И.С.Тургенев "Бирюк"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Липович Елена Алиевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_v_7_klasse_turgenev_biryuk.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по литературе

для 7 класса

с использованием технологии развития критического мышления

И.С. Тургенев «Бирюк»

(объяснение нового материала)

Оборудование и литература к уроку.

  1. Висленко Л.П. примерное перспективно-тематическое планирование литературы 5,6,7, класс.
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.
  3. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Методический совет.
  4. Литература. 7 класс. Учебник - хрестоматия под редакцией В.Я. Коровиной
  5. Раздаточный материал.
  6. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов

Цель урока: формирование у учащихся навыков анализа текста.

Обучающая задача:

- познакомить учащихся с произведением И.С. Тургенева «Бирюк»;

- сформировать навыки социально-психологической характеристики персонажа.

Развивающая задача:

- развивать навыки анализа текста;

- развивать навыки работы со словарем;

- развивать навыки выразительного чтения.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать внимание к выразительным средствам языка через наблюдение, а также анализ текста.

План урока

  1. Орг. момент.
  2. Повторение пройденного материала (проверочная работа).
  3. Новый материал.

А) «Бирюк» - рассказ из сборника «Записки охотника».

Б) Анализ рассказа «Бирюк»:

- природа в рассказе. Пейзаж как средство характеристики героя.

-описание интерьера и его функции в создании образа героя (изба лесника)

- конфликт (словарная работа)

- участники конфликта (создание характеристики)

- разрешение конфликта

- характеристика персонажа

4.  Подведение итогов

5.  Домашнее задание

6.  Организационный момент

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Повторение пройденного материала.

- На предыдущих уроках литературы мы с вами познакомились с творчеством одного из выдающихся русских писателей XIX века И.С. Тургенева. Мы прочитали и проанализировали рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».

   -  Прежде чем перейти к анализу рассказа «Бирюк», который вы прочитали дома, мы напишем небольшую проверочную работу по пройденному материалу (работа выполняется на листочках).

Учитель читает вопросы, детям необходимо сформулировать ответ и записать его на листке.

  1. Какое произведение принесло славу И.С. Тургеневу («Записки охотника»).
  2. Почему сборник вызвал резкое осуждение в правительственных кругах?
  3. К каким годам относится написание этого сборника? (1847-1851)
  4. Какие рассказы вошли в этот сборник?
  5. Какие еще произведения И.С. Тургенева вы знаете?

После написания работы используем прием взаимопроверки: дети обмениваются работами, учитель называет правильные ответы. Оценивание работ.

  1. Новый материал.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одним рассказом из сборника И.С. Тургенева «Записки охотника», с рассказом «Бирюк».

      Рассказ «Бирюк» был написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших

крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»

В «Записках охотника» писатель применил своеобразный прием: ввел в действие рассказчика – образ охотника. Этот образ помогает читателям глубже понять действительность, разобраться с происходящим, раскрыть тайны героев. Читатель как будто ходит по Орловским лесам, полям, заглядывает в избы вместе с наблюдательным, умным и знающим охотником.

- Вы должны были дома прочитать рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». Скажите, пожалуйста, какое чувство у вас вызвал этот рассказ? Понравился вам рассказ? Почему? (Выявление первоначального восприятия).

Анализ текста.

Пейзаж как средство характеристики героя.

- Давайте поговорим об этом произведении. С описания какого природного явления начинается рассказ? (с описания грозы).

- Давайте найдем в тесте произведения строки, в которых показано начало грозы, и прочитаем их.

«Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали  <…>  Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели <…> Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

- Какое настроение создают эти строки?

- Посмотрите, как живо и красиво описывает Тургенев грозу. Однако пейзажные зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики человека. Они помогают открыть переживания героя, оттенить настроение, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь очень важно обратить внимание на детали, которые помогают определить воздействие грозы на самочувствие человека и его поведение.

- Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии? (Бирюк)

-Что хочет сказать автор о герое, который появляется «при блеске молнии»?

(Бирюк появляется неожиданно. Писатель отмечает его звучный голос, высокую фигуру. Автор хочет подчеркнуть силу героя, сдержанность, показывая его «в контрасте с грозой».)

Описание интерьера и его функции в создании образа героя.

