АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.А.НЕКРАСОВА «ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ…»
методическая разработка по литературе на тему

Татьяна Анатольевна Игнатенко

Материал представляет собой анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Внимая ужасам войны..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_stihotvoreniya_nekrasova.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ   СТИХОТВОРЕНИЯ   Н.А.НЕКРАСОВА

«ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ…»

Н. А. Некрасов внес огромный вклад в развитие русской литературы не только как поэт, автор прекрасных стихов и поэм, но и как редактор журнала «Современник» (1847—1866). Во втором номере этого журнала за 1856 г. был напечатан рассказ Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года». Это — один из «Севастопольских рассказов» (всего их три) начинающего тогда писателя, и написал их Толстой не случайно.

В то время шла Крымская война (1853—1856), и он, будучи офицером, принимал в ней непосредственно участие. В основу «Севастопольских рассказов» положены подлинные факты и события, которые Толстой наблюдал, находясь на одном из самых опасных мест Севастопольской обороны — на четвертом бастионе.

В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» особ внимание  читателя   привлекают  образы  двух  братьев Козельцовых: старшего — Михаила, офицера, энергично, талантливого, общительного, любимого солдатами, младшего — Володи, прапорщика, только что окончившего военное училище при Императорском дворце по собственному желанию приехавшего в Севастополь. Стыдно жить в Петербурге, когда тут умирают за Отечество», — убежден он. «...Молодой мальчик, лет семнадцати, с веселыми черными глазками и румянцем во всю щеку», — пишет о нем Толстой. Скромность, боязнь показаться смешным, добрейшее отношение к окружающим, в том числе и к подчиненным, «серебристый звучный голос», радужные мечты, отвага... Нельзя не полюбить этого «приятно хорошенького мальчика».

I ...Во время одного из штурмов Севастополя вражескими войсками старший Козельцов был смертельно ранен, а младший — убит. Убит в первом и последнем для него бою... «Что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Володя». Жизнь кончилась, еще не начавшись как следует.

А теперь представим себе состояние матери, получившей извещение о гибели сразу двух своих сыновей...

В отзыве о рассказе «Севастополь в августе 1855 года» Некрасов писал: «И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бедные старушки, затерянные в неведомых уголках обширной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне!..»

Под впечатлением событий Крымской войны и рассказа Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» " А. Некрасов в 1856 г. написал одно из бессмертных своих стихотворений — «Внимая ужасам войны...».

2. Прочитайте стихотворение или прослушайте его в чьем-либо хорошем исполнении (строфы пронумерованы в учебных Целях; в авторском тексте стихотворения римских цифр нет).

(I)  Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

(II)  Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна —

Она до гроба помнить будет!

  1.   Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы —

То слезы бедных матерей!

  1.   Им не забыть своих детей,

                Погибших на кровавой ниве,

                               Как не поднять плакучей иве

               Своих поникнувших ветвей...

1. Заглавия стихотворения нет; его отсутствие обозначено знаком ***. Ученые в таком случае говорят: нулевое заглавие.

Если заглавия нет, стихотворение называется по первой строке, причем по всей первой строке, а не по части ее. Произносить эту строку нужно с понижением голоса, с интонацией законченности, в отличие от интонации незавершенности при выразительном чтении первой строфы.

Когда у стихотворения нет заглавия, то читателю приходится проделывать особенно интенсивную умственную работу: автор как бы предлагает ему самому восполнить отсутствующее заглавие. А сделать это непросто: в стихотворении несколько смыслов, они открываются читателю не сразу, а постепенно. Для этого надо перечитывать каждую строфу и каждую строку неоднократно, ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, использовать энциклопедические и лингвистические словари. Это очень полезное и увлекательное занятие!

2. Проследим микросвязи, т. е. связи между словами, оборотами. Читаем сначала всю строку или все предложение, потом выбираем и комментируем из них отдельные слова и обороты, используя словари или заранее приготовленные выписки из них.

Внимая ужасам войны...

Внимая — деепричастие от глагола внимать — слушать с особым вниманием. Некрасов, как поэт-гражданин, как редактор журнала, игравшего огромную роль в формировании общественного мнения, все сообщения с фронтов войны, естественно, воспринимал с особым вниманием.

...Ужасам войны — любая война противоестественна, противочеловечна и вызывает у людей чувство страха, сильного испуга.

Но Крымская война для России была особенно тяжелой. Вспомним одну из героических и трагических страниц ее — оборону Севастополя. 349 дней русские войска мужественно защищали этот город от значительно превосходящих вооруженных сил не одного государства, а четырех: Франции, Великобритании, Турции, Сардинии. Когда были исчерпаны все возможности обороны, южная часть города была оставлена.

В сообщениях с фронтов описывались именно ужасы войны — страшные, трагические явления, положения, случаи.

При каждой новой жертве боя...

Каждый — всякий, любой; один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков; новая жертва боя — только что или недавно погибший в бою; до него жертвы боя уже были.

Мне — форма дательного падежа от личного местоимения я, употребляется для обозначения самого говорящего. Но кто здесь говорящий? Поэт или лирический герой (т. е. герой, от имени которого дается высказывание)? Наверное, и тот и другой: говорящий — лирический герой, но он выражает мысль  автора.

Жаль — о чувстве жалости, сострадания; слово категории состояния, в данном случае в роли сказуемого безличного предложения. Дополнение мне и сказуемое жаль для усиления их смысла повторяются в двух рядом расположенных частях сложного предложения, следовательно, они анафорические. Частица не при однородных членах (не друга, не жены, не самого героя) указывает на противопоставление им кого-то другого. Многоточие в конце четвертой строки можно «расшифровать» как вопрос: почему не жаль? Ответ частично содержится в следующих двух строках стихотворения.

Увы! — междометие; выражает горькое сожаление или сетование по поводу чего-либо; здесь — «как это ни печально, ни прискорбно», утешится жена — перестанет огорчаться, горевать, плакать (возможно, выйдет замуж за другого); и друга лучший друг забудет.

А самого героя почему не жаль? Он — «жертва боя», погибший и ничьего сострадания, сожаления воспринять уже не может.

Но где-то есть душа одна... Многозначное слово душа здесь употреблено одновременно в двух значениях: человек и его внутренний мир; ...до гроба помнить — несколько измененный по форме фразеологизм — по гроб жизни — навсегда. Предложение восклицательное: глубокая уверенность говорящего в том, что он говорит, эмоционально окрашена.

III строфа — сложное бессоюзное предложение. В первой части его ключевые слова — святые, т. е. глубоко чтимые, исключительные по своему благородству, искренние слезы; во второй части предложения объясняется, о чьих слезах идет речь: То слезы бедных матерей. Прилагательное бедных здесь в значении несчастных (на фронте погибали дети не только бедняков, но и дворян); бедный и несчастный — синонимы. Святость, искренность материнских слез особенно глубоко осознаются при сопоставлении их с «прозой жизни», с обыденностью повседневных «лицемерных дел» (искренний и лицемерный — антонимы). Известно: искренние слезы напоказ не выставляются; их не каждый и не всегда увидит; их надо подсмотреть, т. е., наблюдая, заметить, подметить. Материнские «святые, искренние слезы» — одни в мире, ничьих еще таких же благородных слез нет.

Основа последней строфы — сравнение двух ситуаций.

1)        Матерям никогда «не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве»; нива — в прямом значении засеянное поле, хлеба; в переносном (с определением) и в высоком стиле — поприще; на кровавой ниве — на полях сражений.

2)        Как не поднять плакучей иве
                  Своих поникнувших ветвей.

Плакучая ива (разновидностей этого дерева много) — ива с длинными свисающими ветвями.

Поникнувшие (ветви) — причастие от глагола поникнуть — 1) склониться, пригнуться (о растениях); 2) впасть в подавленное настроение, склонить голову. В данном контексте эти значения глагола неразделимы: мать в глубокой печали низко склоняет голову, как ива низко опускает свои длинные ветви.

Вывод из наблюдений: тема стихотворения «Внимая ужасам войны...» — неизбывность горя, святость, искренность слез матерей, у которых война отняла самое дорогое — детей. Для чего поэт написал стихотворение? Для того, чтобы выразить свое (и наше!) сочувствие, сострадание матерям погибших героев и протест против любой войны. Это — основная мысль, идея стихотворения.

В творчестве Некрасова оно — одно из программных. Все самое доброе, самое светлое в детстве и юности будущего поэта было связано с образом его матери Елены Андреевны, ласковой и чуткой, умной и образованной. Она горячо любила детей, ради их счастья, их будущего терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол. В стихотворении «Рыцарь на час» к ней обращены проникновенные строки поэта:

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая.

Всю ты жизнь прожила для других.

С детства страдания любимой матери были в сердце Некрасова «никогда не заживавшей раной», и эта рана «была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». (Ф. Достоевский)

Неудивительно, что один из главных образов творчества Некрасова — образ многострадальной матери. Вспомним: «В полном разгаре страда деревенская», «Орина — мать солдата», «Мороз, Красный нос»... В хронологическом порядке этим шедеврам поэта мести и печали предшествует «Внимая ужасам войны...». Оно, как уже говорилось, написано под впечатлением событий Крымской войны и «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. В настоящее время его вызывают в нашей памяти печальные вести из «горячих точек», таких, как, например, Чечня...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Пророк"

Презентация к уроку литературы на тему "Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Пророк"...

"Анализ стихотворений Н.А.Некрасова".Дидактические материалы в формате ЕГЭ по литературе

Материал содержит 3 варианта для творческой самостоятельной работы по стихотворениям Некрасова. Задания подобраны с учетом специфики ЕГЭ по литературе...

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Внимая ужасам войны". 14.01.18г.

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Внимая ужасам войны"...

Тест по литературе по стихотворению Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны" (8 класс)

Вашему вниманию представлен разноуровневый тест как форма оценивания планируемых результатов на уроке литературы в 8 классе по анализу стихотворения Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны"....

Урок литературы по теме "Но в мире есть душа одна…" по стихотворению Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны…". 8-й класс

Стихотворение Н.А.Некрасова "Внимая ужасам войны" всегда будет актуальным. Тема произведения - материнская любовь и  скорбь матери по убитому сынй....