Конспект урока литературного чтения по теме "Былины"
план-конспект урока по литературе

 Топчий Валентина Афанасьевна

Цель: дать понятие былины;  познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом; показать отличие былины от сказки;  развивать творческие способности учащихся через стратегии RWCT.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byliny.docx724.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Былины.

Цель: дать понятие былины;  познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом; показать отличие былины от сказки;  развивать творческие способности учащихся через стратегии RWCT.

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Этап усвоения новых знаний.
  • Работа с термином «былина».

- Что вы можете сказать об этом слове? От какого слова оно произошло?

Былина – рассказ о том, что когда-то было, в реальность чего верили. Но это не достоверный факт, в основе его лежит вымысел.

  1. Сравнение терминов «сказка» и «былина» (можно по группам)

  1. Работа по группам с использованием стратегии «ЖИГСО»
  • Деление на домашние группы по 5 человек.
  • Разделение на экспертные группы.

1 экспертная группа – ВИДЫ БЫЛИН.

2 экспертная группа  – МИР БЫЛИН.

3 экспертная группа  –  ГЕРОИ  БЫЛИН.

4 экспертная группа  - КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН.

5 экспертная группа -  ОСОБЕННОСТИ БЫЛИННОГО СТИХА.

  • Возвращение в домашние группы.

1 экспертная группа.

Виды былин (схема)

                                        ГЕРОИЧЕСКИЕ                                               СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ

(В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКНОВЕНИЕ,                                              (НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР ИЛИ

СХВАТКА БОГАТЫРЯ  С ВРАГОМ)                                                       СОПЕРНИЧЕСТВО)

    2 экспертная группа.

Мир былины (конспект)

Пространство и время условные, необычные.

 Герои одни и те же, они борются с фантастическими существами.

Место действия  - Киев, столица Русской Земли.

Время действия  - правление князя Владимира.

3 экспертная группа.

Герои былин (таблица)

БОГАТЫРИ

ОБЩЕЕ

ОТЛИЧИЯ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,

ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

ПРЯМОТА, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, СТРЕМЛЕНИЕ К СПЛОЧЁННОСТИ, БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

ОДАРЁННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, УМНЫЙ, ХОРОШО СТРЕЛЯЕТ ИЗ ЛУКА, ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ, ПОЁТ, ИГРАЕТ НА ГУСЛЯХ

АЛЁША ПОПОВИЧ

САМЫЙ МОЛОДОЙ, «НАПУСКОМ СМЕЛ», ХИТЁР, ЖИЗНЕРАДОСТЕН, ВЕСЕЛ

 

4  экспертная группа.

Композиция былин (кластер)

                               ЗАПЕВ                          ЗАЧИН

        

                                      РАЗВЯЗКА                                      КУЛЬМИНАЦИЯ

 А) Запев (привлечь внимание).

 Б)  Зачин, завязка (поручение).

 В) Развитие действия.

 Г) Кульминация (подвиг богатыря).

 Д) Развязка (расправа с врагом).

5 экспертная группа.

Особенности былинного стиха (план).

  1. Речитатив.
  2. 12-14 слогов; три ударения в строке; интервалы безударные от 1 до 3 слогов.
  3. Последнее ударение на третьем слоге от конца.
  4. Повторение предлогов, междометий.

5.     Рефлексия.

6. Д/З знание теории урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ...

План-конспект урока литературного чтения по повести Александра Грина "Алые паруса" в 8 классе специальной школы для умственно отсталых детей

Обобoение знаний о главных героях повести,  его основной идее. Урок помогает учителю совершенствовать навыки учащихся   в  составлении характеристик литературных героев с помощью с...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе по теме «Великие русские писатели»

Цели урока:  обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе;совершенствовать  навыки  выразительного  чтения  стихотворений,...

Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"

Цели урока: • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”; • развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формирова...

Конспект урока литературного чтения, И.А. Крылов Басни

Формирование восприятия басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного видения её автором явлений реальной действительности....