Урок по рассказу М.Шолохова"Судьба человека"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Ацапина Валентина Михайловна

Разработка урока "Война и судьба детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_i_sudba_detey.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Война и судьба детей" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека")

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята. Тема нашего урока: Война и судьба детей.

Я просила вас найти лексическое значение слов. Справились с этим заданием?

Я хочу спросить, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "война"? (Смерть близких людей, голод, страдания и т. д.)

- Детство - это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации.

- Назовите те ассоциации, которые приходят на ум, когда вы слышите это слово.

Это хорошо, что с детством у вас связаны светлые воспоминания. Но не у всех они такие. Есть поколение, это ваши бабушки, дедушки у которых совершенно другие ассоциации. К этому мы вернемся немного позже.

- Многие писатели обращались к теме детства. В одних произведениях эта тема была основной, в других - одной из многих. Посмотрите на выставку книг, здесь вы видите произведения, в которых затрагивалась тема война и судьба детей

Сегодня наш разговор пойдет о героях рассказа Михаила Шолохова "Судьба человека"

Олег приготовил сообщение об истории написания рассказа.

В новогодние дни - 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года- в газете "Правда" был опубликован рассказ "Судьба человека", в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя Шолохов не осмелился сказать о том, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества.

В конце 50-х - начале 60-х годов творчество Шолохова привлекло пристальное внимание кинематографистов. Особый зрительский успех выпал на долю фильма "Судьба человека" (1959), получившего главный приз Московского международного кинофестиваля. Ленинскую премию и совершившего триумфальное шествие по экранам многих стран мира. Этот фильм был режиссерским дебютом Сергея Бондарчука, который сыграл в нем главную роль.

 Цель нашего занятия - определить, насколько глубоко показана трагедия детей. К пониманию трагических ситуаций, в которых оказались герои, мы будем подходить через слово, потому что литература - это, прежде всего, искусство слова. Главной "помощницей" на нашем занятии будет "художественная деталь".

1) Какова тематика данного произведения? (Военная тематика, показан тот уголок войны, где не стреляют).

2) Что изображает писатель в своем рассказе? (Изображены судьбы людей, искалеченные войной; тема оскорблённого детства).

4) Кто является главным героем рассказа?

Кратко опишите жизнь Андрея Соколова.

Конечно, главным героем рассказа является Андрей Соколов. В то же время нам важно понять, какую роль в этом отрывке играет образ Ванюшки.

Давайте посмотрим фрагмент кинофильма. А затем поговорим с вами о Ванюше

1) Демонстрация фрагмента из кинофильма С.Бондарчука "Судьба человека". (Эпизод у чайной.)

- Какие события показаны в данном эпизоде?

Каким автор представляет главного маленького героя рассказа?

 Какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика? Найдите это в тексте. ("...маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки ночью после дождя.

Словарная работа: "грязный, как прах" - дать толкование лексического значения.

         Вспомните диалог мальчика и "дяди-шофера". Что вы узнали о Ванюшке из его реплик?

 Что довелось пережить ему к моменту встречи с Андреем Соколовым? Какую черту в образе Ванюшки подчеркивает информация о том, что пережил он во время войны?

(Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбежки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец; у него нет дома, он голодает. Подчеркивается незащищенность, уязвимость мальчика).

Словарная работа: "уязвимость", "незащищенность".

2/ Что еще может узнать читатель о Ване по тому, как он отвечает на вопросы? Обратите внимание на интонационно-синтаксический строй реплик. Этот строй свидетельствует о некотором автоматизме ответов: видимо, ребенок не первый раз отвечает на подобные вопросы. Кроме того, лаконичные слова "не знаю... не помню... никого... где придется" в данном контексте усиливают ощущение тяжести того, что уже перенес этот маленький мальчик. 

3/ Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашел отец?

Как в речи Вани передается его эмоциональное состояние в данный момент? (Восклицательные предложения, повторяющиеся синтаксические конструкции, трижды повторенное слово "найдешь" свидетельствуют о том, как истосковался этот ребенок по теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в нем была надежда.)

4/ Какие еще слова помогают охарактеризовать состояние мальчика?

("...тихо так говорит...", "шепчет", "спросил, как выдохнул", "звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно".)

Чьими глазами мы первый раз видим Ванюшку?

Как вы думаете, чем уж так "полюбился" мальчик Андрею Соколову?

Как Андрей Соколов реагирует на его рассказ? Почему?

Какими художественными средствами передается взволнованное состояние героев после объяснения?

(Сравнения "будто травинка под ветром", "как свиристель", восклицания "Боже мой, что тут произошло! ...Как я тогда руля не упустил, диву можно даться!.. Какой уж там мне элеватор...")

1/ Как, по-вашему, было принято решение Андреем Соколовым?

2/ Как долго длилось знакомство мальчика и Андрея Соколова до решающего разговора? (Три дня, на четвертый день произошло решающее событие.)

3/ Найдите в тексте момент, когда вы с уверенностью можете сказать, что Андрей Соколов принял решение усыновить мальчика.

Просмотр эпизода  В машине

 Какие беды принесла детям война?

(Потеря близких людей, попрошайничество, лишение крова, страх, каждодневные страдания от голода.)

К счастью, еще живы те, чье детство совпало с военными годами. Кто на себе испытал все трудности военного детства.  Света приготовила нам видеоматериал, воспоминания ее родных о военном детстве. Давайте посмотрим его.

Много десятилетий прошло с тех пор, но боль не утихла, мы видим, что со слезами на глазах вспоминают они о своем детстве.

Ребята, как вы думаете каким человеком станет Ванюшка?

Чтение отрывка

 "Тут главное - не ранить сердце ребёнка

Ребята, я хочу, чтобы вы, став взрослыми, были заботливыми родителями, чтобы детство ваших детей было счастливым.

Сирот сейчас 740 000

В войну 680 000

- Михаил Шолохов не был бы настоящим писателем, если бы только обозначил трагедию детей. Он наметил пути выхода, показал "свет в конце тоннеля".

- Как вы думаете, какой выход подсказывает писатель? В чем он видит спасение людей?

(Спасение людей в любви, в понимании: А.Соколов усыновил Ванюшку и спасся сам.)

Показ заключительного эпизода

. Задание на дом.

Выводы по проблематике урока делают сами ученики, выполняя следующее задание.

- Как вы думаете, почему, начиная урок, мы с вами подбирали ассоциации к слову ДЕТСТВО? Представьте и запишите, какие ассоциации со словом ДЕТСТВО могли бы возникнуть у Ванюшки. Письменно объясните, почему у него могли возникнуть именно такие ассоциации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл

Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл...

Конспект урока « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

"Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"...

урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"

Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...