Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога"
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

Пикалова Марина Анатольевна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Учитель Пикалова М.А.

Н. А. Некрасов

(1821-1877)

Анализ

стихотворения «Железная дорога».

Петропавловка, 2006г.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. (сообщения учащихся о  писателе)

  1. Сообщение темы и цели.

Сегодня мы будем анализировать стихотворение Некрасова «Железная дорога». Наша задача сегодня на уроке -проследить движение поэтической мысли от первой строки до последней, понаблюдать за введение в стихотворение антитез, эпитетов, сравнений, языковых особенностей.

3. Анализ стихотворения

В феврале 1842г. был подписан указ о постройке первой крупной магистрали Москва – Петербург. Началось строительство и к 1852г. оно было закончено. Первая железная дорога в России стала сенсацией. Пётр Андреевич Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения при Николае 1, деспот, который не щадил здоровья и жизни рабочих, чтобы щегольнуть перед царём быстротою стройки. Когда Некрасов писал стихотворение, по всей стране прокладывали железные дороги, и всюду рабочие испытывали гнёт. В стихотворении Некрасов поднимает вопрос, злободневный не только в 60-е годы19 века, но и позднее, вплоть до нашего времени. А какой это вопрос,- ответить предстоит вам после разбора стихотворения. Стихотворению «Железная дорога» предпослан эпиграф.

-Давайте прочитаем его. Что узнали из эпигрофа?

-Чем интересны авторские ремарки? Что значит «показное народолюбие?»

-Почему разговор генерала  с Ваней изъят из стихотворения и вынесен в эпиграф? (В эпиграфе главная проблема стихотворения.)

-Слушаем первую часть стихотворения (чтение первой части наизусть учителем)

Вопрос: каким настроением она проникнута?

-Как можно озаглавить первую часть?

-Возьмите карандаш и подчеркните художественные средства, которые автор использует при описании осени.

-На ваш взгляд: используемые эпитеты часто встречались вам раньше при чтении стихотворений об осени, или они новые свежие?

-Почему поэтизирует самые простые вещи: «кочи», «болота…», «пни?»

-Лексика создаёт радостное настроение, но есть слово, которое выбивается из этого светлого, умиротворённого ряда. Найдите это слово. Прочитайте всю фразу. О чём она говорит?

В четвёртой строфе появляется словосочетание «родимая Русь» со времён Петра1 её гордо стали называть Россия, а у Некрасова упорное «Русь» и эпитет «родимая.» Почему? (Русь – называли в древности, - связь времён, оттенок, - выражает народное чувство.)

-Давайте прочитаем последнюю строчку, в которой явно прослеживается ритм движения поезда, и ответим на вопрос: за счёт чего это создаётся? (аллитерация, ассонанс).

-Прочитаем вторую часть. Задание: как можно озаглавить? Словарная работа: цинга, обаяние.

-Возражая генералу, поэт просит разрешение «показать» Ване правду. Почему не «рассказать», а «показать»?

-Уже с первых строф поэт вступает в спор с генералом. Докажите это строчками из текста. («Не по плечу одному».)

- А какая антитеза введена во вторую часть?

-Внезапно преображается лунный пейзаж: в нём всё больше и полнее проступает мрачные, трагические краски. Да, родная сторона прекрасна, но и печальна.

Волшебством поэтической фантазии поэт вызывает к жизни яркие картины. В тени, набежавшей на стёкла морозные, чудится толпа мертвецов: в перестуке колёс, в лязге вагонов – топот и скрежет зубов. Светлая лунная ночь заполняется стонами, звонов ржавых лопат, звуками песни, плача. Стены вагоны словно раздвигаются, исчезают совсем, и возникает широкая панорама Руси: безбрежная картина народного горя, страданий забитой и угнетённой страны.

-Почему в стихотворении соседствуют строки «Мы надрывались под зноем, под холодом…» и «любо нам видеть свой труд.»?

-Каким словом называет автор привычку к труду, и как учит относиться к мужику? Зачитайте.

- Прочитайте предпоследнюю строфу и ответьте на  вопрос: какое значение слова «железный» всплывает в вашем сознании при чтении этих строк?

-Какой глагол использует автор при этом? Почему?  А в названии стихотворения только ли подразумевается прямое значение?

- Верит ли поэт в будущее народа? Подтвердите это строчками из текста.

Третья часть. Прочитаем её, озаглавим и ответим на вопрос: какой взгляд на народ у генерала?

-Спор о строителях железной дороги, по сути, спор о роли народа в истории

Четвёртая часть

Разбирая 2 и 3 части, мы почувствовали веру Некрасова в торжество народа, пусть пока и далекое. Казалось, тема исчерпана. Но есть еще часть. Зачем она?

Прочитаем её, озаглавим и ответим на вопрос: что добавляет она к сказанному о народе? Почему «светлая картина» кажется такой безотрадной?

-Зачитайте описание подрядчика, сравните его с больным белорусом из 2 части. В чём смысл такого сопоставления?

-Как осчастливил купец рабочих?

-Почему слова «недоимку дарю» автор выделил курсивом?

-Автор показывает страшную картину примирения народа со своими угнетателями. Но последнее слово остаётся за автором. На его вопрос генералу ответить нечего. Как следует прочитать последнюю фразу? Какое слово выделить?

Итог.

Так какой же вопрос поднимает Некрасов в стихотворении? (О роли народа в истории)

Домашнее задание:

-Почему стихотворение посвящено детям?

-Почему в конце стихотворения многоточие? И что этим хотел сказать автор?

Дома вы продолжите исследовать стихотворение, ответив на 12, 13 вопросы, стр.220.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"Выхожу один я на дорогу..."

Данный материал представляет лингвистический анализ поэтического текста.В процессе групповой работы учащиеся развивают мышление,память,внимание,пополняют словарный запас языка. Вырабатывается чувство ...

Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации» /анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/

Цель урока:               –   познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева–   выявить основн...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Урок-презентация по литературе в 6 классе "Анализ стихотворения Н.Некрасова "Железная дорога"

Цель данного урока показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха...

"Правда при лунном сиянии". Анализ стихотворения Н. А. Некрасова "Железная дорога".

Материал содержит пример использования контекстного подхода при анализе стихотворения. На уроке использован прием моделирования....

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. Пушкина « Зимняя дорога»

В русской литературе многие поэты развивали зимнюю тематику. У Пушкина она тесно связана с душевными переживаниями. Автор раскрывает две темы – красоты зимней природы и «сердечной тоски&ra...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....