в знак покорности они предложили ему кушанье и вино, но князь догадался, что вино было отравлено, и не стал его пить. Оценив ум и находчивость князя, греки сдались на милость князя. После заключения договора с греками князь Олег повесил свой щит на ворота города в знак победы и с огромной данью вернулся в Киев. - Почему Олега называют вещим?

  1. Проверка домашнего задания.

-Дома вы прочитали летописный рассказ из «Повести временных лет» «Сказание о смерти Олега от коня» и составили его план. Давайте проверим, что у вас получилось.

  1. Князь вспомнил своего коня.
  2. Когда-то он оставил его из-за предсказания волхва.
  3. Князь спросил о судьбе коня и узнал о его смерти.
  4. Он поехал взглянуть на кости коня.
  5. Князь, смеясь, наступил на череп, и его укусила змея.
  6. Он умер и был похоронен на горе Щековице.

- «Сказание о смерти Олега от коня» по жанру является летописью.

-Что такое летопись? (исторический литературный жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий).

  1.  Анализ баллады.
  1. Из истории написания произведения.

Этот летописный рассказ из «Повести временных лет» А.С. Пушкин прочитал в V главе I тома «Истории Государства Российского», написанной Н.М.Карамзиным. Находясь в ссылке на юге, поэт побывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. 1 марта 1822 г. А.С.Пушкин заканчивает работу над «Песнью о вещем Олеге», которая начинается с описания другого похода Олега - похода на хазар.

  1. Словарная работа.

-Итак, следующая станция Лингвистическая.

-Определите значение устаревших слов.

Хазары – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Перун – бог грома и молнии у древних славян.

Кудесник – волхв,  чародей, колдун, жрец  языческого культа.

Сеча – сражение.

Тризна – у древних славян: обрядовые действия  и пиршество  в память   умершего.  

Броня – одежда воина из металлических пластинок или колец, защищающая туловище.

Секира – старинное оружие  в  виде топора на длинной  рукояти.

  1. Работа в группах.

- Следующая станция исследовательская.

-Определите, кто будет ответственным в вашей группе.

-За работу группа получает одну оценку.

1 группа

Памятка

Баллада — один из жанров лиро-эпической поэзии, стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай.

Признаками классического балладного жанра можно считать следующие:

  • события излагаются в хронологической последовательности;
  • действие состоит из одной сюжетной линии;
  • сюжет отличается остротой и напряженностью (драматизмом);
  • сочетаются реальные и фантастические элементы;
  • герои баллады раскрываются не во внешнем описании, а через поступки;
  • в текст вводятся диалоги, которые призваны усилить драматизм;
  • общечеловеческий характер событий осмысливается через судьбы отдельных людей.

– Прочитайте определение жанра баллады.

– Опираясь на памятку, укажите, какие признаки жанра баллады есть в «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина?

Черты балладного жанра в «Песне о вещем Олеге»

  • В отличие от летописи, события расположены в хронологической последовательности.
  • Одна сюжетная линия: описаны события, связанные со смертью князя Олега.
  • Описанные события драматичны.
  • В центре повествования диалог князя и кудесника.
  • Главный герой раскрывается через поступки. Нет портретной характеристики
  • Через судьбу князя Олега показана проблема человечества, которое спорит с судьбой.

2 группа

Работа с сопоставительной таблицей

Памятка

Композиция - построение художественного произведения, соединение всех частей произведения в одно целое.

Хронологическая (последовательная) композиция – расположение в соответствии с последовательностью событий, происходящих во времени.

Инверсионная композиция – какое-то событие изымается из хронологической последовательности.

Задания:

- Запишите в таблицу события, описанные в балладе.

- Сравните их с событиями, описанными в летописи.

- Как изображаются события в этих произведениях?

«Повесть временных лет»

«Песнь о вещем Олеге»

1.Князь вспомнил своего коня.

1.Князь едет в поход против хазар.

2.Когда-то он оставил его из-за предсказания волхва.

2.По дороге встречает кудесника и спрашивает о судьбе.

3.Князь спросил о судьбе коня и узнал о его смерти.

3.Диалог князя и кудесника.

4.Он поехал взглянуть на кости коня.

4.Прощание с конём.

5.князь, смеясь, наступил на череп, и его укусила змея.

5.Князь пирует с дружиной.

6.он умер и был похоронен на горе Щековице.

6.Князь спрашивает о судьбе коня и узнаёт о его смерти.

7.Князь вспоминает предсказание (но не смеётся, а скорбит)

8.Князь едет взглянуть на кости.

9.Князь тихо наступил на череп и прощается с конём.

11.Гробовая змея.

12.Тризна по Олегу.