- Посмотрим на описание избы Бирюка. Прочитайте описание избы, обратите внимание на строчку: «… я посмотрел вокруг…»

(ученик читает текст)

- Какое яркое противопоставление мы видим? О чем говорит описание избы лесника?

(Описание избы говорит об убожестве, бедности: «закоптелая, низкая и пустая». Среди этого безотрадного существования теплица жизнь двух маленьких детей.)

- На какое отношение к Бирюку настраивает читателя это описание?

(жалость)

-Что хотел сказать автор, противопоставляя описание яркой, сильной бушующей грозы убогой избе Бирюка?

(Описание избы лесника говорит о его социальном положении, т.е. дает социальную характеристику герою – бедность -, а художественный портрет помогает выразить индивидуальные черты героя: высокий рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, мужественное лицо… В восприятии читателя рассказ о леснике как о «грозе мужиков» связывается с картиной грозы.)

Словарная работа

- Какой же конфликт лежит в основе произведения?

- Между кем возникает конфликт?

- А что такое конфликт? Как вы понимает это слово? Дайте определение конфликта.

 Ученики объясняют значение слова «конфликт»

- Посмотрим, какое определение слову «конфликт» дает С.И. Ожегов в толковом словаре.

конфликт – столкновение, серьезное разногласие

- Запишем определение в тетради.

Участники конфликта

- Вглядимся в участников конфликта. Обратимся к тексту.

(ученики читают характеристики мужика и Бирюка)

- А почему крестьяне прозвали лесника бирюком? Несет ли это слово помимо обозначения одиночества лесника оценочное значение?

Обратимся к словарю.

бирюк – 1. волк-одиночка

               2. (перен.) одинокий, нелюдимый человек

пояснение И.С. Тургенева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»

- запишем и это определение слова в тетрадь.

Характеристика персонажей

Составьте небольшой рассказ об участниках конфликта.

( задание выполняется по вариантам: 

1 вариант- характеристика мужика; 2 вариант- характеристика Бирюка)

Ученики зачитывают свои характеристики вслух.

- В чем же причина конфликта между мужиком и Бирюком?

(разорение мужика; ненависть всей деревни к Бирюку)

- На чьей стороне закон?

(на стороне Бирюка)

- Как автор оценивает ситуацию?

(зачитывают фрагменты текста, анализируют)

- Какая сцена является самой неожиданной?

(сцена, в которой Бирюк отпускает мужика)

- Давайте прочитаем эту сцену по ролям (чтение по ролям)

Разрешение конфликта

- Кто же разрешает конфликт? (Бирюк)

- Объясните, почему лесник отпускает мужика?

Мужик доведен до крайности: он сначала жалобно просит отпустить его, затем переходит к неожиданному для всех возмущению, доходящему до неистовства.

Бирюк отпускает мужика вовсе не потому, что испугался угроз мужика. Фома Бирюк многое передумал, слушая жалобы мужика. Бирюк верен своему хозяину, поэтому отпустить мужика Бирюку не просто. Возможно, ему показалось постыдной верность своему барину, а может и забудет про эту верность; тогда нельзя уже будет поручится как за сохранность угодий помещика, так и за жизнь Бирюка.)

Работа с иллюстрациями

- Обратимся к иллюстрациям, которые размещены на доске. Посмотрите на иллюстрации и попробуйте придумать рассказ (на задание отводится 3 минуты, задание выполняется устно.)

4. Подведение итогов.

- Мы с вами дали характеристику нашим героям. Какие чувства вызывают у вас образы лесника и мужика?

- Кому из героев симпатизирует автор? Почему вы так решили?

- Кто, по вашему мнению (автор, мужик или Бирюк), стоит на более высоком нравственном уровне.

- Какова же основная идея этого произведения?

Рассказ «Бирюк» - один из не многих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить протест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием замещения. Олицетворением помещика является Бирюк, наделенный некоторой долей ненавистной для мужика властью. Образ Бирюка – образ трагический: человек честный, суровый, жестокий, весь проникся принципам служения долгу. Однако при всей его правоте он  чувствует и правоту крестьянина, которого в лес привело нищенское существование. Автор достоверно передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.

  1. Домашнее задание

Подготовьте пересказ рассказа «Бирюк» от лица одного из персонажей.

  1. Орг. момент