Конспект урока литературная гостиная по теме " Есенин - душа нации"
план-конспект урока по литературе (5, 8, 10 класс) по теме

Халева Татьяна Ивановна

Урок, посвященный творчеству Сергея Есенина, был дан в форме гостиной и построен на интегрированной основе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostinaya_urok.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интегрированного урока  по теме «С. Есенин - душа нации»

Форма урока-гостиная .Участвовали учащиеся 5, 8, 10 классов. Учителя музыки, ИЗО, литературы.

Цели:

Образовательные:

  • Введение учеников в сложный мир есенинского стиха, подчеркнуть его     музыкальность и живописность
  • Раскрытие особенности поэтического таланта автора
  • Знакомство учащихся с личностью и жизнью поэта, эпохой
  • Развивающие:
  • формирование индивидуальных оценочных суждений о жизни и творчестве поэта;
  • развитие творческих,  актёрских способностей
  • Воспитывающие:
  • привитие любви к творчеству С. Есенина;
  • формирование эмоциональной культуры личности и ценностного отношения    к искусству через изучение жизни и творчества С. Есенина;
  • формирование навыков учебного общения и сотрудничества со сверстниками

Задачи :

  • Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути С.А. Есенина.
  • Раскрыть истоки его жизненной трагедии и своеобразие  поэтического мира.
  • Познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.А. Есенина.
  • Воспитать любовь к творчеству С. А. Есенина.

Вид медиапродукта:  наглядная презентация учебного материала,

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор, экран,  портрет С. А. Есенина, иллюстрации учащихся, выставка  книг, посвященных творчеству Есенина

1.Вступление

-Чтение учителем стихотворения Н. П. Кирсановой «Почитай мне , сыночек ,Есенина»

Почитай мне, сыночек Есенина

Или песню тихонько напой.

Может быть , под метафору гения

Обрету я душевный покой.

Пусть поэта словесные шалости

Унесут меня в старую Русь,

Пусть меня от непрошенной  слабости

Исцелит его нежная грусть

Буду слушать до самозабвения,

Хоть читала все множество раз

Снизойдет на меня вдохновение

От любимых стихов в этот час.

- Звучит песня ,Клен ты мой опавший» на слова С. Есенина (В. С. Гагаркин–учитель русского языка и литературы)

Сегодня мы открываем двери литературной гостиной для самого почитаемого в народе поэта – Сергея Есенина, чьё 120-летие отмечалось 3 октября 2015 года, а в декабре исполнилось 90 лет со дня его трагической смерти.

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно С.Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа.

Чем же объяснить такую любовь к творчеству Есенина? Наша цель выяснить, какие духовные глубины содержит кажущаяся простота поэзии С.Есенина.

Обратимся к истокам  творчества-детству поэта.

2.Ведущая Бабарина Люда.

 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове (ныне – село Есенино) Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей(1 слайд)

 Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит…

(2 слайд)

 Из воспоминаний сестры поэта Александры Есениной:

 Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнёзд Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь, такой простор, что не окинешь оком…..

 Голубоглазый крепыш был любимцем и баловнем в доме.

По-матерински заботилась о Есенине бабушка. Отправляясь на богомолье, она брала внука с собой, зная, что без нее мальчика могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд.

По настоянию деда Есенин рано стал одолевать грамоту по церковным книгам. «Читать начал рано, с 5 лет», - вспоминал позднее Сергей.

Среди своих сверстников и товарищей по уличным забавам Серега Монах (прозвище сына в детстве) был признанным коноводом, неугомонным выдумщиком и заводилой мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой.

В 9 лет переступил школьный порог  и сел за парту Окончил школу Сергей с похвальным листом

Первые стихи были написаны Есениным в 8-9летнем возрасте. После окончания сельской земской школы Есенина отдали в церковно-учительскую школу, которую он успешно закончил в 1912 году, получив звание учителя школы

Ведущий. Начало творческого пути. (Степаненко Лена)

(3 слайд)В мае 1912г., окончив церковно-учительскую школу, Сергей Есенин получил свидетельство о присвоении звания учителя школы грамоты. И в августе приехал в Москву.

Здесь он вступил в члены Суриковского литературно-музыкального кружка, поступил на работу в типографию товарищества И.Д. Сытина. В сентябре 1914г. он начал заниматься на историко-философском отделении Московского городского университета им. Шанявского

.Стихи, написанные в это время, уже проникновенны и пленительны .

Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее произносил с восклицанием:
«Россия…Какое хорошее слово…И роса, и сила, и синее что-то»

У нас в гостях ученики 5В класса .В их чтении вам предлагается прослушать  отрывки из патриотической лирики поэта.

«НИЗКИЙ ДОМ С ГОЛУБЫМИ СТАВНЯМИ». (Помельцов В.)
« Гой ты, Русь…..»(Плотников Р)

 « Я покинул родимый дом» (Гайфулин .И)


(4 слайд)

Русская природа как бы разделяет с поэтом его чувства

Для молодого поэта природа – это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно.

.И вновь слово ученикам 5В класса .Они прочитают стихи о природе , покажут иллюстрации к стихам Есенина, которые они сами нарисовали по руководством учителя рисования Зайцевой Л.А, расскажут об основных приемах художественной мастерской С.Есенина под руководством учителя словесности Гагаркина В.С

Турбинова Алина

Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц – в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта

Иванова Даша на примере стихотворений о природе, рассказывает о средствах художественной выразительности, применяемых С. Есениным

.Ведущий: Латынина Маша. Есенин и песня.

С.Есенин очень любил русские песни. Песней его можно было удержать дома, когда он , простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу, песней можно было прогнать его плохое настроение. Он знал песню . как теперь редко кто знает, и любил её-грустную, задорную, современную


ЗВУЧИТ «ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ» ( Поют девочки  9 класса под руководством учителя музыки  Погосовой М.Ю)

Большой радостью бывало для него подбить мать на песни: споёт она, а он говорит: «Вот это песня!. Сёстры так не умеют, это старая песня». Под быстрыми пальцами его возникает то один мотив, то другой, то старинная деревенская песня, то бойкая частушка, то разухабистая шансонетка. А то вдруг старинная казачья песня.

У нас в гостях лауреат ы городского и краевого конкурса, образцовыйансамбль  народной песни Кавказского района«Добро», руководитель Макиенко Анна Сергеевна.


5 слайд)

  Ведущая Бондарчик .К

 В марте 1915 года Есенин уехал в Петроград. Одним из первых, с кем он встретился, был Александр Блок, на его квартире Есенин читал свои стихи. Здесь в Петрограде Есенин знакомится со многими известными писателями: Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Николаем Гумилёвым, Анной Ахматовой, Андреем Белым, но тесно сближается с имажинистами Н. Клюевым,П. Орешиным., В.Ивановым, С.М. Городецким.(6 слайд)

В 1916 году выходит книга стихов «Радуница», в журнале «Северные записки» опубликована повесть «Яр». Есенина призывают на военную службу – шла I Мировая война. Он послан в Царско-Сельский военно-санитарный поезд санитаром. Летом этого года читал свои стихи на встрече с императрицей и членами царской фамилии. Читал он не только свою поэму «Русь», но и приветствие молодым царевнам.

Город оказывал на поэта дурное влияние.
Есенина в этот период интересуют не озверевшие люди, а очеловеченные звери. О животных, о «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность.
Василий Иванович Качалов вспоминал:
«Я отыграл спектакль, прихожу домой ,слышу радостный лай Джима. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и взвизгивал и лизал Есенина в лицо».
Через много дней Есенин опять пришел в дом к Качалову и вручил стихи
СТИХОТВОРЕНИЕ «СОБАКЕ КАЧАЛОВА»


(слайд 7)

Одинокова Лиза читает.

М Горький вспоминал: «Я попросил его прочитать о собаке , у которой отняли и бросили в реку семерых щенят…Когда он произнёс последние строки, на его глазах навернулись слёзы. Мне подумалось, что С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии.

- Хамиди Лина «Песнь о собаке»

(8 слайд)

6 Ведущая:  Стурова Дина .

Есенин – драматург.

С. Есенин-это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Как он масштабно  крупно мыслит, причем он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.Он пытается угадать будущее страны. То надеясь, то впадая в отчаяние, поэт признается:

 С того и мучаюсь, что не пойму,

Куда несёт нас рок событий….

Обращаясь к истории, стремится понять настоящее, напряженно изучает судьбы людей, живших в переломные эпохи .Одно из таких обращений- поэма «Пугачёв»

-Инсценирование поэмы «Пугачёв»(мальчики 8 класса)

Пугачёв (Р.Мартынюк)

Яик, Яик, ты меня звал
Стоном придавленной черни.

О, помоги же, степная мгла,
Грозно свершить мой замысел.

Сторож(Д.Кориневский)

Кто ты, странник? Что бродишь долом?
Что тревожишь ты ночи гладь?