Пользуясь памяткой, мы сделали вывод: в «Песни о вещем Олеге» хронологический порядок, все основные эпизоды сохранены, в летописи хронологическая инверсия; главное – смерть Олега, спор с кудесником – предыстория.

3 группа

Памятка

Средства художественной выразительности

ЭПИ́ТЕТ - (от греч. - приложение) – образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно прилагательным.

ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ - перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

СРАВНЕ́НИЕ - вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку.

МЕТА́ФОРА - (от греч. - перенос) – один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении. В основе метафоры лежит сравнение предмета с другим на основании общих для обоих признаков.

- Пользуясь памяткой, найдите в тексте «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина средства художественной выразительности. С какой целью автор использует их?

Эпитеты смирный, ретивый, бурный, игривый, одинокий, верный (конь),  благородные (кости) помогают передать отношение Олега к коню. Этой цели служит  метафора

товарищ, слуга (о коне).

Эпитеты царьградская (броня), буйный (набег), лукавый (кинжал), олицетворение  щадят победителя годы описывают исторические события, создают атмосферу того времени. Олицетворения моют дожди, засыпает их пыль, ветер волнует над ними ковыль одухотворяют природу, как в фольклорном произведении.

4 группа

- Найдите отрывок, где Олег разговаривает с кудесником. Прочитайте его по ролям.

- Дайте характеристику героям баллады, опираясь на текст.

-  Как  раскрываются отношения  «могучего владыки и мудрого старца» в их диалоге?

- К кому в большей степени относится слово «вещий»?

Олег гордый, привык к власти, воинственный, жестокий («Сёла и нивы …обрёк он мечам и пожарам»). Встретившись с кудесником (тот поклоняется Перуну, главному славянскому богу), Олег высокомерно требует (а не просит!) сказать, что сулят князю грядущие годы. Со старцем беседует могучий, хорошо вооружённый витязь, за которым стоит дружина. За правдивое слово Олег великодушно обещает наградить волхва.

Кудесник - бескорыстный, смелый, независимый, так же как и поэт, говорит правду.

  1. Сообщение о художнике В.М.Васнецове.

- Следующая станция искусствоведческая.

«Певец русской сказки», как называют его, Виктор Михайлович Васнецов-первый из русских художников, кто показал неизъяснимо привлекательный, поэтический, красочный, овеянный  далекой стариной мир русской народной сказки.  В качестве художника книги Васнецов впервые выступил еще в студенческие годы, впоследствии он иллюстрировал сказки и произведения русских классиков, азбуки, сборники пословиц и поговорок. Но в историю книжно-оформительского искусства прочно вошла работа художника— «Песнь о вещем Олеге». Это издание 1899 г. было приурочено к 100-летию со дня рождения Пушкина. В «Песни о вещем Олеге» Васнецoв выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом. Виктор Михайлович создал четыре иллюстрации, которые сейчас хранятся в Москве в Государственном литературном музее: «Встреча Олега с кудесником», «Прощание с конём», «Олег у костей коня» и «Тризна по Олегу». 

  1. Работа с иллюстрациями и текстом баллады.

- Найдите в тексте баллады эпизод, который изобразил художник.

Прощание с конём

-Какие чувства вызвало у Олега прощание с боевым конём?

-Как выразилась его забота о судьбе коня?

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой.

Перед нами уже не могучий владыка, а глубоко переживающий вынужденную разлуку с верным другом человек. Для воина тех времён, проводящего большую часть жизни в седле, конь много значил.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Олег у костей коня

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твоё предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят - на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокий!..»

-Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня?

(он предположил, что конь подведёт его и он погибнет в сражении, князь хочет избежать гибели, которая пристала воину, - гибель в битве, где рядом с ним был бы друг – конь и все его друзья – дружинники)

-Сумел ли князь изменить свою судьбу?

(он не обошел предсказание, но судьбу свою всё же изменил. Он «обидел» судьбу, как обидел коня: она не была к нему враждебна. Та или иная смерть всё равно ждала князя, но он отверг гибель в битве – гибель воина и героя – и умер бесславно)

  1. Определение темы и идеи баллады.

- Попробуйте определить тему и идею баллады.

Тема: история гибели князя Олега.

Идея: человек не может уйти от своей судьбы, перехитрить ее.

  1. Домашнее задание.

Выучить отрывок из «Песни о вещем Олеге» (строфы 3-7).

  1. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке. Заполните небольшую анкету.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)

Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...

Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".

В ряду многих  задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное  рассмотрение нравственных вопросо...

Художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге»

Урок по теме «Художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.»...

Урок литературы в 6 классе. "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина

Познакомить учащихся с летописным источником произведения А.С. Пушкина, развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческ...