"Правда при лунном сиянии". Анализ стихотворения Н. А. Некрасова "Железная дорога".
методическая разработка по литературе (6 класс)

Сафронова Елена Николаевна

Материал содержит пример использования контекстного подхода при анализе стихотворения. На уроке использован прием моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov_analiz_stihotvoreniya_zheleznaya_doroga.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Урок литературы

Н.А.Некрасов Стихотворение «Железная дорога».

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №87 имени Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафронова Елена Николаевна.

Имя урока: «Правда при лунном сиянии…»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели:

Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста;

репродуктивная: ответы на вопросы;

продуктивная, творческая: сообщение о поэте, выразительное чтение, устное

словесное рисование;

поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

исследовательская: анализ текста (моделирование)

Планируемые результаты:

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора;

уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами

                                                          Ход урока:

  1. Подготовка к восприятию:

      Рассматриваем репродукцию картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» 1874 г.:

  • Можно ли  о том, что изображено на картине  рассказать в стихотворении?
  • О чем оно будет?
  • Грустное оно будет или веселое, сатирическое или патриотическое?
  • Что, по-вашему, делают люди?
  1. Чтение стихотворения (фонохрестоматия или учитель)
  2. Беседа:
  • Совпали ли ваши представления о труде рабочих с тем, о чем написал Некрасов? Какой у него получилась картина?
  • Почему этому событию посвящена и картина, и стихотворение? Что вы знаете об этом событии? (знают мало)
  • Что нам поможет лучше понять авторов произведений? (узнать о строительстве, об авторе)
  • Есть ли такие факты в самом тексте? (собираем факты и находим дополнительные сведения в учебнике с. 217)
  • Что вы помните о Н.А. Некрасове? Какие произведения мы уже читали, о чем он писал?  (инд. задание)
  • Что нам остается непонятным? (зачем 1 часть? почему в эпиграфе указано, во что одеты герои? почему в стихотворении нет ничего о графе Клейнмихеле? почему голод назван царем? что такое армячок, десятники? почему генерал  молчит, услышав «светлую сторону» истории? и  др.)
  1. Постановка учебной задачи:
  • Что поможет нам ответить на вопросы? (текст)
  • С чего начнем работу? (с эпиграфа)
  • Что такое эпиграф? Чем он необычен? (как сцена из пьесы) 
  1. Решение учебной задачи:
  • А зачем нужен такой эпиграф? (стихотворение – ответ)
  • Как эпиграф помогает определить главную цель нашей работы над стихотворением? (в эпиграфе есть вопрос: «кто строил эту дорогу?»)
  • Почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием  осенней природы?
  • Какой образ он создает?

6. Моделирование (как элемент анализа текста):

                                        «Нет безобразья в природе!»

                               

(эпитет)     здоровый

(эп.) ядреный                                                                                      желты (эпитет)

(олиц.) бодрит                    воздух                                   листья            свежи (эпитет)

                                                                                                             

(эпитет)  морозные                                                                                 как ковер (сравнение)

                                    ночи

  (эпитет) тихие      дни                                                       лес        как в мягкой постели

                                                                                                                 (сравнение)

                                         Речка                                  хорошо    

 (эпитет) студеная                      лед       покой

                                                                  простор

 ( сравн.) словно тающий сахар

  • Почему автор говорит: «Нет безобразья в природе!»? Это действительно так?

  • Какой вопрос напрашивается?  (А где безобразие?) (возможный ответ: в жизни)

                                   «Все хорошо под сиянием лунным!»

                                           «Правда» при лунном сиянии…

                                                     (эпитет)

                                                     беспощаден

                                       

                                                      Царь Голод

                       (эпит.)                      

                   бесплодные                 

                                         дебри                                            

     надрывались                                                                 Божии ратники  

                      зной, холод                                                       мирные дети труда

жили в землянках                                                                     привычка к труду благородная(эп)

боролись с голодом                                                                      благослови работу народную

 мерзли                                                                                        научись мужика уважать

    мокли                                                                                   вынес достаточно русский народ

    болели                                                                           дорогу проложит себе        

грабили нас

секло начальство                                                        

(олиц.)давила нужда                                                    труд страшно громаден (гиперб.)

(гипер.) с вечно согнутой спиной                                       не по плечу одному

                                                         белорус

                             

              изможден лихорадкой                            губы бескровные (эпит.)

                                            больной             веки упавшие (эпит.)

                                             ямой грудь     язвы

                                                         тощие руки (эпит.)

                                     (гиперб.) вечно в воде по колено

                                                         ноги опухли

  «Трудно свой хлеб добывал человек!»                «Вынесет все…»

  • Что вы знаете о том времени? Почему такое возможно?
  • Как соотносятся 1 и 2 части?     (антитеза:  гармония в природе –  «безобразие»  в человеческой жизни)
  •  На  какие вопросы  мы нашли ответы?
  • Что еще осталось непонятным?
  • Кто строил дорогу? А генерал как считает?
  • Какая строка во 2 части помогает понять, кто прав? («Не по плечу одному»)
  • Почему же генерал считает, что дорогу строил Клейнмихель? Где будем искать ответ? (в 3 части).  
  1. Сделать письменный вывод: как вы понимаете строки: «Многие в страшной борьбе,/ К жизни воззвав эти дебри бесплодные, / Гроб обрели здесь себе»?
  2. Домашнее задание: (по выбору):
  1. Подготовить устный рассказ на одну из тем «Всё ли хорошо под сиянием лунным»?; «Рассказ о братьях наших - мужиках». Отметить в стихотворении черты реального и фантастического.
  2. Поисковое домашнее задание:  найти информацию: как и почему называлась эта дорога с 1855 года.
  3. Творческая работа: «Правда о строительстве первой железной дороги, рассказанная глазами Вани»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"Выхожу один я на дорогу..."

Данный материал представляет лингвистический анализ поэтического текста.В процессе групповой работы учащиеся развивают мышление,память,внимание,пополняют словарный запас языка. Вырабатывается чувство ...

Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации» /анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/

Цель урока:               –   познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева–   выявить основн...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Урок-презентация по литературе в 6 классе "Анализ стихотворения Н.Некрасова "Железная дорога"

Цель данного урока показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха...

Урок литературы в 11 классе. Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».

Урок литературы в 11 классе.Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны». Цели урока:-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакоми...

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. Пушкина « Зимняя дорога»

В русской литературе многие поэты развивали зимнюю тематику. У Пушкина она тесно связана с душевными переживаниями. Автор раскрывает две темы – красоты зимней природы и «сердечной тоски&ra...