Пугачев

Слушай, отче! Расскажи мне нежно,
Как живет здесь мудрый наш мужик?
Сторож

С первых дней, как оборвались вожжи,
С первых дней, как умер третий Петр,
Над капустой, над овсом, над рожью
Мы задаром проливаем пот.

Нашу рыбу, соль и рынок,
Чем сей край богат и рьян,
Отдала Екатерина
Под надзор своих дворян. Всех связали, всех вневолили,
С голоду хоть жри железо.
И течет заря над полем
С горла неба перерезанного.

Пугачев

Невеселое ваше житье!
Но скажи мне, скажи,

Неужель в народе нет суровой хватки
Вытащить из сапогов ножи
И всадить их в барские лопатки?

Тамбовцев(В.Дудников)

Сми-ирно-о!
Сотники казачьих отрядов,
Готовьтесь в поход!
Нынче ночью, как дикие звери,
Калмыки всем скопом орд
Изменили Российской империи
И угнали с собой весь скот.
Потопленную лодку месяца
Чаган выплескивает на берег дня.
Кто любит свое отечество,
Тот должен слушать меня..

Кирпичников(И.Кольчурин)

Стой, атаман, довольно
Об ветер язык чесать.
За Россию нам, конешно, больно,
Оттого, что нам Россия — мать.
Но мы ничуть, мы ничуть не испугались,
Что кто-то покинул наши поля,

Траубенберг(Дудников)

Что это значит?

.Казаки

Замучили! Загрызли, прохвосты!

Тамбовцев(Дудников)

Казаки! Вы целовали крест!
Вы клялись...

Кирпичников(Кольчурин)

Мы клялись, мы клялись Екатерине
Быть оплотом степных границ,
Защищать эти пастбища синие
От налета разбойных птиц.
Но скажите, скажите, скажите,
Разве эти птицы не вы?
Наших пашен суровых житель
Не найдет, где прикрыть головы.

Траубенберг

Это измена!..
Связать его! Связать

Кирпичников

Казаки, час настал!
Приветствую тебя, мятеж свирепый!

Караваев(А.Ерёмин)

Пусть знает, пусть слышит Москва —

Это только лишь первый выстрел.

Пусть помнит Екатерина,
Что казак не ветла на прогоне
И в луны мешок травяной
Он башку незадаром сронит.

 Но что там? Кажется, шаги?
Шаги... Шаги...
Эй, кто идет? Кто там идет?

Пугачев

Свой... свой...

Караваев(Ерёмин)

Кто свой?

Пугачев(Мартынюк)

Я, Емельян.

Караваев

А, Емельян, Емельян, Емельян.
Что нового в этом мире, Емельян?

Пугачёв

Послушайте! Для всех отныне
Я — император Петр!

Я стращать мертвецом вас не стану,
Но должны ж вы, должны понять,
Что этим кладбищенским планом
Мы подымем монгольскую рать!
Братья, братья, ведь каждый зверь
Любит шкуру свою и имя...

Знайте, в мертвое имя влезть —
То же, что в гроб смердящий.

Больно, больно мне быть Петром,
Когда кровь и душа Емельянова.
Человек в этом мире не бревенчатый дом,
Не всегда перестроишь наново...
Но... к черту все это, к черту!
Прочь жалость телячьих нег!

Нынче ночью в половине четвертого
Мы устроить должны набег.

(9 слайд)

7.Ведущая Соловьёва Соня.

С Есенин –певец любви

.Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворенность чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания. Женщины Есенина... Лидия Ивановна Кашина, Анна Романовна Изряднова, Зинаида Николаевна Райх, Айседора Дункан, Софья Андреевна Толстая.,Галина Бенеславская… Каждая из них не только вдохновила поэта на замечательные стихи о любви . но и притягивала его какими –либо гранями таланта

Ведущий: Великую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли “царицей жеста”. Её жизнь и восхождение к вершинам танцевального искусства были не из лёгких. В голодном 1921 году Айседора Дункан приехала в Москву, чтобы основать в России школу пластического танца. - Дети танцуют вальс ( Лаптев и Гусева.5 класс)

Сергей Есенин произвёл на Айседору незабываемое впечатление, в мае 1922 года она вышла за него замуж и они вместе уехали за границу. Выступая на гастролях, она провезла его по всему миру, открыла перед ним шедевры мирового искусства. Но Есенин очень тосковал по родине. Вот что он писал в письме Мариенгофу: «Там, из Москвы, нам казалось, что Европа-это самый обширнейший рынок наших идей в поэзии, а теперь отсюда я вижу: боже мой! До чего богата и прекрасна Россия в этом смысле .Кажется, нет ещё такой страны и быть не может !» В августе 1923 года Сергей Есенин расстается со знаменитой танцовщицей и возвращается в Россию

Звучит песня в исполнении А.Малинина «О, Айседора ….»

Где отогреться душой? Где вздохнуть полной грудью? Где спокойно подумать о жизни? Конечно, в родном краю. Есенин последний раз едет в Константиново , где встречается с прошлым, пытается переосмыслить настоящее.
Вернулся Есенин обновленным, полным желания жить и любить. Цикл стихов «Исповедь хулигана» он посвятил Августе Николаевне Миклашевской (актрисе Камерного театра).
СТИХОТВОРЕНИЕ «ЗАМЕТАЛСЯ ПОЖАР ГОЛУБОЙ» ( Шуляк . А 10 класс)
Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них то жажда любви, то страдание ее неполноценности, то стремление к ее торжеству.
В 1924-1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы».
И Пушкин, и Лермонтов, и Толстой ехали на Кавказ за волей, вольностью. И Есенин искал обороны от зол и бед, свалившихся на него, искал друзей.

Он писал: «Мне здесь дьявольски хорошо. Я скоро завалю вас материалами. Так много и легко пишется очень редко в жизни». Шаганэ Нерсесовна Тальян вспоминает, что известное стихотворение поэт написал всего за несколько часов.

СТИХОТВОРЕНИЕ «ШАГАНЭ, ТЫ МОЯ ШАГАНЭ» (Бондарчик Ксения)


( 10 слайд)
Последние годы жизни
. (Хамиди Лина)

Поэзия Есенина поражает своей непосредственностью и напряженностью. Он был расточителен в своем поэтическом творчестве, но писал только о том, что глубоко волновало и трогало его.


Именно в этот период он нуждается в поддержке родных и близких людей. Так родилось удивительное по глубине , по сокровенности переживаемых чувств « Письмо матери.» Он создал в нем культ родного дома ,как единственного надёжного пристанища в этом страшном мире ,и культ матери , как родной и преданной души.

Стихотворение «Письмо матери» ( учитель Халева ТИ)

Звучит песня образцового народного ансамбля «Добро»


(11 слайд)

26 ноября 1925 года Есенина почти насильно кладут в психиатрическую клинику. Есенин знал, чувствовал, что ему жить осталось недолго. Сотрудники НКВД по пятам следуют за ним. 21 ноября Есенин убегает из клиники в Ленинград. Селится в гостинице. Но и здесь его не оставляют в покое…
Ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой, или это было преднамеренное убийство? До сих пор никто не может дать точного ответа на этот вопрос.

 Что ж, Сергей, развенчаны легенды, - 
Получил оценку катаклизм. 
Будет вечной траурною лентой
На судьбе твоей социализм. 
Оправданья не сыскать потере,
Как не взять убийц и подлецов, 
Но твое убийство в “Англетере” - 
Луч, что власти высветил лицо.

Итог урока:

  • Учащиеся самостоятельно составили сценарий мероприятия, распределили ведущих. Произвели отбор стихотворений для выразительного чтения , назначили исполнителей чтения . Учащиеся демонстрировали на уроке монологическую речь, показали технику выразительного чтения, навыки инсценирования, проявили умения анализа лирического произведения .
  • Раскрыли особенности поэтического таланта автора
  • Через изучение творчества поэта прониклись духом патриотизма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Он обладал пылающей душой". К 200-летию ко дню рождения М. Ю. Лермонтова

Литературная гостиная «Он обладал пылающей душой», посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.Меняют русла и теченья реки,Меняются названья городов.А Лермонтов есть Лермонтов навеки,Ровесни...

Литературно – музыкальная композиция «Сергей Есенин –душа России»

Материал может использоваться во внеклассной работе с учащимися....

Литературная гостиная на тему Сергей Есенин 21.09.1895 -28.12.1925

1.       Дать яркий материал для размышлений и перипетиях творческого роста С.А. Есенина. Подумать над проблемами психологического роста.2....

Литературная гостиная. С.А.Есенин.

Литературная гостиная, посвященная творчеству Сергея Есенина....

Конспект урока литературного чтения по теме "Былины"

Цель: дать понятие былины;  познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом; показать отличие былины от сказки;  развивать творческие способности учащихся через стратегии RWCT....

Литературная гостиная на тему "Тебе, о Родина, сложил я эту песню". (по творчеству С.А. Есенина).

Данная методическая разработка посвящена творчеству С.А. Есенина, великого русского поэта....